Истории, рассказанные в электричке. Часть 8

УРОКИ РУССКОГО. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Сегодня мы оставим маршрутки и для разнообразия прокатимся в электричке. Да простят меня читатели за этот ужас, но это БЫЛО - и первая часть, и вторая.

================ЧАСТЬ 1-Я. ТЕОРИЯ
В институте нам два года читали курс современного русского языка. Мы сперва удивлялись, но быстро «въехали в тему» и не пропускали ни одной лекции.
Фразеология, лексикография, фонетика, орфоэпия, морфология…Русский открывался новыми гранями, манил, удивлял, завораживал. Когда мы дошли до арготизмов (они же жаргонизмы, они же арго), началось совсем уж невероятное: нас ожидала лекция… по русскому мату (!), который тоже оказался – арго.

По злой иронии судьбы современный русский нам читала декан факультета Нина Сергеевна Березина. Мы узнали, что мат является составляющей «великого и могучего» и подчиняется его законам. В нём есть имена существительные («Про себя, пожалуйста!»), имена прилагательные, есть глаголы, и даже наречия («Я повторюсь: про себя»).

Существительные относились к мужскому либо женскому роду, имели единственное и множественное число, изменялись по падежам, то есть склонялись. С розовыми от напряжения щеками Нина Сергеевна предложила нам просклонять про себя имя существительное и определить тип склонения. Аудитория радостно склоняла. «У меня – второе склонение!», «А у меня – первое!» «Ой, а у меня третье!»…

Глаголы также имели род, число, время, наклонение…

- А сейчас возьмите инфинитив любого глагола (неопределенная форма, отвечающая на вопрос: что делать?) и проспрягайте его.
Спрягать матерные глаголы было интересно. Многие (в том числе автор сего безобразия) делали это впервые в жизни... Нине Сергеевне этого показалось мало, и она усложнила задачу:
- Определите категорию лица, категорию вида. Образуйте глагольные формы – причастие, деепричастие... Та-аак, смеяться прекращаем, работаем.

Аудитория с упоением определяла категории нецензурных глаголов и образовывала нецензурные формы… 
Интереснее всего было "работать" с прилагательными…

==========================ЧАСТЬ 2-Я. ПРАКТИКА
...Десять лет спустя я возвращалась с дачи - в набитой народом электричке, примостившись на краешке сиденья (больше места мне не оставили) и поставив на ногу рюкзак (на другой ноге стояла чья-то сумка). Через два купе от меня, ближе к дверям, разместились любители "тихой охоты" – в крепких, добротно сшитых штормовках, резиновых сапогах и кепках с козырьками. Багажные полки занимали внушительного вида корзины… И где они столько грибов набрали, аж завидки берут...

Мои мысли озвучил сидевший с грибниками мужчина. На коленях он держал полную корзину орехов (справедливо опасаясь ставить её наверх).
 - Грибы-то где собирали, мужики?
 – Да грибов-то в лесу много, пошли грибы-то... А вот ты где столько орехов набрал?
 Дальше был, что называется, бартер. Наклонив головы и образовав тесный междусобойчик, мужики делились информацией. До меня донеслось то самое арго…

Про грибы слушать было неинтересно (у нас на дачах их вёдрами собирают), а вот про орехи... Орехи интересовали меня чрезвычайно. Я встала, сделав вид, что мне пора выходить (место тут же заняли), протиснулась между пассажирами к «источнику информации», задержалась у дверей и навострила уши.

Услышанный мною текст не поддавался переводу. Про грибы, слава богу, закончили, и теперь любитель орехов объяснял, как найти дорогу к его «грибному» (ореховому то есть) месту. Объяснял он, надо признать, доходчиво и без обиняков.

- Значится, так, мужики. На Зеленоградской выходишь на х... и п….дуешь через лес. Если прямо идти, там болото, его обходить – о…еть. Надо брать левее на х... Выходишь,значит, на шоссе  и х…ришь до развилки. От развилки бери налево, через овражек прое…шься, за ним поле, за полем лес. И прям на опушке – орешник. Орехов там – е…ть-перевернуть!..

… Орехов мне уже не хотелось. Хотелось возмутиться и заткнуть уши, но я отчего-то стеснялась. На следующий день мы с мужем, вооружившись  корзинами, отправились по указанному маршруту. Болото. Шоссе. Развилка. Овраг. Поле... Я шла и поминутно дергала себя за язык, вспоминая "ориентиры" (я в жизни не материлась!). Наконец мы дошли до заветного места. Орехов действительно было – е... -перевернуть.

«Рассмотренный нами арго является уникальным: поражает его многосторонность, многогранность, я бы сказала – универсальность» - вспомнились мне слова декана нашего «многогранного и многостороннего» факультета, и я улыбнулась.


Рецензии
-Ох, читала "ориентиры" и хохотала!!! По ориентирам-то этим и нашли ореховые места! Вот он наш русский! Наш любимый! Несравненный! Незаменимый! Наш русский язык. А у Винокура-то, помните там бригадира-сантехника (интермедия А.Щеглова)? И тоже - пошло дело! А без мата... никак...
Спасибо, Ирина!!

Тамара Петровна Москалёва   15.11.2020 07:38     Заявить о нарушении
Винокура я не смотрела, не люблю такого рода юмор. А лекцию запомнила надолго, и как алели щёки у Нины Сергеевны, и как сводило пальцы от скорости написания, и как она говорила: не пишите это, на экзамене этого не будет:)))))))))

Ирина Верехтина   15.11.2020 22:54   Заявить о нарушении