Мои женщины Июнь 1963 Фея-Клио

Мои женщины. Июнь 1963. Фея-Клио.

Александр Сергеевич Суворов (Александр Суворый)

Мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, отцам и матерям о половом воспитании настоящих мужчин.

Иллюстрация из сети Интернет.
Музы, танцующие с Аполлоном, Бальдассаре Перуцци, XVI в н.э.
 

Продолжение главы «Мои женщины. Июнь 1963. Фея-Ива».



В обеденное время в четверг 20 июня 1963 года погода была прохладная, всего 12-13°С и всем обитателям дома отдыха «Сосновый бор» хотелось уюта, тепла, сытости и благополучия, поэтому после обеда «на улице» практически никого не было, все «забились по щелям».

Кто-то играл в карты, кто-то в домино, кто-то просто беседовал и рассуждал о последних новостях…

Наши мужики тоже решили после обеда никуда не идти, не искать «приключений на свою заднюю часть», а мирно расселись и разлеглись по своим койкам, чтобы «переварить этот советский трудовой обед».

Так выразился наш «толстяк», когда «откушал»:

суп гороховый с гренками, достоинством которого были обилие гороховой крупы и температура – суп подавальщицы наливали не на кухне, а из горячих кастрюль прямо у столов и наливали всем столько, сколько просили;

салат «Новинка», в котором «новинкой» были не твёрдая капуста, не вялые огурцы, не жирный остропахучий майонез и даже не полусырые зёрна кукурузы, а неизвестно откуда появившиеся фиолетовые фигурные листики «заморского» салата;

макароны отварные и бефстроганов, от которого было только наименование, «смочившее» неким наполовину мясным соусом холодные слипшиеся макароны.

Единственным радостным моментом сегодняшнего обеда было обилие чёрного хлеба и очень вкусный горячий кисло-сладкий компот, который сердобольные подавальщицы щедро наливали всем и каждому «с добавкой».

«Набузовавшись» компотом и хлебом мы, мужики нашей дружной мужской компании отдыхающих, медленно брели по дорожке от столовой до нашей палаты-спальни и некоторые из нас уже начали оглашать окрестности газовыми результатами переваривания горохово-кукурузного обеда…

Настроение у всех было грустным…

Чувствовалось, что всем грустно оттого, что скоро нам нужно будет разъезжаться по домам и по местам работы, что скоро закончится беззаботный отдых, что даже этот обед мы уже никогда больше не съедим, потому что «вряд ли вообще будем кушать здесь что-либо вкусное».

Так вполголоса выразился наш «лысый» и его «заклятый друг» «черноволосый» молча дружески обнял его поникшие плечи.

«Очкарик» вдруг напомнил всем о корзинке-подарке феи-Валентины и все немного оживились, вспоминая мой рисунок-портрет Валентины, её запутавшиеся в акации волосы, моё «геройство» и наше «бегство зигзагами» с корзинкой – подарком благодарной и щедрой женщины, которая была нашим «единственным светлым воспоминанием».
   
Так сказал «очкарик» и все посочувствовали ему, потому что он так и не нашёл среди отдыхающих в доме отдыха женщин ту единственную, которая могла бы составить ему «пару».

Даже я уже хорошо понимал, что мужики и женщины, приехавшие в этот дом отдыха, стремились познакомиться друг с другом и пообщаться, чтобы «полюбиться»…

Я и сам, после приключений с феей-Валентиной, тоже хотел с кем-нибудь из девчонок подружиться, поиграть, побыть вместе, погулять по тропинкам соснового бора, сходить к Оке на крутой косогор, показать места, где мы ловили рыбу и поймали «фею-щуку»…

Только в этом доме отдыха девчонок почти не было, были только несколько мам и бабушек со своими совсем маленькими детьми, да ещё были парни и девушки, которые не годились мне по возрасту, зато полностью подходили моему старшему брату, а также всем остальным мужчинам…

Предчувствуя скорое окончание нашего «мужского приключения» и возвращение домой, я начал серьёзно грустить и печалиться. Я даже не мог себе представить – что же я буду делать дома?

- Как что?! – сказал во мне внутренний голос «деда Календаря», - А рисовать? А играть с ребятами на улице? А маме помогать по хозяйству? А к школе готовиться?

Я ждал, что скажет на это внутренний голос моей Феи красоты и страсти, но она молчала…

Тогда я сам возразил «деду Календарю»…

- Рисовать я могу и здесь, - возразил я мысленно моему старому другу. – Играть мне с маленькими детьми не интересно, а взрослые парни меня к себе не пускают. Маме помогать я, конечно, буду, но она и без меня справляется лучше всех. А к школе готовиться ещё рано – лето только начинается.

- Тогда читай, - нарушила молчание моя Фея красоты и страсти. – Больше читай и смотри кино – это самое полезное сейчас для тебя.

Настал черёд промолчать моему другу, деду Календарю. Он всегда молча признавал правоту моей Феи красоты и страсти…

Я молча слушал, как лениво переговаривались мужики между собой, взглянул на моего папу, который внимательно читал «Правду» и ревниво поджимал под себя ещё не прочитанные им газеты, потом проводил глазами моего старшего брата, который «втихаря» ускользнул «на улицу» и тоже решил уйти «куда глаза глядят»…

Никто не обратил внимания на то, что я молча оделся, обулся в ботинки и тихо вышел за скрипучую дверь нашей палаты-спальни на открытую террасу. От такого невнимания мне стало до слёз обидно, и я пошёл-побрёл по песчаной дорожке к зданию администрации дома отдыха, в котором располагалась библиотека.

В библиотеке никого не было, кроме какой-то незнакомой женщины, которая сидела на стуле у окна и читала какой-то журнал.

Она приветливо посмотрела на меня, улыбнулась и сказала, что библиотекарей нет, поэтому книги она выдавать не может, а запретить мне их посмотреть или почитать тоже не может, так как сама «без спросу» читает тут журналы…

Я кивнул ей в ответ и робко направился к полке, на которой были различные альбомы по искусству.

Я наугад взял какой-то большой альбом, только собрался его раскрыть на пыльном подоконнике, как услышал мягкий добрый голос этой незнакомой женщины…

- Ты любишь искусство, живопись? – спросила меня женщина. – Ты, вероятно, сам рисуешь?

Из-за книг на полках я не мог видеть лица этой женщины, поэтому только с внезапным волнением вслушивался в её голос. Голос был добрым, не злым, не приставучим и не менялся, значит, она продолжала сидеть на своём стуле и не приближалась ко мне.

Я не очень-то испугался, поэтому набрал воздух в лёгкие и храбро ответил ей: «Да, я рисую! Даже портреты»…

- Молодец! – похвалила меня женщина. – Я слышала, что ты нарисовал портрет одной женщины. Он ей очень понравился.

У меня от волнения и предчувствия чего-то необычайного перехватило дыхание, но я промолчал.

- А что тебе ещё нравится, кроме рисования? – спросила меня женщина. – Какие книжки ты читаешь?

- Разные, - ответил я настороженно. – Всякие интересные…

- Например? – опять спросила меня женщина и я растерялся.

Я вдруг «напрочь» забыл названия книжек, которые я давно или недавно читал…

- А я, знаешь, какие книжки люблю читать? - после минутного молчания спросила меня женщина и тут же сама ответила, - Такие, из которых можно узнать, что было и что будет.

- Вот, например, ты знаешь, что было в этот день сто лет тому назад? – вновь спросила меня странная женщина. – А что будет через один день, но двадцать два года тому назад?

Я страшно удивился: «Как это? Что это значит – будет послезавтра, но двадцать два года тому назад?»…

- Послезавтра рано утром фашистская Германия нападёт на нашу страну, - сказала женщина грустным голосом, - и это было двадцать два года тому назад.

- Было, - сказала она ещё печальнее, - а больно будет только послезавтра…

Я опять удивился и стал потихоньку перемещаться за стеллажами так, чтобы увидеть в просвете между книгами эту странную женщину.

- Сегодня 20 июня 1963 года, - продолжала вполголоса говорить женщина,  и мне показалось, что она говорит это не только мне, а самой себе. – Сегодня Федотов день. Федот-урожайник. День памяти священномученика Феодота Анкирского.

Я немедленно вспомнил моего друга деда Календаря и его «народный природный календарь»…

- И какие приметы в этот день? – вдруг услышал я свой хриплый голос, хотя сам ничего не хотел ей говорить.

- Приметы? – с некоторой долей удивления переспросила меня женщина. – Разные. Например, в этот день, который на самом деле всего седьмой с начала лета, погода предсказывает, какой будет урожай ржи осенью. Если погода тёплая, ясная, - то урожай будет хороший, зерно созреет полностью, будет крупное, налитое. Если же будет сегодня прохладно и дождливо, то зерно ржи будет тощее, худое, плохое и урожай - скудный.

- Вот почему в народе говорят: «Святой Федот тепло даёт – рожь в золото ведёт» - сказала женщина и добавила, - А если «Святой Федот на дождь поведёт, то это к тощему наливу».

- А, если, как сегодня – не дождь, но и не тепло? – снова услышал я свой голос, который не моим голосом и тоном, а голосом деда Календаря спрашивал эту женщину.

- Тогда урожай ржи, вероятно, будет средним, не тощим, но и не полным, - немного неуверенно ответила женщина.

- Вообще-то дождик для земледелия не помеха, а помощник, - сказала опять уверенным тоном женщина. – Недаром в пословицах говорится? «Дождь - кормилец», «Дождь - земле супруг», «Наше счастье - дождь да ненастье», «Пошлёт бог дождливой благодати - будет хлеб», «Даст Бог дождь - будет и рожь», «Не только хлебу полезны дожди, но и травам, ягодам, грибам», «Будут дождички - будут и грибки».

Я вспомнил, как моя мама часть повторяла эти пословицы, когда мы собирались идти в лес по грибы и ягоды…

- А ещё сегодня открыт Беломорско-Балтийский канал длиной 227 километров со 100 гидросооружениями, соединивший Белое море и Онежское озеро, - сказала гордо, но печально эта странная женщина. – Было это ровно 30 лет тому назад...

- Этот канал пробит в скальных породах практически вручную кирками и лопатами, руками множества людей всего за один год и девять месяцев, - сказала женщина и добавила. – Для сравнения знай – Панамский канал длиной 80 км между Атлантическим и Тихим океанами строился 28 лет, Суэцкий канал длиной 160 км между Средиземным и Красным морями строился 10 лет.

- А ещё 26 лет тому назад в этот день успешно был завершён перелёт Чкалова, Байдукова и Белякова в США через Северный полюс, - гордо и радостно сказала женщина. – Советские лётчики непрерывно летели в воздухе 63 часа 16 минут. Это был подвиг почти такой же, как сегодня полёты наших советских космонавтов.

- Ты про полёты наших космонавтов знаешь? – спросила меня женщина. – Знаешь, что в космосе летала наша советская женщина, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова?

- Знаю, - уже сам, продираясь через внезапно ставшее сухим горло, ответил я этой женщине. Я уже начал привыкать к её негромкому, простому, доброму дружелюбному голосу.

- Хорошо, - быстро ответила мне женщина. – А тебя как зовут? Случайно не Артемий?

Смешное имя меня чуть-чуть расслабило, я приободрился.

- Нет, - сказал я и ещё на несколько сантиметров осторожно передвинулся, чтобы наконец-то увидеть эту женщину. – Меня зовут Саша.

- Жаль, - откликнулась женщина, - что ты не Артемий и не Антонин, а то бы сегодня был день твоих именин.

- А ещё сегодня именины Валерии, Кириакия, Клавдия, Мария, Марии, Маркела и Федота – скороговоркой произнесла женщина чудные имена.

- А вас как зовут? – вновь услышал я свой незнакомо-знакомый взволнованный голос.

- Зови меня, - женщина чуть-чуть задержалась с ответом, - Клио. Да, Клио, так будет вернее…

«Клио! Какое чудное имя», - подумал я и от чего-то ещё больше взволновался. Где-то я уже слышал это имя похожее на наше русское имя Клава…

- Понимаешь, - доверительно сказала мне женщина, - я помню многое из того, что случалось в мире в разные времена и дни.

- Например, в этот день, только 413 лет назад пожар в Москве уничтожил большую часть Посада, который впоследствии назовут «Китай-город», а 259 лет назад в этот наш прохладный летний день по Нарвскому договору Польша вступила в Северную войну на стороне России против Швеции.

- 181 год тому назад, - продолжала рассказывать эта женщина Клио, - утверждена Большая государственная печать США, а 171 год тому назад в этот день состоялась Великая Французская революция: народное восстание в Париже.

- Ты знаешь, когда в России впервые состоялся полёт на воздушном шаре? – с просила меня женщина и тут же ответила сама, – в этот день, но ровно 160 лет назад. Сегодня в Санкт-Петербурге в саду Кадетского корпуса впервые в России в небо взлетел воздушный шар с людьми в корзине.

- 126 лет тому назад в этот день королевой Великобритании стала Виктория I, - быстро начала перечислять Клио. – В честь этого события в Англии выпущена в обращение первая английская почтовая марка – «однопенсовая Королева Виктория».

- 96 лет назад в этот день президент США Эндрю Джонсон объявил о покупке у России Аляски, - коротко сообщила мне Клио и добавила, - Зря наши тогда продали за бесценок эту землю в Северной Америке, зря.

- 70 лет назад открыта основанная Дмитрием Ивановичем Менделеевым «Главная палата мер и весов», а 30 лет тому назад в этот день была создана генеральная прокуратура СССР.

- 26 лет тому назад в этот день в Ленинграде был арестован режиссёр Всеволод Мейерхольд, а 13 лет назад в этот день в газете «Правда» опубликована статья Сталина «Марксизм и языкознание», - голос Клио становился всё глуше и глуше.

После этого Клио замолчала…

- Как вы это всё помните и знаете? – вдруг спросил я её и удивился смелости моего вопроса и голоса.

- Не знаю, - помолчав, ответила Клио. – Помню и всё. Даже года и даты не считаю. Я их просто знаю.

- Наверно, это мой крест – помнить и знать, если не всё, то многое, - с печалью в голосе сказала мне Клио. – С одной стороны это очень интересно, а с другой – сильно напрягает, потому что «во многие знания многие печали»…

Я уже слышал это выражение от моей мамы. Она иногда мне говорила эти слова в ответ на мои вопросы.

- И всё же, лучше знать, чем ничего не знать и попадать в разные передряги, - бодро воскликнула Клио. – Кто знает, тот многое разгадает, говорят латыши.

- Учись, Сашок, смолоду – под старость не будешь знать голоду, - сказала весело Клио. – Это мне ещё мой отец говорил, а он знал в тысячу раз больше меня. Мой папа знал и умел всё на свете, потому что он был бог…

- Знать, Сашок, - сказала задумчиво Клио, - это значит правильно жить, не ошибаться, не подставляться, не страдать от людского незнания и неправды. Бог велит всех знать и со всеми знаться и вовремя узнавать волка и в овечьей шкуре.

- Знаешь, как говорили самые древние люди? – спросила она не меня, а через меня саму себя. – Знать зверя по когтям, знать и по копытам. Древние по следам и по делам, по поступкам могли отличать зверей и людей – кто хищник, а кто мирный… зверь.

- Знать знатных людей, Сашок, очень полезно, - сказала горько Клио. – Знать бы знать – не ходить бы в рать, то есть в войско, на войну, в сечу. Знаться, то есть дружиться, общаться, делиться знаниями со знающими людьми – это значит вовремя избегать смертельной опасности: Кто предупреждён, тот вооружён…

- Ты согласен со мной, Саша? – спросила меня Клио, и я тоже подумал о том, что невежливо молча слушать эту женщину и никак не откликаться на её интересные слова.

- Согласен, - ответил я и вдруг неожиданно для самого себя произнёс одну из пословиц, которую слышал ещё от деда Календаря. – Знать не знаю, а дело моё. Мне очень интересно то, о чём вы говорите…

- Хорошо, - согласилась со мной Клио. – Знать не знаю, ведать не ведаю, но хочу знать паву по её перьям, да?

Я не очень-то понял последние слова Клио, но она не дала мне времени на размышления…

- Ещё солнышко высоко, сказала лиса в яме, да знать тут ночевать, - со смешком сказала сама себе Клио. – Два облака бежат – знать, погоду ворожат. Давай заворожим мы с тобой сегодня со вчерашним для завтрашнего?

Я опять ничего не понял, поэтому согласно промолчал и Клио начала мне ворожить-рассказывать…

- Знать-ведать, Сашок – это очень полезное дело, - доверительно и совсем не по-учительски сказала Клио. – Например, хороший рыбак должен уже по клёву знать, что рыбу на крючке сазаном звать. То же самое и в любом деле…

- Уже по повадкам, по нраву, по поведению знающий человек может узнать доброго человека и тогда «добрую жену взять – ни скуки, ни горя не знать». Только для этого нужно учиться узнавать и познавать людей, - добавила Клио.

- Больше знать, так меньше спать, потому что знание лени-неги не любит, это труд интересный, но трудный, - сказала мне Клио. – Зато ты будешь знать по лицу, сколько лет молодцу, и по рылу знать, что он не простых свиней, а из людей.

- Про «рыло» это я конечно чуть-чуть грубовато, но ничего, народ не зря так говорит, потому что у кого-то лицо, а у кого-то – всё равно рыло. Главное – знать и угадать, что за человек скрывается за этим лицом.

- А как узнать человека по лицу? – вдруг спросил я Клио и опять подивился знакомым ноткам в моём голосе от голоса деда Календаря.

- Не стыдно не знать, стыдно не учиться, - ответила мне Клио. - Осла узнаешь по ушам, медведя по когтям, а дурака по речам. По работе узнают мастера, а по долгогривой бороде без ошибки знать, что такого «лопатой» звать. Либо берёт, либо кидает, как лопатой загребает. По приёму молодца узнаёшь в нём удальца.

- Большинство людей, - задумчиво сказала Клио, - живёт по принципу: «Тем только и дышим, что знать не знаем, ведать не ведаем», потому что «меньше знаешь – крепче спишь». Только эти люди вынуждены говорить: «Кабы знать да ведать, где нынче обедать», потому что незнание порождает голод, беду и разные неприятности. Оттого они говорят-сетуют: «Кабы знать, где упасть, так бы соломки подостлать».

- Дело в том, Сашок, - сказала доверительно Клио, - что знающий человек знает, где нужно соломки подостлать, чтобы мягче было упасть. Он даже знает, где раки зимуют, с какой стороны ветер подул и хоть живёт «с краю», то есть скромно, но и сам «с угла», то есть востёр, остроумен.

- Знающий человек, Сашок, знает минутам цену, а секундам счёт, потому что знает и ворона, что нужна оборона. – продолжала говорить Клио.

Я уже давно сидел на полу, прижавшись спиной к нижним книжным полкам библиотечного стеллажа и подостлав под себя один из больших альбомов в твёрдом переплёте. Мне было уютно, тепло, хорошо и я с удовольствием слушал размеренный добрый голос моей Клио.

- Конечно, - рассуждала Клио, - люди всё же многое знают о себе и о других. Недаром говорят: «Знаем мы и сами, что кривы наши сани», «Знай сверчок свой шесток», «Знает и дед, в какую пору обед». Это люди только прикидываются, что они «знать не знают, ведать не ведают». На самом деле «каждая свинья знает своё порося», «знает и щука, в чем ей докука».

- Всё потому, что действует особое народное правило: «Знает сила правду, да не любит сказывать», - веско сказала Клио. – Правда, Сашок, это знание истинное, но у каждого своя «правда», кому на пользу, а кому – на вред.

- Много будешь знать – скоро состаришься, то есть не по годам станешь старшим, мудрым, всезнающим, но немолодым, не бодрым и не безрассудным храбрецом, - сказала мне Клио.

– Всему своё время, место и срок: время быть молодым, время – старым, поэтому не надо торопить свой век, который тебе отпущен Судьбой: как вырастешь с мать, так всё будешь знать, а пока живи по принципу: я знаю, что я ничего не знаю, поэтому учись.

- Хочешь, не хочешь, Сашок, - сказала Клио, - но нужно стремиться всё знать, как свои пять пальцев и уметь свои знания использовать так же, как свои пять пальцев. Где-то в носу поковырять, где-то пробу снять, а где-то и в нос кулаком «тыкнуть». Всякий должен знать, как врага побеждать.

- Башкирские и казахские степняки издревле знают, что «знающий человек от тысячи бед избавится», алтайцы, что «знающий всё с полуслова понимает», а татары, что «много знай, но мало высказывай».

- Почему разные народы создают одинаковые пословицы и поговорки? – спросила меня Клио и я с трудом разомкнул свои потяжелевшие ресницы.

- Потому что «знающий человек – это много видевший человек», - сама же ответила на свой вопрос моя Клио.

Я уже почти точно знал, что это встреча не случайная, что эта женщина за стеллажами с книгами не простая, а моя Фея красоты и страсти, что она специально явилась сюда в этот грустный день, чтобы поддержать меня своими необычными речами.

Я слушал речь Клио так, как будто слышал журчание ручейка, шум листвы и веток деревьев под лёгким ветерком, как шум дождя. Мне было несказанно хорошо внимать её словам, запоминать некоторые её выражения, представлять её слова-образы и чувствовать, как она учит меня чему-то пока непонятному, но очень хорошему…

- Знающему светло, незнающему темно, - говорят туркмены, - сказала-поведала мне Клио. – Киргизы говорят: «Кто не знает, тот яд пьёт», «Не может знать силу врага тот, кто не сражался с ним», а узбеки – «Кто малое не познал, тот великое не познает».

- Армянский народ, одни из самых древних народов, вывел для себя и для нас хорошее правило, которому ты, судя по твоему внимательному молчанию, следуешь: «много знать, мало говорить – честь для юноши» - вдруг сказала мне Клио и я встрепенулся.

"Действительно!", - подумал я, - "Чего это я всё молчу и молчу, ничего не говорю? Может быть оттого, что ничего не знаю?".

- Нет, - сказала Клио. – Ты многое уже знаешь. Просто ты ещё не зазнался, не пресытился знаниями, не возгордился тем, что знаешь.

Я нисколечко не удивился тому, что моя Клио «прочитала» или «услышала» мои мысли, так и положено фее. Я только подивился тому, что она верно определила мой интерес всё видеть, слышать и знать.

- Зазнаётся тот, кому повезло больше других, - сказала Клио. – Он думает, что он многое познал и многое умеет, а на самом деле ему просто повезло, подфартило и судьба горько над ним посмеётся в нужное ей время…

- Чем зазнаешься, на том и сломаешься, - сказала Клио. – Всякий, кто высоко летает, где-то обязательно сядет и всякий, кто пылит, тот пылью и покрывается.

- Зазнайка в своей амбиции гроша не стоит в амуниции, то есть в форменном облике, потому что всё равно – выше своего носа не поднимешься, а поднявши косу – споткнёшься носом.

- В жизни всякое бывает, всякое случается, но евши пирога, помни и сухую корочку, не возносись высоко, не падёшь глубоко. Заносчивого коня построже зануздывают, а с высокого полёта голова кружится…

- Журавлиная походка журавлю под стать, а нашей стати – ходить да скакати. Вот почему всякая козявка скачет в букашки, но высоко взлетела, да низко села.

- Зазнайство не возвышает, а унижает, потому что гордым быть – глупым слыть, - сказала веско Клио. – Это уж я точно знаю, насмотрелась – убедилась: как пышка не дуйся, не пыжись, а выше пирога не будешь...

- Запомни, Сашок, - сказала Клио и я невольно навострил уши. – Кто гордо носит шапку набекрень, не трудно ветру сдуть её и в ясный день, себя жалеючи, кверху не плюй – на  себя попадёшь, не воображай, а соображай, человек зазнается, когда ему многое даром даётся.

- Даром, Сашок, только подарки даются, - горько сказала Клио, - а истинное добро познаётся и даётся только трудом. Однако, что нос кверху, что нос книзу, что зазнайство, что отчаяние, то одинаково плохо. Зазнайка с виду хорош, да цена ему грош. Кто зазнаётся, тот без друзей остаётся, а с людьми знаться, значит, не зазнаваться.

- Я знаю, - вдруг ответил я на длинную речь моей Клио. – У нас, пацанов, про таких говорят: «Ты, что? Умнее всех что ли?».

- Верно, - согласилась Клио, в её тоне я почувствовал, что она обрадовалась тому, что я внимательно слушаю.

- Нет худшего порока, чем зазнайство, - продолжала Клио, и я снова погрузился в приятную дрёму.

- Кстати, - поделилась со мной Клио, - от лёгкого успеха родится зазнайство, от лёгкой удачи – чванство. Ты это знал?

Я хотел было ответить, но Клио продолжала, будто увидела, как я сонно кивнул головой…

- Мир, Сашок, освещается солнцем, а человек светится знанием, - сказала мне Клио, и я почувствовал, как её голос стал превращаться в голос моей мамы.

- Знание – дело наживное, но дороже всякого богатства. Когда знаешь – дело делается, а когда не знаешь – ничего не лепится. Бывает так: мастер по званию, да не мастер по знанию, поэтому не гордись званием, а крепись знанием.

- Половина ума человека – это знание, а вторая половина ума – умение, - услышал я голос Клио. – «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою» - это сказала Надежда Константиновна Крупская, жена Владимира Ильича Ленина. А жизнь, Сашок, это борьба во всём, даже с самим собой, со своей ленью…

Я снова встрепенулся и поднял потяжелевшую голову, но ничего уже не мог с собой поделать. Я откровенно дремал, «клевал» своим курносым негордым носом, но сквозь дрёму внимал и слушал плавную речь моей феи красоты и страсти, моей Клио.

- Не говори, Сашок, о том, чему учился, а говори о том, что ты познал, - сказала вдруг жёстко, как командир, моя Клио. - Больше узнаешь – сильнее станешь, где нет знаний, там нет и смелости, если руки поборют одного, то знание – сотни или тысячи.

- Главное, Сашок, - говорила Клио, - гордись не знанием верхушек, а знанием корней. Зри в корень, в суть вещей, доходи до всего сам. Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знание нажил.

- Знание, Сашок, только трудом и с трудом добывается, поэтому знание и мудрость украшают человека, даже если он весь в морщинах и сединах, - сказала Клио.

- Знания не кошель: за плечами не носить и знания на плечи не давят, они никому не в тягость, потому что кто знаниями обладает, тот всюду побеждает, - продолжала говорить и говорить Клио, и я начал про себя удивляться богатству и разнообразию её слов, поговорок и пословиц.

Особенно мне понравилось её выражение: «Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота – чтобы знания черпать» и ещё: «У пространства нет размера, а у знаний нет предела».

Действительно, я вспомнил рассказ моего старшего брата о древнегреческом учёном, который нарисовал ученику на песке два пересекающих друг друга круга. Один круг, поменьше, был кругом знаний ученика, другой, побольше, - учителя. Каждый из них знал то, что было в круге, но каким бы круг ни был большим, а его граница с пространством неизведанного вне круга была всё больше и обширнее…

- Верно, - сказала Клио, как будто слышала моё мысленное воспоминание. - Как бы ты ни знал много, а больше народа не узнаешь. В народе обязательно найдётся человек, который знает больше и лучше тебя, потому что чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

- Кроме этого легко забыть то, что не знаешь, - сказала Клио. - Мало самому знать, надо другим знание передать, тогда знания границ не знают.

- Знания – это сила, а время – это деньги, которые ты тратишь на приобретение силы знаний, поэтому знания – очень дороги и их надо искать, получать и добывать из любых источников сразу, сейчас, не потом, иначе поздно будет, - сказала внушительно Клио, и я почему-то запомнил эти слова…

- Запомни, Сашок и никогда не забывай: самое ценное богатство человека – это знания народа, мира, человечества, - сказала Клио, и я почувствовал, что нашему общению наступает конец. – Человек, овладевший знаниями обладает главным в жизни – пониманием и видением правильного пути.

- Практически все народы нашей необъятной страны признают ценность знаниям, - торжественно сказала Клио. - Белорусы говорят так: «У кого знания – у того и сила», узбеки – «Сила – в знании, знание – в силе», азербайджанцы – «Знание старого – сила молодого», мордвины – «Знание – опора в жизни», эстонцы – «Сила – в знании», таджики – «Знания молодят сердце старика», осетины – «Стремись завоевать не мир, а его знание», киргизы – «Знающий тысячи ведёт, а незнающий к тысячам идёт», грузины – «Знание да сила – врагу могила» и «Борются не силой, а знанием».

- Ваш однофамилец, Сашок, хорошо знал народную мудрость, народные пословицы и поговорки, сам их создавал, потому что был плоть от плоти и дух от духа народа, - сказала Клио, и я подумал, что она сейчас исчезнет, испарится…

- Бери пример со своего визави, - сказала Клио, - Пусть твоим девизом в жизни будет: «Знать и уметь» и ты будешь здоров, успешен и счастлив. Ты меня понимаешь? Ты слышишь меня? Что с тобой! Тебе плохо?

Я снова хотел ответить моей фее красоты и страсти Клио, что я её хорошо слышу и хорошо понимаю, но почему-то меня поразило, что её голос внезапно изменился и превратился в голос моего папы…

Я открыл глаза, вскинул голову и увидел в проходе между стеллажами с книгами всех наших мужиков. Они толпились надо мной и участливо смотрели, как папа и мой старший брат поднимали меня с пола под руки, как ставили на непослушные затёкшие ноги, как тормошили меня и всё время спрашивали, что со мной случилось…

Что случилось? Что случилось? Задремал я, слушая мою фею красоты и страсти с чудным именем Клио…

Я вырвался из цепких рук моего папы и брата и поспешил мимо мужиков к прилавку библиотекарей, где сидела на стуле та женщина, но там никого не было…

Ни библиотекарей, ни женщины, ни феи красоты и страсти, ни Клио не было. Я был один, если не считать моего сердитого папу, насмешливого старшего брата и обрадованных мужиков, которые громко обсуждали мою беспечность и свою догадку, что я опять «без спроса забурился» в библиотеку, в которой «и почитать-то нечего»…

Я вполуха слушал их незлобивый облегчённый «трёп», делал вид, что каюсь в своей виноватости, а сам ставил на место взятые мной книги и альбомы. Среди них я вдруг увидел незнакомую книжку «Пословицы и поговорки народов востока», издание 1961 года и машинально открыл обложку…

На внутренней стороне обложки кто-то красивым женским почерком написал: «Саше Суворову на память. Самому лучшему моему послушнику. Клио» и ниже – «Знай и умей»…

Я, молча, с замершим от внезапного волнения сердцем, показал эту надпись папе и мужикам…

«Трёп» прекратился. Все воззрились на эту надпись и на эту книжку…

- Что это значит? – спросил меня ошарашенно папа. – Кто здесь был? Что он с тобой сделал? Откуда эта книжка и почему она подписана тебе на память? Что это за Клио?

Вопросы папы сыпались один за другим, и я честно ответил: «Не знаю!»…

На книжке не было библиотечного штампа, она была подписана лично мне, поэтому все присутствующие решили, что я имею право взять эту книжку себе на память.

Вернувшаяся с совещания у директора библиотекарша не возражала, потому что «эту книжку она никогда не видела в своей библиотеке».

Я был не просто поражён, я был сильно встревожен…

Значит, мне это не приснилось.

Значит, это было наяву.

Значит, действительно ко мне явилась Клио – моя фея красоты и страсти и подарила мне свою книжку мудрых знаний!

Меня начало распирать от гордости и радости, от удачи и значимости этого приключения.

Мой старший брат ревниво отнёсся к моему таинственному приключению в библиотеке, особенно, к подаренной мне кем-то книжке.

Однако вскоре гордость за меня переборола ревность, и он с восхищением стал повторять на все лады: «Ай, да Сашка! Знай наших!»…

Мой папа и мужики тоже с некоторым удивлением и уважением поглядывали не меня и говорили, что у меня талант «вляпываться в чудесные приключения с женщинами».

Дело в том, что «очкарик» сказал нам кто такая Клио…

Оказалось, что Клио – это «дарующая славу» муза героической песни, эпоса и истории в древнегреческой мифологии, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины, одна из девяти олимпийских муз – вдохновительниц всякого творчества.

- Ну, и какая она была? – нетерпеливо спросил меня «толстяк», а «черноволосый» добавил, чтобы я «не тянул быка за хвост и кололся вчистую».

Мне не хотелось рассказывать мужикам о моей Фее красоты и страсти, тем более о том, что она была в облике взрослой женщины, которая рассказывала мне, что такое знание и умение, но и разочаровывать их я тоже не хотел.

Поэтому я сказал, что она была «незнакомой молодой женщиной с очень умным выражением лица», что она «читала какой-то толстый журнал» и что я её «больше слушал, чем говорил с ней».

- О чём вы с ней говорили-то? – насмешливо спросил меня мой старший брат, и все мужики его поддержали немыми вопросительными взглядами.

- О том, что моим девизом в жизни должно быть выражение: «Знать и уметь», - сказал я просто.

- А чего знать-то? – нетерпеливо спросил меня мой старший брат. – И чего уметь?

- Знать народные пословицы и поговорки, - неуверенно ответил я, - и уметь их правильно применять.

- Ерунда какая-то, - сказал брат и сунул мне в руки подаренную мне книжку. – Ну, знай и умей, если хочешь…

Я вслушался в покровительственный тон моего брата, всмотрелся в насмешливые взгляды мужиков, почувствовал сдержанное непонимание моего отца и вдруг захотел, очень захотел знать и уметь так, как знала, умела и помнила моя Фея красоты и страсти, моя Клио…

Не знаю, как и почему, но я вдруг почувствовал себя сильнее их всех, сильнее и выше, хотя был намного ниже их ростом.

«Так их!» - усмехнулся во мне мой старый друг дед Календарь, и его улыбка показалась мне очень молодой и красивой, как у юной девушки…

Как у Вали Антиповой…

И тут я вспомнил.

Я всё вспомнил…


Рецензии