Айна. Ветер искусства

Была  поздняя весна. Молодая зелень деревьев уже бушевала под крутыми и заносчивыми порывами ветра. Большой город еще спал, находясь в ожидании рассвета. Недавно прошедший дождь позаботился о чистоте улиц, переулков, площадей и проспектов. Воздух стоял чисто-прозрачный, все находилось в какой-то полудремоте, только изредка проносилась где-то запоздавшая машина, не успевшая добраться к своей цели, в активное время суток. Еще совсем немного – и все вокруг  начнет просыпаться от сна, в котором с вечера словно замерло.

Артур не спеша шел по небольшому переулку, в конце которого находился художественный музей. Он приехал в город всего два часа назад. Здесь у него не было ни родных, ни друзей или просто дальних знакомых. В гостиницу ехать ему не хотелось, а в зале ожидания вокзала тоже была какая-то не совсем уютная обстановка, поэтому, поймав первое попавшееся такси, он сел рядом с водителем и коротко сказал:

- Мне, пожалуйста,  к  художественному музею, на Багратиона, 15.

Водитель такси внимательно посмотрел на позднего пассажира, но, оглядев его с головы до пят, успокоился, справедливо посчитав, что этот малый никакой опасности собой не представляет. Хотя, несомненно, столь позднее или наоборот, раннее путешествие  именно в музей, было трудно объяснить. Впрочем, за долгое время работы в таксистом он давно уяснил себе, что у каждого клиента какие-то свои «заморочки».

Минут через двадцать они были уже рядом со зданием музея, которое хорошо освещалось в это время группой фонарей, толпившихся рядом  в небольшом скверике, расположенном возле самого здания музея. Артур поблагодарил водителя, расплатился за проезд,  и, как только машина отъехала,  начал нетерпеливо прохаживаться недалеко от солидного трехэтажного здания, построенного в стиле 30-х годов прошлого столетия.

Как раз сейчас у нас есть время, чтобы описать нашего героя и рассказать немного о нем. Это был молодой художник, который два года назад закончил художественную академию. В ней он считался очень способным и перспективным студентом. Его любимые учителя не сомневались в том, что их студента ждет блестящее будущее. Работы молодого художника уже теперь выставлялись на некоторых очень серьезных  выставках, несколько холстов были куплены за довольно приличные деньги состоятельными людьми.

А теперь - немного о причинах появления его в этих местах.  Несмотря на то, что учреждение культуры принадлежало провинциальному городу, в его заказниках хранились действительно интересные и ценные творческие работы, среди них были и старинные, которые могли бы сделать честь и ведущим музеям страны.

Как-то Артур прочитал в одной из книг по истории искусства о картинах художника Александра Миловидова, родом из глубинки, но в то же время очень одаренного. История умалчивает о том,  был ли он еще и путешественником,  но одна его картина была написана, как будто с натуры, но как будто за пределами нашей страны. Именно по поводу этого произведения была сделана на странице сноска с дополнением,  которую можно было прочитать буквально так:

- Настоящее художественное искусство обладает необыкновенной силой, такой, когда автор, силой своего воображения может перенестись зрителя в другое место и время, подарив ему встречу с живущими в дальних странах,  либо существовавшими некогда людьми, что равносильно искусству магов и волшебников, а также потомственных шаманов.

Согласитесь, что данная тирада звучит немного странно, если учесть, что это был некий научный сборник по искусствоведению. Выше на этой же странице книги среди иллюстраций и картин, прямо по центру располагался портрет молодой женщины, безусловно, по-своему красивой, с задумчивым взглядом темно-синих глаз. Что поразило в ее лице нашего героя? Это трудно сказать сразу. Скорее всего, то, что глаза, лицо, сама поза девушки, даже складки ее одежды были, словно живые, существующие на самом деле и, в то же время, несколько отстраненные, как будто живущие в каком-то своем особом мире, своей собственной жизнью. Артур, словно зачарованный, не мог оторвать взгляда от этой небольшой, оказавшейся столь выразительной, картины. Ему казалось, что девушка будто смотрит на него - спокойно, изучающее, даже немного с укором.

Несмотря на то, что картина была написана в начале прошлого века, в ней было что-то и от древней фрески,  и в то же время, как будто, современное. В общем-то, для Артура, как для художника, не совсем понятно было смешение таких  разных стилей в этой, безусловно, отличной  работе мастера художественной кисти.

Наш герой, не откладывая дело в долгий ящик, заранее уточнив место нахождения этой картины, как раз вскоре и оказался в городе N,  где мы его и встретили теперь, что почти документально отражено  в нашем повествовании.   Теперь читателю будет понятно,  почему молодой талант так нетерпеливо прохаживался в настоящий момент по дорожке, которая вела к небольшому  фонтану, изображавшему молодую девушку, идущую горной тропинкой с кувшином на плече. Кстати сказать, кувшин, который  статуя  девушки держала в руках, был похож своей формой, а также нанесенным на нем орнаментом,  на древнегреческую амфору. А вот что касается самой статуи девушки, то она чем-то напоминала нашему исследователю портрет неизвестной на той обворожившей его картине.  Думая об этом  художественном шедевре, Артур понимал, что на рядового зрителя,  скорее всего, портрет не произвел бы такого сильного впечатления, как на него.  И в этом заключалась особенность его восприятия, как художника.

Между тем, время шло,  темнота постепенно замещалось сначала сумеречным светом, а затем становилось все светлее, и вот уже первые солнечные лучи прикоснулись ко всему, что было вокруг:  самому городу и его улицам, домам, паркам и скверам. Упали они и на статую фонтана, которая при этом сразу внезапно вспыхнула, подобно драгоценному полупрозрачному камню, каким-то красноватым флюидом. На краткое мгновение девушка с кувшином будто ожила. Артуру даже показалось, что она пошевелилась, а ее красивого строгого  лица коснулась легкая улыбка.

Молодой человек почти автоматически поправил упавшую на лоб длинную прядь каштановых волнистых волос, но в этот самый момент солнце чуть изменило свое положение, и статуя словно потемнела, даже потускнела, хотя, она и при обычном освещении обращала на себя внимание необычной своей динамичностью и словно исходящим из нее светом.

В этот момент где-то рядом, в молодой сочной зелени листьев деревьев, запела одна пичуга, за ней – другая, и вот уже целый хор пернатых затеял целую симфонию, которую не в состоянии повторить человек, хотя, есть и исключения. Итак, наступило утро!

Вскоре на улице появились первые прохожие, которые куда-то спешили по своим делам. Начинался новый день, у каждого пешехода были свои заботы.  Вот к  тяжелым деревянным дверям музея подошли две женщины, которые тут же нажали на незаметную обычному посетителю служебную кнопку звонка.  Через пару минут в дверях с внутренней стороны повернулся ключ и тут же  в проеме дверей показался охранник в защитной форме – он пропустил сотрудниц музея, а сам устроился в застекленной кабине недалеко от входа.

Музей открывался ровно в восемь часов утра, Артуру осталось ждать каких-нибудь минут пятнадцать. Вот прошли несколько человек, как видно, работники музея, они разошлись по залам, по служебным кабинетам, где их уже ждала повседневная работа, которой они служили. Да, да, люди служат искусству в таких заведениях! Они любят свои картины, статуи, экспонаты, о каждом из которых могут рассказать, перекопав предварительно кучу книг, много интересного. Интернет – да, он тоже помощник, но все же, есть что-то уникальное и незаменимое ничем в старинных фолиантах, в томах с пожелтевшими от времени страницами, а именно то, что можно прочитать, пощупать, пропустить через себя, чтобы найти истину.  Кто знает, какие люди читали все эти книги? Какие мысли их волновали?

Конечно, совсем неудивительно, что молодой служитель богемы оказался сегодня в залах музея первым зрителем.  Он заходил в один зал, потом переходил в другой, внимательно осматривая все картины. Здесь можно было увидеть работы мастеров живописи разных времен и народов. На вас смотрели с картин прекрасные дамы из знаменитых  и просто богатых семей, скромные трудолюбивые мещаночки и девушки-крестьянки, неразделимые с природой.

Были  тут и портреты людей военных, одетых в форму, соответствующую разным историческим временам, украшенную заслуженными наградами. Тут же мы могли краем глаза заглянуть  в частную жизнь богатых людей и государственных деятелей самых разных возрастов и рангов.

А картины природы,  не тонущие в буре морских волн корабли, морские баталии, а также такие привычные для нас обычные городские пейзажи - все это обступило нашего героя. Не будем удивляться тому, что у нашего художника от нахлынувших на него впечатлений даже слегка закружилась голова. Хотя, вся эта атмосфера для него привычна… Он-то был намерен служить этому искусству всю жизнь!

Наш герой вспомнил, как будучи совсем маленьким, уже почти не выпускал карандаши и краски из рук. На бумаге появлялись необыкновенные изображения, некоторые из которых не видел доселе никто.  Фантастические существа, казалось, населяющие какую-нибудь из соседних планет, жили  в не менее диковинных местностях на его рисунках. Взрослые, глядя на его художества, только качали  многозначительно головами и разводили руками, как будто спрашивая друг друга:

- И откуда взялся этот маленький гений?   

Но ответа на этот вопрос, как всегда, не было, потому что никто в его семье не рисовал, не пел и не танцевал на сцене.

Художник обошел уже все залы, когда в последнем из демонстрационных помещений музея, наконец, увидел то, из-за чего приехал сюда.  Да, он так себе и представлял это чудное создание, как жаль, что оно есть только на картине, и нет его где-то поблизости наяву.  Девушка, как и со страниц книжного издания, смотрела на него с полотна небольших размеров. Взгляд синих  глаз проникал в самую его душу. Артуру казалось, и он уже почти был уверен в этом, что девушка эта все знает о нем, все, даже то, о чем он сам только догадывается…

Надо сказать, что с ним такое было впервые. Девушка, нарисованная на портрете, словно говорила:

- Артур, я знаю все о тебе! Нравится тебе это или нет – я второе твое «Я», только в образе женщины. Я заглянула в каждый уголок твоей души и вижу, что в ней нет ничего плохого, ты чистый и честный человек, кроме того, ты очень талантлив. Я буду помогать тебе, твои произведения будут еще лучше, верь мне!

Никогда не зная за собой ни малейшего тяготения к мистике, молодой человек был удивлен подобным своим собственным толкованием необычного взгляда  девушки с холста.

Он все пытался угадать, из какого же она времени, и не мог этого сделать. Она могла с одинаковой вероятностью жить в древнем Египте, как и в какой-нибудь слободе в петровской России.  Это была какая-то игра света, тени, красок, смешанная и разлитая на полотне так, что не оставалось сомнений в том, что она существует на самом деле и сейчас. 

Все, теперь, увидев картину, казалось бы, он может уезжать домой, но какая-то сила заставляет его остаться здесь еще хотя бы несколько дней, что для него, человека свободной профессии совсем не сложно.

Артур устраивается в небольшом отеле, недалеко от центра города.  Он знакомится с его центром, историей, но каждый день, ровно к открытию музея он приходит, как на работу и идет к полюбившейся необычной картине, проводя перед ней не менее часа.

Впрочем, через несколько дней  ему звонит друг, который просит срочно возвратиться. Это важно. Теперь, увидев то, ради чего он сюда приехал, художник  начинает подумывать об отъезде. В самом деле, пора уже браться за работу,  ведь время идет.  В очередной раз рано утром он выходит из музея, и вдруг, совершенно случайно, переходя через дорогу, он видит девушку на противоположной стороне улицы, легко не просто идущую, а словно летящую по тротуару.

- Случайная встреча? – так скажите вы и можете ошибиться, потому что встреча, возможно, вовсе не так уж случайна,  и запрограммирована заранее где-то и кем-то, совсем не обязательно – на небесах.   

Представьте себе,   что девушка эта очень похожа на ту, что изображена на картине и на ту, что держит сосуд с водой на плече, поддерживая его одной рукой, сбегающую с горы, и остановившуюся прямо у фонтана. Кирпичики сложились в пазлы, и Артур понял, в чем дело – вот живая модель той, которая изображена на полотне.   Что же ему делать? Познакомится с незнакомкой или проследить, куда она так спешит? 

Конечно, наш герой не Шерлок Холмс, но все же, история эта его очень интересует и он решается только на то, чтобы начать тайное преследование прекрасной незнакомки. Каблучки девушки выстукивают мелкую дробь, а в это самое время она сворачивает на соседнюю улицу и направляется к небольшому кафе под названием «Эллада».   

Девушка скрывается в дверях, которые открывает метрдотель, Артур, продолжая идти за ней, решается следовать за красавицей-незнакомкой.

А теперь буквально несколько слов о девушке, чтобы вы имели представление о ней. Тонкая и стройная фигурка.  На миловидном лице синие глаза, как говорят, в пол-лица, обрамленные длинными густыми ресницами, на ними - изогнутые, подобно птице в полете, брови. Длинная, ниже пояса русая  толстая коса не оставляет никаких сомнений по поводу ее естественного происхождения. 

Когда Артур попытался пройти, его остановил охранник и спросил, кто его пригласил.

- Оказывается, тут нужны пригласительные билеты? Я не знал! Извините, пожалуйста!

Да, что-то не клеилось в этой истории… очень странное какое-то кафе. Впрочем, можно узнать причину такой его закрытости!  Артур отошел чуть в сторону, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания и  начал наблюдать за странным заведением со стороны. Вскоре в кафе направился спортивного вида парень, и Артур, окликнув его, спросил, как можно пройти в это заведение, предназначенное изначально для отдыха и приятного времяпровождения.  Парень был в хорошем расположении духа, он широко улыбнулся Артуру и несколькими словами и прояснил обстоятельства.

Оказалось, что никакого секрета нет вовсе. Просто их организация арендовала на сегодняшний день эту кафешку. У них сегодня вечер встречи.

- А давайте, я вас проведу! У нас тут довольно интересно!

Художник с радостью согласился на предложение, уж очень хотелось ему побывать в  кафе, которое посещает необычная девушка, так напоминающая произведения искусства. Конечно, местный скульптор мог сделать ее натурщицей, когда рождалась статуя, украшавшая фонтан. Ведь она  - просто живая модель скульптуры.

Охранник на этот раз пропустил обоих, вновь вошедших. Просторное фойе было отделано в античном стиле. Наверное, здесь можно было бы сделать съемочную площадку для фильма.  В глубине его виднелся вход в зал. Он был искусно задрапирован темно-бардовыми тяжелыми шторами, сквозь разрез которых проникал приглушенный свет. Зал был не очень большим, в центре его возвышалась сцена. Основная часть света приходилась на сцену, остатки – на остальную часть зала. Зал был словно в тумане, а кто и для чего опустил эту завесу, трудно было сказать.

Полтора десятка столиков были заполнены посетителями, на сцене стоял большой цветок. Глаза всех сидящих вокруг зрителей были прикованы к нему. В зале играла тихая успокаивающая музыка, которая напоминала бы нам о космосе, о мироздании, о далеких планетах. В какой-то момент из цветка цвета пурпура показалась сначала хорошенькая головка, а за ней – вся девушка, одетая в  легкую короткую тунику, цвета морской волны, на изящных ножках - греческие сандалии. Глядя на девушку, невольно рождались сравнения ее с прекрасной солнечной Адриатикой, которая  своими ласковыми и теплыми волнами омывает прекрасную землю. Вот неизвестная танцовщица покинула свое временное укрытие, похожее по форме на иранскую розу, она легко прыгнула на сцену, и начался ее танец…

Всех нас оставляет неравнодушными волшебное движение танца. Впечатление намного усиливается, когда перед нами прекрасная танцовщица.  И она была действительно прекрасна!  Это была та самая девушка с синим взглядом, так отличающим ее от всех остальных. Поэты древнего Востока сравнили бы ее глаза с сияющими сапфирами, скульпторы античности по праву оценили бы ее точеную фигурку, в которой не было ровно ничего лишнего.  Легкий летящий ее шаг будто не касался земли, казалось, что удивительная танцовщица летит не над сценой, а над землей, славя ее природную красоту, купаясь в чем-то похожем на солнечные лучи, разбавленные утренним туманом. 

Артур, увидев этот танец, забыл обо всем. Казалось, он попал в какое-то безвременье. Ему не хотелось двигаться, настолько он был увлечен разворачивающейся картиной истинного танца, танца самой жизни.  Никогда ничего подобного наш герой раньше не видел, хотя время от времени посещал театры, концертные залы, студенческие пирушки, да и теперь, закончив академию, они  с друзьями иногда собирались вместе и шли в какой-нибудь небольшой ресторанчик, чтобы пообщаться, отвлечься от накопившихся проблем и поделиться своими творческими планами на будущее.

В эти минуты молодой живописец понял  и окончательно убедился, что жизнь не зря направила его в этот уголок страны, по крайней мере, он обрел здесь источник вдохновения. Когда танец девушки закончился, она легко и изящно поклонилась зрителям, сидящим перед ней, и исчезла за сценой.

После этого ведущий концерт молодой человек весьма «прилизанного» вида, таковое впечатление производил его атласный костюм и прическа, состоящая, образно говоря,  из коротко подстриженных волос в три ряда,  призвал всех простить музыкантов и дать им возможность немного отдохнуть с ночи.

Все, сидящие за столиками, начали оживленно общаться между собой.  Артур так и продолжал стоять недалеко от входа, он ждал, что так интересовавшая его девушка выйдет, но, скорее всего, тут был запасной выход, о котором он и понятия не имел. Несмотря на оживление в зале, народ здесь все же был какой-то странноватый. Что-то было ненатуральное в этих одетых в празднично-нарядные строгие черные фраки мужчинах и в строгих платьях немногочисленных чопорных дам, без намека на то, чтобы подчеркнуть их прелести. 

- Уж не попал ли я в какую-то  секту?    

Мелькнула в голове нашего героя мысль, но он тут же, отмахнулся от нее:

- Не может быть, слишком респектабельная здесь публика, не похоже на попавших в беду людей, которых окутывают в таких случаях  подобные организации, имеющие вполне определенные свои цели.

Оставаться у входа в зал было уже неприлично, у окружающих могли возникнуть к нему какие-то вопросы, поэтому  он незаметно вышел из зала, но остался в фойе. Охранник, хотя и бросал время от времени на него выразительные взгляды, но, тем не менее, сохранял нейтралитет.    

Невозможно было передать то впечатление, которое произвел на Артура прорвавшийся из зала разговор на незнакомом языке. Вряд ли он вообще слышал в своей жизни что-то подобное. Нечто булькающее и одновременно свистящее доносилось оттуда, из-за шторы, и невозможно было понять, что же это было на самом деле.

И, хотя охранник неодобрительно смотрел на него из-за  наполовину прикрытых веками, полусонных с виду глазами, но не вмешивался ни во что происходящее. В это время молодой человек подошел к входу в зал и заглянул внутрь…

То, что он увидел, не сказать, привело в замешательство, а просто  поразило его. На сцене двигались какие-то цилиндрические фигуры, сделанные  из металла, внутри них находились люди, они довольно неуклюже передвигались, потом выстроились в ряд и заговорили на таком тарабарском языке, что это было просто диво какое-то. Эти находящиеся на сцене люди, по-видимому, изображали из себя военных, или охранников, однако, форма их была просто настолько несуразной, а говор и вовсе интриговал. При более подробном рассмотрении можно было причислить всю эту  когорту к клоунам, но по всему было видно, что они позиционировали себя иначе.   

В зале послышался шум, что-то захлопало, стали слышны какие-то посторонние звуки и Артур явственно почувствовал, что оставаться здесь было дальше нельзя, после чего он быстро покинул помещение.

Вечером того же дня он все так же случайно встретил свою незнакомку. На этот раз он не стал медлить со знакомством и, догнав ее, он попытался завести с ней разговор. Девушка на его попытку только улыбнулась, но ничего не ответила, а только быстрее заспешила куда-то по своим делам. Артур был несколько обескуражен таким обращением, но своих планов не оставил и, как заправский шпик, перейдя на другую сторону дороги, отправился за ней. Однако таинственная незнакомка, словно почувствовав преследование, быстро села в проходившую мимо маршрутку, дверь за ней закрылась, и машина стала удаляться.  Художник быстро сориентировался и, остановив первую попавшуюся машину, сел в нее, и крикнул водителю:

- Мне, пожалуйста, след в след вон за тем микроавтобусом, зеленого цвета, и быстрее!

Водитель, согласно кивнув головой, нажал на газ, и машина, сделав рывок ускорением, быстро стала сокращать расстояние до зеленой маршрутки. Началась настоящая погоня, как в детективных фильмах. Впрочем, благодаря остановкам маршрутки, ее удалось догнать и даже встать строго «в хвост» за ней. Наконец, когда они выехали из центральной части города, начался частный сектор, девушка-танцовщица вышла из машины и, пройдя по улице, свернула в первый попавшийся переулок. Вот тут-то наш герой и покинул машину, на которой ехал и – следом за ней. Однако когда он добежал до переулка, оказалось, что тот совершенно пуст. Нигде и следа девушки. Дома здесь ничем не отличались от подобных же построек, в любом другом месте. Нить была потеряна, и оставаться здесь не имело смысла.

Наш  «исследователь» немного еще постоял в нерешительности, а затем, запомнив название переулка, покинул это место. Итак, он опять ничего не узнал об этой девушке, которая, как золотая рыбка из сказки, ускользнула от него.

Узнать о ней у кого-то он тоже никак не мог. Впрочем, совершенно неожиданно помощь ему пришла со стороны. Зайдя в очередной раз в музей, он разговорился с одной из служащих музея. Она работала здесь давно и знала много легенд, связанных со всем, что относилось к музею и его истории. Оказалось, что художник, написавший так интересовавшую Артура картину, действительно был местным жителем, и свой шедевр в свое время завещал музею. Однако здесь живут его потомки, один из которых стал замечательным скульптором. Он-то и сделал фонтан, непрерывно журчащий в сквере напротив музея.

Когда Артур поинтересовался, кто  был моделью для статуи этого фонтана, то женщина сказала, что молодой скульптор познакомился здесь же, в городе, с одной приезжей девушкой, которая слывет замечательной танцовщицей, отсюда и необыкновенное изящество скульптуры. Никто не знает, откуда она приехала, потому что девушка, как видно,  очень скрытная и неразговорчивая. Возможно, это особенность ее характера, а может быть в этом поведении девушки скрыта какая-то тайна. Словоохотливая женщина даже назвала имя прекрасной незнакомки – ее звали Айна. Впрочем, большего к этой истории она добавить не могла.

- Какое замечательное имя! – так думал наш художник, которому, по его роду деятельности, знакомо было чувство прекрасного.

Оставим нашего героя на некоторое время. Дадим ему время разобраться в том, что есть для него прекрасная незнакомка с картины, вдруг превратившаяся  в живую девушку.



Фото из Интернета


 

 .
 



            
      

    
      



 


Рецензии
Артуру не позавидуешь. Плохо оказаться одному в чужом городе.
Но, видимо, жизнь, действительно, не зря направила его в этот город.
Oн обрел здесь источник вдохновения.

Татьяна Александровна Пиляева   27.08.2015 04:56     Заявить о нарушении
Да, похоже, что так! Спасибо вам большое за ответ, Татьяна!

Ирина Некрасова   28.08.2015 04:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.