Фильмы В. Сигарёва

«Всякий автор… непременно представляет себе, каким образом подействует написанное.
Чтобы быть принятым в число моих избранных читателей, я требую очень немногого:
чтобы вы были чувствительны …  и не стыдились бы этого, чтобы вы …искали таких мест, которые заденут вас за сердце…» - так обращался Л.Н.Толстой к читателям своей повести «Детство»
Если начать пересказывать сюжеты фильмов «Волчок» и «Жить» драматурга и режиссёра Василия Сигарёва, то мало кто дочитает эту статью до конца.
Не смотря на премии и награды, заслуженные этими фильмами, некоторые кинокритики  отмечают в них  избыток негатива, граничащий с некрофилией.
            Нам знакомы фильмы, где свершаются десятки  убийств в час.
Ещё больше фильмов, где тоже есть смерть, но показана она достаточно условно, чтобы никого не травмировать,  хотя и со всей траурной атрибутикой.
В.Сигарёв погружается сам и влечёт за собой зрителя в самую глубину трагических переживаний. Пожалуй, мало кто захочет смотреть их два раза.
Но, посмотрев однажды, не забудет.
Нас не удивишь никаким натурализмом. Реализм эпохи свободы творчества  уже не может превзойти простого, нехудожественного, так сказать, документального реализма, где  в реальном времени  публично расстреливают, вешают или убивают иным образом.
Авторов фильма о гибели «Титаника» никто не упрекнёт в недостоверности  или преднамеренном желании «нажить капитал»  на трагической сенсации.
Но по силе воздействия на зрителя и «Титаник» уступает фильму «Жить».
Режиссёр В. Сигарёв безжалостен к зрителю. Он избегает всяких условностей в изображении  людского горя, изменяя натуральности  только в его дозах и концентрации, иногда не избегая описания даже того, что всегда отвратительно для нормального человека.
Он не смакует детали, не «выжимает слезу», наоборот, описывает несчастья максимально кратко, но так точно, что  зрителю не избежать острого сопереживания.
 При этом обстоятельства трагедий самые обыкновенные, которые случаются сплошь и рядом. 
Музыка в фильмах есть, но впечатления определяет не она.
Навязывание музыкальной темы на фоне происходящего было бы  излишне и пошло, как полупьяный оркестр на похоронах.
Герои фильма - простые люди. Простые в том смысле, что их, по большому счёту, и личностями-то назвать нельзя.
Может быть, потому и выбраны истории людей, прямо скажем, не вызывающих симпатий, что, если, уж,  их горе так затрагивает, то что говорить о людях более уважаемых…
А горе, постигнувшее их, не просто нас трогает, а пронзает.
И естественным было бы желание прекратить издевательство режиссёра над собой, не смотреть на то, что делает судьба с людьми…
 А что-то заставляет. Да и не сразу раскрывается режиссёрский замысел.
Тревожность и трагедия нагнетаются постепенно: то дятел долбит карниз дома, то милиционерша, как при обыске, проверяет готовность матери к возвращению детей из интерната, щёлкая фотоаппаратом, то свечка у жениха погаснет при венчании в пустом храме, то собака во дворе завоет….
Когда прелюдии несчастий закончатся, сопереживание героям становится таким пронзительным, что облегчают боль только слёзы.
И  режиссёр, и актёры отмечают, что съёмки дались очень тяжело, и слёзы на съемочной площадке появлялись у многих поневоле.
Без всяких нотаций и сентенций нам показывают трагедии жизни, к которым мы привыкаем, оправдывая себя тем, что жизнь «такова».
В фильмах не только не заметно попыток назидания – не делали бы того или иного, не случилось бы… - наоборот, причины несчастий могут показаться абсолютно случайными.
То есть, могут постигнуть любого из нас, так сказать, не взирая на заслуги.
             …В фильме «Волчок» маленькая девочка включает ночью свет в комнате, чтобы её мама видела, как её ждут дома. А мама её из тех, кого называют «шалавами».
Сначала она привела в дом одного «папу», потом другого. А потом уже не приводила их домой, а ездила к ним сама…
В фильме «Жить» почти убитые горем женщины пытаются спастись в таких фантазиях, от которых для нас, зрителей, их горе становится ещё более тяжёлым и проникающим.
Три не связанных между собой сюжета не разделяют наши впечатления, а соединяют их и фокусируют на самом чувствительном и болезненном месте души.
 Концентрируют до такой степени, что уже не спрячешься за обычным «это же только кино»…
Режиссёр искусно выводит нас  на чистую воду почти запредельного сопереживания.
Зачем? Почему свои дебюты он начал с таких тяжёлых и мрачных тем?
Сам он говорит, что для того, чтобы «вернуть величие смерти».
Ну, - горе… Оно всегда и всюду есть и было. Как Бог…
Возьмите любую сводку суточных происшествий -  и в каждом из них можно найти повод для острого сюжета.
Рядом с моим домом жила женщина, мать двоих малолетних детей, которая работала проституткой на автомагистрали.
Однажды её сшибла насмерть машина. Оставленные без присмотра дети через неделю умерли в собственной квартире от голода. А узнал я об этом по телевизору.
На 1 канале  ТВ чуть не каждый вечер А.Малахов преподносит зрителям пищу для острых впечатлений. «Берегите себя!» - говорит он, прощаясь да новой встречи.
Фильмы В.Сигарёва  выделяются из всего, что сделано в последние годы на российском кинорынке.
    Дружбы маленькой девочки с надгробной фотографией незнакомого ей утонувшего мальчика нельзя придумать в тщеславных потугах  удивить зрителя.
Её мать в порядке заглаживания вины  дарит дочери живого ёжика. И в очередной раз надолго пропадает из дома.
А девочка сознательно душит «подарок», а потом для полноты возмездия бросает его под колёса проходящего поезда.
Мы привыкли, когда за пристойностью скрывается пошлость.
А в фильме «Жить»  за непристойным жаргоном скрывается крик души, до отчаянья боящейся остаться без любви.
На типичном для наших дней жаргоне его героиня сквозь слёзы говорит оживлённому своей фантазией возлюбленному: «Ты смотри, козлина, не умирай…»
В.Сигарёв утверждает своими фильмами, что отсутствие любви в жизни человека может достигать такой критической массы, которая может взорвать если не историю, то судьбу.
            В фильмах угадывается мрачная атмосфера начала перестройки с её мертвящей разрухой.
Но там нет никаких взываний к власти. 
Они просто погружают нас в такую пучину человеческого горя, которое не просто вынести рассудку.
 Вот и матери двоих детей кажется, что её девочек закапывают в могилу живыми…
Зачем автор ворошит мерзости человеческого падения и ужасы горя утраты?
Какую потребность своей души он утоляет своим творчеством?
Может быть, страх смерти не даёт ему покоя и требует преодоления? 
Есть в этих фильмах что-то похожее на исследование человека в критических обстоятельствах потери самых близких людей.
Может быть, В.Сигарёву хотелось привести нас к мысли, что шансы  избежать несчастий значительно возрастают от какого-то нравственного выбора?
 И, наоборот, исчезают от одного неправильного шага?
Чему может научить смерть от случайной встречи с бандитами, способными убить за кошелёк? 
Какой философский смысл может иметь смерть детей в автокатастрофе, если известно, что таких смертей будет в наступающем году тысячи?
Ничему? Никакого?
 - «Так, зачем тогда бередить!»
И после этого приговора страна, похрустывая чипсами, пойдёт смотреть «Легенду №17», «Ёлки» или, для любителей поразмышлять, «12»…
А зачем смотреть?
«Просто так смотрят только дебилы» - сказала мать своему сыну, с тоской высматривающему в окно изгнанного из дома и пропавшего отца.
Случайно или по замыслу автора несчастья постигают героев фильма сразу вслед за искренним намерением исправить прошлые ошибки?
Лишённая материнства женщина прошла всю унизительную процедуру проверки готовности к  возвращению детей… - Холодильник полон, куклы ждут хозяек…
«Обои наклеила… Тараканы сами ушли...» …
Молодые сожители повенчались в церкви и с нежностью смотрят на свои обручальные кольца…
И тут с ними случается самое страшное, что могло быть.
Разве не похоже это на обвинение Бога в несправедливости и жестокости?
Это так Отец встречает своих блудных детей, отнимая у них последнее?
Никакого искажения жизненной правды со стороны сценариста тут нет. Бывает в жизни всякое.
Бог, конечно, не депутат, чтобы подкупать избирателей подарками…
Но не до такой же степени…

Фильмы В. Сигарёва отвергнут большинство из тех, кто привык к сериалам в самом худшем смысле этого слова.
В его фильмах не просматривается почти ничего и никого, кто мог предотвратить удары судьбы или помочь устоять после них.
Возможно, эта оставленность на произвол судьбы-злодейки является художественной гиперболой, а не мнением режиссёра и автора сценария.
Да, кнопка вызова милиции в электричке не помогла и не спасла…
Но нельзя же из этого делать вывод, что милиции вообще нет.
Хотя, вывод в отношении существования Бога многие делают именно по такому правилу: не помог - значит, нет Его…
Впрочем, «оставленность» нельзя понимать буквально. Именно по причине «отзывчивости» общества погибают дети, отобранные у матери в интернат.
Ноты укора властям есть, но не определяют лейтмотив. Сила трагедии не позволяет о чём-то рассуждать, когда само здравомыслие под серьёзной угрозой.
Зачем же режиссёру понадобилось такое пристальное исследование человеческого горя?
Неужели он надеется придумать что-то такое, что поможет не переживать его так сильно или вообще предотвратить?
Зачем В.Сигарёв преднамеренно причиняет зрителям острую боль сопереживания, если за ней не следует исцеление?
И не боится рассердить на себя зрителей и критиков, склонных смотреть фильмы «о хорошем»…   
Рискует не понравиться, ещё не имея ни славы, ни известности…
Что же ему дороже зрительской любви?
Истина? Но она же часто зависит от того, как на неё посмотреть…
«Я жить хочу!» - опережая упрёки в разгуле, говорит мать, бросившая свою дочь.
И говорит это с полной уверенностью в своей правоте…
              В.Сигарёв не опускается до примитивного назидания о том, что за преступлением неотвратимо последует наказание.
Трагедии его героев так велики, что о каком-то осуждении не может быть речи.
 «Возмездия» там и так хватает с лихвой…
Автор на протяжении всего фильма словно проверяет зрителя на способность к сопереживанию чужого горя.
«Возлюби ближнего, как себя» - гласит заповедь
Фильмы не просто внушают нам эту истину, а вживляют её в нас…
Но не оставляют иллюзий, что из пропасти нравственного падения можно легко выбраться, если захотеть. Даже наказывают за них, когда мы, начиная ждать счастливой развязки,  верим вместе с девочкой, что мать образумилась и повезёт её на юг, к морю…
Вот уже и вещи собраны, и такси подъехало, и девочка счастливо улыбается в открытое окно машины…
А потом – вокзал. И та же девочка  с запиской от матери для тех, кто её найдёт…
А сама мать на многие годы исчезает из её жизни…   
Бывает и хуже: находят уже остывших или ещё живых в мусорных контейнерах.
В.Сигарёв не позволяет нам быть только зрителями.
Он взламывает все наши привычные защиты от чрезмерного сопереживания чужого горя…
Мы вынуждены быть в какой–то броне отчуждённости.
Но, вопреки ожиданиям, чем толще эта броня, тем меньше в нас душевного мира.
 «Плачьте с плачущими» - говорил апостол. Где же  взять столько слёз?
И мы спасаем душу, теряя её.
Достоевский возвеличивал слезу ребёнка.
Сигарёв возвеличивает смерть?
Неужели нам теперь одеться во всё чёрное, зажечь свечку и ждать?
А Л.Толстой не возвеличивал смерть, а завещал закопать себя, «чтобы не воняло»…
Цивилизация приучает нас смиряться с тем, что регулярно и с неизбежностью гибнут тысячи людей.
А  В. Сигарёв, протестуя против этой неизбежности, как бы принуждает нас открыться чужим страданиям, тем самым спасая от ожесточения.
По своей обращённости к человеческому горю и чувствительности к нему он напоминает В.Шукшина. Но, в отличие от Шукшина, В. Сигарёв не даёт поблажек компромиссами с юмором.
Актриса, Я.Троянова, исполнившая главные роли в обоих названных здесь фильмах, говорит на этот счёт: «Куда шутить-то уже? Мир сошёл с ума. Везде войной пахнет».
          Назвать фильмы только простым исследованием человека в обстоятельствах горя не позволяет тот факт, что во всех сюжетах началом трагедий становится  поступки, которых принято называть грехами.
Разве нельзя было для исследования найти истории более благородные, например, смерть на посту или при спасении …, или, хотя бы, в результате авиакатастрофы…
Там же горя, может быть, ещё больше…   
И такой выгодный фон всеобщего уважения и признательности…
Л.Толстой тоже исследует смерть в рассказах «Три смерти» и «Смерть Ивана Ильича».
И главным выводом из них кажется то, что человеку невозможно принимать близко к сердцу даже смерть близких  и состоятельных людей, не говоря уж о тех, кто незнатного рода и  сословия.
И одно из средств самоутешения для свидетеля чужого горя - это мысль о том, что несчастье  случилось не с ним.
А тут - двое обречённых на смерть от СПИДа … Или женщина, лишённая материнства…
Или брошенный женой и проигравший огромную сумму стрелочник…
Возможно, о таких Ницше говорил, что им надо дать вымереть?
Казалось бы, если правда, что смерть может быть избавлением от мук, то для этих людей – в первую очередь и трижды правда…
А впечатления от их трагедий настолько сильны, что, пожалуй, и не с чем сравнить.
        В недавние времена говорили, что самое дорогое – это жизнь человека. Без различия звания и должности. Говорят и сейчас…
Но методично и настойчиво приучают не принимать близко к сердцу чужого горя,
смиряться с тем, что тысячи и миллионы людей, становятся  жертвами трудностей, соблазнов, заблуждений и всевозможных случайностей.
Фильм «Жить» показывали в кинотеатре Москвы 2 года назад.
Многие ли слышали что-нибудь о нём? И дисков в продаже не видно…
О нём не говорили даже в «закрытом показе» А.Гордона…
Фильмы В. Сигарёва нельзя смотреть с пакетом попкорна в руках.
При всей их трагической мрачности, на душе от них остаётся не тяжёлый осадок, а какое-то подобие отрезвления.
Мы привыкли рассуждать о фильмах, как покупатели, которые всегда правы.
А если режиссёру дано что-то подобное дару пророчества и он видит, что апокалипсис уже пришёл?
Пока ещё в личную жизнь многих из нас, но уже немного и в жизнь страны…
И кто знает: то ли режиссёр сгущает мрачные краски, то ли мы не замечаем очевидного…
          В фильме «Жить» несколькими точными штрихами, почти плакатно, изображается группа людей, которых принято называть собутыльниками. В этой компании женщина пряталась от горя утраты своего мужа, за что и была лишена детей.
Они тоже сказали однажды себе и обществу «Я жить хочу…».
Их пьяная беззаботность  - это их «последний день Помпеи», торопливое желание «взять» от жизни то, что ещё доступно и безотказно делает безболезненными оскорбления и удары судьбы, а также любые укоры совести  или самолюбия.
Фильмы В. Сигарёва обращаются не к тем, по чьёму действию или бездействию происходят социальные кризисы, а к тем, кто от них в первую очередь страдает. 
К любому из нас.
«Если чувствуешь боль других, то не сделаешь каких-то неправильных вещей» - сказал он в разговоре о своих фильмах.
 «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - послушают ли Сигарёва, если не послушали сказавшего эти слова?


Рецензии
Не воспринялось. Не дочиталось. Не понялось. И не потому, что автор в своем повествовании ВЫСОК, а потому, что попытка забраться на ЭВЕРЕСТ не увенчалась успехом.

Наталья Чаплыгина   23.05.2015 22:36     Заявить о нарушении
Попытка - не пытка. И с Вашей стороны - тоже.

Геннадий Гаврилов   24.05.2015 08:27   Заявить о нарушении
Думаю, все же через меру многовато жестокости и перебора с лекарствами для терапии душ у В. Сигарева.
Это как ( для примера ) рассмотрим такой случай : не по прямому промыслу Божьему, а по свободной воле надругателя ( или даже овладевших невменяемым надругателем бесов) подонок надругался над хорошей девушкой.
И в девушке от этого по злой воле пьяного принудительного впрыскивания дефективных с разрушенной моноголетним приемом синтетических наркотиков генетикой, поломанными генами, сперматозоидов зародилась новая жизнь.
Будущий ребенок-инвалид, будущий потенциальный мученик.
А пока это лишь крохотулечая зигота еще совершенно без каких-либо мозгов и ощущений.
И врачи, судмедэксперты, следователи в один голос советуют - оперативно принять постинор и изгнать им эту уже насильственно опродотворенную психопатом-подонком масенькую ( и скорее всего архидефективную ) клеточку-зиготу из утробы.
В мире ведь полным-полно и обычных непоруганных замужних и всяких обычных женщин, которых следует призывать не отказываться ради эгоистических амбиций "пожиться для себя" от убийств здоровых полноценных плодов внеплановых беременностей.
Мудрые священнослужители ведь обычно стараются в первую очередь именно таких не готовых жить не только для себя дам побуждать сохранять беременность, тем более на далеко не первом месяце.
А жертвам наркоманов-насильников и выпущенных из психушек невменяемых манкуртов бесов они прежде всего стараются оказать помощь душевную и духовную.
А вот некоторые деятели т.н. "жесткого пролайфа" СПЕЦИАЛЬНО выискивают свеженьких жертв надругателей-психопатов и начинают изощренно насиловать их души - чтобы пострадавшая не приняла не дай Бог постинор.
Ложь и ахинею несут, например околесицу об успешнейшей учебе в Универститетах лиц с синдромом Дауна.
А та, кто заявит, что если в среднем униерситеты сейчас кончают свыше 70% молодежи, то среди бедняжек с синдромом Дауна таких менее ) 0,1% их "университетские успехи" у них обычно почти никакие - та доносительница фактов правды для таких жестких пролайферов наизлейший наипервейший враг!
Так вот, мое субъективное мнение - есть т.н. жесткие пролайферы на ниве зиготосохранения и эмбрионосохранения, а В. Сигарев - он прежде всего жесткий пролайфер на иной ( не имеющей к абортам отношения) ниве - ниве милосердия, он крайне жестко и далеко не безвредно вламывается в души людей, дабы изменить их человеческое отношение к падшим и великим грешникам и побудить гражданское общество побольше возиться с ними.
Я приветсвую милосердие.
Его методы авторского жесткого промилосердлайфа я не могу одобрить и приветствовать.
Его манипуляторски мастерское художественное чрезмерное сгущение юдоли страдания в сем мире, князь которого - Отец Лжи, я не могу назвать художественной правдой, слишком уж кривобока-однобока она - "правда" В. Сигарева.
Лечить людей такими высоковирулентными бациллами танатофобии считаю не лучшим решением В. Сигарева.
К своим героям он позиционирует человечность, а к зрителю его человечность оставляет желать лучшего.
С уважением,

Алина Черникова   28.05.2015 15:23   Заявить о нарушении
Отзыв многогранный. Выделю 2 главных Ваших мысли (одна другой смелей!): чрезмерное милосердие иногда кажется извращением гуманности и противоречием здравому смыслу;
В.Сигарёв в своих фильмах манипулирует и злоупотребляет свойством зрителей сострадать ради эффекта "пронзительности", причём, выбирает для этого "героев" из таких глубин нравственного падения, в которые заглядывать, как минимум, неприятно.
С первым утверждением соглашаюсь без оговорок: злоупотребления на ниве милосердия и толерантности, действительно, иногда переворачивают всё с ног на голову. Без "отца лжи" тут точно не обходится... И надо иметь мужество об этом заявить...
Что касается фильмов В.Сигарёва.
Зачем он "сгущает краски", зачем провоцирует сострадание к тем, кто достоин его, возможно, не в первую очередь?
"Не здоровые нуждаются во враче... Не праведников спасать, а грешников"?
Но не до такой же степени... - говорите Вы.
Наши классики любили сеять разумное на примере самых униженных и оскорблённых, а Сигарёв предлагает "возиться" с грешниками, когда и без них забот много...
Есть над чем подумать.
"Плачьте с плачущими..." - рекомендует Новый Завет.
К новому году Сигарёв обещал сделать комедию. Посмотрим, над чем и с кем он смеётся.

Геннадий Гаврилов   28.05.2015 18:50   Заявить о нарушении
Да не чрезмерное милосердие.
А дефективное.
И не милосердие дефективное, а МЕТОДЫ.
Когда такой вот варварской шокотерапией пытаются сделать людей милосерднее.
Чубайс с его шокотерапией пытался сделать нас приспособленнее к рынку, а В. Сигарев вот - милосерднее.
Разумеется надо проявлять милосердие и к грешным и многогрешным людям, а не только к малогрешным и высоконравственным-высокодуховным.
Но я именно за то, чтобы одаривать грешных нас как раз этим самым милосердием, а не шокотерапией а ля В. Сигарев.
Если какой грешник зачерствел душой - это еще не причина шандарахать по его душе сигаревщиной, я бы призвала облагораживать его душу более деликатно, бережнее, более щадяще.
Я еще понимаю, к примеру, когда страдающую недугом алкогольной зависимости душу шокируют показом самых отвратных последствий пьянства.
Но когда варварски мощно треплят изощреннейшей шокотерапией души людей, чтобы они ( к примеру) ( спеша к своим близким или элементарно покушать там, покакать )реже проходили мимо лежащих в лужах блевотины и мочи в месяцами нестиранной одежде своих опустившихся собратьев во Христе - я сигаревские методы повышения уровня милосердия в нас никак одобрить не могу.
Считаю их не совсем христианскими - ТАКИЕ сигаревские методы, когда доброту будят не будильником, а шоковым орудийным выстрелом у уха.
Я как раз именно за милосердие к грешникам - за убережение их душ от просмотра сигаревских декаденски-пессимистичных полных жести архипсихотравмирующих опусов.
Вы своими статьями иногда приводите для логоса в человеке факты, в том числе и неприятные, но облаченные в слова.
И это нормально.
Сигарев же вовсе не с логосом в нас работает.
Он бьет кувалдой прямо по эмоциям.
Шандарахает по живой хрупкой душе.
Бьет вырванными из контекта, из синкретического континуума бытия образами.
Бьет очень больно и часто весьма деструктивно.
А мог бы ведь лечить грешные души лекарствами с гораздо меньшими побочными эффектами, не как сапожник-мясник в медицине.
Врач-палач человеческих душ, по моему субъективному мнению, этот Сигарев.
Если уж чего и заслужили мы чего за свои грехи - то только не сигаревых.

Алина Черникова   28.05.2015 20:07   Заявить о нарушении
Я очень приветствую правильные фильмы об милосердии к оступившимся.
Старшие поколения вволю смотрели их - от "Генералов песчаных карьеров" по Ж Амаду до "Бродяги" Раджа Капура.
Вот бы сигаревым у них поучиться, а не плодить радикально-экстремистские и худшие черно-коллекторские методы шоковых ударов по мозгам и очерствевших и неочестверших с хрупкой ранимой психикой зрителей.

Алина Черникова   28.05.2015 22:07   Заявить о нарушении
Скажем Богу: «Спасибо Тебе, что мы не такие грешники, как герои фильмов Сигарёва»
Скажем Сигарёву: «Зачем ты давишь на жалость нам? Мы то причём? И вообще: не надо заступаться за отцов, которые проигрывают в азартные игры зарплату, спиваются и кончают самоубийством , за ВИЧ инфицированных, которых грабят и убивают в электричках, за матерей-пьяниц… И не надо делать трагедии из случайной гибели двух детей… -
И причислим Сигарёва к любителям давить прыщи и ковыряться в болячках на теле общества…
Это он у классиков научился сострадать всем подряд: Тургенев Му-Му пожалел, Гоголь Башмачкина… Да вся почти классика жалеет униженных и оскорблённых.
«И крестьяне чувствовать умеют» - сделали они в те века такое открытие.
И стали возвеличивать «маленького человека». И что из этого вышло? Но сегодня эта доктрина классиков под большим вопросом. Ей делают серьёзную ревизию. Волков и тигров, говорят, нельзя убивать: они ранимые, могут исчезнуть, как вид. А зайцев можно – они живучие. Их и сосчитать нельзя без статистической погрешности…
Взяли моду давить на жалость…
Вот Отелло с – и не жалко никого, и зрелище на века.
«Жестокий романс», «Лебединое озеро» - там тоже смерть, но «есть на что приятно посмотреть»…
В «Анне Карениной» тоже грешная любовь, но всё благородно как-то…
А Сигарёв насилует зрительскую эмпатию.
Искажает правду жизни, выворачивая её изнанку. Мог бы, как Михалков, например, подсластить чем-нибудь свою горькую правду, сдобрить сексом, оттенить юмором… А он давит…
Манипулирует… В ином фильме за два часа десятки трупов, некоторые со вскрытием и расчленением, а не жалко… А тут слезу он выжимает из нас…
Нет ему нашего доверия. Ты дай нам искусство, а детские трупы мы и в «Новостях» каждый день видим...

Алина,искреннее и большое спасибо за рецензию. С Вами приятно говорить даже при разнице во мнениях.Учитывая то, как в кино насаждается сейчас очерствление и ожесточение нравов, я принимаю сторону Сигарёва и классиков.


Геннадий Гаврилов   29.05.2015 08:21   Заявить о нарушении
Так ведь Сигарев именно черство и ожесточенно к зрителю, нечеловечно к нему "борется против ожесточения нравов".
А наши классики действовали совсем иными художественными средствами.

Алина Черникова   29.05.2015 10:36   Заявить о нарушении
Акакий Акакиевич Башмачников - не все подряд.
Он не конченный нелюдь, а норальный человек-неудачник.
И Му-му - это не все подряд, а обыкновенная молодая собачка.
Мой земляк Иван Сергеевич Тургенев не смаковал же напоказ страдания закоренело озверевшего пит-буля людоеда на живодерне или его агонию после выстрела защитившего от него ребенка полицейского.
Много ли у нас пит-булей людоедов на наших улицах и помойках.
Да не особо.
Нормальных безобидных песиков во много раз больше ( кстати ученые выяснили, что наиболее агрессивные и склонные кусать людей беспризорные псы в среднем гораздо упитаннее безобидных бездомных собак) , и вообще 3/4 покусов ( и львиную долю тяжелых ) наносят домашние собаки преимущественно из благополучных семей ).
Так вот, казалось бы - опекайте некусачих собачеций - и они не искусают вас за вашу заботу и тепло.
А еще и кошек - тоже не кусаются.
Но по мнению некоторых - некусачие песики и кошки это все банально.
А вот отмороженный пит-буль-людоед, это, ребята, КРУТО, и чешется самоутвердиться и самореализоваться через эту вот такую крутизну : жестью и остервенелым выносом мозгов выбить-пролоббировать в мозгах зрителя целевую установку озаботиться страданиями именно пит-булей людоедов, а не ( не дай Бог ) более безобидных и более приятных в своей отзывчивости на заботу существ).
Берет эпатажник какую-нибудь нечистоплотную конченную фурию, склонную платить презлым на предобрейшее, и начинает терзать и насиловать душу зрителя ради развития в нем эмпатии именно к этой фурии и мощной негаэмпатии к тем, кто в свои ближние набрал не этих закоренелых фурий и способных эгоистично страдать вурдалаков и бесов, а более нормальные и похожие на человеков существа.
Помните, как распятый рядом с нашим Спасителем злодей-лиходей раскаялся, внутренне душевно духовно переродился и произнес хорошо Вам известные искренние справедливые слова.
А второй оказался настолько неиспровымым монстром, что не смог и не захотел этого сделать.
В результате из всех троих умерших на Голгофе в ад угодил только он.
Так вот, приставьте себе сигаревых, которые, игнорируя страшные муки и нашего Спаса и исцелившего свою душу экс-разбойника, сосредоточили бы свои видеокамеры на этом неисправимом монстре и стали бы специально избирательно разрушать психику зрителей только именно его-махровейшего эгоиста страданиями.
Страданиями Чикатило перед казнью, Адольфа Гитлера перед суицидом, предсмертной красотой Евы Браун, душевными эгоистическими шкурническими муками нацистских палачей-геноцидщиков жутко выносили бы мозг зрителям.
Я считаю, ставить сигаревых на одну доску с нашими классиками неверно.
Считаю, что сигаревщина - это лихоманка нашей больной современности.
Времени когда некоторым почему-то пресен нормальный альтруизм к миллиардам нуждающихся и сотням миллионам тяжкобольных и обездоленных вокруг и неймется самовыразиться именно в девиантном альтруизме, нет, даже не в девиантном альтруиме, а в самоутверждении через девиантными методами побуждение других к девиантному альтруизму.
То есть сам стадающим чикатилам и снега зимой не принесет, а вот художественный интерес к их мучениям имеет - чтобы шокировать-эпатировать ими народ и побудить его сочувствовать и состадать не столько матерям и деткам съеденных маньяками-людоедами красавиц, сколько целенаправленно к самим маньякам-людоедам.
А если не получается достичь у зрителя этого нормальными художественными методами, то пытаются добиться изменения целевых установок у населения НЕХОРОШИМИ ВРЕДНЫМИ ВЕСЬМА ПСИХОТРАВМИРУЮЩИМИ души зрителя сигаревскими методами.
И эгоистично самоутвердиться, да и самореализоваться через это намереное причинение посторонним людям болезненных и вредных для хрупкой психики психотравм.

Существует такое движение ИГИЛ.
Хотят они, чтобы люди стали более справедиливо относиться друг к другу, были бы скромнее, лучше бы чтили Бога и т.д.
Но КАК ИГИЛ этого пытается добиться ?
Зверски казнят оппонетов, заставляя их перед смертью отрекаться от себя и делать громкие проигиловские заявления, и жестким показом этого геноцида пробивают "очерствевшие" мозги зрительской Интернет-аудитории.
Как у Пол Пота нормальными методами добиться от людей большей сознательности и более нормальных менее меркантилно-приземленных общестенных отношений не получается, так попытаемся это сделать ЧУДОВИЩНЫМИ методами - а вдруг получиться.
Некоторые активисты гей-движения тоже, понимаете ли, недовольны отношением немалой части населения ( даже на Западе) к содомскому греху.
И ретиво пытаются навязчивым жестким тяжелым эпатажем, полпотовщиной в искусстве, сделать гомофобов и гоморавнодушных гомофильнее.
Нераскаявшийся попавший в ад нелюдь на Голгофе реально сильно мучительно страдал и мне и его конечно же тоже жалко, но в миллионы раз мне жальче тех зрителей, которым навязывают свою "шокотерапию" сигаревы.
Он бы еще Мела Гибсона пригласил бы просимулировать его страдания, а из двух остальных распятых не зацикленных на страданиях монстра ( им и своих хватало как ни странно, а у Христа и сострадания к смотрящими на его муки близким и друзьям )попятался бы слепить образы бесчувственных тварей, недостойных звания человека.
Сравнивать Сигарева с нашими классиками считаю совершенно неправильным.
Сигаревщина - это прежде всего лихоманка нынешнего плюралистического дивиантного времени.


Алина Черникова   29.05.2015 11:45   Заявить о нарушении
Вы встали на защиту неких зрителей, которые ждут "высокого искусства" и "созидательного трагизма", а не шоковой терапии. Кстати, сам В.С., возможно оценил бы такую квалификацию, как комплимент. Оживляют же сердца электрошоком... Другое дело, если он лупит своим "шокером" всех подряд, как Вы утверждаете... Это будет уже не медицинский инструмент, а травматическое оружие.И ведь знает, что фильм обречён не увидеть широкого проката, а делает...
За бОльшую часть зрителей можно быть спокойными. Попкорн у них в горле не застрянет.
Они почувствуют "тягомотину" в первые же минуты.
Вы о тех и за тех, кто попался на крючок сострадания и получает травмы за доверчивость режиссёрским манипуляциям.
Вы упустили ещё сравнение искусства Сигарёва с промыслом ряженых "нищих" и будто бы покалеченных "участников конфликтов", которых выставляют иногда на улицы пронырливые "предприниматели".
Ф.Ницше просчитал эту ситуацию примерно так:"И дать жалко, и не дать обидно". А вывод: удалить всех нищих.
Сегодня просят на больных СПИДОм, раком, ДЦП, на монастыри и церкви, на протезы и операции, на помощь пострадавшим и родственникам оставшихся в живых...... И каждый норовит показать свою беду в полном её безобразии.
А тут ещё Сигарёв со своей достоевщиной про слезу ребёнка, пьяницы или наркомана. Какое милосердие выдержит...
А, главное, никто и не спорит: не хватает нам для других милосердия, надо увеличить, поднять уровень... А Сигарёв хочет громче всех об этом кричать?
Вот одному недавно полицейские бутылку в зад засунули, и он случайно умер - может, и об этом кино снимать? Видали таких очернителей и сгустителей красок, тоже нашёлся правдоруб...
Как пыльным мешком из-за угла своим состраданием...

И так далее.

Геннадий Гаврилов   29.05.2015 15:18   Заявить о нарушении
Пит-буль-людоед предположим способен страдать.
И даже жутко страдать, хотя порог чувствительности у этой бойцовой породы при стрессах вообще-то резко понижен.
А вот робот-киллер Терминатор страдать так ведь вовсе не способен - всего лишь машина он.
Казалось бы, надо о жертвах этого механического монстра, а не машине прежде всего печься.
Ан нет!!!
Такая мораль не для сигаревых!
Представим себе : идет полицейский по парку и видит, как монстр-Терминатор тащит в кусты несчастную девушку, дабы вдоволь там надругать над ней своим огромным электронным фаллосом ( чтобы поломать им ей все ее женское хозяйство, чтобы не смогла родить потом от любимого будущего борца против власти машин над людьми).
Казалось бы в чем проблема : стреляй себе спокойно полицейский в бесчувственную бездушную машину, спасай девицу-красавицу.
Что делают современные деятели сигаревщины, адвокаты зла и порока.
Есть девушки, влюбленные в Иванова, Петрова, Сидорова.
Есть порой и дамы нетрадиционной ориентации, розово влюбленные в Иванову, Петрову или Сидорову.
Иногда даже есть и зоофилки, влюбленные в какого-нибудь кровожадного дефективного пит-буля-людоеда, любящие вдовем с ним совместно понежиться с ним в ванной и на постели, вдоволь часами с наслаждением лизать его губы и язык и прочую пипиську и т.д. ( писать противно, но Вы поняли).
А есть какая-нибудь совсем уж извращенка, мощнейше душевно ( а может и не только) привязаная к роботу-Терминатору.
Так вот, что делают адвокаты Дьявола: они крупным планом показывают и смакуют зрителю страдания этой аддиктивно привязанной к роботу-монстру дамочки и внушают зрителю авторскую мысль : спасший кого-то от Терминатора полицейский - последний негодяй, раз заставил эту киборгофилку так жутко и нестерпимо страдать.
То есть вначале красоту ее девиантной "любви" к техногенному монстру и их отношений поэмой делают, а затем смакуют невыносимость и чрезмерность ее боли от потери незаменимого для нее механического возлюбленного.
А страдания терзаемой Терминатором живой прекрасной девушки для них как бы пустячок, достаточно снять ее пару раз блюющуюся после пьянки ( непривычной для нее, потому и вызвавшей бурный рефлекс) или посылающей маму матом.
А терминатороманку - заботливо ухаживающей за больной ее мамой .
То есть оболваненному через специальную обработку чувств зрителю внушают : останавливать пистолетом злодействующего Терминатора недопустимо, пусть мол невидимая рука рынка или Господа его остановит или не остановит, а ты-зритель не смей !
То есть лежат в кустах партизаны и видят - идут эсэсовские каратели сжигать русскую деревушку или еврейское местечко.
Так вот, по мнению адвокатов зла от кинематографа у тех эсэсовцев есть жены, детки, любови-моркови, жены и детки после получения похронок на их любимых эсэсовских головорезов будут невыносимо страдать ( и их страдания надо смаковать зрителю крупным планом).
А вот как будут страдать заживо горящие жители деревни - вот это лучше не снимать, зато неплохо бы снять поподробнее, как они до этого нажрались на пасху или как забивают на мясо предсмертно стонущих бычков.
Визг закалываемых ими свиней и реки свиной кровищи бы тоже неплохо крупным планом...
Избирательное такое милосердие получается, очень странное.
За гранью привычных духовно-нравственных ценностей.
Иные ценности зрителю прививают - ценность неспособности поднять руку противодействия на ИГИЛовких или необандеровских отморозков, когда на твоих близких или просто на невинных людей нападут.
Ценность укрывания у себя сбежавшего из спецпсихушки маньяка-людоеда - ведь если его снова упекут в спецпсихушку, то ему там будет очень больно и плохо.
Страдания поедаемых им женщин и их осиротевших деток - это знаете ли пустячки, главное же - чтобы именно монстра-каннибала не мучили психиатры.
Нелюди и монстры конечно же тоже плачут.
Плачут и горюют в своих одиночных камерах и битцевский маньяк и белгродский стрелок.
Но зачем зрителю избирательно навязывать именно их страдания - вот чего я не пойму?
И если кто-то навязал их зрителю, руководствуясь своей нездоровой дефективной своеобразной нехриианской моралью - зачем же делать из так девиантно самоутверждающей себя в искусстве посредственности новоявленного классика ?
Кто стал ближним в Притче нашего Господа Иисуса?
То кто оказался Человеком, подобрал и помог.
А делать первоочередными кандидатами в твои ближние прежде всего нелюдей и порождения Ехидны Иисус не учил.
Я себя не на свалке нашла, не из задницы Маккейна меня в ханойской тюряге вытащили, чтобы предпочесть жизни для ближних жизнь для ярошей и чикатил, чтобы жить как черствый и бездушный к близким и родному сыну и избирательно зациклившийся только лишь на самых отпетых душегубах доктор Гааз.
Вон Альберт Швейцер простых обычных негров отправился от проказы спасать, а не посвятил свою единственную жизнь одному лишь избавлению изуверов от справедливой расплаты за их изуверства, не ставил страдания изуверов гораздо выше мук их жертв.
Я лично полжизни помогаю умственно-отсталой соседке-инвалиду, онкобольным и лежачим после инсультов людям немало помогала, и много кому чем помогла и помогаю.
Вон позавчера отпрашивалась хоронить одного хорошего человека.
Простым обычным грешным людям вокруг я помогаю, целины дел милосердия кругом столько, что я не нуждаюсь в искусственном вбитии в мою голову потребности посвятить себя преимущественно именно двуногим бесам и человеческой нечести.
Помните давний средневековый философский спор Бернара и кастрата Пьера Абеляра.
Пьер Абеляр упирал в разум и логос в человеке, а Бернар - в НОРМАЛЬНЫЕ человеческие чувства.
А вот озверевший на женский пол подонок Крамер-Инститор и небезызвестный Томас Торквемада ( с молодости неисправимо ожесточившийся, когда его возлюбленная предпочла ему красавца-мавра) обрабатывали в обход разума чувства людей так, что люди сбивались с Христовой дороги человечности и добра в пропасть воинствующего танатоса - пачками стучали на ведьм и жгли их, теряя себя как людей.
А сигаревы любого Инститора в извращении нравов переплюнули, какого хочешь Сатану в два счета лихо защитят - достаточно показать зрителю нестерпимые страдания смазливой ведьмочки после того как покарали ее ненаглядного любовничка-Сатану и художественно посмаковать недостатки попов и христовых подвижников - и неумный зритель косяком перейдет на сторону Сатаны.
Любовь и человечность должны быть прежде всего умными, мудрыми, ну не то что уж мудрыми, а хотя бы немного дружить с головой с христианской элементарной справедивостью, с честностью подлинной жизненной правды.
А не делать художественными средствами из жертв изуверов-отморозков каких-то людей десятого сорта, а из самих отморозков - высшего.
Тех, кто побуждает зрителя: иди у всякой мрази на поводу, позволь ей собой бессовестно манипулировать, я бы не поставила в один ряд с нашими классиками.

Алина Черникова   29.05.2015 16:21   Заявить о нарушении
Считаю, у Сигарева не достоевщина, а именно сигаревщина.
Помните, дорогой Геннадий, что человечный настоящий христианин Алеша Карамазов ответил про пример с одним злодеем - отнюдь не по головке его погладить предложил.

Алина Черникова   29.05.2015 16:26   Заявить о нарушении
А что касается ряженых нищих.
По радио России в воскресных пасторских чтениях один ( не вспомню сейчас имя, но известное) православный батюшка на пример с попрошайничающей "беременной" дамочкой, больше года побиравшейся с большим искусственным пузом, совершенно правильно четко посоветовал : НЕ ДАВАТЬ, лучше распорядиться этими неподанными деньгами в более лучших и полезных более честным реально нуждающимся людям целях.
Геннадий, одно дело, когда эта дама просто тихо и безобидно сидит на обочине, а совсем другое, если она нахально грубо хватает за грудки прохожих.
И совсем уж недопустимо, если со свирепостью рекитиров и черных коллекторов за грудки прохожих начнут хватать с яростным шипением : " Ты почему не помог беременной бедолаге!!!" всякие сигаревы и психологическим террором понуждать их вытрясать из своих кошельков побольше на то, что нагло требуют сигаревы.

Алина Черникова   29.05.2015 16:37   Заявить о нарушении
Я подумал: а почему меня "зацепили" эти фильмы?
Не принимает душа творческие поделки и подделки тех, кто многие годы позиционируют себя вождями кинематографа и кинопроката.
Противен послеобеденный секс героя Михалкова в фильме о культе личности, противны его изыски в "Сибирском цирюльнике" ( за 20 лет тяжелейших лет страны - ни одного значимого фильма).
Противна некрофилия А.Балабанова в фильме "Груз 200" - вот где Ваши обвинения "сигарёвщины" полностью справедливы!
Вы упомянули коварство приёмов, какими нас сбивают с толку, ломая нравственные ориентиры. Тревога абсолютно адекватная. Хотя от Утёсова до Данилко - все поют, что всё "будет хорошо"...
А Сигарёв сделал, всего-навсего, фильмы по впечатлениям детства своего и своей главной актрисы.Возможно, впечатления слишком болезненные. И то, что не дают им выхода в кинопрокат, говорит не против них.
Потому что, почти всё в прокате - против нас.

Геннадий Гаврилов   29.05.2015 19:00   Заявить о нарушении
Уважаемый Геннадий!
И тут я не могу с Вами во всем согласиться.
Во многом согласна, но не во всем.
Да, согласна с Вами, что очень многое из допущенного на экран - против нас.
Но считаю, что в недопущенном лжи еще больше.
Многие авторы пытаются самоутвердиться и самореализоваться через умышленную ложь и чушь.
Например, что репрессии 37-38 годов якобы проводились по этническому принципу.
Одни - что русских избирательно выбивали.
Другие - что русскими наоборот тайно заменял Сталин одну национальность, Вы догадались какую.
Теперь вот снимают, что вовсе не эту, а мол украинцев Сталин избирательно исстреблял.
Одни позиционируют И.В. Сталина как мудрейшего светоча Првославия и лютого врага Ленина и дарвинизма.
Другие изображают из него монстра, насилывавшего свою дочь Светлану и чуть ли не мумию Ленина, и ( помимо 35 миллионов других уничтоженных в репрессиях ) якобы умертвившего в вагонах для депортации 95% из двух миллионах депортируемых крымских татар.
Поскольку рулят нашими телеканалами и кинопрокатом не полные идиоты, то они говорят таким авторам : " А постойте-ка, может быть по политическим статьям за все время сталинизма расстреляно все-таки 700-750 тысяч? И откуда взяли вы, ребятки, 2 миллиона крымских татар, их ведь на самом деле депортировали на порядок меньше и в вагонах их погибло все-таки лишь менее 5% - большинство погибло позже во время голодных зимовок в землянках."
И действительно ни в 45 ни в сороковом году и 300 тыс крымских татар у нас не было.
Два миллиона в мире да, были - в основном в Турции, еще при Романовых туда сбежали, и авторы это хорошо знают, но читателей сознательно дурят.
Вот и заворачивают такие опусы.
Ну как не завернуть "шедевр", где утверждается, что на оккупированных фашистами территориях под немцем простые крестьяне якобы жили лучше, чем на неокуппированных советских территориях.
И я бы ТАКОЕ завернула.
Не плодить же авторский беспредел в нашем кинематографе.
Этак на всю Россию любой Правый сектор и массовое сожжение в Одессе найдутся деятели и деньги всячиски воспевать и славить и преподносить нашему зрителю это кривое зеркало бандеровщины.
Полно ляпается сладкого яда.
Порой они как сделанный по заказу Гитлера "Триумф воли" действует на душу и подсознание зрителя мощнейше.
Эта художественно-эстетическая мощь резко усиливает ядовитый ээфект заложенной в таких фильмах духовной отравы.
Среди недопущенных фильмов согласна : немало и хороших, но есть нередко и крайне вредные, и очень опасные для наших душ.
Я не за вседозволенность в кинематографе.


Алина Черникова   29.05.2015 20:51   Заявить о нарушении
Не думала, что под моей рецензией развернется такая полемика. Я против, когда входят "без стука". Но в данном случае диалог настолько интересен, что я оказалась рада неожиданной гостье, с мнением которой я согласна на все 100%.
Геннадий, Алина, спасибо.

Наталья Чаплыгина   30.05.2015 19:17   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, дорогая уважаемая Наталья!
Я согласна с Геннадием в том, что действительно нередко чиновники на службе властей не пускают в широкий прокат социально ориентированные гуманистические фильмы настоящего светлого критического реализма, продолжающие лучшие традиции наших классиков, фильмы в лучшем смысле оппозиционные к нынешнему обществу наживы и разнузданного бездуховного престижного потребления.
Да, и хорошие фильмы бывает не пускают в широкий прокат и в СМИ за простой трудовой народ - и в этом Геннадий прав.
Но не всякую оппозицию сегодняшней системе считаю полезной и нужной.
То, что не дают широкую дорогу разнузданной пропаганде гей-парадов, колларобационизма и пораженчества, дичайшим схемам радикального пересмотра традиционной морали и много чему еще не вполне хорошему, считаю - правильно делают, мозги не ищущего специально себе грязи или девиаций зрителя - все же не духовно-идеологическая помойка.
А ищущий грязи или девиаций,"изюминок" зритель и так свое найдет, это сейчас не особо трудно, это как порножурнальчики или сектантскую литературу тоталитарных сект не выставлять в первом ряду напоказ в витринах киосков.
А и об оступившихся людях фильмы тоже конечно же надо снимать, вот и снимали о них суперские фильмы - " Когда деревья были большими", "Калина красная" и многое другое.
Я же приводила уважаемому Геннадию отдельные примеры таких фильмов-шедевров, причем фильмов об оступившихся людях - " Генералы песчаных карьеров" по " Капитаны песка" Жоржи Амаду и "Бродяга" Раджа Капура. Мне кстати у Раджа Капура больше всего нравится " Господин 420" - о сильном глубоко нравственном человеке, сумевшем взять и специально ловко не оступиться по полной, причем сделал это виртуозно - без всякого чистоплюйства и фанатизма.
Но фильмы В. Сигарева я сюда никак не перечислить не могу.
И не важно: уходит через минуту заплативший за фильм зритель или позволяет Сигареву варварски жестко давить на его определенные психокомплексы до конца сеанса - я такое не поддерживаю.
Я согласна с Вами, Наташенька!
Спасибо за понимание :)
А читать призведения Геннадия мне очень нравится и интересно, порой новое необычное для себя открываешь.
Спасибо Вам, Геннадий!
Успехов Вам в дальнейшем творчестве!

Алина Черникова   31.05.2015 12:02   Заявить о нарушении
При любой власти, при любом строе всегда есть оппозиция. Вопрос заключается в том, чему, с какой целью и какими методами и способами противостоять? Можно противостоять ради созидания, а можно ради разрушения. "Оппозиция разрушения" подменяет истинное добро лжедобром и делает это столь умело, что зачастую в этом бывает сложно разобраться.
Как известно, "истина рождается в споре" и такие дискуссии, как ваша, Алина и Геннадий, помогают разобраться в сути поднятой проблемы и отыскать зерно истины. Еще раз спасибо. С признательностью.

Наталья Чаплыгина   31.05.2015 13:01   Заявить о нарушении
Думаю, что наш разговор - это тот редкий случай на прозеру, когда оппоненты не поступившись принципами, не стали "врагами". Может, даже, наоборот...

Геннадий Гаврилов   31.05.2015 21:21   Заявить о нарушении
Отношение к оппоненту, как к врагу, вообще, становится нормой в нашей жизни. Многочисленные ток-шоу тому пример. Они закрепляют в сознании зрителя такое поведение, как единственно правильное. А тролли на общедоступных сайтах? Суметь не поддаться на провокационное поведение сложно, но возможно.

Наталья Чаплыгина   31.05.2015 21:57   Заявить о нарушении
После просмотра комедии "Страна 03" надо признать, что А.Черникова точнее прочувствовала потенциал В.Сигарёва:разочарование в нём ещё не полное, но от прежних ожиданий не осталось почти ничего.

Геннадий Гаврилов   16.03.2016 14:10   Заявить о нарушении
Спасибо за понимание, дорогой уважаемый Геннадий! :)

Алина Черникова   17.03.2016 20:13   Заявить о нарушении