конец 1904 года

 То что тюремная обстановка абсолютно не влияла на Розино самочувствие, утверждать было нельзя. Луизе и Карлу Каутским признаться в этом Роза не хотела. С Лео же она была более откровенна. Уже из первого письма к нему мы узнаём, что когда Розу посещал брат, выглядела она из-за мигрени плохо. Во втором письме Лео Роза успокаивает друга:

«Мигрень с того раза не повторялась и невралгия лишь слегка даёт о себе знать, только с уважаемым желудком мы в натянутых отношениях. Но я наказываю его полным принебрежением.»
 
Зная характер Лео, в конце письма Роза добавляет:

«Дорогая*, не закидывай меня из-за истории с желудком в следущем письме десятью вопросами и двадцатью советами. Я их все знаю наизусть, и вещь не изменится до тех пор, пока я не распрощаюсь с «египетскими мясными катрюлями**». Сообщаю тебе это, мир потрясающее событие, лишь для того, чтобы ты больше доверяла моим «куропаткинским сообщениям» и не считала, что всё в моём письме подозрительно хорошо.»

4 октября Роза пишет Лео:

«Моя дорогая!
Радуйся, опять письмо от меня и главным образом для того, чтобы успокоить твоё сердце, так переживающее за мой желудок. По собственному желанию я вернулась от ресторанного обеда к тюремному, и это хорошо на меня действует. Мой желудок, по-видимому, насытился выокой культурой и захотел питаться по -Руссо. Уже неделю я, как Набуходоносс, наслаждаюсь вегетарианством, как в то время когда он по велению Господа, должен был ползать на всех четырёх и питаться травой *(Хейне утверждает, что это был салат). И так, ты можешь быть совершенно спокойна и окончательно покинуть эту тему. И вообще было бы хорошо, если бы ты опустила заботы о моём телесном счастье, проекты с передачами фруктов etc...
Слышала ли ты сегодня ночью мои крики? Представь себе, я просыпаюсь из глубокого сна  пол-третьего, не понимаю, где я, и зову от страха маму, и так громко, что должно было быть слышно во Фриденау. Прошло около 10 минут, пока я вспомнила, что опаздала на семь лет. Ты не можешь себе представить, как мне стало потом стыдно; тень этого ночного события лежала на мне весь следущий день, и чудесный солнечный день я видела, как через дымку. Несчастная клетка в этом не виновата, ведь такое же со мной случилось однажды и во Фриденау, только любимая сестрёнка в её «праведном сне» и тогда ничего не услышала, а позже я не хотела тебе об этом ничего рассказывать, потому что это была как раз неделя, когда мы разругались..»

К счастью, саксонский кайзер отправился в мир иной, и по случаю восхода на трон 15-го октября нового кайзера Фридриха Августа Саксонского, была объявлениа амнистия. Благодаря ней, Роза пробыла в тюрьме примерно пол срока.
Положительным событием этого года было и примирение Розы с Францем Мерингом. Это следует ещё из её летнего письма Францу, и из тёплых приветов, передаваемых ему Розой через Луизу из тюрьмы.


* опять из соображений конспирации Роза обращается к Лео, как к родственнице

** намёк на историю из Ветхого завета


Рецензии