О кризисе духовно-нравственных ориентиров

Очевидно, что современная реальная жизнь абсолютного большинства людей в основе своей имеет систему товарно-денежных отношений, где деньги выступают главным источником и условием культа потребления, то есть жизни ради примитивных УДОВОЛЬСТВИЙ.

Можно возразить, что сами удовольствия бывают разными. Это верно. Но, людей способных испытывать удовольствие от высших образцов национальной, религиозной и общечеловеческой культуры очень мало. В основном они связаны с формулой "хлеба и зрелищ", плюс престижные потребительские товары и условия проживания - вещи, машины, дома. Вот и ВСЁ. Увы, человек живущий высшими духовно-нравственными ценностями обречен на отторжение и страдания в современном обществе…

Кто-то скажет – в этом и есть смысл духовного подвига, подлинной религиозной жизни. Что ж, и это верно. Как верно и то, что всё это ведет к пропасти между различными трендами современной жизни, определяемыми спецификой мировых религий. О чем речь?

Все мы сегодня являемся свидетелями двух диаметрально противоположных и, в то же время, взаимодополняющих процессов – тенденций деградации Христианства и радикализации Ислама. Желающие могут найти тому огромное количество примеров даже на уровне новостей в средствах массовой информации. В чем причина этого явления?

Ответ прост – в природе доктрин самих этих религий. В культе смирения и жертвенного страдания в Христианстве, с одной стороны. В полной регламентации не только духовной, но и повседневной жизни в Исламе, с другой. При этом в Исламе есть еще один очень важный элемент - абсолютное отрицание любых форм социального угнетения и незаконного имущественного расслоения. Это главное.

Как бы кто ни относился к так называемым радикальным «исламистам», никто не сможет отрицать того, что их влияние определяется отстаиванием ценностей Ислама, которые были и остаются привлекательными в первую очередь для молодежи не желающей жить по законам общества потребления. Как следствие, врагами радикалов становятся не только страны и люди, попадающие под категорию «неверные», но и мусульманские диктаторские, а так же монархические режимы, игнорирующие социальную доктрину Ислама.

Как и кем используются радикальные движения в геополитических целях, в том числе для дискредитации самого Ислама, тема для отдельного разговора.
 
Пока отметим, что в этой ситуации в очень сложном положении оказываются сторонники не религиозных, светских национально-культурных доктрин и ценностей, например, у народов Черкесского мира. В чем эта сложность?
 
Для ответа на этот вопрос следует уточнить - "Есть ли «земное» будущее у ценностей, противоречащих реалиям современной жизни?" Ответ очевиден – нет. Ведь глядя вокруг себя каждый может убедиться в том, что такие понятия как честь, человеческое достоинство, правдивость и им подобные, а именно они составляют суть и основу национально-культурных ценностей, никак не вписываются в правила современной экономики и политики. Более того, следование им это своего рода романтизм который, как это ни парадоксально на первый взгляд, ведет к появлению еще одной проблемы современного мира – этнонационализму, с опасностью его перерождения в нацизм и фашизм.

В любом случае можно утверждать, что этнокультурные ценности по природе своей куда ближе к ценностям религиозным, чем к ценностям общества потребления. Не будучи востребованными в реалиях современной жизни, они объективно подпадают под категорию национально-религиозных ценностей.
 
Проблема соотношения ценностей мировых и национальных религий требует отдельного рассмотрения. Пока кратко можно сказать, что по сути своей они совпадают, поскольку в обеих главной целью выступает обретение человеком не материальных ценностей, а определенных нравственно-этических качеств.

Очевидно, что национальные религии фактически представляют собой усеченный вариант мировых религий, ограниченных национально-культурной спецификой того или иного народа. Какое отношение это имеет к обществу потребления? Никакого. Круг замкнулся.
 
О том, какие жизненные стратегии на национальном и индивидуальном уровнях при этом возможны поговорим в следующий раз.


Рецензии