Мой взгляд теперь

                Мы растем вместе с книгами -- они растут в нас.
                И когда-то настает пора бунта против
                вложенного  еще в  детстве отношения к классике.
                П.Вайль, А.Генис

Уже написав свою разгромную статью на Чацкого, прочитала главу «ЧУЖОЕ ГОРЕ. Грибоедов» из книги П.Вайля и А.Гениса «Родная речь. Уроки изящной словесности». 

Мысли этих авторов близки мне по духу. Чувство, будто я приобщилась к их пониманию на уровне информационного поля, ведь до вчерашнего дня об этой книге ничего не знала, а думала так много лет.

Классику «достают с полки так же редко, как парижский эталон метра. Тот, кто решается на такой поступок – перечитать классику без предубеждения – сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. Читать главные книги русской литературы – как пересматривать заново свою биографию» – слова из этой книги и мои тоже.

Давно хотела написать об одном удивлении. Укачивая на руках племяху, проходя вдоль книжного шкафа, вытащила книгу с комедией «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Со школьных времен не читала это произведение. Начало сразу же увлекло. Почти на каждой странице знакомые популярные фразы и выражения, которые и сама употребляла, но забыла, откуда они. Но не в этом дело.

Всю комедию я читала с широко раскрытыми глазами и поднятыми бровями.

Не помню дословно написанное об этом произведении в учебнике, по которому мы учились, но смысл был таков: негативное фамусовское общество и, как противопоставление ему – Чацкий – весь из себя красавчик: умница, передовой элемент, обличитель заскорузлой действительности того времени. И «Карету мне, карету!» воспринимались оскорбленным чувством высооокого достоинства героя.

А ничего подобного! Тоже мне, герой нашего времени, луч света в темном царстве, нигилист хренов!

Этот Александр Андреевич еще тот прохвост.

Ниже приведу слова классиков, а сейчас только факты, открывшиеся мне так внезапно и странно.

И первый таков: Чацкий оставил любимую и любящую девушку на три года. Уезжая,  говорил служанке:

«Недаром, Лиза, плачу,
Кому известно, что; найду я воротясь?
И сколько, может быть, утрачу!»

Казалось бы, ладно: Софье было 14 лет (малолетка, что с ней делать), но! Чацкий ни разу не написал письма за все три года и не сообщил о возвращении. Вернулся внезапно со словами:

«Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся, – ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз —
И вот за подвиги награда!»

И много-много слов о том, как любил он все эти годы. Вот, например:

«Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!»

Но, блин, сквозь развлеченья, ни строчки не черкнул и ни разу не приехал, а был-то в семистах верстах всего. А потом еще в удивлении: «С которых пор меня дичатся как чужого!».

А что же София? А София девушка хоть и семнадцати лет, но с трезвым и критическим умом:

«Вот об себе задумал он высоко —
Охота странствовать напала на него.
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далёко?»

А этот диалог –  просто песня:

«София
Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
Чацкий
Послушайте, ужли слова мои все колки?
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу.
Я в чудаках иному чуду
Раз посмеюсь, потом забуду.
Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
София
Да, хорошо – сгорите, если ж нет?»

От меня «браво» Софье за понимание фиглярства Чацкого!

Так до конца и не понял он, что его могли разлюбить, еще и предательницей ее назвал. Идиот. А что, умный так себя ведет?

И тут второй факт: сам Чацкий сыпал оскорбления всему и вся. Перечислять не имеет смысла, несколько страниц займет. Разве что, итоговые мысли, так характеризующие героя:

«Теперь не худо б было сряду
На дочь и на отца,
И на любовника глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду»

Что же получается? Приехал через три года к той, которая не обещалась быть невестой, да и подзабыла малость, без вестей от него. Вдруг, сорок пять часов мчал, как на свадьбу или пожар, а узнав, что его не любят, к вечеру этого же дня готов излить на свою любовь желчь и досаду.

Отвращение. Я мягко выразилась.

Все произведение пропитано его духом горделивого злословия к фамусовым и иже. Ему со всеми скучно, не интересно, ничего не радует и не греет. Все плохо, а что не плохо, то еще хуже.

К слову сказать, иногда он и прав, и даже с точки зрения современности. Т.е., то, что порицал Грибоедов двести лет назад, никуда не делось, все на месте. И тут я подбираюсь к третьему и главному факту.

Ежели ты, Чацкий, таков молодец-удалец, видишь все негативные стороны жизни, то, что ты сам собой представляешь? Ни-че-го! Имение запущено, работать не хочет, общество ему претит. А жениться хочет! На девушке с приданным. Нет, не идиот. Умен ли?

Когда кто-то кричит, что вы все дураки, а я умный – это неприлично. Но когда этот умный своими знаниями лишь бахвалится, то… горе от ума.

Ну и… карету ему.

Я намеренно не написала о других героях комедии. Мнение о них осталось плюс-минус то же. Речь не о них, а о Чацком. Который в моих мыслях был памятником передового человека. Снесла я его шестнадцать лет назад, хоть и против снесения памятников в реале.

А вчера, наконец-то решив написать свои мысли, полезла в инет за мнением классиков. Захотелось мне с ними поспорить. Дык, не вышло.

Оказывается, нам, недорослям преподавали урезанный вариант смысла. Комедию мы читали полностью, а смысловой нагрузкой нас не отягощали. Наверное, чтобы не запутать. Опять же, социальный мотив – фига загнивающему…

А.С.Пушкин негативно отозвался о главном герое: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен», а еще: «Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».

В. Г. Белинский называл его крикуном, фразером, идеальным шутом.

М.А. Дмитриев вообще красиво сказал: «Он хочет отличиться то остроумием, то каким-то бранчливым патриотизмом перед людьми, которых он презирает; он презирает их, а между тем, очевидно, хотел бы, чтобы они его уважали! Словом, Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным».

С тех пор, как по новому перечитала «Горе от ума», всем советую сделать то же. Прочувствовать свои мысли о главном герое, согласиться ли, нет с моими взглядами, но это, правда, интересно. Окунуться в атмосферу того, а может и этого, времени. Такие мысли там, о-го-го. Чтение займет не более двух часов, которые станут удовольствием от гения писателя, прекрасного произведения, насыщенного фразеологизмами, афоризмами, крылатыми выражениями.

Возможно, я бы не была столь категорична к Чацкому, если б не имела в голове другого образа, несправедливо положительного. И если не делать на нем акцент, то комедия радует богатством ума и прозорливости.

Для себя я открыла интересную вещь. Любимые фразы, будучи бриллиантами, облачились в красивые оправы – слова, которые были рядом с этими фразами:

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»

«Французские романсы вам поют
И верхние выводят нотки,
К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки»            :)))

«Когда нам скажут, что хотим, —
Куда как верится охотно!»

«Ах! от господ подалей;
У них беды себе на всякий час готовь,
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь»

«Софья
Гоненье на Москву. Что значит видеть свет!
Где ж лучше?
Чацкий
Где нас нет»

«Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!»

«Читай не так, как пономарь;
А с чувством, с толком, с расстановкой»

«И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть!»

Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!»

Да разве выпишешь все? Слова в комедии супер! А если кто политикой увлекается, читайте непременно! Будете удивлены и найдете цитаты, которые станут к месту в любом сегодняшнем разговоре.

Пушкин писал о комедии «Горе от ума»: «О стихах я не говорю, половина – должна войти в пословицу». Так и случилось.


Рецензии
Наташа, ах, как лихо ты машешь сабелькой. Чацкий - плох, я в отрочестве была глупой, а вот теперь поумнела и вижу, какой это выдуманный герой. Я видел платья Екатерины Второй. Ну куда они годятся современным одеяниям наших звезд. А ведь в свое время это был высший шик. Да, все старится и приходит иногда и вовсе в непригодность. Старятся и литературные герои. Но, как говорил один мудрый еврей:" был бы я таким умным вчера, как ты сегодня". Что мы можем сказать хорошего сегодня о себе? Сколько смельчаков побывало на Болотной площади из 145 миллионов? То-то и оно. А теперь представим двадцатые годы 19-го столетия. Даже представители знатнейших фамилий России только шепчутся по углам и с оглядкой , и с великими предосторожностями замышляют всего лишь дворцовый переворот. А о сошках поменьше и говорить не приходится. И вот приезжает даже не в Петербург, а в купеческую, во многом старообрядческую Москву умный человек, побывавший в передовой на то время Европе. И что он видит? Барство дикое, вор на воре сидит и вором погоняет, подхалимство, кумовство, невежество. Даже София, которую он идеализировал, оказалась девицей не очень умной; уже, хотя и с ужимками, принимает ухаживания ничтожного Молчалина. И сама-то какова! Стоило Чацкому метафорически высказаться, как она уже готова послать его в настоящий огонь. И что делать Чацкому? Бороться? С кем? С мельницами? В лучшем случае попадешь в блаженные. Вот и приходится только злиться на всех. Как тут не вспомнить Лермонтова, находившегося в подобной ситуации: "О как мне хочется смутить веселость их, и бросить им железный стих, облитый горестью и злостью". Спустя 200 лет один такой Чацкий уже лечится в "Шарите". Много у него сподвижников? Я сам после института приехал в областной центр, а там грибоедовские времена! Приходилось не "умничать", скрывать, что я занимаюсь писательством, писать под псевдонимом и так далее. Так что с Чацкими надо обращаться поделикатнее. Они все еще есть, и слава богу.

Яцук Иван   23.10.2020 00:33     Заявить о нарушении
Наташа, простите, что пишу здесь. Для отдельной рецензии, не отписки, у меня сейчас нет времени, а игнорировать приглашение женщин, особенно молодых и красивых, не в моих правилах))). Кроме того, я согласен с тем, что написал Иван Яцук.

Я думаю, что Вам, Наташа, стоит еще раз перечитать пьесу, ведь со времени написания этой статьи прошло несколько лет и Вы, возможно, еще раз пересмотрите свои оценки.

Спасибо за приглашение,
Михаил

Михаил Абрамов   23.10.2020 06:32   Заявить о нарушении
Меня, Ваня, чуть покоробило, что ты со мной на ты, но да ладно, приняла, но то, что решил будто я когда-то была глупой – моветон однозначно. Эт так, слюни мои на твое хамство.
А теперь, давай без дураков.
Я отвечу на твои вопросы. А потом, ты пройдешься по моему тексту еще раз и на каждое мое суждение, имеющее доказательство в произведении бессмертного грибоедовского текста, ответишь по сути, как отразил это великий автор. Найдешь свои аргументы на мои.
Предупреждаю: платья, трудные моменты твоей молодости, современные реалии зашкварной жизни страны и иже не будут служить доказательной базой. Оставь для Болотной. А, ты не умничаешь и скрываешь? Извини, Молчалин, я не узнала тебя сразу. Что-то во мне сегодня такое чацкое ;),
Итак, Чацкий. Можно с уверенностью сказать, что все его мысли и слова были близки Грибоедову. Великий писатель и сам был такой: вспыльчивый и злословный. Потому совершенно не считаю, что это просто так, выдуманный герой (откуда взял, Ваня?!). Чацкий говорит много правильных вещей, обличая фамусовское общество. Нас этому учили, не правда ли? Я не считала и не считаю Фамусова, Молчалина и т.п. положительными героями. Но намеренно не писала о них. Меня интересовал Чацкий в разрезе "положительного". Увы, он только облаял всех и укатил, неприятный.
Считаю, что Грибоедов написал "Горе от ума" эзоповским языком, с целью избежать цензуры. У него нет чисто положительных или отрицательных героев. Он показал персонажей той жизни, классно показал. Пряча умные и важные мысли так, что всем видно: король голый, но королю невдомек. Это я о иносказательном в прои, а не о Чацком.
Кстати, Чацкий не по европам будто бы ездил, а был в Петербурге, где и промотался в финансовом смысле. Так вот, он не вернулся и видит, он был в стране и все видел все эти три года.
Почему же он взбеленился (мое суждение), Ваня? Потому, что приехал к богатой невесте, а ему отказали. Софья отказала, папенька ее тоже предложил выложить карты на стол. Но деньжат нет, а работать не хочется.
И вот, София. Ясно же, что девушка влюблена в того, кто рядом и так добр к ней. Будь он хоть трижды ничтожным Молчалиным, гормоны плещутся у 17-летней девочки к тому, кто ее окучивает, а не к тому, кто забылся за три года и приехал на уже поспевшие чувства к другому. Что на весах перетянет: любовь, когда «счастливые часов не наблюдают» или пересуды чужого для нее человека?
К чему мне обращаться с Чацким поделикатнее? Когда это злословие было в чести? В те времена, в эти? «Горе от ума» – величайшее произведение! Чацкий в нем главный герой. Всего лишь. И вижу я его таким, каким отразил его Александр Сергеевич. Грибоедов не дал ему хорошую характеристику. Вот не дал. А сделал пустобрехом. Кстати, другой Александр Сергеевич тоже сказал: «Чацкий совсем не умный человек» и дальше объяснил, почему. Я с Пушкиным согласна.
Так что, Ваня, воротись и аргументировано (исключительно по тексту «Горе от ума»), опровергни мои суждения.
Воротись, Ваня. Я скучаю по временам, когда были «лучи света в темном царстве». Вернешь мне лучик, буду только благодарна. А не захочешь это делать, останусь при своем мнении. А ты – в проигрыше ;)

Наташа Шевченко   23.10.2020 11:00   Заявить о нарушении
Михаил, спасибо, что заглянули! И за комплиман тоже.
У меня не только не изменились мнение и оценка, а и укрепились. С момента написания эссе, я не однажды возвращалась к "Горе от ума". И о произведении прочитано больше, чем о каком бы то ни было другом. Увлеклась, знаете ли.
В своем прои я не затрагивала политические и социально-общественные моменты. Их прекрасно затронули Вы в своем эссе и я полностью с Вами согласна.
Но, по моему мнению, это никак не обеляет Чацкого как неприятного человека. Таков герой. Я пробежалась по фактам. И оперлась ;) на великие умы )



Наташа Шевченко   23.10.2020 11:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.