Из семейного архива. Часть 1. Людмила и Нина

  Держу в руках старую фотографию из бабушкиного альбома. Четверо ребятишек. Самый маленький, это мой отец - головастенький, в аккуратном костюмчике, пошитом бабушкой. Ещё две девочки и мальчик. Кроме моего отца, все присутствующие дети, пережившие войну.

 Самая старшая - Людмила родилась в Сталинграде. К сожалению, она ушла из жизни прошлым летом, а я так и удосужилась доехать к ней, хотя и жили в одном городе. Всё мне хотелось расспросить, помнит ли она, как они выбирались из пылающего города.

 Недавно приезжала её дочь, получается моя троюродная сестра. Вот по такому поводу довелось мне с ней, наконец, познакомиться. Уж больно далеко живёт. Я её помню, а она меня нет, потому что пока я научилась ходить и говорить, она была уже взрослая девица,  потом и вовсе покинула Саратов, затем страну. Я задала ей мучивший меня вопрос о тёте Люде.

 Людмиле шёл седьмой год, когда фронт подкатился к Сталинграду. Её отцу дали трое суток, чтобы вывезти семью из города. Все уходили в Заволжье. Раздобыть лодку оказалось невозможно и они бежали по какому-то мосту через Волгу. Её мать была на последних месяцах беременности, но разводить охи и вздохи было недосуг. Бежали бегом, всё же река у нас широкая. Внизу всё в катерках, лодках, баржах, снующих между берегами, а сверху самолёты с чёрными крестами, усердно старающиеся истребить и суда, и людей, да и мост, наверное тоже. Взрывы, визг пуль, падающие, ошалевшие от ужаса люди, лошади.

  Юля говорила, что мать запомнила, как это было страшно. Её крепко держали за руки родители. Дед Миша привёз их в Саратов к моей бабушке и вернулся защищать свой город.

  Баба Зина родила девочку Нину. Никаких долгосрочных декретов и в помине не было, да и кормить детей было нужно. Дочь моей бабушки к этому времени уже умерла.Сама она работала в столовой завода "Серп и молот". Если удавалось вынести немного крупы, то тащила домой. На проходной вахтёрши ощупывали пазухи, не стеснялись и пониже спины потрогать. Бабушка смогла и сестру пристроить в столовую раздатчицей.

 Для тех, кто думает, что стащить с завода стакан пшена для голодного ребёнка было легко - баба Зина стояла в очереди на проходной на выход с завода, за пазухой  заветная горстка крупы. Идёт проверка выходящих - одного через троих. Женщина, стоящая перед бабой Зиной, попала на проверку. В лифчике обнаружилась крупа. Вывели во двор и расстреляли. Так просто и легко. Чтобы другим было неповадно, это делалось у всей смены на виду.

 Тогда на детей им давали какую-то похлёбку, только нужно было прибегать самим, матери же работали. И  Люда оставляла сестру одну дома, а сама с бидончиком бегала на завод. Довольно далеко и пешком, но есть-то хочется.

  Как-то попала под бомбёжку. Саратов был прифронтовым городом, госпитали, пункты переформирования, нефтеперерабатывающий, авиационный заводы, железнодорожный мост, по которому шло снабжение Сталинграда, всё это притягивало авиацию гитлеровцев. Вот Людмила и оказалась в самом неподходящем месте. Она с перепугу даже не подумала спрятаться. Просто неслась по улице. Взрывной волной её отшвырнуло в какую-то яму, конечно, жидкий суп выплеснулся из бидона.

 Вернулась домой, а там голодная крошечная сестра надрывается. Поплакала и сама, но слушать сил не было. Что делать? На фоне плохой кормёжки был у неё постоянный понос. Вот она этим тряпицу наполнила и Нине вместо супа в рот. Зато успокоилась девчонка. Нина после всегда корила сестру тем, что дерьмом её кормила.
  А потом дали им свою комнату. После войны вернулся отец - домашний тиран и деспот. Жизнь потихоньку наладилась и пошла своим чередом.


Рецензии
Вот, знаешь, никогда не смогу понять и простить, как можно было держать народ голодным, да еще и расстреливать за горсть пшена, уворованного только ради сохранения жизни детей. И после этого начинают говорить, как хорошо-то было, какой был чудесный вождь народов и прочую чушь(
Моя бабушка тоже так рисковала, вынося пшеницу с поля... Потому как четверо детей на лебеде и воде.
Спасибо, что записала воспоминания! Это надо помнить вечно.

Ирина Анди   13.10.2018 10:38     Заявить о нарушении
Во все времена было и хорошее, и плохое. Так уж устроено человечество и особенно наша часть суши. То ли от размаха территорий, то ли от широты полей, бед много и большинство от наших правителей.

Жанна Арефьева   13.10.2018 12:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.