Бытие сущностей

Бытие сущностей – это тавтология. Сущность не может не существовать в реальности. Выделение бытия в философии осуществил Парменид. В то время сущности как понятия философии еще не существовало. История понятия сущности начинается с трактатов Аристотеля. Однако, Парменид сделал столь сильный акцент именно на общем существовании сущих, что когда понятие сущности появилось, оно уже было отделено от бытия. И такое мысленное отделение сохраняется до сих пор. Хотя и не повсеместно.

Бытие входит в жизнь человека посредством чувственности через данное нечто [1, С.289]. Вопрос: «Что такое данное?» или «Что такое сущее?» Данное или сущее есть повторяющееся. И это чисто гносеологический ответ. Только то, что повторяется, человек в состоянии познать. Онтологический ответ такой: данное есть, было и будет. Именно такой ответ дал в свое время Парменид: «созерцай умом отсутствующее как постоянно присутствующее». Онтология не привязана ко времени и пространству. Гносеология, будучи познавательным процессом, наоборот, привязана именно ко времени и пространству. Поэтому, вышеприведенное  изречение Парменида прямо противоречит гносеологии. Данное нечто или предмет опыта, являясь для человека принципиально повторяющимся, обязательно обладает относительным несуществованием. И это временное пропадание, отсутствие является источником понятия «небытие», которое Парменид перевел в разряд мнений, то есть кажущегося.

Возвращаясь к сущности и онтологии, отметим, что существование есть неотъемлемая характеристика сущности. Даже тождественная. Бытие и сущности – это одно и то же. Бытие, выделенное Парменидом, есть первая попытка описать именно сущность в то время, когда такого понятия в философии еще не существовало. Его описание бытия в обязательном порядке применимо к любой сущности. Сущность неизменна и является основой повторяющегося. Если говорить не слишком строго, любая сущность - это бытие, а любое бытие - это сущность.      

У Лотце «ничто имеет значение, не обнаруживая никакой необходимости существования» [2, С.40]. Как это возможно? Гносеологически. Ведь именно человек хорошо понимает предметное отсутствие вообще, что означает в то же время отсутствие любого смысла, любого значения. Но такая трактовка Лотце придает значение ничто и, тем самым, оно превращается в нечто. Парменид более последователен. Он утверждает, что «ничто – не есть». А есть только противоположное ничто – нечто. То, что имеет значение, смысл. Это данное, повторяющееся, сущее, сущность. 
   
1. Бытие и сознание. Человек и мир. / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер. – 2003.
2. Алексеев Н.Н. О высшем понятии философии. // Путь, 1937 - №53. http://www.odinblago.ru/path/53/3


Рецензии