Из детского альбома

       Обычное утро выходного дня – никто никуда не спешит...
      
       Из окна слышно, как в майской зелени нежно щебечут птички...

       Но вот мама чутким ухом различает, как к птичьим трелям добавляются неясные звуки из соседней детской комнаты: кто-то из трёх её малышей уже проснулся, значит, пора ей заступать на вахту. Она заходит в детскую и радостно всех приветствует:

       – Доброе утро, дорогие мои деточки! Просыпайтесь все, кто ещё не проснулся! Смотрите, какое яркое солнышко в окошко светит!

       Старшая Юлечка уже сидит на кроватке, играет со своей куклой. Она улыбается и молча кивает, и её куколка тоже кланяется маме. Вслух откликается четырёхлетний Алёша. Он открывает глазки и с улыбкой отвечает маме:

       – Ты сказала: «Просыпайся!», и я запросыпался!

       – Умница, Алёшенька! Сразу скажи мне, дорогой мой, ты пИсать хочешь?

       – Нет, я там не чувствую своё пИсанье!

       – Ну не чувствуешь, тогда потихонечку вставай и одевайся!

       Алёша садится на кроватку и нащупывает ножками разбросанные по полу тапочки. Выбирает, наконец, из них парочку.

       – А что это ты, солнышко моё, разные тапочки надел? – спрашивает мама.

       – А это чтобы меня никто не узнал! –хитро улыбается Алёша.

       – Ну и выдумщик же ты! А скажи-ка, Алёшенька, почему это ты сегодня ночью к бабушке прибегал?

       – А мне не моглось одному спать! У бабушки в комнате свет горел, а у тебя темно было. Но бабушка сказала, что я уже большой, чтобы я не боялся, и привела меня сюда.

       Мама подходит к кроватке своего младшенького. Сашок уже ждёт её, стоя на кроватке с радостной улыбкой. Он протягивает к маме ручки, обхватывает её за шею, подпрыгивает, и они привычно отправляются вместе в туалет.

       Все умываются и идут на кухню завтракать. Мама повязывает Саше нагрудничек и приговаривает:

       – Ой, какой у тебя, Сашуля, красивый фартук!

       Алёша скачет вприпрыжку к своему любимому месту у окна и одновременно маму поправляет:

       – У Саши не фартук, а подбородник!

       Мама, в свою очередь, делает ему замечание:

       – Алёша, что ты там крутишься на стуле? Не трогай занавеску!

       – Я её не трогаю – она сама на меня лазает!

       – Больше ей делать нечего, как на тебя лазать!

       Саша берёт кусочек хлеба, но роняет его и радостно кричит:

       – Хлебопад!

       Мама поднимает кусок, даёт Саше другой, но тот, его потрогав, заявляет:

       – Хлеб засухарился! Я такой не хочу, я мягкий люблю!

       – Что это ты раскапризничался с утра, Сашуля, ешь, что тебе дают! Чем быстрее позавтракаете, тем скорее играть пойдёте!

       Наконец, все сыты. Саша, доев всё и даже добавку, слезает со стульчика последним, и, поглаживая свой животик, расплывается в улыбке:

       – Как я напузатился!

       Вдруг на кухню из комнаты прибегает Алёша и испуганно протягивает маме свой только что выпавший зуб:

       – Мама, смотри: из зуба мозг вышел!

       – Какой ещё мозг? У зубов мозгов нет – глупые они, – шутит мама. – Ну чего ты, сынок, испугался? Это просто кровь и остатки пищи! Пойди помой свой зубик, если хочешь на память сохранить его: пусть он будет у тебя чистеньким!

       Мама убирается на кухне и идёт к детям в комнату. Они уже успели друг с другом поиграть, поругаться и помириться, но им всегда интересно, когда к их играм подключается мама.

       Из всех трёх деток Юля – самая самостоятельная: ей уже исполнилось шесть лет. Она предлагает:

       – Мама, давай играть в школу: ты будешь учительницей, а мы с Алёшей – учебниками!

       – Не учебниками, а учениками, – смеётся мама. – Ну хорошо! Скажите мне, пожалуйста, дорогие мои ученики, какие вы знаете названия месяцев?

       Юля начинает перечислять:

       – Сентябрь, декабрь, январь, пятница...

       – Погоди, погоди, пятница – это день недели, а не месяц!

       – Ну подумаешь, перепутала, всё равно же это слово про дни! Спроси нас ещё про что-нибудь!

       – Ну давайте я вас спрошу, как изменяются цифры, когда мы хотим знать порядковый номер, например, я говорю: четыре – четвёртый, пять – пятый... Продолжай, Алёшенька!

       Алёша подхватывает:

       – Шесть – шестой, семь – семной...

       – Седьмой! – поправляет мама.

       Алёша тоже не любит, когда его поправляют, и немедленно переключается:

       – Мам, а как по-иностранному будет «шкаф»?

       Мама улыбается:

       – По-иностранному бывает – по-разному: по-английски – так, по-немецки – этак, тебя-то какой язык интересует?

       Алёша замирает ненадолго в замешательстве, но тут же от всех троих «учеников» наперебой сыплются новые вопросы:

       – А первого человека родили обезьяны?

       – А зачем цыганка руки проверяет?

       – А когда вы с папой умрёте, кто нам будет телевизор включать?

       Потом вдруг Алёша сам решил похвалиться своей смекалкой:

       – А я знаю, почему место рядом с берегом называется акватория: потому что в акватории лягушки квакают!

       – Здорово ты придумал! –хвалит его мама.

       Немного погодя, все начинают собираться на прогулку во двор.

       Юля выбегает из подъезда первой и, спугнув стайку воробышков, кричит:

       – Смотрите, какой салют птичек!

       Алёша тут же летит к ней навстречу и машет ручками вразлёт:

       – Давай я тоже буду птичкой! Сейчас я буду тебя клювить!

       Но тут они сталкиваются, и раздаётся пронзительный крик. Это Юля жалуется маме со слезами:

       – Мы с Алёшей стукнулись шишками!

       А Саша сидит себе тихонечко на корточках, долго разглядывает что-то на газончике около дороги и вдруг весело всем сообщает:

       – А мне сейчас червяк фиг показывал!

       В это время проезжающая мимо машина коротко бибикнула. Саша заливисто смеётся:

       – Слышали, как машина пукнула?!

       Все смеются. Юля уже утёрла слёзы и предлагает Алёше:

       – Давай играть в магазин! Ты будешь продавец, а я – продавца!

       – Нет, лучше бежим в тот домик на площадке! Смотри, сколько дитёв туда напихалось! И мы ещё туда как запихнёмся!

       Юле это предложение явно не нравится, и она ругается:

       – Ну ты глупость какую придумал! Алёха – дурак!

       Он тут же парирует:

       – Юха – дуракА!

       Мама всех мирит – работа у неё такая – и предлагает дружно строить крепость из песка и камушков. Юля с Алёшей начинают, к ним подруливает и улыбающийся Саша:

       – Помогальник пришёл!

       – Очень хорошо, – говорит мама, – теперь нас много, и мы можем построить большую крепость!

       После прогулки мама начинает готовить обед, а Юля ей помогает. Мама шинкует на тёрке красную капусту, а дочка поливает её уксусом и с удивлением восклицает:

       – Мама, смотри, красная капуста от уксуса линяет!

       – Да, очень красивый цвет получается, только будь осторожна, Юлечка, не забрызгайся! Сейчас я погрею суп и тогда мы всех позовём, – говорит мама. А Алёша слышит их разговор, и так ему уже хочется кушать, что он заявляет:

       – А я буду есть холодный суп – чтобы закаляться!

       – Нет, мой дорогой, – отвечает мама, – супом не закаляются! Но ты не волнуйся, он погреется быстро, как раз ты успеешь ручки помыть!

       – А нам в санатории делали закалянье! – вдруг вспоминает Юля. Её два года назад отправляли в загородный санаторий на месяц, потому что она часто простужалась.

       – А все куклы там были – игрушечные! – грустно добавила Юля.

       – Интересно, а какие же они должны были быть?

       – Ну... похожие на настоящих!

       Обед заканчивается. Сашу укладывают спать, мама просит старших играть тихонько. Алёша строит из кубиков дом, но мама ему говорит:

       – Алёшенька, лучше не играй в кубики, чтобы Сашу не разбудить!

       – А я шёпотом играю!

       Юля садится на диван и берёт в руки свой альбом «Наш ребёнок» (один из трёх детских).

       – Хочу посмотреть свою историю, – объявляет она и, листая картонные страницы, любуется своими фотографиями, которые родители собирали в этот альбом, начиная с самого её рождения.

       Алёше надоели кубики. Он любит всё исследовать и теперь подозрительно крутится около электророзетки. Мама предупреждает его:

       – Алёша, не лезь в розетку – может ток ударить!

       – А что – у него там молоток?

       – Ну, ударяют не только молотком! Просто так говорят – что больно будет, если полезешь, куда не надо!

       Алёша переключается на какую-то коробочку, наматывает на неё резиночки: что-то конструирует. Мама его спрашивает:

       – Интересно, что это за ерунда у тебя там такая? Покажи-ка мне!

       – Я тебе свою ерунду не дам! Ты её поломаешь!

       – Ну, как хочешь! А вы знаете, детки, что скоро будет лето, и мы с вами опять поедем на дачу?

       – Здорово! А я помню, как мы на даче рвали крыжовник! Я раздавил большую ягодку, а внутри было такое вкусное зелёное варенье!

       – А ещё мы там в лес ходили и собирали грибы – ослята!

       – Маслята! – смеётся мама.

       Юля с Алёшей заглядывают потихонечку в комнату к бабушке с дедушкой. Дедушка смотрит телевизор. Юля подходит к нему сзади и спрашивает:

       – Дедушка, а почему у тебя шея мятая?

       – Да старенький я уже!

       – Дедушка, а это по телевизору бадминтон показывают?

       – Бадминтон! А как ты думаешь, Юля, они стекло в телевизоре не разобьют? – шутит дедушка.

       – Нет, не бойся, дедушка, это же не хоккей! – успокаивает его Юля.

       Алёша обращается к бабушке:

       – Бабушка, дай мне, пожалуйста, почитать газету!

       – Так ты же ещё не умеешь читать! – удивляется бабушка.

       – А что тут уметь – ничего трудного: сидишь, смотришь и молчишь!

       Вечером перед сном мама умывает и подмывает Юлю. Увидев у неё в попке раздражение, мама говорит:

       – Надо бы тебе здесь детским кремом смазать! Наверное, какашки попку разъели.

       Алёша смеётся:

       – Ха, у них же нет рота!

       Мама переключается на Алёшу и спрашивает его:

       – А у тебя, Алёшенька, горлышко не болит, глотать тебе не больно? Ты сегодня немного подкашливал на улице.

       – Нет, у меня ничего не болит! Мне даже какать не больно!

       – Ну и слава Богу! Пойдёмте все готовиться ко сну!

       После умывания все вместе идут в детскую. Мама руководит:

       – Алёша, одевай сегодня сам свою пижамку!

       – А вдруг я в неё не попаду?

       – Ну уж ты, пожалуйста, постарайся! Зачем ты заранее в себе сомневаешься? Ты верь, что всё у тебя получится!

       Дети укладываются в свои кроватки. Мама целует каждого, поправляет одеялки и прощается с ними до утра:

       – Всем спокойной ночи, дорогие мои! Пусть вам приснятся красивые сны! А завтра вы мне расскажете, кому что приснилось! Ну всё: я гашу свет!

       Мама закрывает дверь в детскую и облегчённо вздыхает: теперь она, наконец-то, может расслабиться!..

       Ведь у неё есть ещё в запасе остаток вечера и целая ночь до следующего утра – законный кусочек её личной свободы, когда нет надобности внимательно отслеживать всё, происходящее рядом, каждое движение и слово, чтобы быть готовой защищать своих птенчиков от любой неожиданной напасти.

       Сначала мама хотела просто немного посидеть спокойно с закрытыми глазами, но потом передумала:

       – Нет, надо бы записать, пока я не забыла, в каждый из альбомов «Наш ребёнок», всё, что наговорили сегодня мои детки: вырастут – прочитают свои перлы! Сейчас ведь у них самый интересный – словотворческий период идёт! А он ведь – такой недолгий!

       Мама садится, берёт альбомы, ручку и пишет, вспоминая прошедший день и тихонько улыбаясь...

       И думает она, что день сегодня на редкость удачный выпал: и сама она, и все любимые её – живы-здоровы, и нет у них друг на дружку никаких обид!

       А что ещё нужно для счастья?..



                2015


Рецензии
Хороший, добрый рассказ, очень теплая зарисовка из жизни семьи))

С уважением,

Марина Куфина   22.11.2021 20:00     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Марина, за добрый отклик!
Всех благ Вам и Вашим близким!

Наталия Богомолова 2   23.11.2021 09:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.