Из детского альбома
Из окна слышно, как в майской зелени нежно щебечут птички...
Но вот мама чутким ухом различает, как к птичьим трелям добавляются неясные звуки из соседней детской комнаты: кто-то из трёх её малышей уже проснулся, значит, пора ей заступать на вахту. Она заходит в детскую и радостно всех приветствует:
– Доброе утро, дорогие мои деточки! Просыпайтесь все, кто ещё не проснулся! Смотрите, какое яркое солнышко в окошко светит!
Старшая Юлечка уже сидит на кроватке, играет со своей куклой. Она улыбается и молча кивает, и её куколка тоже кланяется маме. Вслух откликается четырёхлетний Алёша. Он открывает глазки и с улыбкой отвечает маме:
– Ты сказала: «Просыпайся!», и я запросыпался!
– Умница, Алёшенька! Сразу скажи мне, дорогой мой, ты пИсать хочешь?
– Нет, я там не чувствую своё пИсанье!
– Ну не чувствуешь, тогда потихонечку вставай и одевайся!
Алёша садится на кроватку и нащупывает ножками разбросанные по полу тапочки. Выбирает, наконец, из них парочку.
– А что это ты, солнышко моё, разные тапочки надел? – спрашивает мама.
– А это чтобы меня никто не узнал! –хитро улыбается Алёша.
– Ну и выдумщик же ты! А скажи-ка, Алёшенька, почему это ты сегодня ночью к бабушке прибегал?
– А мне не моглось одному спать! У бабушки в комнате свет горел, а у тебя темно было. Но бабушка сказала, что я уже большой, чтобы я не боялся, и привела меня сюда.
Мама подходит к кроватке своего младшенького. Сашок уже ждёт её, стоя на кроватке с радостной улыбкой. Он протягивает к маме ручки, обхватывает её за шею, подпрыгивает, и они привычно отправляются вместе в туалет.
Все умываются и идут на кухню завтракать. Мама повязывает Саше нагрудничек и приговаривает:
– Ой, какой у тебя, Сашуля, красивый фартук!
Алёша скачет вприпрыжку к своему любимому месту у окна и одновременно маму поправляет:
– У Саши не фартук, а подбородник!
Мама, в свою очередь, делает ему замечание:
– Алёша, что ты там крутишься на стуле? Не трогай занавеску!
– Я её не трогаю – она сама на меня лазает!
– Больше ей делать нечего, как на тебя лазать!
Саша берёт кусочек хлеба, но роняет его и радостно кричит:
– Хлебопад!
Мама поднимает кусок, даёт Саше другой, но тот, его потрогав, заявляет:
– Хлеб засухарился! Я такой не хочу, я мягкий люблю!
– Что это ты раскапризничался с утра, Сашуля, ешь, что тебе дают! Чем быстрее позавтракаете, тем скорее играть пойдёте!
Наконец, все сыты. Саша, доев всё и даже добавку, слезает со стульчика последним, и, поглаживая свой животик, расплывается в улыбке:
– Как я напузатился!
Вдруг на кухню из комнаты прибегает Алёша и испуганно протягивает маме свой только что выпавший зуб:
– Мама, смотри: из зуба мозг вышел!
– Какой ещё мозг? У зубов мозгов нет – глупые они, – шутит мама. – Ну чего ты, сынок, испугался? Это просто кровь и остатки пищи! Пойди помой свой зубик, если хочешь на память сохранить его: пусть он будет у тебя чистеньким!
Мама убирается на кухне и идёт к детям в комнату. Они уже успели друг с другом поиграть, поругаться и помириться, но им всегда интересно, когда к их играм подключается мама.
Из всех трёх деток Юля – самая самостоятельная: ей уже исполнилось шесть лет. Она предлагает:
– Мама, давай играть в школу: ты будешь учительницей, а мы с Алёшей – учебниками!
– Не учебниками, а учениками, – смеётся мама. – Ну хорошо! Скажите мне, пожалуйста, дорогие мои ученики, какие вы знаете названия месяцев?
Юля начинает перечислять:
– Сентябрь, декабрь, январь, пятница...
– Погоди, погоди, пятница – это день недели, а не месяц!
– Ну подумаешь, перепутала, всё равно же это слово про дни! Спроси нас ещё про что-нибудь!
– Ну давайте я вас спрошу, как изменяются цифры, когда мы хотим знать порядковый номер, например, я говорю: четыре – четвёртый, пять – пятый... Продолжай, Алёшенька!
Алёша подхватывает:
– Шесть – шестой, семь – семной...
– Седьмой! – поправляет мама.
Алёша тоже не любит, когда его поправляют, и немедленно переключается:
– Мам, а как по-иностранному будет «шкаф»?
Мама улыбается:
– По-иностранному бывает – по-разному: по-английски – так, по-немецки – этак, тебя-то какой язык интересует?
Алёша замирает ненадолго в замешательстве, но тут же от всех троих «учеников» наперебой сыплются новые вопросы:
– А первого человека родили обезьяны?
– А зачем цыганка руки проверяет?
– А когда вы с папой умрёте, кто нам будет телевизор включать?
Потом вдруг Алёша сам решил похвалиться своей смекалкой:
– А я знаю, почему место рядом с берегом называется акватория: потому что в акватории лягушки квакают!
– Здорово ты придумал! –хвалит его мама.
Немного погодя, все начинают собираться на прогулку во двор.
Юля выбегает из подъезда первой и, спугнув стайку воробышков, кричит:
– Смотрите, какой салют птичек!
Алёша тут же летит к ней навстречу и машет ручками вразлёт:
– Давай я тоже буду птичкой! Сейчас я буду тебя клювить!
Но тут они сталкиваются, и раздаётся пронзительный крик. Это Юля жалуется маме со слезами:
– Мы с Алёшей стукнулись шишками!
А Саша сидит себе тихонечко на корточках, долго разглядывает что-то на газончике около дороги и вдруг весело всем сообщает:
– А мне сейчас червяк фиг показывал!
В это время проезжающая мимо машина коротко бибикнула. Саша заливисто смеётся:
– Слышали, как машина пукнула?!
Все смеются. Юля уже утёрла слёзы и предлагает Алёше:
– Давай играть в магазин! Ты будешь продавец, а я – продавца!
– Нет, лучше бежим в тот домик на площадке! Смотри, сколько дитёв туда напихалось! И мы ещё туда как запихнёмся!
Юле это предложение явно не нравится, и она ругается:
– Ну ты глупость какую придумал! Алёха – дурак!
Он тут же парирует:
– Юха – дуракА!
Мама всех мирит – работа у неё такая – и предлагает дружно строить крепость из песка и камушков. Юля с Алёшей начинают, к ним подруливает и улыбающийся Саша:
– Помогальник пришёл!
– Очень хорошо, – говорит мама, – теперь нас много, и мы можем построить большую крепость!
После прогулки мама начинает готовить обед, а Юля ей помогает. Мама шинкует на тёрке красную капусту, а дочка поливает её уксусом и с удивлением восклицает:
– Мама, смотри, красная капуста от уксуса линяет!
– Да, очень красивый цвет получается, только будь осторожна, Юлечка, не забрызгайся! Сейчас я погрею суп и тогда мы всех позовём, – говорит мама. А Алёша слышит их разговор, и так ему уже хочется кушать, что он заявляет:
– А я буду есть холодный суп – чтобы закаляться!
– Нет, мой дорогой, – отвечает мама, – супом не закаляются! Но ты не волнуйся, он погреется быстро, как раз ты успеешь ручки помыть!
– А нам в санатории делали закалянье! – вдруг вспоминает Юля. Её два года назад отправляли в загородный санаторий на месяц, потому что она часто простужалась.
– А все куклы там были – игрушечные! – грустно добавила Юля.
– Интересно, а какие же они должны были быть?
– Ну... похожие на настоящих!
Обед заканчивается. Сашу укладывают спать, мама просит старших играть тихонько. Алёша строит из кубиков дом, но мама ему говорит:
– Алёшенька, лучше не играй в кубики, чтобы Сашу не разбудить!
– А я шёпотом играю!
Юля садится на диван и берёт в руки свой альбом «Наш ребёнок» (один из трёх детских).
– Хочу посмотреть свою историю, – объявляет она и, листая картонные страницы, любуется своими фотографиями, которые родители собирали в этот альбом, начиная с самого её рождения.
Алёше надоели кубики. Он любит всё исследовать и теперь подозрительно крутится около электророзетки. Мама предупреждает его:
– Алёша, не лезь в розетку – может ток ударить!
– А что – у него там молоток?
– Ну, ударяют не только молотком! Просто так говорят – что больно будет, если полезешь, куда не надо!
Алёша переключается на какую-то коробочку, наматывает на неё резиночки: что-то конструирует. Мама его спрашивает:
– Интересно, что это за ерунда у тебя там такая? Покажи-ка мне!
– Я тебе свою ерунду не дам! Ты её поломаешь!
– Ну, как хочешь! А вы знаете, детки, что скоро будет лето, и мы с вами опять поедем на дачу?
– Здорово! А я помню, как мы на даче рвали крыжовник! Я раздавил большую ягодку, а внутри было такое вкусное зелёное варенье!
– А ещё мы там в лес ходили и собирали грибы – ослята!
– Маслята! – смеётся мама.
Юля с Алёшей заглядывают потихонечку в комнату к бабушке с дедушкой. Дедушка смотрит телевизор. Юля подходит к нему сзади и спрашивает:
– Дедушка, а почему у тебя шея мятая?
– Да старенький я уже!
– Дедушка, а это по телевизору бадминтон показывают?
– Бадминтон! А как ты думаешь, Юля, они стекло в телевизоре не разобьют? – шутит дедушка.
– Нет, не бойся, дедушка, это же не хоккей! – успокаивает его Юля.
Алёша обращается к бабушке:
– Бабушка, дай мне, пожалуйста, почитать газету!
– Так ты же ещё не умеешь читать! – удивляется бабушка.
– А что тут уметь – ничего трудного: сидишь, смотришь и молчишь!
Вечером перед сном мама умывает и подмывает Юлю. Увидев у неё в попке раздражение, мама говорит:
– Надо бы тебе здесь детским кремом смазать! Наверное, какашки попку разъели.
Алёша смеётся:
– Ха, у них же нет рота!
Мама переключается на Алёшу и спрашивает его:
– А у тебя, Алёшенька, горлышко не болит, глотать тебе не больно? Ты сегодня немного подкашливал на улице.
– Нет, у меня ничего не болит! Мне даже какать не больно!
– Ну и слава Богу! Пойдёмте все готовиться ко сну!
После умывания все вместе идут в детскую. Мама руководит:
– Алёша, одевай сегодня сам свою пижамку!
– А вдруг я в неё не попаду?
– Ну уж ты, пожалуйста, постарайся! Зачем ты заранее в себе сомневаешься? Ты верь, что всё у тебя получится!
Дети укладываются в свои кроватки. Мама целует каждого, поправляет одеялки и прощается с ними до утра:
– Всем спокойной ночи, дорогие мои! Пусть вам приснятся красивые сны! А завтра вы мне расскажете, кому что приснилось! Ну всё: я гашу свет!
Мама закрывает дверь в детскую и облегчённо вздыхает: теперь она, наконец-то, может расслабиться!..
Ведь у неё есть ещё в запасе остаток вечера и целая ночь до следующего утра – законный кусочек её личной свободы, когда нет надобности внимательно отслеживать всё, происходящее рядом, каждое движение и слово, чтобы быть готовой защищать своих птенчиков от любой неожиданной напасти.
Сначала мама хотела просто немного посидеть спокойно с закрытыми глазами, но потом передумала:
– Нет, надо бы записать, пока я не забыла, в каждый из альбомов «Наш ребёнок», всё, что наговорили сегодня мои детки: вырастут – прочитают свои перлы! Сейчас ведь у них самый интересный – словотворческий период идёт! А он ведь – такой недолгий!
Мама садится, берёт альбомы, ручку и пишет, вспоминая прошедший день и тихонько улыбаясь...
И думает она, что день сегодня на редкость удачный выпал: и сама она, и все любимые её – живы-здоровы, и нет у них друг на дружку никаких обид!
А что ещё нужно для счастья?..
2015
Свидетельство о публикации №215053101382
С уважением,
Марина Куфина 22.11.2021 20:00 Заявить о нарушении
Всех благ Вам и Вашим близким!
Наталия Богомолова 2 23.11.2021 09:42 Заявить о нарушении