К статье В. Жуковского Нечто о привидениях

Во все века человека манило все таинственное и неразгаданное. Ведьмы, оборотни, вампиры. Но, конечно же, первое место в этом списке занимали привидения. В чем же причина такой популярности привидений и призраков? А в том, что они неприхотливы и могут жить в любом помещении – хоть в доме, а хоть и на фабрике. А сколько привидений встречалось у рек, в лесах и полях, не упомнить всех. Постепенно облик привидения окрашивался только ему, именно этому явлению, присущими чертами. Привидением мог стать человек, умерший насильственной смертью или убивший кого-то. Избавиться от привидения можно было разными способами, например, перехоронив останки, или отслужив службу по его душе.
Или же, если оно было молодым, приходилось искать его обидчиков и наказывать их, иначе привидение не давало тебе покоя, требуя отмщения. Еще им приписывали охрану кладов, которые они сами же закопали, будучи живыми и способность предсказывать чью-то смерть. Этим нелегким делом обычно занимались родственные привидения. – умершие родители, дяди, тети…


Само слово «привидение» навевает мысль о том, что все только «привиделось», то есть является игрой воображения или душевной болезнью того, кто это увидел. Но с развитием фотографии начали появляться изображения призраков, А еще позже возможность и записать их голос. В конечно итоге эта загадка так и остается неразгаданной до нашего времени.

Вот, что пишет в своей статье «Нечто о привидениях» Василий Андреевич Жуковский:

«Верить или не верить привидениям? Прежде, нежели отвечать на этот вопрос, надлежит определить, что такое привидение? Я видел, значит, моим открытым глазам наяву представился предмет, подлежащий чувству зрения; мне приснилось, значит, я видел не наяву, с закрытыми глазами, предмет, не подлежащий чувству зрения; мне привиделось, значит, я видел наяву, открытыми глазами, предмет, не подлежащий чувству зрения.
Итак, привидение есть вещественное явление предмета невещественного... Бывают сны наяву, которые весьма близко подходят к тому, что мы назвали привидением. Иногда еще глаза не закрылись, еще все окружающие нас предметы нам видимы, а уже сон овладел нами, и уже в сновидении, в которое мы перешли нечувствительно, совершается перед нами что-то, совсем отличное от того состояния, в котором мы были за минуту, что-то странное, всегда более или менее приводящее в ужас; и если мы проснемся, не заметив быстрого нашего перехода от бдения ко сну, и наоборот, то легко можем остаться с мыслью, что с нами случилось нечто неестественное.»

Но тут же приводит примеры из опыта некоторых людей:

"...покойный А.М. Дружинин (бывший, кажется, в Москве главным директором училищ) рассказывал мне следующий замечательный случай. «Я был (так говорил он) коротко знаком с доктором Берковичем. Однажды (это было зимой) он пригласил меня вместе с г-жою Перец к себе на вечер; мы провели этот вечер весьма весело, и особенно весел был сам хозяин. Пробило десять часов; жена Берковича сказала ему: "Поди посмотри, накрывают ли на стол? Пора ужинать". Дверь из гостиной вела прямо в столовую. Беркович вышел и через минуту возвратился. "Скоро ли?" - спросила жена. Он молча кивнул головою. Я посмотрел на него и увидел, что он был бледен, как полотно; веселость его пропала; во весь остаток вечера он не сказал почти ни слова. Сели за стол, отужинали. Госпожа Перец собралась ехать к себе, и Беркович пошел проводить свою гостью с крыльца. Сажая ее в карету, он попал ногами в снег, который лежал сугробами кругом подъезда (во весь день была жестокая метель); весьма вероятно, что в эту минуту он простудился. На другой день пришли мне сказать, что Беркович в постели и что он зовет меня к себе; я сам хотел его навестить, ибо меня тревожила грустная мрачность, замеченная мною в нем накануне. И вот что он мне отвечал, когда я у него спросил о ее причине: "Мне скоро умереть; я видел своими глазами смерть мою. Когда вчера я вышел из гостиной в столовую, чтобы узнать, скоро ли подадут ужин, я увидел, что стол накрыт, что на столе гроб, окруженный свечами, и что в гробу лежу я сам. Будь уверен, что вы скоро меня похороните". И действительно, Беркович через короткое время умер.»

Что это, собственное предчувствие, сигналы мозга о скорой гибели организма или все-таки сообщение свыше?

Описывает он и известный случай с Карлом XI., увидевшим будущее своей династии. Я не буду приводить здесь весь текст, вы сами сможете его прочитать в сети. Дам только концовку этого рассказа:

«Король возвратился в свой кабинет, он не мог сомневаться в существенности видения, которого неоспоримым свидетельством была капля крови, запекшаяся на его туфле. Полный еще свежего впечатления, он тут же записал со всеми подробностями то, что видел, скрепил описание своею подписью, с ним вместе подписались и все другие свидетели. Этот акт находится в государственном архиве шведском. Пять царствований прошли, и горе, произнесенное над потомством Вазы, совершилось: потомство Вазы утратило корону Швеции. А казнь убийцы, труп на троне, старый администратор и коронованный юноша прямо указывают на Анкерштрема, на застреленного им Густава III, на Карла XIII, бывшего регентом и королем, и на последнего Вазу, Густава Адольфа, своим упрямством сверженного с престола, но своим высоким характером достойного лучшей участи.».

В настоящее время исследователей феномена привидений очень много. Но тогда это было редкостью Подобные истории рассказывали лишь няньки несчастным детям, да взрослые щекотали себе нервы во время гаданий или спиритических сеансов. Считалось, что понять суть этого явления невозможно, а значит нужно принимать все как есть, по возможности избегать опасности и использовать, приносимую духами информация. Статья Жуковского является едва ли не первой попыткой в русской литературе изучить или хотя бы описать это явление.

П. Вяземский называл Жуковского "гробовых дел мастером". Гоголя восхищал в его устах сладчайший нектар, "приготовленный самими богами из тьмочисленного количества ведьм, чертей и всего любезного нашему сердцу", а
в письме к Гнедичу Василий Андреевич выступает как "чертописец". Зачастую в литературном кругу, на обедах Жуковского, на знаменитых его вечерах, где сходился цвет тогдашних представителей отечественной культуры,
велись разговоры о привидениях, духах, таинственных явлениях природы. Думается, из подобных разговоров и родилась статья-размышление Жуковского "Нечто о привидениях", незнакомая современному читателю, ибо с
дореволюционных времен она не переиздавалась: Жуковский-мистик и "реакционный" романтик, к тому же воспитатель наследника - будущего царя Александра II - вообще был не в чести в советском литературоведении. Хотя ему и отдавалось должное, как защитнику декабристов, другу Пушкина, сохранившему бумаги поэта, видному переводчику, познакомившему русских читателей с мировой классикой.


Рецензии

Жуковский пишет о "призраке" в одном из самых известных его стихов, Лала Рук:
Я смотрел, а призрак мимо
[Увлекая душу вслед]
Пролетал невозвратимо;
Я за ним, его уж нет!
Посетил, как упованье,
Жизнь минуту озарил;
Но оставил лишь преданье,
Что когда-то в жизни был.

Ах! Не с нами обитает
Гений чистой красоты:
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты;
Он поспешен, как мечтанье,
Как воздушный утра сон;
Но в святом воспоминанье
Неразлучен с сердцем он

Здесь Жуковский пишет о реальной даме, которая промелькнула очень быстро, поэтому он называет ее "призраком". Отсюда Пушкин взял это выражение "гений чистой красоты", тоже - некоторый призрак, который как "мимолетное видение".

Интересно, есть ли разница между призраком, привидением и видением?

Мне понравился язык, которым этот текст написан. Сейчас хороший русский - редкость.

Марина Сапир   09.11.2022 20:24     Заявить о нарушении
Призрак может быть тенью как одушевленного предмета, так и неодушевленного. Корабль-призрак, город-призрак. Кстати, можно вспомнить Шекспира в переводе Лозинского, где Гамлет называет тень своего отца - призраком.(Я точно не знаю, какие слова использованы у самого Шекспира, но мы же говорим о русской литературе). И да, "тень" - тоже одно из определений сверхъестественного.

Привидение - всегда человек (бывший). Но это слово, все-таки относится к более низкой "народной" лексике. Привидений нужно бояться. Это страшилки у костра. А вот в романтической русской новелле 18-19 веков, чаще использовалось слово "мертвец", когда писателю хотелось нагнать побольше жути.

Видение. Это уже самый "высокий штиль". Греза. Здесь все, и бредни влюбленных девиц, и "Откровение Иоанна Богослова", и даже галлюцинации психического больного. Есть и еще одно слово - "сновидения". То есть, то же самое, но только во сне, а не наяву. Одно время было очень модно витиевато описывать некие видения, а потом зачитывать их вслух гостям. К этому жанру можно отнести "Божественную комедию" Данте или поэму "Ворон" Эдгара По. У меня тут на странице есть стихотворение "Визит". Не очень удачное, но оно есть.

Рене Маори   09.11.2022 21:37   Заявить о нарушении
Спасибо. Интересно!

Марина Сапир   09.11.2022 21:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.