Перевернутый мир Питера Брейгеля Старшего
Перевернутый мир. О «Нидерландских пословицах» Питера Брейгеля Старшего
«Он (Брейгель) писал много такого, что написать попросту
невозможно, в его работах таится больше, чем изображено»
А.Ортелий. Выдающийся картограф, друг П. Брейгеля
Справедливо считается, что бессмертие мастера гнездится в его творчестве, только в нём он может остаться живым для своих потомков на века. Несмотря на обрывочные сведения о жизни многих Творцов далекого прошлого, они предстают перед нами во всем своем величии, благодаря именно их творческому наследию.
Это утверждение с полным основанием относится к замечательному художнику эпохи Северного Возрождения, нидерландцу Питеру Брейгелю Старшему, одному из самых популярных и почитаемых у современных любителей искусства старых мастеров.
Сохранилось всего три документа, относящихся к Брейгелю непосредственно: справка о принятии его в гильдию живописцев, регистрация брака и сведения о его погребении. Судьба отмерила Питеру Брейгелю Старшему всего около 40 лет жизни и 17 лет творчества.
Главным источником довольно скупых сведений, касающихся великого живописца, до сих пор остается его биография в «Книге о художниках» (1604) Карела ван Мандера.
Принято считать, что Питер появился на свет в мае 1525 года. Сведения о детстве художника нет, но известно, что он начинал свой путь в качестве подмастерья у живописца Питера Кука ван Альста, а в 1551 году был принят в Антверпене в гильдию св. Луки.
Полагают, что он лишь иногда изображал себя среди своих персонажей, однако подтверждений этому нет. Его портреты, выгравированные друзьями-художниками, не имеют сходства между собой. Сам Брейгель не оставил портретов ни близких, ни друзей.
В 1563 году он женился на Марии Кук, дочери своего наставника. Молодожёны поселились в Брюсселе. Картины Брейгелю заказывали такие известные люди, как кардинал Антуан П. де Гранвела и банкир Николас Ионгелинк.
Последние годы жизни художника совпали с величайшими потрясениями в жизни Нидерландов. Его картины отразили всё, что происходило в окружающей его действительности.
Брейгель скончался в Брюсселе 9 сентября 1569 года и был погребен в церкви Нотр-Дам де ла Шапель, где в свое время венчался с Марией Кук. На руках у вдовы остались двое малолетних сыновей, Питер и Ян. Им было суждено продолжить династию художников Брейгелей.
Миллионы людей восхищаются его шедеврами, их сюжетами и композициями, мастерством, с которым выписаны самые мелкие детали, игрой тени и света.
Но достаточно ли внимательно мы рассматриваем живописные полотна вообще, и полотна Брейгеля в частности? Понимаем ли все то, что художник хотел донести до нас? На первый взгляд - это просто исторические и библейские сюжеты, жанровые картины и пейзажи, но в них зашифрован самый неожиданный глубокий и порой тайный смысл. Тщательный анализ его картин, проведенный специалистами, лишь частично приоткрывает завесу этих тайн, а, значит, вся надежда на будущих исследователей.
Сегодня рассказ пойдет об одной из самых увлекательных картин-ребусов мастера, его удивительных «Нидерландских пословицах» („Nederlandse Spreekwoorden”). В 1559-1560 годы Брейгель пишет ее в числе трех работ («Нидерландские пословицы», «Битва Карнавала с Постом», «Детские игры»), в которых художник живописными средствами разыгрывает перед зрителями сцены жизни, напоминающие театрализованные мистериальные представления средневековья.
Написанная яркими масляными красками на дубовой панели, картина «Нидерландские пословицы» (Собрание Берлинских Государственных музеев, размер около 120 ; 160 см) буквально насыщена изображениями предметов и людей в разных ракурсах. С первого взгляда эта картина может показаться реалистическим изображением какого-то народного праздника. Однако при внимательном рассмотрении возникает смутное ощущение неестественности происходящего.
Художник изобразил странный городок (или поселок), с уродливыми, нелепыми строениями, где происходят непонятные события. К крепостной полуразрушенной стене примыкает башня с прилепленными к ней странными сооружениями.
На первом плане - большой дом под красной черепичной крышей. В нем множество мансард и непонятных пристроек вроде хрупкой беседки, опирающейся на колонну из белого мрамора. Кажется, что проектировали и строили все эти чудовищные здания умалишенные.
Не менее странными, чем их жилища, выглядят и обитатели поселка, занятые делами, в которых полностью отсутствует какой-либо смысл. При этом абсурдными оказываются поступки всех персонажей.
Воин в металлическом панцире и в ночной рубахе, методично бьется лбом о стену. Крестьянин в длиннополом кафтане разбрасывает розы перед свиньями, а мужчина греется у горящего дома. Другой крестьянин закапывает яму, в которую упал теленок. Двое пытаются стричь свиней, глядя на человека, стригущего овцу. Худой мужчина за столом пытается, распластавшись дотянуться одновременно до двух хлебов, лежащих по разные стороны от него. Горожанин бросает в воду золото, а в это время кто-то латает прохудившуюся крышу дома блинами. Все это и многое другое жители делают с великим тщанием и серьезным выражением лиц.
Название картины указывает путь к расшифровке ситуации. Каждая сценка, а исследователи насчитали их более сотни, - пословица или идиоматическое выражение, морализирующего характера. Человек засыпает канаву - «принимать меры предосторожности после того, как несчастье уже свершилось»; мужчина греется у горящего дома – «эгоизм»; монах цепляет бороду Христу – «навешивает господу фальшивую бороду (ересь)»; женщина надевает на мужа синий плащ – «неверность»; человек, залезший в шар, - «тщеславие» и так далее.
Многие из идиом, давно вышли из употребления, и соответствовали весьма откровенному языку простого люда.
Коллекционирование пословиц было одним из выражений энциклопедического духа XVI столетия. Великий гуманист Эразм Роттердамский в 1500 году издавал пословицы и афоризмы из античных философов в своей книге «Пословицы», в 1564 году Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» описал Остров пословиц, а в 1559 году Питер Брейгель создает свои живописные «Нидерландские пословицы».
Брейгель не навязывает зрителю своих выводов, не выделяет фигуры носителей порока из общего потока. Сюжеты реальной жизни, получающие сатирический или трагический оттенок, претворяются у него в богатое, красочное зрелище. Резко обрисовывая, порою упрощая формы, художник выделяет характерные персонажи красочным пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым либо коричневым), умело используя цветовые контрасты. Ощущение масштабной, поистине вселенской пространственной глубины достигается сочетаниями прозрачных тонов в дальних планах пейзажа, богатых теплыми и мягкими переходами, с контрастирующей пестрой человеческой мозаикой.
В центре картины под синей крышей сидит дьявол, перед которым в исповедальне молится мужчина в красном колпаке. Нет сомнений в том, что дьявол правит поступками людей на этой картине. Об этом говорит и такая деталь, как перевернутый глобус, укрепленный на стене дома крестом вниз, подчеркивая главную идею картины – перед нами «перевернутый мир».
Попытаемся на небольшой репродукции рассмотреть еще некоторые сюжеты.
Дама расправляется с рогатым существом: «она даже дьявола привяжет к подушке» (упрямая баба победит самого дьявола). Выше – женщина несет ведро и дымящуюся головню: «у нее в одной руке огонь, в другой – вода» (женщина двулична и лжива). Внизу справа – человек пытается ложкой собрать содержимое, выливающееся из котла: «кто разлил кашу, уже не соберет ее обратно» - допущенную оплошность не исправить. В центре слева две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть – распускают недобрые сплетни). Вверху, на башне – мужчина «бросает перья по ветру» (бесцельная работа). Его приятель тут же «держит плащ по ветру» (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами). Другие персонажи висят между небом и землей; бросают деньги в воду (сорят деньгами); кусают железо (болтуны); загораживают сами себе свет; садятся меж двух стульев или на горячие уголья; водят друг друга за нос.
Вот так выстраивается композиция этой картины: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а почти каждый сюжет по смыслу продолжает или развивает другой.
Рассматривая поведение персонажей, проникая в смысл этой сложной картины, понимаешь, что Брейгель не просто коллекционер пословиц.
Его картина – не развлечение для приятного времяпровождения. Картина «Нидерландские пословицы» - это назидание и предостережение великого мастера Брейгеля современникам и потомкам, что жить в «перевернутом мире» нельзя, и все, что происходит на картине не должно иметь место в нормальном мире.
Свидетельство о публикации №215060200603
Картина буквально кодирует зрителей.
Для популяризации этой картины и этого художника много сделал Андрей Тарковский с его конгениальным фильмом "Солярис"...
Спасибо.
Лео Киготь 11.11.2018 11:11 Заявить о нарушении
Койфман Валерий 12.11.2018 12:41 Заявить о нарушении
Интерес к живописи и к рассказам о ней Валерия Койфмана у меня навсегда.
Всё, что Вы разместите на Страничке Валерия, обещаю прочитать...
Лео Киготь 13.11.2018 00:27 Заявить о нарушении