Наполеон. Путь от взлёта до падения

                Он шёл, и царства трепетали.
                /Фёдор Глинка/

     -Ну, почему, почему вы не хотите взять меня в экспедицию?!
Я же окончил курс в военной школе. Хорошо знаю географию, военную историю, математику!
 -Я не могу взять вас, молодой человек, поскольку команда моя полностью укомплектована: в ней 220 человек, в том числе несколько священников, врач, астроном, географ, математик и даже два художника. Мне не позволят взять ещё одного в команду,
причём, не специалиста. Прощайте!
  Молодой поручик Наполеон с болью и, в то же время с огромным облегчением, вспомнил этот разговор, когда пришло известие, что корабли офицера Военно-Морского Флота графа де Лаперуза "Буссоль"("Компас") и "Лаперуза" пропали без вести вместе со всем экипажем у острова Ваникоро...
 -Он был великим французским мореплавателем,- произнёс задумчиво Наполеон.- Теперь его имя навечно покрыто славой...
А что же я? Неужели я так ничего и не добьюсь в жизни?!
   Его огромное честолюбие не давало ему покоя.
Он ещё раз попытал свою судьбу: попытался завербоваться в  русскую армию, но, узнав, что, по приказу Екатерины, волонтёрам снижают чин при приёме, немедленно отказался от этой затеи.
Оскорблённый, он заявил:"-Я обращусь к королю Фридриху, он с радостью примет меня и даст мне чин капитана!"
 К Фридриху он не пошёл, решив выждать своего Часа Удачи.
 Он не понял, что удача уже улыбнулась ему, когда уберегла его от экспедиции Лаперуза.
 Во Французской революции он не принял активного участия, отправившись к себе на Корсику и примкнув  к вождю корсиканских    националистов Паскалю Паоли. Но, выяснив, что Паоли решил  бороться за отделение от Франции, написал на него донос и отвёз донос в Париж.
 Его лояльность оценили и доверили разобраться с роялистами в Тулоне. И это явилось началом его блестящей карьеры!
 Укреплённый и, на первый взгляд, неприступный город-крепость Тулон находился в руках бежавших сторонников Бурбонов, которых поддерживал английский флот.
 Бонапарт, по приказу командования, подготовил план штурма крепости. Благодаря великолепным организаторским и полководческим способностям, Наполеон взял неприступный Тулон.
Английская эскадра вынуждена была уйти.
 За эту кампанию Бонапарту присвоили звание бригадного генерала. -Ах, судьба! Похоже, я начинаю приручать тебя!-радостно прошептал Наполеон.
 Но ему не хватало политического чутья: он снова выбрал себе не того покровителя - брата Робеспьера - Огюстена.
 После Термидорианского(Июльского) переворота он был арестован и препровождён в крепость.
 -Почему я оказался здесь? Я же так успешно начал карьеру?!
 Зачем я примкнул к Огюстену? Зачем нужны мне были эти якобинцы? Они же жаждут потопить в крови страну и Людовика XVI!
Ведь меня же отметили, обо мне узнали после Тулонской победы!
Что же ещё мне было нужно?! Конечно, меня прельстил девиз якобинцев:"Vivre Libre ou Mourir!"("Жить свободно или умереть!"). Да и могущественный Максимилиан Робеспьер привлекал
своим бесстрашием и верой в свои идеалы:"Врагов Отечества требуется не наказывать, а уничтожать!"
 А ведь так удачно началась моя карьера: от капрала до бригадного генерала! И это всего лишь в 24 года!
А вот уже две недели я здесь... Сколько ещё придётся находиться в бездействии? Другие пожнут урожай славы...
 -Наполеон Бонапарт! На выход!
 -Что такое? Меня отпускают?
 -Да, вам повезло. Измученной стране нашей понадобилась ваша помощь.
 -Но кто поручился за меня?
 -Благодарите термидорианца виконта де Барраса...
 Наполеон был счастлив: Баррас, с которым он брал Тулон, вспомнил о нём!
 -Привет, Баррас! Спасибо, что не забыл меня!
 -Не знаю, будешь ли ты по-прежнему благодарить меня, когда узнаешь, что тебе уготовано.
 -И что же?
 -Необходимо разобраться с роялистами, они опять подняли мятеж.
 -О! Это моя стихия! Тебе не придётся краснеть за меня!
...Мятеж был оперативно подавлен, и Наполеон удостоился высшего звания - дивизионного генерала!
 "Наконец-то судьба послала мне свою улыбку!"-подумал он.
Второй улыбки ждать пришлось недолго: в Париже Наполеон познакомился с Жозефиной Богарне, вдовой казнённого генерала.
Это знакомство вскоре переросло в удивительную, страстную любовь, длившуюся всю жизнь.
Жозефина привила Наполеону особое отношение к себе: отношение обожания и почитания. Все прежние его романы были забыты.
Бонапарт любил, ревновал, страдал...(о любви Наполеона и Жозефины - в новелле "Корсиканец и креолка"!)
 В 1796 году, 9 марта, состоялась свадьба Наполеона и Жозефины. А через два дня Бонапарт отправился в Италию. Его назначили командующим армией. Итальянская кампания продлилась около двух лет и окончилась победоносно: была одержана победа над Австрией.- Судьба не забывала своего любимчика!
 Не прошло и года, как Наполеон предпринял поход  в Египет и Сирию. Навстречу ему отправилась британская эскадра под командованием адмирала Нельсона. Бонапарт захватил Египет, но Нельсон настиг французов и разгромил их.
Что ж предпринял прославленный Наполеон?
Это был жестокий удар по самолюбию! И дивизионный генерал бросил своё войско и бежал в Париж!
На родине опять обострилась экономическая ситуация. Цены на продукты поднялись в 200 раз! Народ, уставший от этой политической чехарды, требовал режима, "при котором едят!"
("Un regime ou l'on mange"!),-писал в своих записках Е. Тарле.
Назревал переворот...

   Продолжение следует : http://www.proza.ru/2015/06/04/1031


Рецензии
"Его огромное честолюбие не давало ему покоя."- это уж точно! :)
А если бы приняли в русскую армию, каких бы дров тут наломал Бонапарт?!
А может и не наломал... Пути Господни неисповедимы!
Спасибо, Людмилочка! Очень хорошо написано, а главное - исторически верно.
Крепко тебя обнимаю!

Натали Бизанс   19.06.2015 17:09     Заявить о нарушении