Уход
разъединяющего...
Ф.Ницше
Шли праздники, а мы вместе с родными, знакомыми и незнакомыми нам людьми "готовили в путь" дедушку Семёна.
Мне было почти шесть. Все шесть прошли рядом с дедом. Он первый взял меня на руки из роддома ( мама говорила ) и я была уверена, что дед Семён со мной - навсегда!
Каким "зацепился" он в моей детской памяти?
Всегда улыбчив глазами , добродушен и не суетлив.
Мне позволял залазить к нему на колени , а потом сползать вниз по ноге...И тогда нога деда была уже не нога , а качели ! Смеялись вдвоём, на смех прибегал рыжий кот Василий и начинал шлифовать ногу деда и свои бока, ходя "восьмёркой".
Ещё помню , что дедушка употреблял в разговоре с домашними много смешных слов. Их не говорил никто, только он и бабушка : выдюжить , вестимо , загодя , сусек , запамятовать , набольший , камка , супостат, босовики...
Ещё дед пил чай из блюдечка , вприкуску с сахарком , отлущенным щипчиками. Мог сколоть тончайшую скибочку... Очень любил бычки в томате - ел их каждый день прямо из стеклянной баночки. И кот Василий , конечно...
Угол огромной кухни-прихожей был завешен красивыми вязано-прошвеными шторами бабушкиной работы. А в праздник шторы раскрывались надолго и из угла сияло солнце - золотые образа икон. А когда зажигали перед ними огонь (лампаду ) , становилось так благостно , что я просила бабушку оставить угол таким сияющим насовсем. На что получала : "Не гоже".
Дедушка был мастеровой. Сам выстроил дом , надворные постройки ; хорошо знал автомобиль - был водителем ; работал фельдшером в больнице; и ещё был сапожником.
В доме была угловая комнатка в два окна ( чтоб "светлее работать" ), которую он обустроил под мастерскую. Но без деда мне туда было "нельзя" .
Но зато можно было , когда дед обувь "ладил" (шил).
На стенах - деревянные отполированные обувные колодочки, лекала , ножницы,
стельки , подошвы в холщовых мешочках. На полочках - гвоздики , мотки дратвы , клеи в баночках, рулоны кожи , вакса, железные лапы разных форм и размеров, ножи. Что как зовётся и для чего - я в шесть лет уже знала, потому как помню до сих пор.
Дедушка ловко набирал в губы меленьких гвоздей , одевал башмак на лапу и подбивал подошву. Когда гвозди в губах заканчивались - он опять мне рассказывал...Обо всём и неспешно...А я сидела среди кожно-клейной "пахучести" на малюсеньком стульчике с перильцами (сделал дед !) как принцесса.
Дедушка обшивал обувью всех соседей. Летом шил тапочки и ботинки из парусины , а бабушка относила на продажу в город.
Мама мне рассказывала , что род дедушки был большой и все были мастеровые , но по части сапожной деду равных не было. Вся родня ходила в "Сениных".
Итак, шли праздники . Пасха. Открыто в 1959 году праздник не отмечали. Но наша семья пару месяцев как въехала в новую квартиру - куда уж праздничнее!
Ехали к бабушке-дедушке всей семьёй. Но , оказалось, не праздновать...
По приезду обо мне все забыли. Даже Серёжа... Калитка , двери дома - всё открыто. Много людей. Стоят , сидят , говорят тихо. Собачья будка пуста. Я чувствовала себя невидимкой, которую разлюбили и забыли !
- В дом входить страшно , но нужно ! - решила я и , протискиваясь сквозь бедра и животы , дошла до зала.
Зал был пуст. Только кровать, на ней - дедушка. Несколько священников...С дедом говорят. Тихо , ничего не слышно. Приехал доктор - друг дедушки. Тоже говорит с ним, папой, мамой , священниками. Но я ничего не понимаю. Я стала не только невидимкой , но и "глухимкой"...Отчаяние сыграло свою роль.
Разыскал меня Серёжа в саду. Сказал , что меня зовёт дедушка. Я обрадовалась и помчала... Но ничего не поменялось нигде , только запахло свечами.
Меня ждали...Все...Именно меня...
Бабушка и мама взяли меня как чужую девочку под мышки и подвели к кровати деда. Бабушка прошептала :
- Скажи : " Дедушка, прости меня ".
Так , обычно, требовала мама , когда я в чём-то была виновата. Но я была не виновата и ничего плохого не сделала. И я , привстав на цыпочки, обняла лежащего деда и сказала :
- Деда, я ничего плохого не сделала, честное-пречестное.
И дедушка сказал :
- Господь с тобой , Ируся. Прости.
И даже не улыбнулся , как всегда.
Меня вывели из дома и опять забыли...
А в дом пошли люди , они шли и шли...
На ночь нас с Серёжей забрали соседи. И я уж не отошла от него ни на шаг. Серёжа сказал , что дедушка умирает. Он умирает ? Да его нужно в больницу! Его нужно лечить ! Ведь месяц назад его же вылечили друзья из больницы. Почему же сейчас его не забирают ?
Я истязала себя и брата вопросами всю ночь. А под утро брат таки нашёл нужные слова...И я так поняла , что все люди во дворе и доме очень хотят , чтобы дедушка "ушёл правильно" , а священники молят за него.
Я же вообще не хотела , чтобы он куда-то уходил !
Дедушка умер в воскресенье. Опять пришли священники, дедушку опять "готовили". Потом пели певчие, пели - и все плакали. И я...
Потом плакала природа : садилось солнце за синие "небесные горы из облаков" и пошёл густой тихий дождь...
Дедушку хоронили как священника.
Пацаны во дворе долго еще спрашивали у меня:
- А чё , твой дед - поп ?
И я гордо отвечала :
- Вы чё , дураки? Он - священник !
Спросить бы у кого сейчас ...Да у кого ?
Три лошади, укрытые длинными попонами, привезли высокую золочёную карету-катафалк.
Конечно, было много вопросов...Но знала всю правду только бабушка. А она Сене обещала...А он всё сделал , как Господь велел.
То , что дедушка , его отец и дед были "белыми священниками ", сказала мне мама гораздо позже (бабушка умела хранить тайны во благо детей). Семьи у них были большие . Кто-то ушёл служить Господу в монахи. Вера была сильна в роду.
Да и место рождения рода было особенное - село Воробьёвка Курской области - в нескольких километрах восточнее Коренной пустыни -христианской православной святыни Русской земли.
Революция 1917-го не только изменила строй государства, но и судьбу живущих.
Игумен Дамаскин (Орловский) пишет:
--Сразу после октябрьской революции власти поставили цель - арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей . Аресты тогда исчислялись тысячами и для многих завершились мученической кончиной...В сельской местности прихожане какое-то время поддерживали престиж и авторитет преследуемого духовенства, становясь на его защиту , защиту храмов.
В 1930 взорвали Храм Спасителя в Москве. Начались взрывы храмов по всей стране.
В этом же 1930 после более десяти лет унижений , страданий и страхов, дедушка и бабушка с детьми : Клавдией , моей мамой, шести лет и трёхлетним сыном Колей бежали...
Бежали на юг. В Украину.. Тут было "свободнее".
Они выбрали единственно правильную форму сопротивления - жить достойно и растить детей.
Землю дали, дом дед строил сам. Огород 12 соток (всё до уголочка! ) - с Валей "довели". На Вале были и дети, и быт, и скотина. А бабуля такой рукодельницей была : ткала , плела , шила , вязала , валяла...И благодаря её старенькой "Зингеровке" , я во втором классе уже смело строчила.
-А как-же , - говорила она ,- делаешь и учишься.
Всю войну дед прошёл фельдшером-водителем фронтовой медчасти. Как ему , священнику (кто ж знал ?), удалось не выстрелить из своего оружия ни разу - дела Господни... Но чужое оружие его не жаловало - бывало и взрывался он вместе со своим медицинским автофургоном. Это мне уже Серёжа потом рассказывал, показывая награды деда.
Все события , мне ранее незнакомые и не открывающиеся до поры , знаковые , я собрала как-то враз , став на место моих деда, бабушки, папы, мамы, брата, достигнув , возможно, их возраста, их объёма страданий и радостей. Всё - в свой час.
И мне поверх всего открылся дед Семён. И я вспомнила все его фотографии (жаль не пересмотреть сейчас !). Но я их хорошо помню.
И помню тот день , день ухода , где не было "прощай", а "прости" , потому что и через полвека все ушедшие близкие люди со мной.
Спасибо , Господи, что первый в моей жизни уход человека был так благороден и силён.
Звали моего деда Чевычалов Семён Тимофеевич.
Свидетельство о публикации №215060501190
Как прекрасно на душе стало - жива доброта в мире. Жива.
Пусть счастье не покинет ваш дом!
Галина Кадетова 2 19.02.2019 22:58 Заявить о нарушении