Детство. Мгновения счастья

1. САМОЕ ПЕРВОЕ

В раннем детстве весь  мир представляется удивительным. На самом деле, - давайте войдем, как говорится,  в положение недавно появившегося на свет человечка, который впервые видит солнце, людей, - таких разных, - вот мама, она вкусно пахнет,  вот папа, у него усы,  а вот бабушка, - она в платочке.

А вещи! Вот его маленькая тарелка с нарисованными  цветочками, на ней – каша. Ой! Горячая! Подуть, чтобы холодная.

Кот. Мягкий, пушистый. Погладить! А если за хвост? Нельзя, он не любит. Оцарапает! Видишь – у него коготки.

Дядя пришел. Оказывается, кроме мамы, папы и бабушки есть и другие люди.
Игрушки.  Мишка. Машинка едет. Сама. Ключик сбоку. А если ее сильно об стол стукнуть? Колесико отломалось. Мама: жалко машинку? Не надо было стукать.
 
И – каждый день -  новое!

2. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ, ТАНК И СОБАКА

Мы летом в доме отдыха в подмосковной Клязьме.
Мне четыре года. Большой мальчишка с площадки деревянной лестницы со второго этажа  с чашкой в руке пускает вниз из трубочки мыльные пузыри. Пузыри – это невиданное чудо, переливающееся всеми цветами радуги, их много, и я понимаю, что сейчас они прилетят ко мне, и станут моими, и я буду показывать их всем,  - ни у кого нет, а у меня есть!

И вдруг – разочарование, настоящее горе: пузыри, - все до одного! – лопаются. А ощущение ослепительного счастья было! Было, - все то время, пока пузыри летели ко мне в руки. И – исчезло, - только мокрые мыльные капельки на руках и на полу.  Первый неудавшийся опыт поимки Синей птицы счастья.

Там же. Другой большой мальчишка  купает в бочке с водой самодельный деревянный  танк. Танк с настоящей башней и пушкой сделан из неструганых брусков, сколоченных гвоздиками. Плавает! Я смотрю на него как завороженный. И вдруг мальчишка говорит: 

- Нравится?

Я киваю.

- Тащи домой!

Обалдев от немыслимого счастья, кажется, даже не сказав «спасибо», мчусь к своим, прижимая к груди этот царский подарок, настоящее сокровище.
 
И еще, - на той же Клязьме. Девушка с большой лохматой собакой. Собака добрая. А зубы-то  у нее большущие!

Собака на поводке.

  Девушка:  - Хочешь пройтись с ней? – передает мне поводок!  Я иду с собакой. Гордый. Смотрите все!  Я - пограничник! Берегитесь, диверсанты!
 
3. ЭНЕРГИЯ СТЫДА
 
 Я долго, класса до пятого, не умел плавать.  А друзьям врал, что умею.
И вот однажды, когда отец объявил, что в воскресенье рано утром на машине едем на рыбалку, я спросил у него, нельзя ли прихватить с нами моего друга, Борьку Федорова.
 
Отец не возражал.

Я представлял уже, как мы прекрасно проведем время, как будем ловить рыбу, а потом сварим на костре уху. Однако одна мысль терзала меня. Я понимал, что в этот жаркий июльский день мы наверняка будем купаться. И тогда вот Борька обнаружит, что насчет плавания я ему врал.  Мало того, весьма вероятно, что этот позорный факт Борька потом доведет до сведения других моих друзей-одноклассников.
 
Я обреченно пытаюсь найти выход, который позволил бы избежать предстоящего позора. Сказать, что не хочется купаться? Глупо. Прикинуться неожиданно заболевшим? Не поверят. Бродить на мелкоте, делая вид, что я плыву? Это уж совсем ни в какие ворота. Куда ни кинь – все клин, как говорится.

Что-то мы там поймали, уже разожгли костерок для ухи, и вот наступила та самая роковая минута, когда, разомлев от жары,  все полезли в воду.

 Надо сказать, что речка, где мы рыбачили, была не широкой, да и глубина там, даже  посередине,  была не более двух метров. Однако, как вы понимаете, меня это утешало мало.

Борька нырнул в воду и лихо поплыл «саженками».  Я обреченно спустился с берега, зашел по грудь, простился с жизнью, оттолкнулся ото дна…  и, к собственному изумлению, тоже вдруг поплыл.  Как-то неуклюже, на боку, но – поплыл!

Как я сейчас понимаю, происшедшее со мной чудо можно объяснить замечательным выражением, придуманным позднее Фазилем Искандером. Феномен очень точно был определен им как энергия стыда: ужас перед неизбежным позором чудесным образом сублимировался у меня в родившийся вдруг навык примитивного плавания.

Когда я осознал, что плыву, что казнь вдруг – не иначе, как  высшими силами, -  отменена,  счастью моему не было границ.
 
Кстати,  высшие силы не остановились, очевидно,  на достигнутом, поскольку я очень быстро научился      плавать разными стилями, позднее занялся прыжками в воду, потом увлекся подводной охотой, а  уже взрослым -  обучал плаванию малолетних ребятишек,  своих и чужих, буквально  за одно с ними занятие.
 


Рецензии
-Это чудо, что такое! - Детская хулиганистая непосредственность, любознательность! -"вот мама, она вкусно пахнет, вот папа, у него усы, а вот бабушка, - она в платочке". "Кот. Мягкий, пушистый. Погладить! А если за хвост?!"-Ха-ха-ха!!!Плавающий танчик - "царский подарок!" "Я иду с собакой. Гордый. Смотрите все! Я - пограничник! Берегитесь, диверсанты!" - Здорово! Мальчишечка уже большенький!
И плаванье - "Я обреченно спустился с берега, зашел по грудь, простился с жизнью, оттолкнулся ото дна… и, к собственному изумлению, тоже вдруг поплыл".
В коротеньких милых эпизодиках - взросление пацанишки!!Читала с улыбкой. СПАСИБО.
Высший балл! Зелёная кнопка!

Тамара Петровна Москалёва   19.10.2022 05:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.