Старцы без бороды

Слушая несколько раз в неделю на телеканале «Союз» лекции профессора Московской духовной академии А.И. Осипова, чувствуешь себя студентом-заочником этого учебного заведения, получающим богословское образование. Великое миссионерское и даже, можно сказать, апостольское, служение несет этот человек, духовно просвещая не только священнослужителей, но и широкие массы простых людей. Низкий поклон уважаемому профессору за возможность получить «дорожную карту» для спасения души.

Однако некоторые излагаемые профессором богословские позиции вызывают недоумение. Это относится, в частности, к телесному воздержанию во время постов.

Суммарное число постных дней в году, как известно, превышает его половину, и воздерживаться от исполнения супружеского долга, считает Осипов, так долго тяжело. Профессор утверждает, что скоромную пищу во время постов можно заменить на другую (постную), а вот в сфере половых отношений замена невозможна, поэтому число супружеских контактов в эти периоды можно ПРОСТО УМЕНЬШИТЬ. Требование церкви отказаться от таких контактов во время постов профессор объясняет не тем, что это грех, а необходимостью проявить благоговение перед Богом.

При этом ни на каких святых отцов лектор не ссылается, хотя обычно он их цитирует даже чаще, чем Священное Писание. А ссылается он на фразу Христа о «неудобоносимых бременах», которые законники налагали на людей. Но там речь шла отнюдь не об этом. Необходимость строгого соблюдения постов у иудеев не подлежала сомнению (так, фарисей в притче о фарисее и мытаре ставил регулярные посты себе в заслугу (Лк. 18:12).
 
Что же по этому поводу говорит Евангелие? Тело человека – это храм для Духа Святого («Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1Кор. 7:19).
 
Дух Святой не может обитать в оскверненном храме (теле):  («Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор. 6:18).
 
В Откровении сказано, что среди ста сорока тысяч избранных Богом на первом месте стоят девственники, НЕ ОСКВЕРНИВШИЕСЯ с женами (именно с женами, а не с блудницами  (Откр.14:4).

Поэтому половой контакт – это, с духовной точки зрения, ОСКВЕРНЕНИЕ человека, как бы ни пытались приукрасить его сущность. Апостол Павел разъясняет, что ждет тех, кто вступает в брак (в частности, уже после утраты супруга) и делает свой жизненный выбор в пользу такого осквернения («Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1Кор. 7:28).

Именно поэтому монахи, стремящиеся достичь ангельской чистоты еще на земле, дают обет безбрачия. Простым людям церковь делает послабление, предписывая им соблюдать такую чистоту только во время постов, иначе не получится попасть на «пир к царю в БРАЧНОЙ (то есть незапятнанной) ОДЕЖДЕ», и такого человека ждет «тьма внешняя, где плач и скрежет зубов» (Мф. 22:11-13).

Всем ведь понятно, что стремление удовлетворить желание половой близости связано с зависимостью, или со СТРАСТЬЮ, которой одержим человек. Ученые экспериментально установили, что за половое возбуждение отвечает тот же участок мозга человека, который реагирует на алкоголь или наркотики.
 
Святые же отцы считают БЕССТРАСТИЕ важнейшим условием уподобления человека Богу (29-я ступень «Лествицы» называется именно «О бесстрастии»). Поэтому даже из такого простого рассуждения ясно, что половые отношения удаляют человека от Бога.
 
 Что же рекомендует профессор Осипов? Всем сидящим в зале (без оговорок на присутствующих здесь монахов!) – сохранять эту одну из самых богопротивных страстей в себе даже во время приближающих человека к Богу «духовных взлетов», каковыми есть посты. Странная, мягко говоря, позиция. Ведь Евангелие постоянно ориентирует нас на то, что нужно потрудиться и «отвергнуться себя», чтобы получить награду свою.

…Однажды на одной из лекций профессор Осипов рассказал о произошедшим с ним смешном, на его взгляд, эпизоде. В одном из монастырей к нему обратилась женщина с просьбой показать дорогу к старцу. «А может, это я и есть?», – в шутку ответил Осипов. «Нет, у вас нет бороды», – ответила женщина.

А ведь в этом ответе не было ничего смешного. Сначала богословы сбривают бороды, затем начинают увлекаться элегантной светской одеждой, поездками за границу, другими мирскими искушениями.  А там, глядишь, и  прелесть тихой сапой начинает их одолевать…


Рецензии
Здравствуйте,Ангелина!
Тронула мое сердце Ваша публикация...желание приближения к Господу,и не желание поступиться похотью плоти это,мягко выражаясь,абсурд.
Ни одной душе еще не повредило воздержание,даже хроническое,тем более
в совокупности с постом.Но это узкий путь следования за Христом и не
многие хотят им идти,отказываясь от благодати преображающей...
Благодарю за сопереживание!
Мир Вашему дому!

Иван Супрунович   06.06.2015 11:00     Заявить о нарушении
Спасибо. Путь, действительно, узкий, но чем больше человек стремится познать Бога, тем больше он отвращается от мирского, и тогда подобные трудности легко преодолеваются, видимо, с Божьей помощью.

Ангелина Кныш   06.06.2015 12:52   Заявить о нарушении
Только с Божьей помощью.Это становится очевидным,когда проходишь тщету
собственных поползновений в сторону святости...

Иван Супрунович   06.06.2015 13:06   Заявить о нарушении
Несомненно. Когда постигаешь смысл смирения, начинаешь понимать содержание святоотеческой фразы о том, что истинно смиренному просто некуда падать, ибо он считает себя хуже других, и это открывается ему тоже с Божьей помощью.

Ангелина Кныш   06.06.2015 15:24   Заявить о нарушении