Армадиллы ч. 5

                5
               ***

- Значит, вы хотите продавать счастье? – подал свой вопрос хозяин кабинета, так, как подают в каком-нибудь французском ресторане дорогое блюдо, срывая с него внезапным движением крышку.

Хотя на шеф-повара он не был похож. Впрочем, и  на гуру бизнеса и коммерции, как отрекомендовал его мой друг, тоже  походил едва ли. Тщедушного телосложения, в каком-то жутко старомодном галстуке, с необычно подвижным лицом, он терпеливо выслушал  и без раздумий задал, как будто заранее заготовленный, вопрос. 

Вроде бы, вопрос как вопрос, но своей обескураживающей прямотой он превращал нас из благородных искателей счастья в простых торгашей.
Сколько пламени и вдохновенного огня излил Борис в своей пафосной речи! После нее всякий должен был разрыдаться или заключить его в благодарные объятья. А вместо этого… такое.

- Можно и так сказать, - сквозь зубы процедил Борис. - Хоть мне и очень не нравится такая постановка вопроса.

- Хорошо. А знаете ли вы, что на этом поле у вас полно конкурентов?
Мы переглянулись.

Как? Когда? Кто мог нас опередить? Или среди нас затесался предатель? Продал идею, а теперь строит из себя невинность. Вот, значит, почему Борис отказывался получать авторское свидетельство, когда я ему предлагал.

- Не один, и даже не два, - продолжил гуру. В лепестке морщин, разбежавшихся вокруг его глаз, отразилась смесь ехидства и любопытства. Похоже, он наслаждался нашим замешательством. – Их даже не сотни, а значительно больше.  Вы, может быть, думаете, что компания Pepsi продает сладкую воду, а Apple, Nissan и какая-нибудь Sony, свои игрушки? Вы рекламу их видели? Что  в рекламном ролике или на билборде больше всего бросается в глаза? Не помните?

- Смутно. Я вообще стараюсь не обращать на неё внимание. Ну, вроде, лыбятся там всё время.
- Вот именно, улыбку вы всегда видите. Лучезарная улыбка счастливейших из людей. Актеры! Они умеют это делать – их этому учат. Изображать сильные чувства, в том числе счастье – это их профессия.  Мне уж вы можете поверить - я, как-никак, в этом бизнесе варюсь много лет и знаю, как что работает. Да уж, это моя работа, продавать сахарные леденцы большим мальчикам и девочкам.
 
Тщедушный гуру улыбнулся. На мгновение замолчал, как-будто припоминая что-то, но тут же встряхнул голову и бодро продолжил:
- И вот, эти взрослые детишки смотрят, даже по большей части, не осознавая и не сильно задумываясь, верят всему. Верят, что это есть и всегда было их сокровенным желанием. Восторг обладания, удовлетворение от превосходства над другими, желание быть не хуже других - вот что движет потребителем. А сама покупка - есть уже закономерное следствие этих подсознательных импульсов. Уверенность, ощущение того, что ты на коне и крепко держишь жизнь в узде – как без этого  выжить в современном мире? То-то и оно! Мир наш сугубо материален, следовательно, радость и счастье должны иметь тоже материальный облик. Да так, чтобы каждый знал, к чему стремиться, ради чего жертвовать своё время и силы. Это наш мир – наша евро-американская, черт бы её побрал, цивилизация потребителей. Люди устали от неопределенности, им хочется стремиться к понятным вещам. А тут вдруг появляетесь вы со свей штуковиной и хотите убедить всех в обратном.

- Ну, тут вы перегибаете, - возразил Борис. - Всё у вас смешалось в кучу - и личное счастье и обычная человеческая потребность в бытовых радостях. Одно другому не мешает! Да и, кроме того, не только же потреблять, но и работать. Для меня - так делать что-нибудь нужное, полезное людям намного важнее, чем деньги и всё, что с ними связано.

- Пафосно!  Но совсем не обязательно! Вот вы давно покупали что-нибудь отечественное? То-то и оно! А если целая страна может только потреблять и при этом ничего не рушится, все вполне неплохо себя чувствуют - то это о чём-то говорит? Кстати я имею в виду не только нашу страну. И даже в меньшей степени нашу… А производить товары могут и китайцы, или какие-нибудь индусы, а когда им надоест, их заменят роботы. И тогда люди будут ходить на работу с умным видом, делать вид, что заняты чем-то важным. И ничего! А всё потому, что наша социальная функция уже давно только в том, чтобы потреблять. Потреблять всё больше и больше, потому как прогресс и экономика устроены так, что должны всё время расти. Компании должны производить все больше, а люди покупать все энергичнее. И что же вы прикажете делать компаниям, когда люди и без них счастливы? Благополучно лопаться? Ведь если они в следующем году не смогут продать больше, чем в этом, то это уже, как вы понимаете, застой, стагнация и кризис. Причём беспросветный! 
 
- Ерунда, - сказал Борис.
- Сомневаетесь? А вот скажите, можете вы себе представить счастливого человека, который мечется в поисках кредита? То-то и оно! Это несчастным людям вечно кажется, что их в чём-то обделили.  Счастливый человек потому и счастлив, что у него и так все есть, что ему нужно для…

- Да уж! – решительно вставил я. Мне порядком надоел этот нескончаемый поток слов и давно хотелось разрядить обстановку. - А мне так Пепси совсем не нравится – от нее изжога и в животе урчит противно. Есть напитки и получше!
- Может вам и дорогие спортивые авто не нравятся?
- Нет! Я больше предпочитаю красивых спортивных девушек.

- Ну что ж, смейтесь. Смейтесь молодой человек! Я отчётливо понял ваш месседж. Но знаете, что я вам скажу?  Ваша позиция глубоко асоциальна. Вы думаете, что можете быть свободны от общества? Ну, так оно так же легко обойдётся без вас. И если социум еще вам не намекнул об этом, то обязательно намекнёт. И сделает это очень больно! Так больно, что вы, как миленький, побежите туда же, куда и все.

- А если нет?
- Ну что ж, вы слышали такое словечко «лузер»? Так вот, тех, кто не хочет играть по общим правилам, обычно так и называют.
- Так значит, нет? – теряя терпение, спросил Борис.

- Вот сразу видно, что вы не сильны в переговорах, - гуру примирительно улыбнулся, и, откинувшись на спинку кресла, запустил руку в рыжую шевелюру. - А знаете, к чему я все это? У меня для вас есть одна неплохая идейка! Но вам нужно забыть всё, что вы тут несли. И перестать трезвонить на каждом углу про эту вашу лучистую энергию счастья.  Нужно переделать устройство - сделать его как можно меньше и дешевле. Сегодня только с маленькими недорогими гаджетами можно завоевывать рынок! Наша целевая группа – пожилые и, по большей части, больные люди. Назовём его как-нибудь попроще, скажем, «Луч» или «Волна» и будем продавать как прибор, улучшающий общее состояние здоровья. Ну, не знаю, сердце там, почки, мочевой пузырь и все прочее.

- Но ведь это неправда, - вяло возразил Борис.
- Правда - неправда. Еще какая правда! Большинство болезней происходит от нервов - это вам любой врач подтвердит. Кто-то ест себя за то, что пропустил свой шанс и не так распорядился своей жизнью, другой полон желчи на весь мир, третий обижен на детей или друзей. И все  они бегают по врачам с надеждой, что те им могут помочь в их личных проблемах. А тут ваш прибор! Втыкаешь в розетку и настраиваешься на позитивное отношение к миру, к людям, да и к самому себе. Да это во сто раз лучше подействует, чем любые лекарства. Представляете, ходят старички и старушки по городу - все в белом, как божии одуванчики, и всем улыбаются. Да у нас еще очередь будет стоять, это я вам говорю, - он посмотрел на наши скучные физиономии и смущенно добавил: - Честно говоря, и я купил бы один... для мамы. А может быть, даже пару. Так, на всякий случай.

Я еле поспевал за Борисом. Накрапывал дождь и я старательно обходил лужи. Борис же, засунув руки в карманы, шёл как ледокол,  не разбирая пути.
Не знаю, чем он был так расстроен, ведь ему пообещали поддержку? А вот меня этот старикан назвал неудачником и лузером! А сам-то? И, кроме того, нельзя больше откладывать. Давно уже нужно было сказать Борису, что я не смогу сделать другой такой прибор.

То, что мне удалось его создать, было чудом. Это я понял давно. И второй раз чуда мне не совершить. И никому другому. Нельзя же поставить чудо на поток! Вы видели где-нибудь, чтобы чудеса производили на конвейере? А  потом ещё и продавали со скидкой?

Наверное, мне всё-таки очень хотелось сделать нечто необыкновенное и само провидение замкнуло что-то в моей голове. А теперь нужно как-то объяснять другу, что его мечте не суждено осуществиться.

И еще нужно ему как-то втолковать, что прибор работает не так. Никаких волн он не излучает и не усиливает. Он всего лишь,…  не знаю, что-то меняет…
Как будто распахивается окно и свежий ветер врывается в комнату. Сразу приходит ощущение легкости, точно сбросил с себя зимнюю одежду или неимоверно тяжелую броню, которую носил чуть ли не всю жизнь.  Ходишь, наивно радуясь всему,  как в детстве - почти летаешь.

Правда на людях возникает чувство незащищенности, как будто ходишь по улице голый. Всякий может посмеяться над тобой, обидеть словом или даже взглядом. Как только подступает этот страх, сразу эффект проходит - затягивается, как родничок у младенца.

Понятия не имею,  как всё это объяснить Борису.
Борис вдруг остановился посреди лужи, повернулся ко мне и выпалил:
- Каков! Надо же так сказать – «штуковина». Да я, может быть, вложил в эту «штуковину» всю свою душу, а он… Сделайте, говорит, её подешевле и поменьше и… вставляйте вместо клизмы.

- Полный дебил! - радостно согласился я.
Борис смерил меня взглядом и уже повернулся, чтобы идти дальше, как вдруг остановился и бросил мне в лицо:
- А ведь он во многом прав!
- В чём это?
- Да хотя бы в том, что мы с нашим прибором и старомодными взглядами никому не нужны.
- Чем же это наши взгляды старомодны? По-моему, вечные ценности не могут быть старомодными, и вообще… - не нашелся я, что еще добавить.

- А ведь это ты во всём виноват! – неожиданно, как будто осенённый догадкой, ударил он наотмашь.
- Чего?!
- Нет бы сказал тогда, что вся эта затея – бред. Не мямлил бы, а как нормальный мужик сказал. Честно! И всё – ничего бы этого не было.
- Чего не было? Всё же получилось!

- Чего получилось? То, что я хожу и унижаюсь перед такими, как этот. Должен выслушивать отказы и оскорбления всяких бездарей. А ведь мог, как нормальный человек, заниматься научной работой, диссертацией, карьерой, наконец. Ан нет,влез в эту ахинею. Осчастливить человечество захотел! Да это же блажь! Сам себя счастливым сделать не смог, а туда же. Все говорят - любовь, счастье, а  на самом деле довольствуются суррогатами. Лишь бы упаковочка была хороша и всё что полагается. Лишь бы было удобно и комфортно, чтобы не слишком беспокоили, не лезли в душу. А на самом деле только и ждут случая, как бы продаться подороже.

- На что это ты намекаешь?
- Намекаю? - он поежился, как будто его знобило, и продолжил, глядя мне куда-то в подбородок, - Чего тут намекать? Тебе уже прямо говорят, что ты неудачник, а до тебя не доходит. Все в облаках витаешь. Море слушаешь. А кому это все нужно? У тебя ведь даже никого нет. Никому ты не нужен. Какая ж нормальная баба с таким жить станет?

Взгляд его переместился на мои ботинки.
- Это не твоё собачье дело, - парировал я и решительно пригвоздил противника выпадом: - а приборчик этот не твой!
- А ну тебя, - Борис с досадой махнул рукой и, подняв воротник пальто, зашагал прочь.

 http://www.proza.ru/2015/06/07/1866
_________________________________________


Рецензии
Я запуталась. Вы добавили главу? Странно, когда читала роман, всё казалось ясным и достаточным. При этом новая глава вовсе не кажется "встроенной".

Проверьте, пожалуйста, ссылку перехода с 4-й.

Наталия Шайн-Ткаченко   07.06.2015 17:33     Заявить о нарушении
Простите Наталья. Я занялся вплотную редактурой этой повести и просто не успел навести порядок со ссылками. Эта глава действительно была)))
Пока идёт исправления ошибок и переделки каснется только концовка.

Спасибо!

Аркадий По   07.06.2015 17:55   Заявить о нарушении