Философские размышления

В обществе наиболее выражен моральный кризис, падение человеческой нравственности. Но наше экономическое сознание, сосредоточенное на материальной выгоде, оказывается совершенно не способным воспринять его и отождествляет его с обнищанием. Духовное обнищание обнаруживается постепенно, по мере роста материального богатства, подчиняющего людей себе.

Общество всегда давало материальную опору человеческой жизни, а духовную опору создавала религия, но в мистической форме. Разумеется, этот мистический дух был и есть не дух конкретного человека, а дух некой внешней силы, стоящей над людьми. Отсюда — рабы божье. Этот дух есть мистическое отражение экономического рабства. В брахманизме вообще этим духом заполнено все небо, тогда как атман - конкретное проявление этого всеобщего духа, которое на время переселяется в людей, чтобы потом покинуть их. И вот отсюда и судите, почему человек так слепо и упорно стремится к Богу как к самому высшему совершенству и в этом ищет опору своего социального существования. Он слепо ищет духовную опору своей конкретной жизни и своего духовного условия осуществления как психологического осуществления человека, которые его не отчуждали бы от людей, а, напротив, соединяли бы с ними. Психологическое, духовное —  это внутреннее, субъективное. Если религия изначально выступало как социальное объединяющее начала, то теперь деньги упорно разъединяют люьдей и изолируют их, тем самым разрушая и эту социальную духовную связь. И это уже четко обнаружилось в расщеплении самого религиозного сознания. И после этого нет ничего удивительного в том, что люди верят, что этого единства они обретут в соединении с Богом. А сегодня такое отношение к жизни принимает массовую форму и охватывает даже  молодежь. Что же, нам остается только откровенно проповедовать веру, сущность которой наукой уже давно выяснена? Это какое-то двоедушие и глубокий разрыв с реальностью. И он показывает, насколько трудно порывать с прошлым и обретать сознания человека.

Если говорить обычным языком, понятным всем, то современный человек проявил себя полностью в обладании миром богатства, движимый страстью к обогащению. Но она, принимая все более массовый характер, в конце концов, лишается смысла и содержательности и не побуждает человека к активной творческой деятельности, общению, труду и т. д., а, напротив, отгораживает его от всего остального мира и замыкает в самом себе. Тем самым эта страсть не только свертывает самого человека, но и парализует его отношения с другими и обществом и этим опустошает его нравственно, духовно, подчиняя его единственной цели – обогатиться или выжить. Тем самым он перестает существовать как личность и превращается в персонификацию денег, и его действия выражают движение денег и их накопление, которое принимает абсолютный характер в современном рыночном обществе. Тем самым экономический человек, двигавший до этого историей, само ликвидируется, а вместе с ним свертывается и производство. И что происходит с духом такого человека? Опустошение! Поэтому по сравнению с духом современного человека богатым кажется дух Платона и Аристотеля.

Но было бы бессмысленно предположить, что на этом завершится жизнь, в то время как она лишь стремиться к обновлению, через это порождая реального духовного человека, которую я называю психологической личностью. И в этой цепи денежная форма личности – это исключительно временная фигура, которая распадется гораздо быстрее, чем экономический человек, чтобы освободить духовную сущность человека. Так что и богатство, выраженное в деньгах, это нечто временное и обманчивое, как и отношения, обусловленные ими.

Но это в то же время означает, что тем самым деньги впервые обращают силы человека против него самого, на его самоуничтожение. Таким образом, человек, движимый страстью к обогащению и борьбой за выживание, просто слепо разрушает условия своего существования, являющиеся продуктом капиталистической организации жизни и, сам того не сознавая, отталкивается и бежит от этого жестокого общества (Эрих Фромм). Но мы никогда не убежим от себя, тем более и общество не убежит от себя, сколько бы оно не скрывалось за западными стандартами, и не сможем оправдать себя ничем. Мы все должны найти в себе.

Вряд ли мы найдем какое-либо другое подходящее слово, которое наиболее точно охарактеризовало бы нас и то состояние, которое мы переживаем сейчас, кроме слова «деградация». Моральная, духовная деградация. В деградации сегодня мир медленно из культурного состояния опускается на уровень невежественности, лжи и дикости, следовательно, человек в ней обнаруживает и раскрывает свою звериную сущность. И это говорит о том, что нас характеризует не просто кризис, а медленный распад, который именно как распад не может иметь ни конца и ни края и который будет преодолен только с устранением противостояния между развитием человека и общества, основанного на «делании денег». Даже если мы будем говорить, что переживаем кризис, то он в первую очередь является кризисом человеческого фактора, в котором развитие современного человека выражено в его деградации по той простой причине, что он не может преодолеть этого противостояния, и умирает, запутываясь в денежных отношениях. И отсюда действительно могут выжить только сильные. Нас не интересует, что его разрушает: жажда денег, нищета, страсть к обогащению, алкоголизм, наркомания или еще что-либо другое. Фактом является то, что люди бессильны против неограниченной власти денег над ними в одиночестве и разобщенности. Поэтому человечество должно устранить денежного рабства, если оно вообще желает сохранить жизнь на земле и развиваться дальше в новом направлении. Ни один проект, создававшийся до этого, еще не предусмотрел эту реальную жизнь, прогнозируя будущее с точки зрения «обогащения каждого». И это в то время, когда уже раскрыт смысл «обогащения». Ведь богатство человеческой личности находится по ту сторону экономического осуществления человека.
Источник:


Рецензии
Милый Жарас, я и не знала, что Вы тоже здесь.
Вот заглянула в раздел философии...и нашла Вас.
Спасибо Вам. Вы мудры в своих рассуждениях и в желании объединить.
с уважением. Ольга Крюкова с литсайта.

Ольга Крюкова   11.06.2015 15:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга. Я здесь 4 года. Но вас не видел.

Жарасбек Коргамбаев   11.06.2015 16:56   Заявить о нарушении
А я чуть больше полутора лет.
Всего Вам доброго и светлого...

Ольга Крюкова   12.06.2015 07:36   Заявить о нарушении
Спасибо, милый Жарас.
Сейчас почитаю.

Ольга Крюкова   18.06.2015 10:28   Заявить о нарушении
А почему Вы на стихах под другой фамилией. И почему публикуетесь на стихах?
Я так понимаю, что высказывания великих людей - это персонально для меня.
Спасибо.
Игралась с ртутью из разбитого термометра в детстве. Жива осталась...
Бессознательность это свобода нашего выбора, основанная на инстинктах.
В общем и целом, как всегда, за людей и для них, несознательных...
С уважением.

Ольга Крюкова   18.06.2015 10:37   Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга. Здесь больше людей, мне разрешили здесь находиться.

Жарасбек Коргамбаев   18.06.2015 13:43   Заявить о нарушении