Картинки из детства. Счастливчик

   Дело было в армии. Если вы скажите, что это не детство, то будем считать, что это последние дни детства.
   Ну, вот, значит, привезли нас, молодых солдат в часть, выстроили в казарме, офицеры произнесли напутственные слова и ушли, оставив на воспитание сержантам. Стоим мы, «салаги», ни живы, ни мертвы, смотрим преданно на сержантов. В стороне, возле кроватей, расположилась группа «стариков». Они хищно поглядывают на нас, ожидая, когда строй распустят, и мы будем доступны для их «воспитательных» приемов. Будущие «дембеля» были одеты не по форме, многие вообще только в майках, чтобы показать нам свои мускулы. Не сказать, что мы уж сильно трусили, но, все-таки изрядно побаивались, поскольку наслышаны были о взаимоотношениях «дембелей» и «салаг».
   Из каптерки вышел старшина.
   - Сейчас без толкучки, без суеты, начиная с левого фланга, будете по очереди подходить ко мне и сдавать вещмешки и бушлаты. После сдачи вещей снова встаете в строй. Понятно!
   - Понятно, - хором ответили мы.
   Я вглядываюсь в старшину и к неописуемой радости узнаю в нем своего хорошего знакомого Витю Шалягина – парня из моей деревни. Это большая редкость: встретить в армии столь близкого человека. Мы с Витей учились в одной школе. Но я был старше его. У меня была отсрочка от армии, потому что я учился в педагогическом училище.
   Вот подошла моя очередь, и я вошел в помещение каптерки. Рядом со старшиной стоял и сержант. Лица у обоих были суровые.
   - Витя…. - несмело пробормотал я, не зная, как себя вести.
   - Серега! – Витя узнал меня и обнял, - Серега, неужели это ты, вот это да!
   Я глупо улыбался, не смея вести себя по панибратски.
   - Земляк, - радостно сказал Витя сержанту, - из одной деревни.
   - Так вы, это…. - сержант глянул на стоящих в строю солдат, - так вы потом поговорите. Потом, когда «отбой» будет.
   - Ага, ты иди пока, - подтолкнул меня Витя к выходу, - я потом тебя найду.
   Я вернулся в строй и стал терпеливо ждать, когда Витя закончит свои дела. Но вот все сдали вещи в каптерку на хранение, и сержант повел нас в спальную часть казармы. Распределив кровати, сержант пояснил, что до отбоя у нас есть два часа личного времени. За это время мы можем отдохнуть и привести в порядок одежду.
   Не успел сержант уйти, как в нашу сторону в развалку двинулись «деды». Некоторые молодые солдаты держались группами, некоторые, в том числе и я,  поодиночке стояли возле своих кроватей.
   Не дожидаясь, когда ко мне подойдет кто-нибудь из «стариков», я опять пошел в «каптерку». Витя раскладывал веще по стеллажам.
   - Садись, - сказал он, указывая на стоящий у стены письменный стол.
   Я присел к столу и стал ждать, когда мой друг освободится.
   Закончив дела, Витя быстро организовал чай, да не просто чай, а еще и с пряниками.
   - Откуда это все? – Удивился я.
   - Обижаешь, - гордо усмехнулся Витя, - я же старшина роты! Есть кое - что и покрепче, но нам с тобой рано крепкие напитки распивать. Ты вообще еще «салага», а я хоть и старшина, но на этой должности недавно, так что пока ограничимся чаем.
   Мы принялись с Витей за чай.
   - Ну, рассказывай, как там у нас в деревне, - вздохнул  мой земляк, - уже год, как дома не был.
   Я стал рассказывать своему другу деревенские новости. Кто родился, кто женился….
   В «каптерку» вошел сержант.
   - Я не помешаю? – Спросил он у Вити.
   - Нет, нет, занимайся, - махнул Витя рукой.
   Сержант, к моему великому удивлению, достал со стеллажа баян, и начал на нем пиликать какую-то песенку. Судя по уровню исполнения, сержант был в самом начале своего музыкального образования.
   Тут надо сказать, что после окончания педучилища, я считался учителем начальных классов. Но в нашем училище серьезное внимание уделялось и физической культуре и музыкальному образованию. Поэтому большинство парней после окончания училища работали в школах физруками. Ну, а те, кто имел музыкальные способности, как правило, работали учителями пения. Я особых музыкальных талантов не имел, но будучи учеником прилежным и упорным, научился довольно прилично играть на баяне. В моем музыкальном багаже был даже опыт выступления со сцены и проведение свадебных мероприятий. Но!..  Но все свои музыкальные произведения я выучил, можно сказать, вызубрил, глядя в нотные записи этих произведений. Пальцы у меня были послушными и ловкими, а вот слух…. У меня была неплохая теоретическая и практическая подготовка, но по «слуху», как это делают нормальные музыканты, подбирать мелодии я не умел.
   Однако, слушая неловкое пиликанье сержанта, я не удержался и дал ему совет.
   - Товарищ сержант, - сказал я, не подумав о последствиях, - после септаккорда лучше уйти в мажор, а не в минор, тогда мелодия зазвучит лучше.
   - Что, - сержант чуть не уронил баян на пол, - что ты сказал? Куда уйти?..
   - На басах уйдите в фа-мажор….
   Сержант поставил баян мне на колени.
   - Ну-ка, сбацай что-нибудь, если ты такой умный.
    Я стал негромко играть и петь одну из популярных песен которую хорошо знал. Сержант удивленно хмыкнул и присел рядом со мной.
   - Он учителем работал, - сказал Витя сержанту, кивая на меня.
   - А ну давай, учитель, что-нибудь такое, чтобы душа развернулась.
   Я, уже не сдерживаясь, развернул меха по - настоящему. Почти тут же в каптерку зашел один из «дедов».
   - Оппа, - удивленно пробормотал он, - еще один музыкант. Так давайте к смотру выучим под музыку нашу строевую! Сегодня много салаг прибыло – они же не знают песню.
   - Точно, - подхватил его идею сержант, - давайте выучим нашу строевую песню. Споем лучше всех и отличимся на смотре.
   - Ты знаешь такую песню? – спросил меня «дед» и стал напевать первый куплет, - «Прожектор шарит осторожно по пригорку, и ночь от этого нам кажется темней. Который месяц не снимал я гимнастерку, который месяц не расстегивал ремней».
   - Нет, не знаю, - пробормотал я, уже чувствуя, куда он клонит.
   - Давай, мы будем ее петь, а ты подберешь музыку.
   Трое мужчин: сержант, «дед», и Витя стали горланить над моей головой   строевую песню нашей роты. Причем, горланить так, что не только мелодию, но и слова разобрать было невозможно.
   - А нот у вас нет? – Спросил я, не особо рассчитывая на успех.
   - Какие ноты? – Грубо ответил «дед», - ты музыкант или нет? Давай слушай, мы еще раз споем. Или играй, или пойдешь чистить очко. Понял?
   - Погоди, Боря, погоди, - остановил сержант «деда», - музыка - дело тонкое.  Надо Славку позвать. Славка умеет играть на гитаре, он лучше споет.
   Сержант вышел из каптерки и через пару минут привел молодого солдата. Солдат был уже в курсе всего происходящее, сел на стул рядом со мной и стал тихонько напевать мелодию нужной песни. Мне первый раз предстояло подобрать мелодию «по слуху». Я был слегка напуган, но перспектива прослыть непутевым музыкантом пугала еще больше. Я сосредоточился и стал вместе со Славой петь первый куплет. Спев несколько раз первый куплет, я определился с тональностью, и стал «нащупывать» мелодию. Мало - помалу песня начала вырисовываться. Я немного успокоился и пальцы увереннее стали двигаться по клавиатуре.  Через некоторое время я уже уверенно играл, как и положено, не глядя на клавиатуру. Мои «учителя» снова загорланили песню во всю силушку легких.
   В каптерку заглянул еще один сержант.
   - Вы че, - удивленно пробормотал сержант, - отбой уже….
   - Ниче, все нормально, - начальственно сказал Боря, - видишь, песню к смотру выучили. Завтра всей ротой учить будем.
   - Его, кстати, там потеряли, - сержант кивнул на меня, - подумали, что сбежал.
   - Отведи его в казарму, - Боря снисходительно посмотрел на меня, - скажи ребятам, чтобы не приставали. Скажи, что отработал уже.
   Я поставил баян, надел шапку, снятую перед чаепитием и, в сопровождении сержанта, двинулся к выходу.
   - Стой, - вдруг резко сказал Боря.
   Я втянул голову в плечи и остановился. Боря подошел ко мне, снял у меня с головы новую шапку и надел на меня свою, довольно потрепанную и засаленную.
   - Все, иди, - Боря махнул рукой, - теперь отработал.
   Мы подошли с сержантом к моей койке. Тут же в нашу сторону направилось двое «дедов». Сержант остановил их и стал что-то негромко говорить.  «Деды» удивленно покачали головами, и ушли приставать к другим «салагам».
   Боря сдержал слово: никто из старослужащих не приставал ко мне с разными «просьбами». Хотя многие молодые солдаты из моего призыва еще долго были на побегушках у «дедов».
   А песню эту: "Прожектор шарит осторожно по пригорку...", я вызубрил так, что подними меня ночью, и я без запинки начну ее уверенно исполнять.
   
   
   
   


         


Рецензии
Здравствуйте ! узнаваемая и понятная ситуация с "земелями"\ земляками.

но вот я попал в своё время в "учебку", в сержантскую школу, и там было совершенно иначе : один призыв, на учебный взвод два сержанта, относительно справедливых.
В войсках же, по рассказам моих друзей, сразу направленных в воинские части, многое зависело от качества сплочённости первогодков и самих старослужащих.

в наше время были ещё дурацкие нашивки, обозначающие срок службы : одна или две полоски на шинелях, на "парадках". затем эту глупость отменили.

рассказ понравился, очень даже жизненный. благодарю !

и согласен с Вами в плане самоцензуры и необязательности известных выражений в как бы литературных произведениях --- самовыражение ещё не признание другими.
с уважением ...

Александр Георгия Сын Николаев   07.07.2018 20:40     Заявить о нарушении
СПАСИБО!!!

Сергей Спехов   08.07.2018 05:39   Заявить о нарушении