Имеют ли слова смысл?

АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД РАССМОТРЕНИЯ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
 

ПРИГЛАШЕНИЕ ПОИГРАТЬ В СЛОВА

Ниже говорится нечто о том как «правильно» (т.е. в соответствии с русской традиционной культурой, наследниками которой мы являемся) «размывать» русские слова и таким образом понимать их.
Ассоциативный метод не отвечает на вопрос о происхождении слов, но рассматривая слова во взаимосвязи, определяет смысл слов, т.е. смысл обозначаемых этими словами вещей в окружающем мире. Т.о. Ассоциативный метод формально не противоречит этимологическому словарю (но противоречит ему эмоционально, предлагая взамен количества качество; повторим вслед за создателем "Теории слов" Леонидом Липавским: "Этимологический словарь в современном виде не понимает язык"). Ассоциации в языке – совершенно отдельная область. В учебнике «Введение в языкознание» наряду с главами «Фонетика», «Орфография», «Этимология» и пр. могла бы появиться глава «Ассоциации», в которой бы говорилось, что слова всё же имеют смысл.
Вообще, спор между этимологическим подходом и ассоциативным очень старый. Когда-то стороны были представлены Н.М.Карамзиным и А.С.Шишковым. После исторической победы этимологического подхода он стал считаться "научным", а ассоциативный подход стал считаться "ненаучным" (но от этого не менее истинным - поэтому время от времени кто-то "просыпается" к словам). В наше время, с известными оговорками, ассоциативный подход представляет Николай Задорнов (в его лице русскоязычный народ выступает против официальной прозападной науки).

Есть одна мысль, которая препятствует игре в слова (да ещё по чужим правилам). Она заключается в том, что "у каждого свои ассоциации". Эта наивная мысль (а точнее, предвзятое мнение) может быть побеждена только опытным путём: если некто попробует поиграть в слова по указанным правилам, то, скорее всего, он придет примерно к тем же результатам. Важны не детали, но общее направление… В этом смысле можно говорить об объективности данного подхода.


ЦЕЛЬ

В Детстве – ощущение целостности-разумности мира и своей сопричастности к нему, наивное ощущение мира и слов, изучение языка на слух: гром грохочет, речь льется как река, мышка шуршит в норушке… Так каждому человеку в Детстве дается образ Рая - очень важная вещь в проекте Бога с названием «Человек»...
Т.о. в человеке заложена неистребимая жажда целостности. Потому, что таким его создал Бог! Описываемый ниже «Опыт размывания глаз» – это с одной стороны внутренний опыт обретения целостности (или, во всяком случае, попытка выхода из нецелостности), а с другой - инициация в Традицию.
В любом случае, разбор слов с целью нахождения их смысла, игра в слова и ассоциации могут быть очень полезны при обучении языку детей.

 
ЯЗЫК в БИБЛИИ

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых, всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»
БЫТИЕ

Т.о. согласно Библии Язык – дело человеческое, но совершаемое в присутствии Бога, т.е. дело боговдохновенное. Соответственно, слова первого языка не просто бирки, но Имена, содержащие суть обозначаемых вещей.
Слова - это имена!
 
 
ЖИВОТНЫЕ

Когда-то голый Адам гулял по саду (а с ним был Бог) и всем животным давал имена:

Медведь = мед + вед
(ведающий медом, по-старому Ведмедь)

Синица = синится

Шмель = шумел

Пчела = печь чело = печь тело
(укус пчелы жжет)

Свинья = с вина
(валяется как с вина)

Крот = крыт
(сокрытый в земле)

Сорока = сор ока (пестрая),
(Ср.: Рябина = рябит (в глазах); Мор ока = морок-мрак)

Цапля = цапала-цепляла
(лягушек)

Воробей = «Вора бей!»

Петух (птаха) = петь + ухо
Раньше петух назывался Пет = петь. По-украински петух - пивень. Иначе его называют Кречет = кричит: Ку-ку-реку!

Ворон = «Вор он!» + в ране
(волк - падальщик: падаль = падал)

Когда в имени несколько смыслов - все они входят в Имя.
Чем больше «значений» у слова, тем оно магически сильней.

Утка = у тока (утек)
(у воды)

Стриж = стрижет
(крыльями воздух как ножницами)

Гусь - гузка
(в старину назывался гуска)

Трясогузка = трясет гузкой

Муха = мах
(муха машет крыльями, а мы отмахиваемся от мухи)

Мошка, Мушка = мешок (крупы)

Вошь = вещь
(прячется в вещах)

Горлица = горло + литься
(горло (грл) – звукоподражат.; горлица гурлит: грл-грл)

Голубь = голубой

Кулик = клик

Сова = зов + сев
(сова падает на землю за мышкой как будто сеет)

Перепел (ка) = перепел (всех)

Орел = орал
(в т.ч. «орал-пахал» небо)

Рак = река + рука
(вдвойне хорошее слово: «рукастый» рак живет в реке)

Щука = щека
(щеколда) – зубастая
Плотва = плыть
(плот = плыть)

Окунь = Окунать

Ерш, Еж – колючие как ель и ежевика

Уж = узкий

Полоз = полз

Змея = земля
(по-старому змлея)

Морж = мерз, мороз

Косуля = косила
(глазами – также как «косой» заяц)

Домашний скот:

Собака = с бока
(собака - друг человека», идет с ним «бок о бок»)

Пес = пас
(овец: овчарка - овчарня - овцы)

Вол = вел
(по лугу плуг)

Лошадь = ложить
Ложе, ложка. Лошадь служит для того, чтобы
возить телегу = тело + лягу или воз = вез.
Навоз = на воз: в хозяйстве пригодится!

Бык = бок
(бокатый как бак, бочка и бокал)

Корова = кровь, кров
Коза = коса
(косая как косуля и заяц, и, кроме того, рога ее как коса)

Козел = косил
(кусал-щипал травку)

Имена многих домашних скотов начинаются на «ко»: корова, конь, кобыла, кобель, коза, козел, кот и кошка, что, возможно, указывает на воспроизводящее начало кол - количество, колос = кол + лез, колдун = кол + дун

Часто в имени животного содержатся издаваемые им звуки:

Кукушка = ку-ку + ушко

Жук = жжжж …+ ухо

Муха = мммм… + ухо

Горлица гурлит: Грл-Грл.., Волк воет: Вооо…,
баран блеет: Бааа…, гагара и гусь гогочат: Га-га-га,
комар пищит: Мммм…, стрекоза стрекочет: Стррр.., мышка шуршит в норушке: Шшшш…
и т.д.

Звукоподражательны:
гром, грохот, шуршание, шорох, шепот, храп, хрип, хрюканье, кряканье, хлюпанье, скрип, воркование, рычание и урчание, хохот, «ох», «ах» и эхо (ухо)

Лесные звери часто содержат в имени лес, в котором живут:

Барсук = бор + сука
(сука из бора, лесная собачка)
Имена других лесных «собак» соболь и песец
созвучны именам собака и пес.

Лиса, Лось = лес

Ласка = лиска

Волк = волок
(скота сволочь)
Волк волочет добычу, тогда как лиса курицу несет. В старину волоком называли глухой лес. Потому имя «волк» по смыслу аналогично имени лисы - оно значит «лесной зверь». В свою очередь Волок (= волоку деревья) аналогично имени Бор (= беру лес для строительства). Так два смысла в имени Волк сливаются.

Иногда имена, помимо прямого значения, несут символическую нагрузку. Например:

Коза (коса) и Козел (косил)
В поговорках коза – девушка (коса), а козел – высматривающий ее за забором парень. Пары «коза - коса, козел - косил» имеют эротическую подоплеку - ср. с обычаем обрезания косы у невесты (в песнях трава – девственность). Слово Коса – омоним: коса косца (= кусать траву) и коса красной девушки (волос = вылез – лес (= лез), трава). Именем связываются баба и Земля.

Лиса = Лесная
Лес - символически Тот Свет = Ночь, Зима, Смерть. Там живут леший (лесной) и баба-яга. Соответственно, Лиса = Лесная, т.е. относящаяся к Тому Свету.

Петух и Курица:
Учитывая, что Око (очко) в конце слова  относит вещь ко Дню (Белому Свету), а Ухо (ушко) – к Ночи (Тому Свету), петух значит «поющий в ночи». Петух будит солнышко.
Инверсия: петух (муж) относится к Ночи, а курочка (жена) – ко Дню. Инверсия, например, одежда наизнанку или переодевания мужика в бабу, означает ситуацию Того Света. Поэтому, семья «петушок-курочка» живет как бы на Том Свете, в курятнике…
Рассмотренные рядом петух и курица: Петух = потух, Курица = курится
Курится что? - Очаг = очко = яичко
Курочка  = кора очка (кора яичка) = кора ока = веко (век )
И т.д. и т.п.
_______________________________________

Таким образом, многие слова, означающие животных – это похожие на загадки имена: Кто шумел? (шмель), Кто ведает медом? (медведь), Кто идет сбоку? (собака, которая на прогулке она идет рядом с хозяином)
Чтобы «понять» слово, нужно определенным образом расфокусировать глаза…
«…чтобы увидеть как он назовет их».


АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД

Используемый выше метод «анализа» смысла слов можно назвать «ассоциативным». Приблизительно его можно сформулировать так:
Не очень обращая внимание на гласные (которые раньше вообще не писались) вернуться к звучанию слов.
Стекло стекло, хрусталь хрустел, стол, стул и сталь стали (сталь остыла и стала), воля вела, воз вез, страсть сотрясала, трус, трос и трость тряслись (зыбка = зябко, колыбель = колебал), подол и падаль падали (на землю), весло висело (в уключинах), качель качала, ветер вытер (землю), плеть и плетень - плетеные, плот плыл и т.д.
Все это о ч е - в и д н о.
Рассматривать нужно наиболее частые и, следовательно, наиболее важные для языка русские слова. Например:
Мор – Мир – Мера - Море
Морк, Морок (= мор ока), Мрак, Мерк, С-мерч (смерк = смерть), Морковь («сидит девица в темнице»), Моргать, Морг, Мороз, Морж, Мерз, Мороженое, Морошка, Мразь (Мерзкий), Морось, Морс, С-мерть (= смирить-сморить), Мерин (= мирен), Морить, Марать, Смрад, Смерд (смердит), Смородина…
Почти все слова относятся к области Тьмы-Смерти-Зимы.

Или еще пример:
Гора, Горб-Гроб-Гриб, Грыжа (= груз), Груша, Гряда-Груда (горбатые вещи), Ограда-Огород, Горсть-Грести-Грабить (в результате получится гора), Город (на горе), Град, Гроза-Гром-Грохот (сверху), Горох (грохает), Гореть-Греть (огонь поднимается вверх), Горло (источник грома), Груз-Гиря (тяжесть), Горе (тяжело), Горько-Горчица, Грусть-Горесть, Гордость (= горе даст), Грубость, Грех,..
Все слова как-то связываются с горой или горбатостью, горним миром, тяжестью, угрозой Богом человеку.

Т.о. весь мир сводится к «простым» картинкам – таким как «Море» и «Гора» (на горе город или жертвенный костер) - они раньше слов.
Так или иначе, а если не учитывать гласные, похожие слова окажутся в словаре рядом. Слова Гриб-Гроб-Горб не расползутся по толстому словарю, а станут одним емким словом. Т.о. самой перегруппировкой слов в словаре может быть достигнут определенный эффект.
Длинные слова можно понять как сумму простых слов:
Телега = тело + лягу
Ноздря = нос + дыра
Груда = гора + руда
Родитель = род + дать + тело
Род = рад, ряд, руда, рыд
Дать = дать, дитя, дуть, деть
Тело = цело, чело, село, коло
Все слова внутри одного модуля образуют оттенки целого: руда (все, что внутри, в т.ч. кровь) - достать руду = родить дитя; рыдать (слезы) - изнутри наружу; ряд - с рождением число увеличивается на 1.
Т.о. речь идет о том, чтобы расфокусировать глаза ровно настолько, чтобы все слова, входящие в один модуль, стали одним живым целым.
Радость = род даст
(рождение ребенка - самая большая радость!)
Гл-ухой = гол + ухо (голоухий)
Зр-ячий = зор (заря) + очи (зоркоочий)
Праведный = Право + ведный
Справедливый = с-Право-ведливый
При рассмотрении слов важно различать приставки:
С-лепой = с-лепил (вежды)
С-камья = с камья (из камня)
С-частье = с частью
У-дача = у дачи (дать)
У-брать До-бро за За-бор
И т.д. и т.п.
(Приставка не всегда очевидна. Например, А.С.Шишков слова Добро, Доблесть, Добыча и пр. относит к корню Доб. Мы же считаем До в этих словах приставкой.)

В общем случае, каждое слово рождает две группы слов: (1) Фонетически похожие слова, в т.ч. омонимы; (2) Слова, обозначающие похожие или рядом лежащие вещи.
Отчасти эти две группы слов совпадают, т.к. «похожие» вещи любят называться похоже.
Например, мед похож на медь.
Отсюда следует, что слово при рождении своем и дальнейшей обкатке как бы имеет определенное стремление (направление):
во-первых, оно должно быть благозвучным, русским;
во-вторых, оно должно «дружить» с другими словами своего ряда;
в-третьих, оно должно быть гадательным, многозначным - чтобы через созвучие связываться со словами других рядов;
в-четвертых, в случае надобности нести символическую нагрузку
и пр.
А  толчком к рождению слова является первое впечатление от предмета или явления, его интуитивное постижение.


УБИРАЕМ ГЛАСНЫЕ

Как бы не были первичны и глобальны гласные, мы рассматриваем здесь лишь со-гласные (идущие с голосом). Убирая женственные гласные, мы подчеркиваем смысл, рациональную составляющую языка. Но при этом речь-река теряет плавность-текучесть. Гласные, а также взаимозаменяемость (напр., К, С, Ч, Т, Ц), потеря и рокировка согласных - иррациональная составляющая языка. Неопределенность-гадательность слов нужны, чтобы связать между собой разные группы слов – связать Горе и Море.


ИЗМЕНЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ ЯЗЫКА

Предположим, что мы играем в «испорченный телефон»: сосед шепчет на ушко слово своему соседу и т.д. Предположим, что вместе с нами играют картавые и шепелявые. И вот исходное слово возвращается к нам в искаженном виде. Но определенным образом искаженным, поскольку вместе с этим словом искажению «испорченным телефоном» подвергаются и все прочие слова языка. За взаимную корреляцию слов отвечают ассоциации. Что же касается заимствуемых слов, то им ничего не остается кроме как притереться к уже имеющимся словам, лежащим рядом и называющимся похоже (существенной роли для сути языка заимствуемые слова не имеют).
Вероятно, так было до фиксации живого разговорного языка правописанием (еще на рубеже 18 и 19 века писать слова на слух было общепринято наравне с «правильным» писанием – так писал Н.М.Карамзин).
А теперь представим, что от одного ведущего идут несколько цепочек игроков. Каждой цепочке он называет одно и то же слово. Тогда в конце каждой цепочки получим свое «переделанное» слово.
Так получаются родственные языки.
Этимологический словарь видит совпадения (конечно же, неслучайные!) и делает из этого свои выводы. А создатель «Корнеслова» А.С. Шишков – свои.


МИР КАК КРУГ

В самом центре мира – очаг (око), дальше – порог, крыльцо, ворота, поле и лес (Тот Свет)… (см. «Колобок») Т.о. крестьянский мир состоит из расходящихся кругов. Это магические защитные круги вокруг «я».
Круг (коло) означает добро, здоровье, богатство.
В противоположность этому дыра в коло (дурак-дырак), «худоба» - бедность, болезнь (проклять = проколоть)
Также и в языке множество кругов:
Целитель = целить тело (делать целым) = цело + цело
Человек = чело (цело, тело, село, коло) + век (весь, вече)
Веселье (всем селом) = весь (вещь, все) + село (цело)
Вероятно, круги в этих «круглых» словах имеют защитный и заклинательный характер.
Округлы слова на О: Око, Озеро, Облако, Огород,..
Даже само слово Язык – круг. Также как Яйцо, Яблоко, Ягода, Ядро, Ярмо и Ярмарка.
По А.С. Шишкову:
Язык = Аз + Зык (или Аз есмь зык)
Круглость языка можно понять в нескольких смыслах:
(1) дыра рта во время говорения;
(2) все связано со всем;
(3) защитная ограда, отделяющая человеческий мир от природного, своих от чужих;
(4) частный случай предыдущего - отдельный от прочих народ.


МЕТАФОРЫ

«Перенесение» с одного «мира» на другой, например, с человека на дом, печь или дерево - операция  магическая. В магии болезнь или некоторая проблема человека переносится на эрзац - заговаривается на воду, уголь и пр. «Перенесение» с человека на все вокруг связывает отдельные строящиеся по аналогии миры в единый круглый мир.
Метафоры поддерживаются ритуалом:
Чтобы больше не рожать перетягивают деревце у основания ниткой и таким образом укрепляют метафору «Дерево - Человек», при болях в боку подпирают стену избы и так укрепляют метафору «Дом – Человек» и т.п. Сила метафор в магии, которую активизирует человек в важнейшие моменты своей жизни, связанные с жизнью и смертью.
Например, метафора «Печь - Рот» поддерживается ритуалом обмена зубов. Когда у ребенка выпадает молочный зуб его нужно бросить за печку и сказать:

Мышка, мышка!
На тебе зубишка,
На тебе репяной,
А мне дай костяной!

Т.о. метафоры держатся силой веры. Когда вера выдыхается, собственно и появляется слово «метафора». Глобальные метафоры, такие как «Баба - Земля», «Дом - Человек», «Хлеб - Жизнь», «Речь - Вода» и пр.- должны содержаться в самом языке. Для утверждения глобальных метафор важны т.н. омонимы, т.е. слова, звучащие одинаково или похоже, но означающие «разное». Вероятно, омонимы - остатки магии. Как и мат, они являются последним оплотом живого языка.
Рассмотрим для примера несколько метафор:

«Баба - Земля»
Баба с землей связываются эпитетом Мать-сыра-земля, многочисленными обрядами и словами-именами:
Жена = жну, жать
Муж = межа
Семья = Семя (мужа)
Рожать = рожь жать
По-рожний (как чрево после рождения)
Рожь (конь ржет когда видит рожь) – Рожа (крашеная маска в Святки, а также болезнь красных ног, которую лечат красной тряпкой) – Ржа – Режь, Ружье (разить) - Руда (кровь и ископаемые в земле) – все это Рыжие (красные) вещи.
Т.о. золотая Рожь – это кровь (дитя) Матери-Земли.
Коса означает Косу девушки (краса) и Косу косца, что связывает девушку с землей. Третья Коса – морская (мол) – «косит» волны.

«Речь – Река - Рука»
Речь-река. Речь льется как ручей-река. Слово сливается  с уст как слива или как яблочко наливное. Петь – пить. «Песня льется по простору…»
Река – рука – река течет в определенном направлении. Вон туда!
Речь – рука: сказать – показать на что-то.
Аналогия речи и реки: река льется из устья в море, речь льется из уст в мир.
Речь – вода. Вода ведет (щепку) – направление указать рукой
Речь: сказать – указать – показать = научить.

Видеть – ведать – водить. Кто видит – тот ведает – тому и водить (других)
Вождь = видящий. Он указывает нам путь рукой.
Зрение = зарение (о-зарение), видеть зарю (взор – заря, око – солнце)
Противоположен вождю не-вежда, глупый = гол + луп (голо-лупый) – не видящий (вежды – по-старому веки). Слепой – слепил вежды.
(Но в тоже время Слепой – ведающий (невидимое) - Гомер, Эдип,.. Также как Ведьма, ведун – ведающие про тот свет)
Речь через «воду» и «сказать» связывается с  Видением, зрячестью.

«Печь - Рот»
Раньше и печь и пещера (внутри огонь) назывались «пещь». Из слова «пища» можно предположить, что так назывался и рот.
Уста = устьице печи, небо - печное небо (все, что сверху, символом чего является Небо). Язык = язык огня, горло = горело. Люди говорят, а каша варится: вар-вар-вар…


ОКО и УХО

Око (очко) и Ухо (ушко) – сейчас т.н. суффиксы – маркеры в конце слова, относящие его к области Света (цветок, бабочка) или Тьмы (кукушка).
Хотя на практике не всегда (не все года) бывает так:
Пташка = петь + ушко
Птичка = петь + очко;
Птаха (Петух) = петь + ухо
Птица (вместо неблагозвучного Птика) = петь + око
«Око» и «Ухо» сопровождали мужика и бабу в течении всей их жизни. Вероятно, чередование очек и ушек в именах подчеркивают момент «перехода», изменения социального статуса.
Другие важные для традиции примеры очек и ушек: кукушка (похороны кукушки),
кур-очка и пет-ушок, мышка-норушка (в сказках посланец с того света) и др.
Сам факт частоты употребления в нашей речи маленьких слов «очко» и «ушко» говорит о великой важности для Традиции и языка бинарности «+» и «–».
Круги, Метафоры и омонимы, очки и ушки в языке – наследие магической Традиции.


«СЛАВЯНОРУССКИЙ КОРНЕСЛОВ» А.С.ШИШКОВА

Примерно 200 лет назад похожим образом играл в слова президент Российской Академии наук А.С.Шишков - если смотреть на созданный им «Корнеслов» чисто эстетически, то это очень красиво! Например:
Ночь = не очи
Наука = на ухо (научение = наушение)
Слуга = слух (служить = слушать)
Человек = Словек (обладающий даром слова)
Мужской и женский пол – половинки человечества (как полы платья), вместе они целое. Также и пол избы делается из половинок бревен.
КОГОТЬ = КОсть + ноГОТЬ
Ноготь = нога + от (растущий от ноги)
Спать = сопеть = «Ссс»» + петь…
Храпеть-Хрипеть = «Хрр»» + петь…
и т.п.
С большинством описаний смысла слов в «Корнеслове» можно согласиться. Так, скажем, слова группы ГР (Гора), рассмотренные выше, приводятся почти полностью по «Корнеслову». Слова данной группы возводятся А.С.Шиш-ковым к грому – Грр…
Но А.С.Шишков не просто объяснял смысл слов внут-ри языка, а сравнивал языки.
На том основании, что наши слова имеют смысл внутри нашего языка, а их внешне похожие на наши слова – внутри своего языка смысла не имеют, он утверждал первичность славянского языка по отношению к языкам западным и т.о. близость его к общему Перво-Языку.
(Как известно, этимологический словарь хочет убедить нас в обратном).
Было бы любопытно проверить ассоциативный метод на других языках. Если окажется, что применительно к ним ассоциативный метод не работает, то прав А.С.Шиш-ков, утверждая особенность славянского языка.


ФОЛЬКЛОР

Народ творит ассоциативно (см. народный Месяцеслов).
Например, имена членов Семьи (семя) содержат правильные отношения между ними:
Жена (жать), Муж (межа), Дочь (дача + приданое), Зять (взять), Тесть (честь), Теща (тоща), Невеста (неизвестная), Брат (брать), Свекор и Свекровь (своя кровь), Шурин («глаза щурит») и т.п.
Такое понимание (игра слов) фиксируется поговорками: «тесть ведет честь, а зять хочет взять», «теща толста, а против зятя не вышла», «шурин глаза щурит» и т.п.
Любимые народом ассоциации фиксируются в поговорках и песнях. Так хранится Традиция, правильный быт. Именно, на примере Семьи и Свадьбы легче всего было бы показать, что слова имеют смысл.
Ассоциативный метод созвучен фольклору.


АЛЕКСАНДРВВЕДЕНСКИЙ

Близко ассоциативному методу (и фольклору) творчество Поэта Александравведенского: в стихотворениях-медитациях «Сутки», «Море» и пр. похожие слова наконец-то оказываются рядом, обнаруживая свою философскую емкость.
Интересно, что Н.Заболоцкий в открытом обращении к Поэту осуждает: (1) пренебрежение «женственными» гласными и (2) неправильное употреблении понятия «бессмыслица», предлагая заменить его на метафоры, которые, однако, Поэт овеществляет. И то и другое созвучно ассоциативному методу.
Творчество Александравведенского – не внешняя стилизация под фольклор (как у многих), но интуитивное проникновение в суть языка.
Он сказал: «Я провел ревизию языка…».
Несмотря на смешной вид («пил пел пробегал»), он был как второй Адам.
 


Рецензии
Пчела по-украински - бджела, названа по звукоподражанию. Потому никакой печи тут нет. Щука - это сука, хищница. А окунь - окастый, глазастый, выслеживающий, хищный. Нога произошла от много. Тулово - это ствол дерева, а конечности, ноги и руки - ветви, которых много. А ноготь и коготь - аксессуары конечностей, которые держат добычу, (приплод, плоды, если на дереве). Очи, уши, усы, язык, нос - это оконечности головы, поэтому эти слова похожи на устья, оконечности рек. Рот - это половое слово, почему пороть и другие синонимы главного русского "едательного" глагола означают одно и то же: драть, топтать, пихать, трахать, еть(есть). Ведь еда и едьба - одно и то же. Русская православная церковь считает есть тело Христово великой честью, но пост(неедение) выше этого.

Виктор Долгалев 2   26.06.2015 11:25     Заявить о нарушении
Аналогия тела человека с деревом, конечно, правильна. Лицо зеркально паху. У Павла Флоренского в "Столпе и..." приводится таблица "Гомотипия органов", в которой рту (в верхнем полюсе) соответствует моче-половое отверстие (в нижнем полюсе), подбородку - лобок, носу - задний проход и т.д. То же можно видеть на старом лубке "Александр Македонский видит дивных людей". Т.о. связка рта (рот - рыть) и паха традиционна, а эротический задор уместен.
Возвращаясь к человеку-дереву: Руки - ветви, Ноги - корни. "Ноги - много"? Но разве ног много? (не то у многоножки и миноги!)Или руки - тоже ноги? (у вас они названы ветвями) Ногти - листья: ноготь = нага + от (т.е. идущие от ноги). Аналогия тела с реками (руки как реки, пальцы как ручейки): глядя на тело кажется, что руки-ноги вытекают из тулова, а не наоборот (реки текут в море) Поэтому, несмотря на явную аналогию вен с реками, аналогия в целом кажется спорной (в имени "вода" (ведёт) также есть направление). Конечно, руки похожи на реки (текучи-пластичны), а кроме того рука связывается с рекой через речь (льётся, журчит как ручей): сказанное можно показать пальцем (язык глухонемых). В речи есть полная аналогия с рекой: речь (река) течёт из уст (устья) в море (мир).
Окунь - пусть будет окастый (хотя, глазки у окуня и небольшие).
Щука:
Картинка для Азбуки: на букву Щ начинаются слова Щука, Щипцы, Щеколда (всё это "кусачие"), Щека (зубы), Щи, Щавель (кислые - кисель - кусал, т.е. тоже кусачие), Щетка, Щетина (колючие), Щуп, Щупать = Щипать...
Поэтому, щука - конечно же сука - но я написал из-за важности первой буквы щека. Если угодно, Щука = сука + Щека (суперпозиция двух слов-смыслов) Кстати, что значит Сука?
Бджела - очень красиво!
Если когда-нибудь переиздам "Ассоциативный метод", то обязательно включу туда украинскую бджелу и окастого окуня.

Игорь Еремеев Труды   28.06.2015 10:39   Заявить о нарушении
Переведіть мене через майдан ,
Туди де бджоли в гречці стогнуть глухо,
Де тиша набивається у вуха.
Переведіть мене через майдан.
(Виталий Коротич)

Переведи меня через майдан,
Через родное торжище людское,
Туда, где пчёлы в гречневом покое.
Переведи меня через майдан.
(перевод Юнны Мориц)

Переведи меня через Майдан,
Туда, где пчёлы в гречке стонут глухо,
Где тишиною пробивает ухо,
Переведи меня через Майдан.
(перевод Николая Сысойлова)

Пальцы - это не ручейки, а дельта рук и ног. Нил и Волга в дельте разливается на семь(символически) потоков, а какие реки не разливаются, имеют губу, то есть опять же центробежное устье в противоположность центростремительным истокам(истоками служат волоса пред ногами, руками в пахах и подмышках, а также брови перед глазами, усы перед носом, борода перед устами). Также и крона центробежна, а корни центростремительны по отношению к стволу. Ноги принято называть нижними конечностями, а длани - верхними, но если считать человека за дерево, то получается наоборот. Человек делится на три автономные части: голова с волосами - мочковатый корень, тулово с конечностями(сиськами, дланями, прямой кишкой с анальным сфинктером), таз с конечностями( ноги и репродуктивные конечности). Почему помимо генитального секса существует оральный и анальный? Потому что рот и язык, анус и о! геморрой вместо клитора служат наряду с прямыми функциями также "антикварными". Апостол Павел на примере человеческого тела показывает, как достичь любви, как вырастить любвеобильное древо, где наверху были бы репродуктивные органы любви, приносящие плоды. Без них голова - только фарисейка, болтающая на тему любви, и тулово с дланями(делателями) - ещё только надежда на любовь(1 коринфянам 12:14-31). Постараюсь вернуться на днях к Вашему Ассоциативному методу.

Виктор Долгалев 2   28.06.2015 12:12   Заявить о нарушении
Вы, Игорь, написали: жена-жну-жать, а муж-межа. Ну-да, муж - конец, который опять начало, то есть в семеричном исчислении он - семёрка, которая одновременно единица, в десятичном - десятка или сотня, которая тоже одновременно единица. Я тоже полагаю, что жена - жнущая мужа, вампирирующая этот предел, как двойка вампирирует семёрку-единицу. Фактически жизнь - это жатва, женитва, женитьба, ужин для наслаждающейся жены, она ёмит, жрёт жертву посредством влагалища, ямы, проёма, для этой цели также подходит жен, по-древнерусски серп, начаток круга, философического витка.

Порыв к родству - рождение из двух.
Мужчины строили. А женщины стирали.
И в новый путь сиротство собирали:
На вечный рынок - ярмарочный круг,
Виток философической спирали.
(Николай Панченко, Стихи о голоде)

Но что тогда означает жених? Пожатый или это тоже жен для обоюдной жатвы? К сожалению я не знаю старославянского языка, но думаю, что суффикс их в слове жених - страдательный. Вы пишете муж берёт, жена даёт, что справедливо как если бы волк брал, жрал, а газель отдавалась. Но жена даёт только приманку-обманку. Жена фактически ложка-ложь-тьма, а мужчина - чаша, страдание, которое с ужасом ожидал Христос. Но так устроена жизнь.

Голодный - это голый: накорми!
Расклюй меня, мой чижик полуголый -
Я некогда - единый и двуполый -
Рукой Творца разрезан пополам,
Как говорит мудрец Аристофан,
Стремится к половине половина.
И царь Иван, и дева Магдалина
Сиротскою нуждой кровоточат.
(Николай Панченко, Стихи о голоде)

Виктор Долгалев 2   29.06.2015 08:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор, за интересные замечания и стихи!
Жених Христос очень эффектен! Но как же "и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой"?
Жених со свадебным поездом едет в чужой дом. Это опасно. Его не пускают, в избе под платком воет невеста. Жених отдаёт брату за сестру коня ("тесть ведёт честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит"),и в конечном счёте увозит невесту в свой дом. Роль жениха демонстративно пассивна, он как ряженая кукла (он похож на агнца с позолоченными копытцами), всё делает дружка.
В конце слова "жених" стоит "ухо" (как в именах "сноха", "девушка", "старуха" и пр.), что относит его к тому свету. Возможно, все эти "ушки" и "очки", которыми заканчиваются сейчас слова, имеют падежное происхождение из старославянского языка (жмых - жених -...), но после многое обкаталось.
Вы написали, что Деверь (от девы = 2) - дублёр мужа (когда-то мог за мужа продолжить род). Звучит красиво. "Деверь невестин обычный друг" (т.е. защищает; деверь - до-верие). Дверь Вы также относите к 2. А как двор? (в чём здесь 2?)
Дверь в дуальной модели отделяет белый свет от того света (проём в стене тоже дверь), прообраз любой двери - женское лоно, похожее на 2 как полог шатра. Двор также разделяет. Можно на двор, но нельзя в дом, можно в сени, но нельзя в избу, можно в избу, но нельзя за матицу и т.д. в духе "Зайкиной избушки".
Вообще, семейные имена увязываются с границами: межа - муж (для жены), матица - мать (для дитяти), сени - сын (для матери), дверь и двор - деверь (для невестки). Эти "совпадения" всячески подчёркиваются в ритуале традиционной свадьбы. Деверя можно бы "перевести" по аналогии со свекровью (своей кровью) просто как "свой двор".

Игорь Еремеев Труды   01.07.2015 12:12   Заявить о нарушении
Да, с ушками вы, Игорь, совсем меня запутали. Жмых и жених получаются пассивные и страдательные, поскольку в них ухо, то есть пассивная дыра для речи, тогда как язык - активный, действенный. Получается, в сексе мужчина активен, а при болтовне женщины - пассивен?

Какая связь между дверью и двором? Во дворе чёрный ход, а парадный на улице. То есть единица - вход, а семёрка, смерть - выход. Поэтому торжественные слова входов похожи на печальные слова выходов: праздник и поражение, победа и беда, корни и крона, сила и слабость, солод и соль, ядь и яд, радость и рыдание, истина и истукан, идеал и идол, страсть и старость и т.д. Коран, мне кажется, чётко даёт команду не путать парадный вход с чёрным выходом: СПРАШИВАЮТ ОНИ ТЕБЯ О НОВОЛУНИЯХ. СКАЖИ: "ОНИ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ И ДЛЯ ХАДЖА". НЕ В ТОМ БЛАГОЧЕСТИЕ, ЧТОБЫ ВХОДИТЬ ВАМ В ДОМА С ЗАДНЕ СТОРОНЫ, НО БЛАГОЧЕСТИЕ - КТО СТАЛ БОГОБОЯЗНЕННЫМ. ВХОДИТЕ ЖЕ В ДОМА ЧЕРЕЗ ДВЕРИ И БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ СЧАСТЛИВЫ(Коран 2:185, перевод Крачковского). Новолуние, значит, вход, а последняя четверть луны - выход. Не знаю, как другие животные, но лиса и суслик делают в своём жилище тоже две двери. В Евангелии также подчёркивается святость парадного входа: "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит
во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник"(Иоанн 10:1) То есть входить надо не чёрными смертными дверями и не через окна, то есть оконечности, а входить надо в начала. Впрочем, в Евангелии есть эпизод, когда к Христу, чтобы исцелиться, залезли через кровлю, а кровля - это крыша, конёк, конец.

Свекровь - это сводная кровь, а не своя. Есть родственники по крови, и есть родственники по браку, сводные. В Коране это тоже разграничивается.

Знакомы ли Вы, Игорь, с Наталией? Она как раз жонглирует словами, как и Вы. Вот её страница: http://www.proza.ru/readers.html?zorrocom

Виктор Долгалев 2   01.07.2015 13:47   Заявить о нарушении
Привет, труд - это тело и душа как "ру". Русь гусь поймала эту истину, но Россия не понимает. Русские самые душевные люди, из-за чего? Из-за того, что любят общаться. Помогла этому общению Украина. Откуда пословица, "Язык до Киева доведёт". Всё истина восторжествовала, теперь Украина стала такой же жертвой как Израиль во время второй мировой. Ук-раи-на и Из-раи-ль, раи не рай на "ль" - это ответ. Спасибо евреем за подсказку. Там где прошёл хохол, еврею делать нечего.
Разоблачили евреев. Не просто так Гитлер убивал евреев, они распяли Божьего сына.
Украина убивает русских на своей территории, но не понимает сути.
Слово у русских как "ру" и две "с" их через "к". Киев и Москва и мы говорим "ква" как Россия. Русь - гусь и стала лебедем Россия. Лебедь - беда, "ЛЕ" - лечить надо всех словами. Мат не мать, зачем русские постоянно матерятся? Большой минус русским.

Даша Новая   05.07.2015 08:08   Заявить о нарушении