Имеют ли слова смысл?
ПРИГЛАШЕНИЕ ПОИГРАТЬ В СЛОВА
Ниже говорится нечто о том как «правильно» (т.е. в соответствии с русской традиционной культурой, наследниками которой мы являемся) «размывать» русские слова и таким образом понимать их.
Ассоциативный метод не отвечает на вопрос о происхождении слов, но рассматривая слова во взаимосвязи, определяет смысл слов, т.е. смысл обозначаемых этими словами вещей в окружающем мире. Т.о. Ассоциативный метод формально не противоречит этимологическому словарю (но противоречит ему эмоционально, предлагая взамен количества качество; повторим вслед за создателем "Теории слов" Леонидом Липавским: "Этимологический словарь в современном виде не понимает язык"). Ассоциации в языке – совершенно отдельная область. В учебнике «Введение в языкознание» наряду с главами «Фонетика», «Орфография», «Этимология» и пр. могла бы появиться глава «Ассоциации», в которой бы говорилось, что слова всё же имеют смысл.
Вообще, спор между этимологическим подходом и ассоциативным очень старый. Когда-то стороны были представлены Н.М.Карамзиным и А.С.Шишковым. После исторической победы этимологического подхода он стал считаться "научным", а ассоциативный подход стал считаться "ненаучным" (но от этого не менее истинным - поэтому время от времени кто-то "просыпается" к словам). В наше время, с известными оговорками, ассоциативный подход представляет Николай Задорнов (в его лице русскоязычный народ выступает против официальной прозападной науки).
Есть одна мысль, которая препятствует игре в слова (да ещё по чужим правилам). Она заключается в том, что "у каждого свои ассоциации". Эта наивная мысль (а точнее, предвзятое мнение) может быть побеждена только опытным путём: если некто попробует поиграть в слова по указанным правилам, то, скорее всего, он придет примерно к тем же результатам. Важны не детали, но общее направление… В этом смысле можно говорить об объективности данного подхода.
ЦЕЛЬ
В Детстве – ощущение целостности-разумности мира и своей сопричастности к нему, наивное ощущение мира и слов, изучение языка на слух: гром грохочет, речь льется как река, мышка шуршит в норушке… Так каждому человеку в Детстве дается образ Рая - очень важная вещь в проекте Бога с названием «Человек»...
Т.о. в человеке заложена неистребимая жажда целостности. Потому, что таким его создал Бог! Описываемый ниже «Опыт размывания глаз» – это с одной стороны внутренний опыт обретения целостности (или, во всяком случае, попытка выхода из нецелостности), а с другой - инициация в Традицию.
В любом случае, разбор слов с целью нахождения их смысла, игра в слова и ассоциации могут быть очень полезны при обучении языку детей.
ЯЗЫК в БИБЛИИ
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых, всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым…»
БЫТИЕ
Т.о. согласно Библии Язык – дело человеческое, но совершаемое в присутствии Бога, т.е. дело боговдохновенное. Соответственно, слова первого языка не просто бирки, но Имена, содержащие суть обозначаемых вещей.
Слова - это имена!
ЖИВОТНЫЕ
Когда-то голый Адам гулял по саду (а с ним был Бог) и всем животным давал имена:
Медведь = мед + вед
(ведающий медом, по-старому Ведмедь)
Синица = синится
Шмель = шумел
Пчела = печь чело = печь тело
(укус пчелы жжет)
Свинья = с вина
(валяется как с вина)
Крот = крыт
(сокрытый в земле)
Сорока = сор ока (пестрая),
(Ср.: Рябина = рябит (в глазах); Мор ока = морок-мрак)
Цапля = цапала-цепляла
(лягушек)
Воробей = «Вора бей!»
Петух (птаха) = петь + ухо
Раньше петух назывался Пет = петь. По-украински петух - пивень. Иначе его называют Кречет = кричит: Ку-ку-реку!
Ворон = «Вор он!» + в ране
(волк - падальщик: падаль = падал)
Когда в имени несколько смыслов - все они входят в Имя.
Чем больше «значений» у слова, тем оно магически сильней.
Утка = у тока (утек)
(у воды)
Стриж = стрижет
(крыльями воздух как ножницами)
Гусь - гузка
(в старину назывался гуска)
Трясогузка = трясет гузкой
Муха = мах
(муха машет крыльями, а мы отмахиваемся от мухи)
Мошка, Мушка = мешок (крупы)
Вошь = вещь
(прячется в вещах)
Горлица = горло + литься
(горло (грл) – звукоподражат.; горлица гурлит: грл-грл)
Голубь = голубой
Кулик = клик
Сова = зов + сев
(сова падает на землю за мышкой как будто сеет)
Перепел (ка) = перепел (всех)
Орел = орал
(в т.ч. «орал-пахал» небо)
Рак = река + рука
(вдвойне хорошее слово: «рукастый» рак живет в реке)
Щука = щека
(щеколда) – зубастая
Плотва = плыть
(плот = плыть)
Окунь = Окунать
Ерш, Еж – колючие как ель и ежевика
Уж = узкий
Полоз = полз
Змея = земля
(по-старому змлея)
Морж = мерз, мороз
Косуля = косила
(глазами – также как «косой» заяц)
Домашний скот:
Собака = с бока
(собака - друг человека», идет с ним «бок о бок»)
Пес = пас
(овец: овчарка - овчарня - овцы)
Вол = вел
(по лугу плуг)
Лошадь = ложить
Ложе, ложка. Лошадь служит для того, чтобы
возить телегу = тело + лягу или воз = вез.
Навоз = на воз: в хозяйстве пригодится!
Бык = бок
(бокатый как бак, бочка и бокал)
Корова = кровь, кров
Коза = коса
(косая как косуля и заяц, и, кроме того, рога ее как коса)
Козел = косил
(кусал-щипал травку)
Имена многих домашних скотов начинаются на «ко»: корова, конь, кобыла, кобель, коза, козел, кот и кошка, что, возможно, указывает на воспроизводящее начало кол - количество, колос = кол + лез, колдун = кол + дун
Часто в имени животного содержатся издаваемые им звуки:
Кукушка = ку-ку + ушко
Жук = жжжж …+ ухо
Муха = мммм… + ухо
Горлица гурлит: Грл-Грл.., Волк воет: Вооо…,
баран блеет: Бааа…, гагара и гусь гогочат: Га-га-га,
комар пищит: Мммм…, стрекоза стрекочет: Стррр.., мышка шуршит в норушке: Шшшш…
и т.д.
Звукоподражательны:
гром, грохот, шуршание, шорох, шепот, храп, хрип, хрюканье, кряканье, хлюпанье, скрип, воркование, рычание и урчание, хохот, «ох», «ах» и эхо (ухо)
Лесные звери часто содержат в имени лес, в котором живут:
Барсук = бор + сука
(сука из бора, лесная собачка)
Имена других лесных «собак» соболь и песец
созвучны именам собака и пес.
Лиса, Лось = лес
Ласка = лиска
Волк = волок
(скота сволочь)
Волк волочет добычу, тогда как лиса курицу несет. В старину волоком называли глухой лес. Потому имя «волк» по смыслу аналогично имени лисы - оно значит «лесной зверь». В свою очередь Волок (= волоку деревья) аналогично имени Бор (= беру лес для строительства). Так два смысла в имени Волк сливаются.
Иногда имена, помимо прямого значения, несут символическую нагрузку. Например:
Коза (коса) и Козел (косил)
В поговорках коза – девушка (коса), а козел – высматривающий ее за забором парень. Пары «коза - коса, козел - косил» имеют эротическую подоплеку - ср. с обычаем обрезания косы у невесты (в песнях трава – девственность). Слово Коса – омоним: коса косца (= кусать траву) и коса красной девушки (волос = вылез – лес (= лез), трава). Именем связываются баба и Земля.
Лиса = Лесная
Лес - символически Тот Свет = Ночь, Зима, Смерть. Там живут леший (лесной) и баба-яга. Соответственно, Лиса = Лесная, т.е. относящаяся к Тому Свету.
Петух и Курица:
Учитывая, что Око (очко) в конце слова относит вещь ко Дню (Белому Свету), а Ухо (ушко) – к Ночи (Тому Свету), петух значит «поющий в ночи». Петух будит солнышко.
Инверсия: петух (муж) относится к Ночи, а курочка (жена) – ко Дню. Инверсия, например, одежда наизнанку или переодевания мужика в бабу, означает ситуацию Того Света. Поэтому, семья «петушок-курочка» живет как бы на Том Свете, в курятнике…
Рассмотренные рядом петух и курица: Петух = потух, Курица = курится
Курится что? - Очаг = очко = яичко
Курочка = кора очка (кора яичка) = кора ока = веко (век )
И т.д. и т.п.
_______________________________________
Таким образом, многие слова, означающие животных – это похожие на загадки имена: Кто шумел? (шмель), Кто ведает медом? (медведь), Кто идет сбоку? (собака, которая на прогулке она идет рядом с хозяином)
Чтобы «понять» слово, нужно определенным образом расфокусировать глаза…
«…чтобы увидеть как он назовет их».
АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД
Используемый выше метод «анализа» смысла слов можно назвать «ассоциативным». Приблизительно его можно сформулировать так:
Не очень обращая внимание на гласные (которые раньше вообще не писались) вернуться к звучанию слов.
Стекло стекло, хрусталь хрустел, стол, стул и сталь стали (сталь остыла и стала), воля вела, воз вез, страсть сотрясала, трус, трос и трость тряслись (зыбка = зябко, колыбель = колебал), подол и падаль падали (на землю), весло висело (в уключинах), качель качала, ветер вытер (землю), плеть и плетень - плетеные, плот плыл и т.д.
Все это о ч е - в и д н о.
Рассматривать нужно наиболее частые и, следовательно, наиболее важные для языка русские слова. Например:
Мор – Мир – Мера - Море
Морк, Морок (= мор ока), Мрак, Мерк, С-мерч (смерк = смерть), Морковь («сидит девица в темнице»), Моргать, Морг, Мороз, Морж, Мерз, Мороженое, Морошка, Мразь (Мерзкий), Морось, Морс, С-мерть (= смирить-сморить), Мерин (= мирен), Морить, Марать, Смрад, Смерд (смердит), Смородина…
Почти все слова относятся к области Тьмы-Смерти-Зимы.
Или еще пример:
Гора, Горб-Гроб-Гриб, Грыжа (= груз), Груша, Гряда-Груда (горбатые вещи), Ограда-Огород, Горсть-Грести-Грабить (в результате получится гора), Город (на горе), Град, Гроза-Гром-Грохот (сверху), Горох (грохает), Гореть-Греть (огонь поднимается вверх), Горло (источник грома), Груз-Гиря (тяжесть), Горе (тяжело), Горько-Горчица, Грусть-Горесть, Гордость (= горе даст), Грубость, Грех,..
Все слова как-то связываются с горой или горбатостью, горним миром, тяжестью, угрозой Богом человеку.
Т.о. весь мир сводится к «простым» картинкам – таким как «Море» и «Гора» (на горе город или жертвенный костер) - они раньше слов.
Так или иначе, а если не учитывать гласные, похожие слова окажутся в словаре рядом. Слова Гриб-Гроб-Горб не расползутся по толстому словарю, а станут одним емким словом. Т.о. самой перегруппировкой слов в словаре может быть достигнут определенный эффект.
Длинные слова можно понять как сумму простых слов:
Телега = тело + лягу
Ноздря = нос + дыра
Груда = гора + руда
Родитель = род + дать + тело
Род = рад, ряд, руда, рыд
Дать = дать, дитя, дуть, деть
Тело = цело, чело, село, коло
Все слова внутри одного модуля образуют оттенки целого: руда (все, что внутри, в т.ч. кровь) - достать руду = родить дитя; рыдать (слезы) - изнутри наружу; ряд - с рождением число увеличивается на 1.
Т.о. речь идет о том, чтобы расфокусировать глаза ровно настолько, чтобы все слова, входящие в один модуль, стали одним живым целым.
Радость = род даст
(рождение ребенка - самая большая радость!)
Гл-ухой = гол + ухо (голоухий)
Зр-ячий = зор (заря) + очи (зоркоочий)
Праведный = Право + ведный
Справедливый = с-Право-ведливый
При рассмотрении слов важно различать приставки:
С-лепой = с-лепил (вежды)
С-камья = с камья (из камня)
С-частье = с частью
У-дача = у дачи (дать)
У-брать До-бро за За-бор
И т.д. и т.п.
(Приставка не всегда очевидна. Например, А.С.Шишков слова Добро, Доблесть, Добыча и пр. относит к корню Доб. Мы же считаем До в этих словах приставкой.)
В общем случае, каждое слово рождает две группы слов: (1) Фонетически похожие слова, в т.ч. омонимы; (2) Слова, обозначающие похожие или рядом лежащие вещи.
Отчасти эти две группы слов совпадают, т.к. «похожие» вещи любят называться похоже.
Например, мед похож на медь.
Отсюда следует, что слово при рождении своем и дальнейшей обкатке как бы имеет определенное стремление (направление):
во-первых, оно должно быть благозвучным, русским;
во-вторых, оно должно «дружить» с другими словами своего ряда;
в-третьих, оно должно быть гадательным, многозначным - чтобы через созвучие связываться со словами других рядов;
в-четвертых, в случае надобности нести символическую нагрузку
и пр.
А толчком к рождению слова является первое впечатление от предмета или явления, его интуитивное постижение.
УБИРАЕМ ГЛАСНЫЕ
Как бы не были первичны и глобальны гласные, мы рассматриваем здесь лишь со-гласные (идущие с голосом). Убирая женственные гласные, мы подчеркиваем смысл, рациональную составляющую языка. Но при этом речь-река теряет плавность-текучесть. Гласные, а также взаимозаменяемость (напр., К, С, Ч, Т, Ц), потеря и рокировка согласных - иррациональная составляющая языка. Неопределенность-гадательность слов нужны, чтобы связать между собой разные группы слов – связать Горе и Море.
ИЗМЕНЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ ЯЗЫКА
Предположим, что мы играем в «испорченный телефон»: сосед шепчет на ушко слово своему соседу и т.д. Предположим, что вместе с нами играют картавые и шепелявые. И вот исходное слово возвращается к нам в искаженном виде. Но определенным образом искаженным, поскольку вместе с этим словом искажению «испорченным телефоном» подвергаются и все прочие слова языка. За взаимную корреляцию слов отвечают ассоциации. Что же касается заимствуемых слов, то им ничего не остается кроме как притереться к уже имеющимся словам, лежащим рядом и называющимся похоже (существенной роли для сути языка заимствуемые слова не имеют).
Вероятно, так было до фиксации живого разговорного языка правописанием (еще на рубеже 18 и 19 века писать слова на слух было общепринято наравне с «правильным» писанием – так писал Н.М.Карамзин).
А теперь представим, что от одного ведущего идут несколько цепочек игроков. Каждой цепочке он называет одно и то же слово. Тогда в конце каждой цепочки получим свое «переделанное» слово.
Так получаются родственные языки.
Этимологический словарь видит совпадения (конечно же, неслучайные!) и делает из этого свои выводы. А создатель «Корнеслова» А.С. Шишков – свои.
МИР КАК КРУГ
В самом центре мира – очаг (око), дальше – порог, крыльцо, ворота, поле и лес (Тот Свет)… (см. «Колобок») Т.о. крестьянский мир состоит из расходящихся кругов. Это магические защитные круги вокруг «я».
Круг (коло) означает добро, здоровье, богатство.
В противоположность этому дыра в коло (дурак-дырак), «худоба» - бедность, болезнь (проклять = проколоть)
Также и в языке множество кругов:
Целитель = целить тело (делать целым) = цело + цело
Человек = чело (цело, тело, село, коло) + век (весь, вече)
Веселье (всем селом) = весь (вещь, все) + село (цело)
Вероятно, круги в этих «круглых» словах имеют защитный и заклинательный характер.
Округлы слова на О: Око, Озеро, Облако, Огород,..
Даже само слово Язык – круг. Также как Яйцо, Яблоко, Ягода, Ядро, Ярмо и Ярмарка.
По А.С. Шишкову:
Язык = Аз + Зык (или Аз есмь зык)
Круглость языка можно понять в нескольких смыслах:
(1) дыра рта во время говорения;
(2) все связано со всем;
(3) защитная ограда, отделяющая человеческий мир от природного, своих от чужих;
(4) частный случай предыдущего - отдельный от прочих народ.
МЕТАФОРЫ
«Перенесение» с одного «мира» на другой, например, с человека на дом, печь или дерево - операция магическая. В магии болезнь или некоторая проблема человека переносится на эрзац - заговаривается на воду, уголь и пр. «Перенесение» с человека на все вокруг связывает отдельные строящиеся по аналогии миры в единый круглый мир.
Метафоры поддерживаются ритуалом:
Чтобы больше не рожать перетягивают деревце у основания ниткой и таким образом укрепляют метафору «Дерево - Человек», при болях в боку подпирают стену избы и так укрепляют метафору «Дом – Человек» и т.п. Сила метафор в магии, которую активизирует человек в важнейшие моменты своей жизни, связанные с жизнью и смертью.
Например, метафора «Печь - Рот» поддерживается ритуалом обмена зубов. Когда у ребенка выпадает молочный зуб его нужно бросить за печку и сказать:
Мышка, мышка!
На тебе зубишка,
На тебе репяной,
А мне дай костяной!
Т.о. метафоры держатся силой веры. Когда вера выдыхается, собственно и появляется слово «метафора». Глобальные метафоры, такие как «Баба - Земля», «Дом - Человек», «Хлеб - Жизнь», «Речь - Вода» и пр.- должны содержаться в самом языке. Для утверждения глобальных метафор важны т.н. омонимы, т.е. слова, звучащие одинаково или похоже, но означающие «разное». Вероятно, омонимы - остатки магии. Как и мат, они являются последним оплотом живого языка.
Рассмотрим для примера несколько метафор:
«Баба - Земля»
Баба с землей связываются эпитетом Мать-сыра-земля, многочисленными обрядами и словами-именами:
Жена = жну, жать
Муж = межа
Семья = Семя (мужа)
Рожать = рожь жать
По-рожний (как чрево после рождения)
Рожь (конь ржет когда видит рожь) – Рожа (крашеная маска в Святки, а также болезнь красных ног, которую лечат красной тряпкой) – Ржа – Режь, Ружье (разить) - Руда (кровь и ископаемые в земле) – все это Рыжие (красные) вещи.
Т.о. золотая Рожь – это кровь (дитя) Матери-Земли.
Коса означает Косу девушки (краса) и Косу косца, что связывает девушку с землей. Третья Коса – морская (мол) – «косит» волны.
«Речь – Река - Рука»
Речь-река. Речь льется как ручей-река. Слово сливается с уст как слива или как яблочко наливное. Петь – пить. «Песня льется по простору…»
Река – рука – река течет в определенном направлении. Вон туда!
Речь – рука: сказать – показать на что-то.
Аналогия речи и реки: река льется из устья в море, речь льется из уст в мир.
Речь – вода. Вода ведет (щепку) – направление указать рукой
Речь: сказать – указать – показать = научить.
Видеть – ведать – водить. Кто видит – тот ведает – тому и водить (других)
Вождь = видящий. Он указывает нам путь рукой.
Зрение = зарение (о-зарение), видеть зарю (взор – заря, око – солнце)
Противоположен вождю не-вежда, глупый = гол + луп (голо-лупый) – не видящий (вежды – по-старому веки). Слепой – слепил вежды.
(Но в тоже время Слепой – ведающий (невидимое) - Гомер, Эдип,.. Также как Ведьма, ведун – ведающие про тот свет)
Речь через «воду» и «сказать» связывается с Видением, зрячестью.
«Печь - Рот»
Раньше и печь и пещера (внутри огонь) назывались «пещь». Из слова «пища» можно предположить, что так назывался и рот.
Уста = устьице печи, небо - печное небо (все, что сверху, символом чего является Небо). Язык = язык огня, горло = горело. Люди говорят, а каша варится: вар-вар-вар…
ОКО и УХО
Око (очко) и Ухо (ушко) – сейчас т.н. суффиксы – маркеры в конце слова, относящие его к области Света (цветок, бабочка) или Тьмы (кукушка).
Хотя на практике не всегда (не все года) бывает так:
Пташка = петь + ушко
Птичка = петь + очко;
Птаха (Петух) = петь + ухо
Птица (вместо неблагозвучного Птика) = петь + око
«Око» и «Ухо» сопровождали мужика и бабу в течении всей их жизни. Вероятно, чередование очек и ушек в именах подчеркивают момент «перехода», изменения социального статуса.
Другие важные для традиции примеры очек и ушек: кукушка (похороны кукушки),
кур-очка и пет-ушок, мышка-норушка (в сказках посланец с того света) и др.
Сам факт частоты употребления в нашей речи маленьких слов «очко» и «ушко» говорит о великой важности для Традиции и языка бинарности «+» и «–».
Круги, Метафоры и омонимы, очки и ушки в языке – наследие магической Традиции.
«СЛАВЯНОРУССКИЙ КОРНЕСЛОВ» А.С.ШИШКОВА
Примерно 200 лет назад похожим образом играл в слова президент Российской Академии наук А.С.Шишков - если смотреть на созданный им «Корнеслов» чисто эстетически, то это очень красиво! Например:
Ночь = не очи
Наука = на ухо (научение = наушение)
Слуга = слух (служить = слушать)
Человек = Словек (обладающий даром слова)
Мужской и женский пол – половинки человечества (как полы платья), вместе они целое. Также и пол избы делается из половинок бревен.
КОГОТЬ = КОсть + ноГОТЬ
Ноготь = нога + от (растущий от ноги)
Спать = сопеть = «Ссс»» + петь…
Храпеть-Хрипеть = «Хрр»» + петь…
и т.п.
С большинством описаний смысла слов в «Корнеслове» можно согласиться. Так, скажем, слова группы ГР (Гора), рассмотренные выше, приводятся почти полностью по «Корнеслову». Слова данной группы возводятся А.С.Шиш-ковым к грому – Грр…
Но А.С.Шишков не просто объяснял смысл слов внут-ри языка, а сравнивал языки.
На том основании, что наши слова имеют смысл внутри нашего языка, а их внешне похожие на наши слова – внутри своего языка смысла не имеют, он утверждал первичность славянского языка по отношению к языкам западным и т.о. близость его к общему Перво-Языку.
(Как известно, этимологический словарь хочет убедить нас в обратном).
Было бы любопытно проверить ассоциативный метод на других языках. Если окажется, что применительно к ним ассоциативный метод не работает, то прав А.С.Шиш-ков, утверждая особенность славянского языка.
ФОЛЬКЛОР
Народ творит ассоциативно (см. народный Месяцеслов).
Например, имена членов Семьи (семя) содержат правильные отношения между ними:
Жена (жать), Муж (межа), Дочь (дача + приданое), Зять (взять), Тесть (честь), Теща (тоща), Невеста (неизвестная), Брат (брать), Свекор и Свекровь (своя кровь), Шурин («глаза щурит») и т.п.
Такое понимание (игра слов) фиксируется поговорками: «тесть ведет честь, а зять хочет взять», «теща толста, а против зятя не вышла», «шурин глаза щурит» и т.п.
Любимые народом ассоциации фиксируются в поговорках и песнях. Так хранится Традиция, правильный быт. Именно, на примере Семьи и Свадьбы легче всего было бы показать, что слова имеют смысл.
Ассоциативный метод созвучен фольклору.
АЛЕКСАНДРВВЕДЕНСКИЙ
Близко ассоциативному методу (и фольклору) творчество Поэта Александравведенского: в стихотворениях-медитациях «Сутки», «Море» и пр. похожие слова наконец-то оказываются рядом, обнаруживая свою философскую емкость.
Интересно, что Н.Заболоцкий в открытом обращении к Поэту осуждает: (1) пренебрежение «женственными» гласными и (2) неправильное употреблении понятия «бессмыслица», предлагая заменить его на метафоры, которые, однако, Поэт овеществляет. И то и другое созвучно ассоциативному методу.
Творчество Александравведенского – не внешняя стилизация под фольклор (как у многих), но интуитивное проникновение в суть языка.
Он сказал: «Я провел ревизию языка…».
Несмотря на смешной вид («пил пел пробегал»), он был как второй Адам.
Свидетельство о публикации №215061300689
Виктор Долгалев 2 26.06.2015 11:25 Заявить о нарушении
Возвращаясь к человеку-дереву: Руки - ветви, Ноги - корни. "Ноги - много"? Но разве ног много? (не то у многоножки и миноги!)Или руки - тоже ноги? (у вас они названы ветвями) Ногти - листья: ноготь = нага + от (т.е. идущие от ноги). Аналогия тела с реками (руки как реки, пальцы как ручейки): глядя на тело кажется, что руки-ноги вытекают из тулова, а не наоборот (реки текут в море) Поэтому, несмотря на явную аналогию вен с реками, аналогия в целом кажется спорной (в имени "вода" (ведёт) также есть направление). Конечно, руки похожи на реки (текучи-пластичны), а кроме того рука связывается с рекой через речь (льётся, журчит как ручей): сказанное можно показать пальцем (язык глухонемых). В речи есть полная аналогия с рекой: речь (река) течёт из уст (устья) в море (мир).
Окунь - пусть будет окастый (хотя, глазки у окуня и небольшие).
Щука:
Картинка для Азбуки: на букву Щ начинаются слова Щука, Щипцы, Щеколда (всё это "кусачие"), Щека (зубы), Щи, Щавель (кислые - кисель - кусал, т.е. тоже кусачие), Щетка, Щетина (колючие), Щуп, Щупать = Щипать...
Поэтому, щука - конечно же сука - но я написал из-за важности первой буквы щека. Если угодно, Щука = сука + Щека (суперпозиция двух слов-смыслов) Кстати, что значит Сука?
Бджела - очень красиво!
Если когда-нибудь переиздам "Ассоциативный метод", то обязательно включу туда украинскую бджелу и окастого окуня.
Игорь Еремеев Труды 28.06.2015 10:39 Заявить о нарушении
Туди де бджоли в гречці стогнуть глухо,
Де тиша набивається у вуха.
Переведіть мене через майдан.
(Виталий Коротич)
Переведи меня через майдан,
Через родное торжище людское,
Туда, где пчёлы в гречневом покое.
Переведи меня через майдан.
(перевод Юнны Мориц)
Переведи меня через Майдан,
Туда, где пчёлы в гречке стонут глухо,
Где тишиною пробивает ухо,
Переведи меня через Майдан.
(перевод Николая Сысойлова)
Пальцы - это не ручейки, а дельта рук и ног. Нил и Волга в дельте разливается на семь(символически) потоков, а какие реки не разливаются, имеют губу, то есть опять же центробежное устье в противоположность центростремительным истокам(истоками служат волоса пред ногами, руками в пахах и подмышках, а также брови перед глазами, усы перед носом, борода перед устами). Также и крона центробежна, а корни центростремительны по отношению к стволу. Ноги принято называть нижними конечностями, а длани - верхними, но если считать человека за дерево, то получается наоборот. Человек делится на три автономные части: голова с волосами - мочковатый корень, тулово с конечностями(сиськами, дланями, прямой кишкой с анальным сфинктером), таз с конечностями( ноги и репродуктивные конечности). Почему помимо генитального секса существует оральный и анальный? Потому что рот и язык, анус и о! геморрой вместо клитора служат наряду с прямыми функциями также "антикварными". Апостол Павел на примере человеческого тела показывает, как достичь любви, как вырастить любвеобильное древо, где наверху были бы репродуктивные органы любви, приносящие плоды. Без них голова - только фарисейка, болтающая на тему любви, и тулово с дланями(делателями) - ещё только надежда на любовь(1 коринфянам 12:14-31). Постараюсь вернуться на днях к Вашему Ассоциативному методу.
Виктор Долгалев 2 28.06.2015 12:12 Заявить о нарушении
Порыв к родству - рождение из двух.
Мужчины строили. А женщины стирали.
И в новый путь сиротство собирали:
На вечный рынок - ярмарочный круг,
Виток философической спирали.
(Николай Панченко, Стихи о голоде)
Но что тогда означает жених? Пожатый или это тоже жен для обоюдной жатвы? К сожалению я не знаю старославянского языка, но думаю, что суффикс их в слове жених - страдательный. Вы пишете муж берёт, жена даёт, что справедливо как если бы волк брал, жрал, а газель отдавалась. Но жена даёт только приманку-обманку. Жена фактически ложка-ложь-тьма, а мужчина - чаша, страдание, которое с ужасом ожидал Христос. Но так устроена жизнь.
Голодный - это голый: накорми!
Расклюй меня, мой чижик полуголый -
Я некогда - единый и двуполый -
Рукой Творца разрезан пополам,
Как говорит мудрец Аристофан,
Стремится к половине половина.
И царь Иван, и дева Магдалина
Сиротскою нуждой кровоточат.
(Николай Панченко, Стихи о голоде)
Виктор Долгалев 2 29.06.2015 08:01 Заявить о нарушении
Жених Христос очень эффектен! Но как же "и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой"?
Жених со свадебным поездом едет в чужой дом. Это опасно. Его не пускают, в избе под платком воет невеста. Жених отдаёт брату за сестру коня ("тесть ведёт честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит"),и в конечном счёте увозит невесту в свой дом. Роль жениха демонстративно пассивна, он как ряженая кукла (он похож на агнца с позолоченными копытцами), всё делает дружка.
В конце слова "жених" стоит "ухо" (как в именах "сноха", "девушка", "старуха" и пр.), что относит его к тому свету. Возможно, все эти "ушки" и "очки", которыми заканчиваются сейчас слова, имеют падежное происхождение из старославянского языка (жмых - жених -...), но после многое обкаталось.
Вы написали, что Деверь (от девы = 2) - дублёр мужа (когда-то мог за мужа продолжить род). Звучит красиво. "Деверь невестин обычный друг" (т.е. защищает; деверь - до-верие). Дверь Вы также относите к 2. А как двор? (в чём здесь 2?)
Дверь в дуальной модели отделяет белый свет от того света (проём в стене тоже дверь), прообраз любой двери - женское лоно, похожее на 2 как полог шатра. Двор также разделяет. Можно на двор, но нельзя в дом, можно в сени, но нельзя в избу, можно в избу, но нельзя за матицу и т.д. в духе "Зайкиной избушки".
Вообще, семейные имена увязываются с границами: межа - муж (для жены), матица - мать (для дитяти), сени - сын (для матери), дверь и двор - деверь (для невестки). Эти "совпадения" всячески подчёркиваются в ритуале традиционной свадьбы. Деверя можно бы "перевести" по аналогии со свекровью (своей кровью) просто как "свой двор".
Игорь Еремеев Труды 01.07.2015 12:12 Заявить о нарушении
Какая связь между дверью и двором? Во дворе чёрный ход, а парадный на улице. То есть единица - вход, а семёрка, смерть - выход. Поэтому торжественные слова входов похожи на печальные слова выходов: праздник и поражение, победа и беда, корни и крона, сила и слабость, солод и соль, ядь и яд, радость и рыдание, истина и истукан, идеал и идол, страсть и старость и т.д. Коран, мне кажется, чётко даёт команду не путать парадный вход с чёрным выходом: СПРАШИВАЮТ ОНИ ТЕБЯ О НОВОЛУНИЯХ. СКАЖИ: "ОНИ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ И ДЛЯ ХАДЖА". НЕ В ТОМ БЛАГОЧЕСТИЕ, ЧТОБЫ ВХОДИТЬ ВАМ В ДОМА С ЗАДНЕ СТОРОНЫ, НО БЛАГОЧЕСТИЕ - КТО СТАЛ БОГОБОЯЗНЕННЫМ. ВХОДИТЕ ЖЕ В ДОМА ЧЕРЕЗ ДВЕРИ И БОЙТЕСЬ АЛЛАХА, - МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ БУДЕТЕ СЧАСТЛИВЫ(Коран 2:185, перевод Крачковского). Новолуние, значит, вход, а последняя четверть луны - выход. Не знаю, как другие животные, но лиса и суслик делают в своём жилище тоже две двери. В Евангелии также подчёркивается святость парадного входа: "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит
во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник"(Иоанн 10:1) То есть входить надо не чёрными смертными дверями и не через окна, то есть оконечности, а входить надо в начала. Впрочем, в Евангелии есть эпизод, когда к Христу, чтобы исцелиться, залезли через кровлю, а кровля - это крыша, конёк, конец.
Свекровь - это сводная кровь, а не своя. Есть родственники по крови, и есть родственники по браку, сводные. В Коране это тоже разграничивается.
Знакомы ли Вы, Игорь, с Наталией? Она как раз жонглирует словами, как и Вы. Вот её страница: http://www.proza.ru/readers.html?zorrocom
Виктор Долгалев 2 01.07.2015 13:47 Заявить о нарушении
Разоблачили евреев. Не просто так Гитлер убивал евреев, они распяли Божьего сына.
Украина убивает русских на своей территории, но не понимает сути.
Слово у русских как "ру" и две "с" их через "к". Киев и Москва и мы говорим "ква" как Россия. Русь - гусь и стала лебедем Россия. Лебедь - беда, "ЛЕ" - лечить надо всех словами. Мат не мать, зачем русские постоянно матерятся? Большой минус русским.
Даша Новая 05.07.2015 08:08 Заявить о нарушении