2. И вновь займёмся рисованием
Теперь опять займёмся рисованием.
Возьмём первые попавшиеся под руку предметы. Например, обычный стакан, в котором мы привыкли пить чай; вазочку из-под конфет на круглой ножке; простой детский кубик и прямоугольную жевательную резинку. Расставим вышеперечисленные предметы на обычном бумажном листе. И затем карандашом обведём ту их часть, которая находится непосредственно на бумаге. Что мы видим? Два круга различных размеров, квадрат и маленький прямоугольник. Это изображение наших предметов в плоскости.
А теперь представим себе, что нашёлся некий волшебник-недоучка, который вообразил себя Богом. И вознамерился вдохнуть жизнь в стакан, вазочку, кубик и жевательную резинку. Наделил их способностью чувствовать и размышлять. Но поскольку он переоценил свои магические возможности, зрение и видение мира, у созданных им существ, оказалось не совсем полноценным: будучи объёмными, они мыслят слишком плоско. Наши герои обладают осознание окружающего, но оно сужено и ограниченно, примерно так, как их изображение на нашем листе.
Как же видят мир подобные создания? Они не могут представить в точности даже самих себя, как не понимают о них ровным счётом ничего те, кто смотрят на их плоское изображение на листе бумаги, изучая ту самую нелепую картинку, которую мы только что изобразили шутки ради.
И что там, в самом деле можно увидеть об истинных размерах, форме, качестве и назначении указанных предметов? Да ровным счётом ничего! Как трудно угадать очертания объекта по тени, которую он отбрасывает.
Думается, что, создав данных сущностей, как живых чувствующих личностей и наделив их способностью мыслить и рассуждать, наш волшебник-недоучка оказал им плохую услугу. Жизнь таких существ окажется весьма трагичной. Они обречены постоянно ошибаться в своих расчётах и планах. Их картина мироздания всегда будет ущербна. Теории, которые они будут выдвигать о строении окружающего мира, будут полны колоссальных пробелов. Опыты, которые будут ставить, не дадут особых результатов. Свои действия эти существа смогут рассчитывать лишь на ограниченное число шагов, да и то обречены постоянно спотыкаться.
Могут ли они существовать в трёхмерном мире самостоятельно? Исключено. Сведения их об окружающей действительности ничтожны. Издёвкой было бы дать им свободу воли. Её можно назвать действительно свободной, если субъект понимает изначальную основу устройства мира, в котором существует. И строит свои действия, исходя из знания причин, следствий и последствий своих поступков. В данном случае невозможно даже предположить, что такое может наблюдаться.
Что остаётся этим существам? Мучиться страхом и депрессией, сходить с ума от осознания собственной никчёмности и комплексов. Достаточно мрачная картина!
Человеческое зрение тоже плоское. И лишь только линии уродливой перспективы предают ему объём. Людям дано поверхностное самоосознание, в то время как истинный «объём» окружающего мира сокрыт от их глаз.
Что внутри материи? Из чего она состоит? Из атомов.
А атомы? Из протонов, нейтронов и электронов...
Да хоть бы мы и продолжали дальше, основы мироздания всё равно не находится. И в чём конечный смысл всего этого?
Нам остаётся только догадываться…
И кому под силу вместить всё это в свою голову? Разве что какому-нибудь инопланетянину. Да! С далёкой звезды, существу с высокоразвитым интеллектом, суперчеловеку.
И так: суперчеловек! Какими он должен обладать способностями, чтобы знать и понимать всё об этом мире и предусмотреть с точностью каждый свой шаг?
Шахматный игрок может рассчитать партию вперед на четыре-пять ходов. Но, каким бы необыкновенным его не представляли, пусть его интеллект такой же совершенный как у самого совершенного компьютера, он всегда предусмотрит только конечное число шагов. А если наш суперчеловек применит свои способности к математике и философии, то не будет в состоянии никогда в своих рассуждениях перейти от конечного к бесконечному. И это так.
Но чтобы пояснить это, продолжаем рассуждать дальше.
К примеру, возьмём хотя бы что-то такое, в чём мы полностью уверены.
Попробуем доказать просто для начала, что 2+2=4.
Вы начинаете прибавлять? Но это не доказательство, это проверка.
Можно ли дать гарантию, что везде и всегда любые два предмета плюс другие два предмета будет четыре предмета, а не пять, шесть, семь и так далее. Быть может в какой-нибудь гипер-супер-мегагалактике в системе Альфа-бета-гамма на 127-ой планете от края – два местных камня плюс ещё два местных камня будет десять камней или наоборот – три? Что же нам теперь отправляться туда, чтобы это проверить? А как быть со всеми остальными предметами: камнями, не камнями и прочими? Чтобы перечесть их все, мы должны здорово потрудиться. Не можем же мы и в самом деле считать до бесконечности?
Истина – это закон. А закон – это несомненный во времени и пространстве факт. То есть факт неоднократно повторяющийся… и не только, а существующий везде. То есть про истину можно сказать, что это информация, которая нигде и ни при каких обстоятельствах не может быть ложью.
И так: 2+2=4. Истина ли это? Инвариантна ли она во времени и в пространстве? Давайте проверим это подобно супермену с неограниченными возможностями. До седьмого пота будем пересчитывать все попадающиеся под руку предметы. И даже слетаем на фантастическую планету в системе Альфа-бета-гамма. Но даже если мы сумеем справиться с этой задачей, то может прийти в голову вполне логичная мысль: а вдруг пока мы трудились, законы мироздания изменились? И вдруг окажется, к нашему ужасу, что пока мы пересчитывали все объекты в далёкой галактике, на нашей собственной планете уже стало всё по-другому, и 2+2 оказалось не четыре, а пять.
И что нам делать? Начинать всё сначала?
И так будет происходить до тех самых пор, пока мы не разгадаем загадку бесконечного. Но разгадаем ли мы её когда-нибудь?
Говорят, что Бог, создавая людей, наделил их свободой воли. Быть может, он поторопился?
Продолжение здесь http://proza.ru/2015/06/15/346
Свидетельство о публикации №215061401229
Галина Михалева 23.06.2015 07:56 Заявить о нарушении