Чтобы услышали

       Дело было летом. Светлана с утра собралась ехать на дачу со своим четырёхлетним сыночком. Они встали, позавтракали, оделись и вместе подошли к автобусной остановке.

       Там на лавочке одиноко сидела толстая бабка – по-другому и назвать её язык у Светланы не поворачивался – так виртуозно лузгала она семечки, работая обеими руками, но на лице её никаких эмоций не наблюдалось. Дворник уже успел собрать вчерашнюю грязь, поэтому везде было чисто, и только вокруг этой бабки толстым слоем валялась шелуха. Видимо, сидела она тут давненько.

       Автобуса пока не было видно, и Светлана решила, что успеет поговорить с этой ловкой плевательницей:

       – Простите, пожалуйста, бабушка, но зачем же Вы прямо на асфальт шелуху сплёвываете? Посмотрите, как стало грязно вокруг Вас!

       – И шо дальше? – меланхолично – вопросом на вопрос – ответила бабка, мельком взглянув на Светлану.

       – Да то, что неприятно стоять около помойки! И какой пример Вы детям подаёте? Они же у старших – у нас с Вами учатся!

       – И шо дальше? – повторила равнодушно и даже презрительно бабка, продолжая плеваться.

       – А дворников, бабушка, Вам не жалко? Наверное, дома-то у себя Вы семечки на пол не плюёте – в кулак собираете – ведь там Вам самой убирать пришлось бы? Что же Вы чужой труд не цените?

       – А им за энто деньги платють! – нагло ответила бабка и отвернулась от Светланы, дав понять, что разговор окончен.

       В это время подошёл автобус, и мама с сыном сели, оставив бабку с семечками продолжать своё мусорное дело. Грустно стало Светлане, ведь не смогла она переубедить старуху. Ну хоть оставалась надежда, что сынок её всё правильно понял. Она ведь не только для бабки и для себя этот разговор затеяла, но и для него. Утешала себя Светлана, что случай этот в уголочке его памяти всё же отложится.

       Наконец, они приехали на вокзал, дождались своей электрички, вошли в вагон и заняли пустые лавочки у окна. Вместе с ними дружно ввалилась большая ватага подростков. Возможно, они были навеселе или просто с утра излишне бодры: от них доносился мат-перемат вперемешку со смехом и гоготом на весь вагон. Мальчишки не ругались – они просто так общались – крутизну свою друг перед другом выказывали. Ребята плотно заняли две лавочки – как раз напротив Светланы с сыночком – только через проход посередине вагона.

       Светлана представила, что им придётся ехать целый час в этой милой компании, и её это совсем не вдохновляло. Присмотрелась она к подросткам: одеты они были прилично, вроде не оборванцы, значит, следят за собой, и не всё ещё потеряно. Может, вообще это хорошие ребята, просто оторвались от взрослых и расслабляются по-своему. Светлана решила поговорить с ними по-хорошему, они же ей по возрасту почти в сыновья годились.

       Попросив своего сыночка спокойно посидеть и подождать её, Светлана встала и пошла к весёлым соседям. Улыбаясь, она очень вежливо обратилась к ним:

       – Дорогие ребятки! У меня к вам огромная просьба: не могли бы вы разговаривать немного потише и подбирать хорошие слова? Дело в том, что я еду с маленьким ребёночком, и мне бы не хотелось, чтобы он слышал грубости. Вы уж постарайтесь, пожалуйста, дорогие мои, я вас очень прошу!

       Ребята переглянулись, выдержали паузу, и вдруг один из них на вполне литературном языке ответил:

       – Хорошо, мамаша, мы постараемся, мы всё поняли!

       – Спасибо вам, ребятки, большое! Какие же вы молодцы, порадовали меня! Счастливого вам всем пути!

       – И Вам не хворать! – выдали они в ответ со смешками вдогонку.

       Светлана вернулась на своё место, села, и вдруг сыночек неожиданно стал утешать её:

       – Мамочка, ты не волнуйся, я все эти слова давно уже знаю!

       – Ничего себе, – подумала Светлана, – ребёнку четыре года, а он уже такой просвещённый! Наверное – это в садике упражняются детки!

       Дома-то у них никто никогда не выражался. И стала Светлана вспоминать – а когда сама-то она впервые услышала мат?.. Кажется, тоже в садике дело было, ну а уж в младших-то классах – это точно уже сподобилась – нашлись «добрые» люди...

       Время шло, и доехали дачники спокойно до своей остановки. А молодёжь, что сидела напротив, слово своё сдержала – поутихла, и за всё время поездки оставалась в рамках приличия, чему Светлана приятно удивилась.

       Уже потом – вечером – она вспомнила тот утренний случай на автобусной остановке и подумала, почему она не нашла нужных слов для той бабули на лавочке: ведь не с любовью, не по-доброму она к ней обратилась, а сразу с претензией, с неприязнью! Сходу поспешила в «бабки» её определить – вот и не получилось у них мирного диалога!

       – А всего-то и надо было от меня, – подумала Светлана, – подойти к той бабуле с доброй улыбкой, в душе пожалеть её – такую одинокую в столь ранний час. Надо было вначале послать ей мысленно то, чего, возможно, ей не хватает в жизни: внимание, заботу, тепло, ласку, да ещё хлебушка, да денежку...

       Ведь только вызвав в сердце чувство любви и тепла к собеседнику, можно начинать трудный разговор – и непременно с добрых слов приветствия, а возможно, и с лёгкого комплимента, да с просьбы выслушать и не сердиться...

       Почему же я, уже зная все эти правила разговоров, применяю их не всегда: то забываю, то ленюсь? В привычку пока не вошли они. Значит – есть над чем поработать, если я действительно хочу, чтобы меня услышали!..

       Сыночек давно уже спал. Светлана, привычно разобрав перед сном свои мысли слова и действия за прошедший день, почувствовала, наконец, тепло и успокоение в груди, и напоследок, уже лёжа в постели, произнесла одними губами:

       – Ты прости меня за всё, Господи, и спасибо Тебе, что вразумляешь! Я постараюсь не огорчать Тебя... Прими меня в Свои объятия, дай отдых телу и мудрость уму! Пусть за ночь исцелятся все мои болезни и проснусь я утром здоровой и бодрой – готовой для тех добрых дел, что Ты приготовил мне на завтрашний день!..


                2015


Рецензии