Письма родных Велимира Хлебникова

Коли отнять от 365 - 48 = 317, а если прибавить к 1 января 317, то получим "ДЕНЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ ЗЕМНОГО ШАРА"
13 ноября, ноября 13....
 

Краеведческо-генеалогический сектор библиотеки №18 им. Н.А.Островского.
Уважаемые читатели! Просим внести поправки и дополнения. Приглашаем принять участие в краеведческо-генеалогических семинарах!
Контакты: 89262371485@mail.ru  8 903 158 89 23 Пажитнов Евгений.


 = Письма Александра Владимировича Хлебникова к родным...

1. ПИСЬМА
=========================================================
Хлебников Николай Харлампиевич - троюродный брат Велимира Хлебникова.

РГБ-НИОР Фонд 342 Картон 41 ед.хран. 98
Письмо в контору редакции журнала "Русский спорт" (1892?) Астрахань.

Прошу главную контору журнала "Русский спорт" по получении сего моего письма выслать мне немедля, следующие портреты замечательных лошадей на портретной бумаге: все портреты, означенные в сём печатном объявлении, кроме "сотника Пешкова", которого я зачеркнул.  Всех портретов мне надо 36.
Адрес мой:  Астрахань. Николаю Харлампиевичу Хлебникову.
Я состою подписчиком Вашего журнала – "Русский спорт"

Текст вырезки:
… скаковых – Чатартон, Славянофилка, Последний из Астаротов, Фог-а-Балл, Браканьо, Нотти, Мак – Матон, Виеннуа, Друг, Гаяре, Финь-Муш, Аркония, Абу-Кле, Фог-абалл (бр. Ильенко), Дон-Сезар-де Базан, Сан-Марино и Удача;
рысистых  -- Атласный, Милый 1-ый, День, Светило, Накат, Вьюн, Полли, Предмет, Варвар, Грозный-Любимец, Бритва, Мазепа, Витязь, Быстрый, Дивный, Молодка, Чародей, Полли (на полном ходу по американке) и Сотника Пешкова на Сером, проехавшего  8, 200 вёрст;
цена каждому в отдельной продаже 50 к., - от 10-ти и более по 25 к. ; платёж денег за портреты наложенным платежом, по высылке их, - Подписчикам  "Русс. Спор." Пересылка за счёт редакции.
 = Велимира Владимировича К РОДНЫМ.

109. Лето 1921. Щахсевар – в Астрахань.
Милые Астраханцы.
Я в далёкой Персии, на берегу моря в порту Шахсевар, вместе с русским отрядом. Живётся здесь очень скучно, дела никакого, общество – искатели приключений, авантюристы шаек Америго Веспуччи и Фердинанда Кортеца. Зато в смысле продовольствия здесь никаких затруднений. Если бы Вера приехала сюда! Было бы лучше и ей и мне веселее. Я сотрудник русского еженедельника на пустынном берегу Персии. Попасть сюда можно через отдел пропаганды.
Всех обнимаю и целую. Ваш Витя.
.....................................
116. А.П.Давыдову
(Крестцы, Новгородской губ., 1 июня 1922 г. — в Москву)
Александр Петрович!
Сообщаю Вам как врачу свои медицинские горести.
Я попал на дачу в Новгородск<ую> губерн<ию>, ст<ан-
ция> Боровенка, село Санталово (40 верст от нее), здесь я шел
пешком, спал на земле и лишился ног. Не ходят. Расстройство
<желудочной> службы. Меня поместили в Коростецкую
«больницу» Новгор. губ., гор. Коростец, 40 верст от железной
дороги.
Хочу поправиться, вернуть дар походки и ехать в Москву и
на родину. Как это сделать?


= Письма Александра Владимировича к родным.
 32 ПИСЬМА  АЛЕКСАНДРА ХЛЕБНИКОВА
1.Павдинский завод, 5.1905.
Папа и мама, извиняюсь за долгое молчание да кстати за ошибки и почерк. Буду описывать свое путешествие по порядку. До Перми доехал я в третьем классе довольно благополучно. В пути со мной было только два маленьких происшествия: ночью кто-то утащил около 30 копеек, да я чуть не остался в Чистополе. Последнее событие заслуживает ближайшего рассмотрения. Я сошел на берег погулять, дело было вечером, да на беду вообразил, что пароход будет стоять долго, подумал, подумал, услышал в роще рокот соловьиный и решил на манер серенького козлика в лес погулять. Едва отошел несколько шагов, как слышу вдруг пароход дает тревожные свистки. Я побежал вперед тихо, но дорогой заботливые извозчики так напугали меня своими советами, что я помчался как заяц, прыгая по лестнице через 3 ступеньки. Еще немного, и я бы опоздал — уже сняли мостик и чалки, но я сделал гигантский прыжок и очутился на пароходе. В таких случаях матросы дают шлепок, но меня спасла форма реалиста. Дорогой, в общем, я не скучал, слушал разговоры торговцев и рассказы раненого солдата, кроме того, почти все время проводил на палубе, любуясь камскими видами. Кама хотя и уже Волги, но от этого только выигрывает, так как ее обрывистые, покрытые темно-зелеными пушистыми елями берега видны вблизи и потому производят больше впечатления.
Приехавши в Пермь я прождал с пол часа и увидел Витю, как оказалось потом он ежедневно по нескольку раз в день ходил справляться на пристань, что ему, судя по рожице, порядком надоело. В Перми пробыли несколько часов, но закупок не удалось сделать, так как по случаю воскресенья магазины были все заперты.
От Перми до Кушвы мы проехали по железной дороге. От Кушвы до П. З. на лошадях. Дорогой Витя страшно экономничал и даже хотел отучиться и меня отучить от скверной привычки есть ежедневно, но, к сожалению, безуспешно. Перед приездом на Павдинский завод в знак своей кровожадности он съел кусок сырого мяса из груди дрозда и сварил неочищенную овсянку.
На П. З. мы устроились недурно, наняли комнату за 2р.50коп. и к нашему счастью хозяева оказались людьми хорошими и заботливыми. Подробности жизни нашей на П. З. я напишу в другом письме. Так как я успел немного соскучиться, то прошу писать подробнее, что делает Вера, как идет ее рисование, каковы Катины дела; здоровы ли все и как думаете проводить лето. Кроме того, напишите, что делается в реальном, так как Роберт меня уже посещал во сне.
(Чучел сделал 22 шт.) (денег 22 р. 46 к.) Адрес: Пермская губерния, Верхотурскмй уезд, Павдинский з. Студенту В.В.Хлебникову (до востребования)

2. Павдинский завод. 20.6.1905
Папа и мама, вот уже прошло 2 недели, как я собираюсь, по русской привычке, написать 2-е письмо. В этом письме я опишу наше житье на П. З. В общем, окрестности П. З. нас немного разочаровали. Во-первых, огромный П. пруд был спущен и высох за 30 лет до нашего приезда. Во-вторых, рыбных озер, о которых я мечтал, здесь тоже нет — озеро так заросло мхом и засыпалось тиной, что в нем нет места глубже 1,5 арш. и рыбы — кроме мелких окуней. Единственное утешение — это порожистые маленькие речки Ляля и Павда, протекающие через П.3., да кроме того река Лягва, отстоящая от нас за 80 в. В последней, говорят, много хариусов и тайменей, но я на ней не был. П. З. на расстоянии сотен верст окружен тайгой, но тайга здесь не состоит из больших деревьев, как я предполагал: деревья здесь небольшие, не они производят впечатление, но бесконечность тайги: сколько ни иди, все новые и новые места. Густые поросшие мхом ели сменяются то сосной, то кедрами, то лиственницами, то смешанным лесом — и так бесконечно. И все эти деревья растут в страшном беспорядке, во многих местах грудами сваленные каким-нибудь шальным ветром. Это, должно быть, и составляет всю прелесть тайги. Одна беда -сколько ни ходи в тайге, но кроме мелких птиц да ореховок ничего не встретишь: птица сидит на яйцах или выбита, а зверя без собаки не увидишь; следов, правда, мы видели много, но зверя ни одного. Раз только я нашел гнездо горностая, но я был без ружья, да кроме того горностаиха так ловко действовала, что я едва успел захватить одного, да и тот умер через 4 дня.
Павдинцы живут здесь очень зажиточно, заработки у них хорошие — летом и зимой они работают на приисках, а осенью лесуют. Для лесования здесь употребляется 2 породы лаек. Одна остроухая, сибирская, другая порода борзоватого склада, с полу-повисшим ушами, волчьей шерстью и с черной мордой. Лайки первой породы употребляются больше на зверя сохатого, медведя, рысь, куницу. Второй породы больше идут на мелочь: на куницу, глухаря, тетерева и белку. Цена обучения хорошей лайки доходит до 40 р.
На Павдинском мы живем уже второй месяц. Так как мы редко появляемся на улицах, то проницательные павдинцы долго принимали нас за японских шпионов; при встречах мальчишки по нескольку раз забегали вперед посмотреть на японца и кричали, смотря по воинственности: японец, япоша, японская харя. Другие видели в нас "студентов", желающих устроить смуту. Один пьяный лавочник долго и в сильных выражениях объяснял мне опасность наших тайных занятий и даже для наглядности показал, как он раздавит нас в кулаке, если выследит, но все это это было не страшно, так как в промежутках своей грозной речи он объяснял мне устройство рябчикого пищка.
В наше пребывание на П. З. мы дважды были на П. камне. В первый раз мы не нашли дороги и в продолжение 3 дней проплутали по болотам от сопки к сопке, да и то дошли только до меньшей вершины П. камня. Второе наше путешествие продолжалось 7 дней, дорогой мы уставали страшно, так как каждому приходилось нести около 30 ф. Под конец как первого так и второго путешествия мы сильно голодали, приходилось довольствоваться одним кофеем. В первом путешествии Витя даже нашел особую прелесть в угольках из под каш, а во втором собирался есть мох, но от этого нас спасли случайно налетевшие кедровки. Первое время по ночам в лесу я немного побаивался подвергнуться горькой участи Витергай /?/, но скоро привык и стал заботиться только о тепле. Тепло же нам дорого доставалось. Ужасно предательская вещь костер: чуть не доглядишь — что-нибудь загорится. Так, я сжег сапоги, бродни и рукав куртки, а Витя фуражку, носки и [ пропуск в машинописи.— В.М. ]
Витя ко мне относился довольно хорошо, но все старался поставить меня в зависимое положение и иногда изрыгал такое количество советов, замечаний и упреков, что мне становилось тошно. До сих пор мы жили о ним дружно, дружно, и вдруг такой случай: я взялся набивать 21 шт. в день, но иногда набивал меньше; Витя хотел, чтобы я ненабитых птиц набивал на следующий день кроме порции, я отказался. Тогда Витя перестал совсем мне давать птиц для набивки. Вот уже прошла неделя, как мы, по его словам, "живем на одни деньги и пьем вместе чай". Не знаю, уладятся ли дела с Витей, но кроме того я побаиваюсь 6-ого класса, и потому хочу приехать как только пришлете деньги.
Писем ваших я не получал. Пишите подробнее. Адрес наш. Пермская губерния Верхотурский уезд Павдинский З. Студенту Виктору Владимировичу Хлебникову до востребования.

3. В.А.Хлебникову. Судак, май 1908 – в Казань.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30. Е.Н.Хлебниковой. Москва, 9.1915 – в Астрахань.
Дорогая мама.
Вот уже два дня, как пришло из Петрограда производство. Часть из нас произвели неделю назад, в 2-х же батареях писаря неверно написали бумаги и благодаря этому моё производство запоздало на несколько дней. До производства меня назначили в 38 мортирный дивизион, и я занимал должность взводного офицера и следил за лошадьми батареи. Я наладил дело, привык к солдатам, заниматься было приятно, так как подбор солдат был очень удачный, но вдруг к нам назначили командира дивизиона, который нашёл, что мы недостаточно готовы к занятию офицерских должностей, и нас всех заменили офицерами старшего выпуска (…)
От Вити вестей я не получил, хотя недавно писал ему о воинской повинности; что он думает делать, я не знаю.
Всех целую. Мой адрес: Москва.Петровский парк, Новая-Башиловка, д.24, кВ.2.
А.Хлебников.


31. В.В.Хлебниковой. Северо-Западный фронт, август-сентябрь  1916 – в Астрахань.
Дорогая Вера. Я рад был получить твоё письмо. Хотел бы думать, что ты внесёшь в наш дом немного итальянского солнца и радости. Как кажется, дома у нас "вино не весёлое". Мне писали про Витю, говоря, что он на испытании. Я до сих пор не знаю, принят ли он на военную службу. Если он принят, напиши мне или пусть кто-либо напишет. Я ему вышлю одежду приличного покроя и шитья: это имеет некоторое значение для службы. Как он себя чувствует, лечится ли? Хотелось бы думать, что он очень мил с тобой, каким я
 его видел среди его знакомых москвичей. Мне жаль, что ты за отсутствием спутников не познакомишься с астраханской степью. В Астрахани лучшее – это её окрестности. Роскошные груды золотого песка, колеблющиеся в мареве под ослепительно синим небом, причудливые кустарники пустыни, золотисто-голубые щурки цвета песка и неба, реющие стаями. Задумчивые первобытные верблюды с поразительно выразительной мордой, полной восточной важности и какой-то отчуждённой брезгливости. В томительную жару соляные озёра, полные снега и льда, странно мерцают среди степных трав и зелёных растений. Курганы, заросшие полынью, со стаями дроф, до сих пор имеющих спокойный, важный вид – птица пустыни, а не робкий, вороватый,- как пригородная дичь. Огромные озёра, ерики, култуки, полные дичи. Всё это дикое и нетронутое, до сих пор для меня заманчиво. Мне кажется, ты могла бы найти много своеобразного и часто красивого для этюдов в степи и в окрестностях Астрахани, что трудно встретить за границей.
Для меня самое неприятное в Астрахани – это родственники типа Алексея и Лары; хорошо, что тебе не придётся встречаться с ними часто; они как кожаные канчуки для гоголевских бурсаков, - "в большом количестве вещь непереносимая". Муравьёвские родственники милы, но они очень обидчивы, так что с ними нужно быть очень осторожным. Желаю тебе хорошо проводить время. Может быть, я приеду к весне, и мы что-нибудь придумаем, поехав в степи или на море. Последнее можно устроить и с Муравьёвыми.
Всех целую. А.Хлебников.

32.  В.А.Хлебникову. Северо-Западный фронт, октябрь-ноябрь 1916 г.
Дорогой папа.
Я всё ещё на прежнем фронте. У нас полное затишье, изредка стрельба из орудий, и то больше русские; немцы, очевидно, увезли всё на румынский фронт. Часто стреляют из наших навесных орудий старого образца. Давно я не был на батареях и, правда сказать, вынес впечатление ненужной жестокости. При мне убило саженей за 400 разведчика. Снаряд попал в крышу дома и разворотил в нём всё. Было убито несколько лошадей и один нижний чин, другой был смертельно ранен в живот. Его дикий, чисто животный крик нёсся из полуразрушенного дома около ; часа, постепенно замирая. Обычно относишься к свисту снарядов и разрыву их совершенно спокойно, как к ветру, как к грому, тем более что к нам неприятель не стреляет, а лишь свои батареи. Тут я реально представил, что значит 1000 человек убитых и раненых в маленьком сражении. К нашему парку причислили сверхштатную воздухобойную батарею, пока дали лишь 2 орудия. Командиром батареи назначили меня. Пока стрелять не приходится, т.к. прислуга не обучена и установки ещё не закончены. Я должен был ехать в отпуск, но меня задержали с батареей, и я, должно быть поеду после Рождества.
Правду сказать, мне счёт Губина показался изрядным, тем более, что работа очень неважная. Конечно, это объясняется военным временем. Деньги 100 рублей я посылал на домашние нужды, 20-го вышлю ещё на то же.
Как дела Вити, он мне ни разу не писал, и как-то мало пишут о нём. Лечится ли он и примут ли на военную службу его? Как он себя чувствует, пишет ли? Есть ли новые книги, в которых он участвует? Удалось ли Кате вылечить свои уши?
Я теперь заведую хозяйством, что отнимает много времени. А в свободное время я хожу на охоту. Недавно ранил лису и зайца. Если бы ружьё было прилично, я убивал бы порядочно дичи. Если можно, не продавай ружья, я приеду и поохочусь.
   Всех целую. А.Хл.








Рецензии
Евгений, здравствуйте!
Благодарю за такие неожиданные исследования.
Очень интересно!
Если не возражаете, скопирую Ваш труд для музея Велимира Хлебникова, который находится в доме культуры деревни Ручьи Крестецкого района Новгородской области!
(Естественно со ссылкой на Ваше авторство.)
Для информации:
28 июня сего года в СДК деревни Ручьи состоятся очередные двадцать девятые традиционные Хлебниковские чтения.
В сложившейся программе:

1. Возложение цветов у памятного камня на повороте к исчезнувшей деревне Санталово, где завершил жизнь Виктор Владимирович Хлебников.

2. Возложение цветов на могилу поэта на погосте деревни Ручьи.

3. Перед входом в ДК встреча и "Хлеб да Соль!" гостям. В сельском доме культуры традиционая трапеза с "Краюхой хлеба и каплей молока..."

4. Экскурсия по экспозиции музея поэта Велимира Хлебникова.

5. Хлебниковские чтения с выступлениями (по согласованному регламенту от пяти до пятнадцати минут. Имеется оргтехника для демонстрации слайдов) хозяев и гостей по записи во время регистрации.

Пока вне программы, иногда организовывается по бездорожью пешеходное посещение Санталова, где находилась школа - последнее жильё, и банька - место кончины Хлебникова.

Всё это скромно, без лишней помпезности, сообразно образу жизни самого Велимира.

На следующий год предполагаем с гостями отметить там же
на тридцатых чтениях
130-летие со Дня Рождения самого Хлебникова (которое приходится на 9 ноября нынешнего года),
Тридцатилетие установки памятника на могиле поэта.
И создание музея Велимира Хлебникова в ручьёвском СДК.

Если есть интерес, буду рад встрече на событии.

Всего доброго!

С уважением,

Александр Алексеевич Кочевник   18.06.2015 09:13     Заявить о нарушении
Как правильно добраться до места?

Евгений Пажитнов   19.06.2015 03:36   Заявить о нарушении
Евгений, добрый вечер!
На машине из Москвы или Питера по трассе Москва-СПб до посёлка Крестцы Новгородской области. Там поворот на Окуловку-Боровичи до деревни Ручьи 16км.
Для справки по программе мой моб. +79211995009
Всего доброго!

Александр Алексеевич Кочевник   19.06.2015 21:59   Заявить о нарушении
Тема проста! "Музей семьи" .... Музей семьи того человека кто тут родился, кто тут похоронен... Этот музей может быть везде и должен быть везде! Где человек родился, учился, работал, дома у потомков!
Это маленькая экспозиция ... семейные фото, фото мест, и генеалогическая схема.... и память о роде своём!

Евгений Пажитнов   20.06.2015 17:47   Заявить о нарушении
Странно!
Моё замечание от 30го июля не ушло к Вам, поэтому пытаюсь восстановить:

Евгений, здравствуйте!
Поджидал личной встречи в Ручьях, тем более о Вашем предполагаемом приезде слышал от организаторов чтений в районной администрации, но что-то у Вас не "срослось".
Погода нас в этом году побаловала. Народу было значительно больше полусотни. Доклады были очень интересные и явно не хватало Вашего выступления.
Дарить музею копию Ваших исследований, ожидая Вашего приезда, счёл неэтичным. Приятнее для всех, если это сделает сам автор лично. Не получилось!
Но не беда! Жизнь кончается не завтра!
Можно восполнить это на следующих чтениях.
До встречи!
С уважением,

Александр Алексеевич Кочевник   05.08.2015 09:45   Заявить о нарушении