Малиновый рай, романа Инку-батор. стр. 37-41
ное состояние желало быть лучше, сопровождающие не рискнули взять на себя ответственность. По
дороге сдали в столичный детприёмник. И верно поступили , диагноз менингит, знакомо дело в наро-
де кличут “дубосит”. Обмороки на деле не обмороки, начало эпилепсии. Расслабленные, ослабленные,
битые, забитые, убитые, пробитые таков тот список в менингит, менинго- энцифалито-дубосито-колотито
бита- бит. С той – же постирушки общественные лаяния , окрикивание, оскорбление , закаливание, про-
клинания. Но проще волю дать рукам, бить по голове и по костям, в примере тоже, что Ванечка имел,
себе дороже, свои побьют, чужие приголубят, раз волю дав рукам, всех колотит посильно утверждая
стабильно свой авторитет. Скверно жить в этом мире слабому, все унижают тебя, не всегда выстоишь
против сильного. Часто битым бываешь, униженным, оскорблённым. Никто не заступится, не остановит.
Брошен на произвол судьбы: на поругание, на порицание, на колотит, на дубосит, на клевету и стра-
вку. Держи мальчёнка в кулак судьбу. Шуга придёт, шуге дорогу. Первым делом в баньку местную
сводили, попарили, помыли, затем опять рядком в столовом зале усадили, как дорогих гостей приве-
тили, традиционного сценария обряд хвалебным тушем прогремел в три раза ту-ту-ту-ту-ту-ту- ту-ту-ту
-ту-ту- ту-ту-ту-ту-ту –ту-ту-ту. Затем слова в надежде, что жизнь им восстановит их права, что вырастут
хорошими людьми, что жизнь активная их ждёт, здесь интересный и достойный маленький народ, что
в люди, в город не ходить, Христа не очень- то любить, наука даст свои понятия, с Вами проведут в
кружках занятия, вот Ваши воспитателя, они за папу, маму и будут как поводыря. Ты, извини, читатель
мой, он не герой, он времени создание, через него мы сможем вновь найти спокойствие и кров в
перестановке сдвига на всезнание. Катится, катится колесо времени, чтобы мы делали без государствен-
ной поддержки. Назад дороги нет. Висят картины советских мастеров кисти: Дайнеки, Петрова-Водкина,
Кустодиева, Перова, Саврасова и Васнецова. На стенах зрит заряд истории святой Руси и что шло опоc-
ля за ним. Глазами, первозданным взором глядит притихшая душа как в иллюзор, бездонное оно,пол-
но сознанием значения другой культуры . Марий уlем , аlе пёртышkо keinа, славянский этнос хвалебн
сполна; не плюй в колодец, напиться пригодиться. Могучий пласт, мощен богатством залежи культуры
пугали, настораживали, глушили благодатные потоки парящие в эфире марийских недр, исходящие с
родной земли. Он первенствовал, внушал, демонстрируя своё величие, значимость. Дух времени дру-
-37-
гой и доминирующей культуры давил в Величии своём. Значимость её , величие и широта незримо
поглощало в гарнило цивилизованной культуры русичей , неоперившуюся и более первичную культу-
ру , перерождало преобразования, больно било на содержание обрядов и обычаев мари. Двадцатый
век смежных преобразований, культурных ценностей паренье, век соединений вынужденного зрения,
так говорит наука и в этом ей порука, история развития людей. Как не внушай мираж на сроки,своим
путём идут истоки. В шестидесятые рассвет импровизации ложной людской организации, социалисти-
ческого рая доминирует сознание, хотят все много , ходят дружненько в кино, завод автофургонов пи-
лит лес давно, большие эстакады , на ж.д. станции давно, лес рубят , щепки не летят, их на опилки, с
них фанеру бдят, древесно- стружачные плиты, Вы не хотите? Так купите, и мебель Вам и плинтуса ,
и доски и вагонка и щипа, всё в ход идёт, не загниёт, в советском рае прибранный уход, Хрущёв
пришёл, пчёл снизошёл, раслабку дал , артель провёл, и дружненько робяты, в Руси пошли подрядом,
куда тут Василиске намедни, затронул сферы всей деревни, механизация на фермы, даёшь угля, по-
ле лава, Стахановцы! Вам вечна слава! В своих краях и космос намедни, собачьим лаем, восторгу нет
мочи, лес пилят, нет щепы, опилками подряд, в борьбе от пьянства, спирт гоняет государство, кто не
рад, всё в дело, Сталин под горой, срок вышел, с мовзолея – геть стеной, такие вот дела, Российское
содружество, моя , твоя, НИЧЬЯ ЗЕМЛЯ, ВСЕОБШАЯ ОНА и правит государством голытьба, что в голове,
то на воде, безграмотен мужик везде, берёт и вилами везде,” политик” ткёт, словно себе, откуда знать
кому в поход, сняв свой башмак и нету слов, Малиновый мой рай , как я люблю твой , на твоей стан-
ции громкоговорителя собачий лай , поспать никак и механизм , запущен с радостью – социализм и
партия всё светит и Ленин наш в ответе и Мы бредём с флагами в популизм. Ух, этот лай, я помню
в кайф, ходили мы с толпой в парад, и не поймёшь где эта вошь, Америка - угля даёшь , угля даёшь,
поболе лаву, земля терпи, живём на славу, и коммунизм и альтруизм, грядёт рассвет, импровизацией
блазнит и светом будущего счастья, нам не страшны, капитализированы богатства в одночасье, рабо -
чий стойкими рядами идёт к вершине власти, как знать, ведь впереди – всеобщее малиновое счастье.
Затронул сферы все, на это индульгенция была дана палатой краснопёрых “ левашей”. Вы в плане,
стройте комбинат , вали леса, велел собрат, наладим шуриком станок, наш Ленин, что- то занемог, Вам
макароны, Вам кильку, кисель, калоши!Вам коленкор, для деток , для людей ,” Ваш красный стекловар “
-38-
штампует вам товар и пузыри под водку. Ужо в сельмагах запах кожи, от лошадиной сбруи и уздечек
сложен, в звон цепей от века, от “лица”, двадцатый век и на дворе стоит московская и стынет колбаса,
и сыр, икра, от осетра, да не про Вашу честь , свой кошелёк упрячь в завесь, штанин своих широких -
слоган, плаката Маяковского - отлогом, глядит во гневе на сельпо, как будто говоря про то: “Вы что хо-
тели, то и получили, не все на фронте вшей давили, хотели сладкой жизни, зрите, на НЭП позарились ,
смотрите, селёдка мухотой обложена , полна бочка, есть керосин, парфюм Москва, одеколон тройная
резеда, летят те журавли и Красный май и Шипр конечно и его не забывай, а тот завод даёт Восход,
галоши, корочки, капрон, чтоб дамы плакали на склоне алеющих вершин, чтоб голову мочили Мер-
злавином и жгли Хной, ведь рай не ждёт, грядёт, придёт, и водкою древесною, натруженный Марфлот,
по Волге, мати - реченьке, тащил мари-народ; Лампады есть и стеарин, есть ситчик, комбикорм, а вот
бостон и шёлк и он, весёлый наш сатин, как мило, сердцу за версту, Серёжкой прозывают пусть, Есе-
нин любит по весне, берёзок шелест жгут и Нам мари, Эшпай хорош, милее и родней и Палантай на
вольный зов, танцует веселей, ветра столетние снуют, культуры от лица, висят на подиум, грустя, Ваню-
ша выбирай. Брысь отторжения погром, народный , жёлтый веник, мари как может построён, стоит ха-
латом строен , вот на утёсе пара зрит, ветрами этнос реет, и тёмен лик в подъёме сил, и ель над
ними веет, вот что запомнил наш пострел и волжские просторы и перевешивают вес , до богатырей
нет дела, красиво пишет Васнецов, но русское то семя, себе милее бить врагов, да ветер их развеет.
Вот, что увидел наш герой, себе и нам дороже, в родной стране и сыр чужой, заморский ложью зреет.
Как и тогда , так и сейчас , стихи в мозгу стучали, быть может это не про нас и время не приспело.
5.4. Сам распорядок и сам другой, вписаться надо, махни рукой … .
Крамольные вершки стучали в голове , с семи годов изгоем в тишине . Первые дни пребывания в
интернате прошли волнительно на эмоциональном подъёме. Дети по-разному привыкали к условиям
требований, какие бытовали в атмосфере необычного заведения. Покатились деньки, денёчки как
молчаливые по утренней росе, дорожки- стёжки. Строгая жизнь по заведённому внутреннему рас-
порядку враз сдуло шелуху иллюзий. Оно не позволяло и комару пискнуть на подлёте , как склянки,
навесных часов, висевших на каждом этаже, каждого крыла здания пробивали очередной этап наме-
ченного мероприятия. Начало и конец соблюдали строго по регламенту, ни минутой ранее, позже.
-39-
Потому как при случайности маленьких людей строго действовал внутренний циркуляр предписаний
по содержанию каждого воспитанника, питомца этого достойного учреждения. Именно так оно вели-
чалось : Школа- интернат номер четыре, Министерство просвещения и образования Республики Марий-
эл, отдельное образовательное учреждение. Оно отражало организованную, целенаправленную позицию
бичу ушедшего века: невежеству, незнанию, убогости, дикости, бедноте и увы человеческому равноду-
шию.И это являлось стержнем того времени. Индустриализация, коллективизация , механизация,реоргани-
зация и другое не могло осуществляться тёмным, безграмотным народом и власть имуща: партия и пра-
вительство, оне - же утвердившие друг друга, взяло курс на поголовное образование всего населения. Оно
красной чертой проходило так сказать в задачах и решениях партии правительства.Ну всё об этом,сколь-
ко можно, страна взяла курс на всеобщее, обязательное, среднее образование и правильно сделали; с
безграмотным народом, что построишь? Честь и хвала нашему времени, ведь мы позволили, ведь мы
построили, индустриализацию - хребет всей страны, деткам позволили, нам помогли, а то бы бродили по
пыльным дорогам великой страны, а так-то при деле все и разом запели где, в чертогах где выращен
“рай”, малиновый, наш, свой, родной, привычный потому дорогой , и в этом зарыто наше стремление,
наша воля и объединение. Люди не могли, с утра до ночи работали на страну, никто – же не помогал,
всё сами, сами, при чём добровольно, изменчиво, главное , поэтому очень большая тяга к тайному , по-
этому планы меняли сами плавненько, выдумывать нет нам дела, при этом вся страна шелестела, кто
выполнил план, народ, Клод ван ДАМ?, вот и славненько, слава богу менялся народ, прошли Ликбез ,
наступил общеобразовательный черёд, в примере до сих пор идёт, планы изменили, планку подменили,
ПОИГРАТЬ С НАРОДОМ, ОПАСНАЯ ИГРА, а вот объединение, у каждого ведь мнение, общине ведь рос-
сийской нету темы ближе, засим грядёт сомнение , засим и разорение, а так-то как-то ближе, дитям бы
как-то выжить, а так деньга натурою текёт и план идёт и планка нас не жмёт.
Приехавших детей разместили в деревянном корпусе, находящемся в отдельно стоящем здании, быв-
шей средней, сельской школы. Её передали под нужды организации школы-интерната. По нормам Сан-
пина нужен карантин и это отдельно стоящее, одноэтажное здание очень подходило для маленьких ,
приехавших деток. Ваня вздохнул, узнав про то за пиршеством в столовой. Слава богу, здесь так шумно,
и как- то не с руки, мне лучше скромно, по-тихому уйти. Другим хотелось тут остаться, здесь музыка иг-
-40
рает, за ними как за малышами ухаживают старшие, какие лапочки они. Себе ли на беду, другим ли на
хулу тот дом приземистый и длинный был так похож на их Люльпанский детский дом, что детки, вздро-
гнули, взгрустнули о былом. Здание предназначалось для младших шести классов; первых-два класса”а”
и “б”,вторых-два класса”е”,третьего одного и четвёртого одного. Первые, вторые находились левое крыло,
третьи, четвёртые правое крыло. Всем хватило места, посредине тянулся длинный двадцатиметровый ко-
ридор, в котором проводили мероприятия и конечно физзарядку. Детям приметны, знакомы по призна-
кам расположения похожего дома. Ране строили школы по одним проектам, но детям он напоминал
Люльпан, их прежнюю уютную жизнь, возвращал воспоминания в то, прошлое время. Некоторые детишки,
привыкшие к ласковому, общему обращению к ним как к маленьким, любимым детям продолжали кап-
ризничать, требовали особого обхождения и внимания. Не встречая таковое, плакали молча в подушку,
случались срывы и даже истерики. Для них школа показалась непривычно жёстким,суровым заведением.
Долгое время многие не могли войти в колею, частенько вспоминали свой любимый Люльпан. А некото -
рые мечтали вернуться назад, строили планы побега.
-41-
Свидетельство о публикации №215061600563