Шекспир. Сонет 100. Забытое искусство

Сонет 100

Сонет 100. На открытие театра о Друге. Сентябрь 1599.

О, Муза, где забытое искусство –
Вещать во всём могуществе своём?
В пустых ли песнях тратишь ярость чувства,
Мрак низких тем впитав своим огнём?
Верни, о Муза – вспомни искупленье –
Свой праздный срок отсчётом лучших слов:
Воспой, даруя слуху уваженье,
Перу – изящность, темам – суть основ.
Восстань от лени, глянь на образ милый,
И если Время чертит там свой след,
Срази его художества сатирой,
Чтоб порче всюду гневным был ответ.
         И славь Любовь всегда, пока живёшь,
         Так Времени удержишь гнутый нож.    


 Сонет 100. Оригинальный текст
Where art thou, Muse, that thou forget'st so long
To speak of that which gives thee all thy might?
Spend'st thou thy fury on some worthless song,
Dark'ning thy pow'r to lend base subjects light?
Return, forgetful Muse, and straight redeem
In gentle numbers time so idly spent;
Sing to the ear that doth thy lays esteem
And gives thy pen both skill and argument.
Rise, resty Muse, my love's sweet face survey,
If Time have any wrinkle graven there;
If any, be a satire to decay,
And make Time's spoils despised every where.
Give my love fame faster than Time wastes life;
So thou prevent'st his scythe and crooked knife.


Сонет 100. Сменилась тема, в сравнении с сонетом 99.  Но как мы уже неоднократно видели, смена темы указывает только на смену обстоятельств, и часто не совпадает со знаком смены адресата.  Для точной диагностики необходимо проверить ракурс темы сонета 100 на противоречия в отношении адресата предыдущего сонета 99.  Первое, что бросается в глаза – то, что поэт недоволен своей Музой в хвале адресата. Может ли такое быть в отношении друга? 
Да. Мы видели в череде сонетов 76-86, что поэт признал «твой вид достоин силы лучшего пера» (сонет 79) и Муза его умолкла – «я только мысль» (сонет 85).  Но может ли поэт быть недовольным Музой в хвале возлюбленной? Тоже возможно. Ведь сонетом 21 поэт прямо ограничил свою Музу в выборе средств восхваления – «зачем хвалить…?» и следовал этому ограничению.  Так в чём же суть этого недовольства – в том, что поэт решил, что теперь он будет писать лучше и талантливее в отношении друга, или в том, что он восполнит упущенные возможности хвалы в отношении возлюбленной? 
  Однако, в отношении возлюбленной смена подхода к хвале означала бы, как мы знаем из сонета 36, угрозу придать всё огласке. Но вряд ли у возлюбленной за прошедшее время сменился статус или появилась возможность не опасаться огласки.  А как мы всегда видели, Шекспир очень чутко относился к проблемам своих адресатов. Поэтому более вероятно, что поэт говорит о друге. Ведь успокоившись по прошествии времени, поэт вполне мог считать, что теперь то он покажет лучшее, на что способен.  Но такое указание на друга, как уже было сказано, не является самодостаточным, а пока только имеет гораздо более высокую вероятность.  Окончательное подтверждение этому мы найдём в сонете 101, где будет продолжение темы в сочетании с образом друга и отсутствием противоречий с сонетом 100.  А значит, мы имеем право распространить указание сонета 101 на сонет 100 и считать, что в сонете 100 произошла смена адресата.

Сонет 100. Забытое искусство.


Обновлённый анализ: Вдохновение реальностью.
https://skallv.ru/

 
Шекспир. Сонет 93. Ключевой сонет. http://www.proza.ru/2015/06/13/656
Шекспир. Сонет 92. Группа сонетов. http://www.proza.ru/2015/06/12/514


Рецензии