Малиновый рай, романа Инку-батор. стр. 59-62
Освоившись, приглядевшись к правилам жизни школы – интерната Ваня воспрянул, отметив, в дет -
доме было построже, никуда не выйдешь без разрешения, без сопровождения в село, здесь - же
можно в личное время под предлогом сходить в районную библиотеку или ещё куда на почту к
примеру. На деле – же погулять особняком, отдохнуть от режимного заведения, отойти на время от
бремени распорядка. Можно пошататься по парку, пойти в лесочек или прогуляться, аж до самого
аэродрома. В райцентре имелось лётное поле, сельский аэроклуб и множество различных самолётов.
Ваня иногда, когда приходилось особенно тягостно, выходил за пределы интерната ноги и воспоми -
нания приводили его в лётное поле. Смотрел на него, на самолёты, на ангары, на взлётную полосу
и вспоминал, вспоминал с тёплой грустинкой о прошлом в жизни, о тех событиях, размышлял, успо-
каивался . Проделав мысленно внутреннюю работу, возвращался прощаясь на время с воспоминани-
ями своего прошумевшего детства. Ребята жили и учились в этом - же деревянном корпусе, отдельно
стоящим через дорогу от основного четырехэтажного кирпичного детского комбината. Там проживали
старшаки. Возвратимся к предметному описанию. Правое крыло представляло собой учебный сектор:
классы, кубовая, помещение по игровую, он -же спортзалчик. Левое крыло предназначалось для спа-
лен по восемнадцать койко-мест на каждую палату, оканчивалось длинным , во всю длину корпуса
пятиметровой ширины коридором впритык выходу - крыльцу, c примыкающим к нему пристроем, са-
санитарного назначения. Туалеты и моечные кои описаны мною с пристрастием очевидца. Лидия Фё-
доровна рьяно взялась за воспитание детей. Сходу и в рысь прибрала к рукам детей и преподавате-
лей. Будучи чрезвычайно активной, обладая импульсно - взрывным характером, придавила вручённый
ей контингент, образно выражаясь, построила его под свою натуру. Под напряжением стонали дети,
пребывали молодые учителя – коллеги, подсобный состав технических работников и служащих старал-
ся не наскочить на взрывной характер. Наказания начинались с утренней побудки. Неугомонная под-
рядила горниста дуть в горн , барабанщика бить в барабан, после чего дети как ошалелые осы ме -
таясь бегали в суматохе по левому крылу. Сама – же лично обходила палаты и закутки, где могли
спрятаться уклонисты и хворостиной вжикала с острасткой по мягким местам, не проснувшихся или
покоившихся в усладе сна под тёплым, прогретым одеялом. Никому не было спуска от мощных рук-
-59-
чек дискоболки, покоя от гортанного нетерпящего возражения командного голоса. Поначалу маль -
чишки убегали, куда придётся, прятались в дровянике и около него в зарослях акации. Но старшая
обязательно всех наказывала, лишала завтрака. Зарядку проводили старшие вожатые она- же контро-
лировала процесс, следила за качеством её исполнения упражнений . Нерадивых, медлительных , ле-
нивых , нехочух строила в отдельную команду, лично занимаясь с ними физической экзекуцией. Мето-
дика обыденна проста , пробежка по дорожке без мешка, присел , отжался , попрыгал зайцем, так без
устали, конца, а нерадивые получали прутика, хлыста, а иногда получали и леща. Наблюдатели и про-
хожие поражались , качали головами, крутили пальцами у виска и не мудрено физзарядка сопровож-
далася боем трёх барабанов и её личным гортанным счётом: ein, ein, ein, zvei, drei ; ein, ein, ein, zvei,
drei. После чего предстояло обязательное водное обтирание холодной водичкой из естественного ис-
точника реченьки Немды, следовало подшивание белых воротничков к школьным гимнастёркам. Де-
вочки гладили белоснежные передники, заплетали косы , вплетая банты, мальчики чистили свою фор-
му, гладя стрелки через марлю угольного утюга, чистили гуталином обувь , шнурки, пуговицы и бляхи
школьного форменного образца до определённого блеску. По большому счёту наводили лоск, как того
требовал распорядок и всё до завтрака, не успел- доделывай, жало у пчёлки. На приём пищи отводи-
лося двадцать минут, не успел, ты пострел, по команде встали, вышли построились, вожатые произве-
ли утреннею поверку наличия личного состава, по ходу чистоту, состояние личной гигиены: ногти, дли-
ну волос, жалобы на здоровье, свежесть воротничков и другое. Вереницей , строем, по одному пошли
в места проживания, стали каждый у своей кровати, отчитались по её заправке по порядку в тумбоч-
ке, по подготовке к урокам школьных принадлежностей и опять- же школьной формы , внешнему ви-
ду придавался большой авторитет. В восемь пятнадцать строем расселись по партам и никакого хож-
дения, сходу пошли чередою уроки, перемены, уроки и так вереницей дни, недели , месяца и годы, ни
какой послабки, ни какой отдышки, баба с возу, кобыле легче, кто вышел анжинером, а кто залёг не-
далече. По школе действовал десант чистоты, куда входили во главе с медиком вожатые отрядов,
председатели Советов отрядов, старосты отрядов, звеньевые отрядов, во как; нерадивому, неряхе и
нехочухам ох непросто было, ох непросто. Выводили на чистую воду, клеймили, всенародно срамили,
да читали нотации в остраске , чтоб другим не повадно было , чтоб блестело, сверкало, и пело, чтобы
-60-
в душе было светло и смело Вы смотрели в великое дело. Большое значение уделялось наличию
платка, чистоте рук, ушей, волос, педантично до занудства в трепете вибраций голоса и рта, в иска-
жжённом нервотрёпе тика глаз и щеки та медичка стерильно орошала цветы и десант её славный
гордо веял стихи, мойдодыр словно щеткой, протирал им вершки, а волною для роста, щеки красны
цвели. Гордыми ходили члены комиссии, сами сияя личной белизной, на деле подавали, показывали
пример, не в пример сегодняшнему времени. Сегодня - же распутство, разгильдяйство, нечистоплот -
ность, разбросанность, необязательность вошло в моду , встречается всюду: и в стиле и в укладе и в
образе жизни. Оно явилось новым дуновением за прошлые безалаберные действия предшественни-
ков, точнее равнодушной оппозиции “ ведомых”. Всё, всё начиналось оттуда, с того времени описания
советской культуры. С семнадцатого года шла борьба за выживание как нации, внутри себя народ
уничтожал другие народы, одна великая культура уничтожала другие культуры, одна народность унич-
тожала другие народности, хотя и взяли основополагающие качественные черты и проводили их в
жизнь созданного нового общества , но всё одно движение культурного построя шло по инерции, те-
ряя первоначальное значение. Потому потеряло первоначальный истинный смысл, в эпоху перестрой-
ки одна тысяча девятьсот пятьдесят третьего - одна тысяча девятьсот дев-ого годов, отступило на вто-
рой план. С этим не поспоришь, ибо какое может быть качество в борьбе за выживание нации, одна
болтовня ; в сравнении с нею колония природных муравьёв рациональнее в своём истинном пред-
назначении и истинна, ибо там всё логично, рационально построно , всё во имя для своего качест-
ва. Иначе как- же, дело ради дела или же или всё – же во имя дела, по принципу первого построила
свой подход окультуривания порученного контингента. Механизм схемы в решениях проблем осве-
щал простой прошлый опыт ранее окультуренных поколений, механическое отношение которых во-
шло в наш общественный обиход, впиталось в быт, стало частью великого народа и от этого никуда
не уйдёшь; чем богаты - тем и рады. Лидия Фёдоровна ярко отражала черты того времени, как хоро-
шо и просто вдруг, машинкой стричь мальчишек в круг; шаблон болваночки простой, на голове сидит
дугой; в глазах чужих, чужие слёзы, как хорошо, люблю морозы и вид какой, затылки в позе, мальчиш-
ки Вы мои мимозы; всех пацанов постригла строго под матрицу болванки Розы; и прозвала пострижку
сложно, аля Чубик от тапка Розы. В итоге пацаны имели оригинальный, одинаковый вид, всё голо,
-61-
вы имели блеск и шик. Спериди на лоб торчком топорщился метёлкой чуб и боле ничего, серебрян-
ный притык, что там бурса по Гоголю, забудь, те семинаристы отдыхают в местный блуд. Дак интер-
натский завхоз Ксения Егоровна зубоскалила по этому поводу, что у тебя Лидка все на одно мурло,
кака видно сама уродилась, такей и свет божый кажется и настоятельно советовала зайти к ней за
кадкой да ивовыми прутиками, которы той заготовили робятки - дворники. Шутила Ксения по-просто-
му, по- народному, лукаво кося да щуря бедовые зеленные глаза, посасывая дамский, чёрный мунд-
штук с вечно скворчащим Казбеком свистяще. Мальчишки оценивали этот юмор, цокая от удовольс-
твия языками. Ксения Егоровна была им по нраву, обращения её с подковыркою по поводу гонялова,
муштрования к Лидии Фёдоровне были ближе по духу и содержанию, чем прилагаемые мероприятия
под страхом ремня и мокрого полотенца. Надо знать Ксения Егоровна невзлюбила эту как выражалась
клизму. Почему именно клизмой история умалчивает и прозвище не очень-то соответствует представ-
лению; но так оно и было. Зато какое представление, зато какое избавление, пусть очень грубо, да
заступился без напруги, пусть будет клизмой, простая жизнь, бьёт и за забора - долой фашизму . Вот
вся модель , демократической кондиции от ГДР и ЗДР, тут налицо, накажем тётек, дядек подлецов,
простая женщина с народа, а заступилась без подлога. Пацаны в угаре многое прощали за открытый
норов , за смелый заступ, за стойку на их бедовой стороне, в порыве куража некоторые отчаянные
головы перепутав ранж , приняв за свою пытались балагурить с нею и клянчили дать закурить. Но
Ксения была непреклонна, выражалась просто: ”Ишь мухомор, с вершка два горшка, а туды-ка, дай
закурить, не мало не будет, пися не отсохнет”. При чём тут это? Невпопад, невпопад, поцелуй у кош-
ки зад, подражая ей, балагурила отчаянное “ братство”. Ксения всегда была на взводе, под хмелем,
не очень то сердилась , так представляла вид , видимо это являлось нормой, являлось частью утрен -
ней разрядки. По служебному ранжиру в её обязанности входил обязательный обход , да и по стар-
шинству стояла повыше Лидии, супротив начальства не попрёшь, терпи родимая, одно ить дело Мы
творим, направить в нужно русло наше обрусевшее течение Гольфстрим. Затем плавно переходила
на имена и фамилии, особо с пристрастием, фамильярно откровенничая, ехидно высмеивала грубые
действия Лидии Фёдоровны советуя той перейти к ней дворником, али лучша всего на скотный двор
свинаркой. Надо было видеть лица ребят, все, все стояли на стороне Ксении Егоровны, хотя внешне та
не представляла приятное зрелище; но детские души чутьём чуют живое участие, сопереживание
-62-
Свидетельство о публикации №215062100811