Таинственная мелодия формы

Существует какая-то таинственность в восприятии мелодии формы. Очень часто обожаемость того или иного строится исключительно на уникальности формы, на каком-то таинственном взаимодействии её частей, будь то песня или танец, курительная трубка, комнатное растение, танк, автомобиль или облик человека... Мне всегда казалось, что существует некий орган чувств, который воспринимает качество формы. Очень часто содержание влияет на восприятие формы так, как, например, специи влияют на вкус еды, но никакими специями невозможно облагородить неудачно состряпанную пищу также, как неудачно родившуюся форму. Мы очень часто не отдаём себе отчёта в том, насколько сильно благородность формы определяет наше отношение к людям и предметам, нас окружающим. Когда мы говорим о любви, то очень часто не отдаём себе отчёта в том, что любовь - это форма. Можно полюбить человека за необыкновенный ум, но этот ум должен иметь влюбляемую форму. Скажите кому-то "любимая форма ума" и на вас посмотрят с подозрительным недоумением.

Когда я только-только научился читать - это было до школы - я буквально по складам прочёл и несколько раз перечитал стихотворение Валерия Брюсова "Творчество":   

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Ну что пятислишнимлетний малыш мог понимать в этом стихотворении?! Я читал его по складам. Я понятия не имел, что такое "латании". Тем более "лопасти латаний на эмалевой стене". Но я всю жизнь периодически повторяю это стихотворение и люблю его так же, как полюбил при прочтении.

Нет, всё же у человека и животных есть какой-то не открытый ещё орган платонического восприятия любви как таинственной мелодии формы. И особо удивляет то, что форма, состоящая из мозаики частей, воспринимается и вспоминается интегрально.


Рецензии