Что в имени моём?

1967-ой год. Мне – шестнадцать. Я - взрослая и, наконец-то, получаю «молоткастый, серпастый» советский паспорт. Насквозь пропитанная патриотизмом стихов любимого поэта Маяковского, прошу у мамы своё свидетельство о рождении и - встречаюсь с полной для себя неожиданностью. Оказывается – о ужас! - меня зовут Ирона!
 
Шестнадцать лет я жила не под своим именем!?
- Как так могло получиться? Зачем мне это чужое имя? Может, я вообще не дочь своих родителей? – мысли роем кружились в голове, не оставляя меня в покое. Не хотелось задавать родителям вопросы, которые могли бы их огорчить.
- Ведь почему-то они не сказали мне об этом раньше? Значит какая-то тайна скрывается за этим именем? – думалось мне.
Мысль металась от одной крайности в другую:
-  А если их не спрашивать? Сделать вид, что ничего не произошло, что ничего необычного в имени нет? Да оно и созвучно с моим простым и привычным: Ира, Ирочка, Ируся, Иринка, Иришка, Ирина?
   Я никогда не задумывалась о звучании и значении моего имени.
Ну, когда-то родители так назвали. Факт свершился. О чём здесь можно было ещё думать?  Имя и дано для того, чтобы не потеряться в мире людей, чтобы на него откликаться и хоть этим отличаться от других. И всё-таки я не могла смириться с тем именем, которое было записано в метриках, как мама называла этот документ о рождении.
-  Как я буду жить с этим ненавистным именем? Нет, я этого не хочу и никогда не буду какой-то Ироной.  Ни за что в жизни!

                *  *  *

    Я очень любила родителей и решила выйти из этой ситуации самостоятельно. Не посвящая их в ту бурю чувств, которая бушевала во мне, я промолчала и затаилась в себе.
А ночью сознание подсказало решение:
- Ведь всего-то надо подставить чёрточку в букву "о", чтобы она стала похожей на «э», и имя Ирона будет восприниматься по-другому. Ведь тогда можно будет отстоять имя Ирэна, а, может быть, даже Ирина.

Вспомнились строки песни Вертинского, которые я недавно слышала в записи с магнитофона:         
            "Я безумно боюсь золотистого плена
             Ваших медно-змеиных волос.
             Я влюблён в ваше тонкое имя Ирене,    
             И в следы ваших слёз, ваших слёз….
             Не могу, не хочу, наконец, - не желаю,   
             И, приветствуя радостный плен,
             Я со сцены вам сердце, как мячик, бросаю,
             Ну, ловите, принцесса Ирен".

-  О таком имени могла бы мечтать любая девушка, – рассуждала я. - А, может, это - подарок судьбы, имя, прилетевшее из ниоткуда? - подумалось мне в одну из бессонных ночей.

Помню, что тогда я сразу уснула, ведь решение было принято.
На следующий день, никому не сказав ни слова, я отыскала чёрную тушь, ручку с обычным пером и вписала чёрточку в букву «о» так, чтобы она смотрелась как буква "э".

   Действие было совершено. И тут только я осознала, что это подделка документа, но изменить уже ничего нельзя. Начались минуты страха и угрызений совести:

-  Что будет, если работники паспортного стола заметят подделку? Как я могла так поступить? Теперь жди неприятностей. А что скажут родители?

                *  *  *

   С трепетом в душе я переступила порог  кабинета начальника паспортного стола. Женщина долго изучала свидетельство о рождении, то поднимая на меня глаза, то всматриваясь в документ. Потом, откинувшись грузным телом на спинку стула, предложила сесть на стул напротив себя и, продолжая задумчиво глядеть в мои глаза, спросила:
-  А как тебя родители называют?
-  Ирой, Иринкой, Ирочкой, - прошептала я в ответ доверчиво.
Услышав это, женщина подобрела, но не настолько, чтобы утвердить названное мной имя. Так я стала Ирэной.

                *  *  *
 
   Помню, в тот день, когда я получила паспорт, состоялся разговор с родителями, который помог мне их понять. Мне посчастливилось вернуться в 1951-ый год – год моего рождения - и услышать от отца с матерью историю моего имени.

    Всего шесть лет, как окончилась война. В небольшом посёлке в сибирской тайге появилась на свет я, кареглазая девочка, дочка, дочурка, о которой мечтал отец. Его мечта сбылась, а вот мамина – об имени для дочки - не совсем.

    В один из тех давних дней, ещё находясь со мной в больнице, она попросила отца съездить в город и зарегистрировать моё рождение. Потом, немного помедлив, добавила:
-  Давай назовём нашу дочурку Ирене, в честь моей подруги. Мы были как сёстры. Не знаю, где она сейчас. После того, как нас во время войны выслали как немцев из посёлка, я о ней больше ничего не слышала. Пусть дочка носит её имя. Может, и встретимся ещё когда-нибудь.

   Отец принял её решение-просьбу как должное, совершенно безоговорочно. Но, приехав в ЗАГС для оформления свидетельства о рождении, не смог вспомнить правописание, да и точное звучание имени, названного женой.  Он очень хотел доставить ей радость, но помнил только, что что-то в нём было связано с именем Ирина.

  Он не заметил, как начал вслух, лихорадочно перебирать имена: 
 -  Ирана, Ируня, Ирюня, Ирыня, Ирена, Ирен, Ирония.
Работница ЗАГСа, проникшись участием к молодому мужчине, пытаясь ему помочь, подавала новые идеи:
-  Ирма, Ираида, Игнесса, Идилия...
Она настолько далеко увела в исканиях от искомого имени, что когда отцу пришло на память имя Ирона, оно показалась ему знакомым и даже почти родным.

А в сознании промелькнуло:
-  Завтра с утра на работу. Надо ещё что-то решать с малолетним сыном, кому-то надо его отдать для присмотра на завтрашний день. Потом заскочу к жене в больницу.  Даже если и узнаю точно, как она мечтала назвать дочурку, послезавтра в город не вырвусь. Ах, была не была! Может, жена и, правда, назвала имя Ирона.  Звучит оно необычно и даже приятно! А почему бы и нет? Ирона так Ирона!

  -   Так ты и стала Ироной, дочка. Этим именем тебя так никто и не назвал. Но всю жизнь я ругал себя за то, что так поступил в те давние трудные годы, - оправдывался отец, как бы заглаживая давнюю вину, а мама смущённо улыбалась, переживая за меня.
   Я улыбнулась в ответ и ответила тихо:
-  Успокойся, папа. Может быть, я была бы первой с этим именем и вошла бы в историю новых имён?  Мам, сегодня я стала Ирэной, так что твоя мечта почти сбылась.

                *  *  *

   Прошли годы. Я закончила педагогический институт, стала учителем русского языка и литературы. Отчётливо помню свой первый в жизни урок в девятом классе. Находясь в состоянии волнения и даже какого-то страха, я представилась ученикам:
-  Меня зовут Ирина Ивановна.
   Молчание было мне ответом. Потом по классу прошла волна изумления и даже открытого недопонимания и возмущения:
-   Почему Ирина?
-   А нам сказали, Ирэна Ивановна.
-   Ленка, - накинулись они на одноклассницу. – А почему же твоя мать сказала, что нашу новую классную зовут Ирэна?
   У Лены, как я узнала позже, мама была завучем школы. Бедная Ленка, ещё и ей за меня досталось!  В ту минуту я поняла, что в сельской школе всё и всем известно заранее.  Спорить с фактом, заверенным печатями во многих документах, подтверждающих правильность имени Ирэна, было просто ни к чему, да и не имело смысла. Так я и была вновь окрещена учениками, получив имя, которым в течение двадцати лет работы называли меня школьники, коллеги по работе, друзья и знакомые.

                *  *  *

   Прошло ещё двадцать лет. Я переехала в Германию на родину моих исторических предков. При переоформлении документов на немецкий язык, я обрела без всяких проблем имя Ирене, о котором мама просила в своё время отца. Мне просто повезло: в латинском алфавите нет буквы «э», и я без проблем стала здесь Ирене. Таким я указала своё имя и в документах при въезде в страну. В Германии мне представился и случай - познакомиться с маминой подругой Иреной, в честь которой меня когда-то так нарекли.

Ирене, Ирене, Ирене...
Это обращение к себе я слышу в течение более двадцати лет и на работе, и дома. Мои пациенты в доме престарелых при психиатрии обожают моё имя. Все восемь часов трудового дня я слышу только Ирене, Ирене, Ирене. Прихожу домой, а в ушах всё ещё звенит "Ирене, Ирене, Ирене". Здесь все обращаются друг к другу только по имени, отчеств -  не существует.

Сознаюсь честно, мне нравится моё имя, полученное от мамы. Я откликаюсь на него днём и ночью, во сне и наяву.  Одна француженка сказала мне, что королева во Франции звалась Ирене. Один голландец вышел на мой сайт, потому что моё имя он воспринял как имя соотечественницы. Среди немцев это имя звучит не так часто. Сейчас здесь местные называют детей русским, вернее, греческим именем, Ирина.

Недавно, находясь на всемирно известном высокогорном озере Титизее в Германии, я приобрела в качестве сувенира карту с расшифровкой значения моего имени.

Оказывается, Ирене - имя греческой богини мира. Ирене ставит интересы других выше собственных. Смысл её жизни в оказании помощи родным и близким.  Это даёт ей богатый эмоциональный заряд. Она обладает сильной волей, в работе находит удовлетворение, верна, общительна, доброжелательна, обладает богатым духовным миром и природным чувством юмора. Ну, прямо одни добродетели достались мне в наследство от греческой богини.
 
Сейчас я, наконец-то, начинаю понимать, почему делать добро, анализировать жизнь с точки зрения моего внутреннего восприятия, осознавать, остро переживать даже малейшие промахи - одно из основных качеств моего характера, идущего от имени.


Рецензии
Здравствуйте и здравствуйте, Ирене !

очень внутренне насыщенный сказ о самопознании.
и так замечательно то, что Вы интуитивно\естественно сами наполнили высоким жизненным значением смысл данного и родителями и определённого Вами самостоятельно действительно значительного имени ;
постоянство альтруизма и высочайшей милости древне-греческой богини мира во всех проявлениях Вашего человеческого бытия.

.......

Добра и Света !

с Праздником 9 мая !

с уважением,

Александр Георгия Сын Николаев   09.05.2021 13:10     Заявить о нарушении
СпасибО, Александр, за прочтение, за теплый отклик.

Ирене Крекер   10.05.2021 17:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.