Як гартавалася слова

Як гартавалася слова.

 Караткевіч Уладзімір пачатак рамана  "Хрыстос прызямліўся ў Гародні" (Евангелле ад Іуды)



 ДВУХ СВЕДКАЎ СЛОВА

 …і на пачатку панавання таго Жыкгімонта Першога быў нейкій… который з лёгкості якой умысліў або рачэй з роспачы імя із зверхность Хрыста господа собе прыпісаў і прівлашчаў.

  «Кроніка Белай Русі…» каноніка жмойскага Мацея Стрыкоўскага
 
  Будучы на схіле дзён, рыхтуючыся да агульнай чашы чалавечай — яе ж ніхто не праміне, — ведаючы, што за крэсам не сустрэнемся зноў, бо веры мы рознай, а магчыма, і за крэсам ляжыць «можа быць» ці ўвогуле «нішто», вырашылі мы, адзін пісьменны, а другі памятлівы, распавясці вам, людзі, аб Юрасю Братчыку, якога царква назвала «лжэ-Хрыстом».

  Ілжа і мана! Многіх яны так білі каменнямі, а потым кананізавалі. Гэтага — наўрад. Абылгалі і забылі пісьменныя, абылгалі багатыя, абылгалі кніжнікі прадажныя імя яго. І запісалі аб ім толькі Мацей Стрыкоўскі, ды Квангін Алесь-летапісец, ды Варлам Аршанскі, ды Збароўская пісцовая кніга, ды Андронік, Лагафіл па прозвішчы, з Буйнічаў Магілёўскіх.

  Але першыя два, кнігі свае ратуючы, дзеля страху іудзейска, аб Гародні нібы і не помняць; рабунак Цудатворнай з Вільні ў Частагоў адносяць; злодзеем адным яго робяць, жартам шалберскім* усё паказваюць, гішторыяй круцельскай. А астатнія, калі і гавораць аб бунце і вялікай гародзенскай разні, то, ведаючы мала, радкамі двума, ад адной літары чырвонай да другой: «Хрыстос той рачоны горад узяў і людзей пабіў, але потым…» І, яшчэ словы два сказаўшы, гавораць потым, як карова ў ратмана** на лёдзе нагу зламала і што сена дужа ў гэтым годзе дарагое было. Патрэбнае хіба свінням непатрэбным сена?!

 
 * Махлярскім. (Тут і далей заўвагі аўтара.)
 ** Радца.

  Як збіраюцца прылічваць кагосьці да ліку святых — спамінаюць, ці стварыў ён да скону хаця бы два цуды. І «адвакат д'ябла»* тыя цуды пытае сумненнем, спрабуе давесці, што былі гэта не цуды, а якіясь чары і гуслі і блуд лотраўскі**, і доказаў патрабуе, што дзівы гэтыя былі.
 * Удзельнік абраду кананізацыі.
 ** Круцельскі.
Короткевич Владимир


 Христос приземлился в Городне

  (Евангелие от Иуды)


Роман

 ДВУХ СВИДЕТЕЛЕЙ СЛОВО

 ... И в начале царствования того Жигмонта Первого был некий ... который из легкости какой предумыслил  или речей с отчаяния, имя верховное  Христа Господа себе приписал и прильстил.

  «Хроника Белой Руси ...» каноника жмойского Матвея Стрыковского.

  Будучи на склоне дней, готовясь испить совокупную  чашу человеческую - её же никто не минует, - зная, что за кресом(1) не встретимся снова, ибо веры мы разной, а возможно, и за кресом лежит «лишь возможность» или вообще «ничто», решили мы, один грамотный, а второй памятливый, рассказать вам, люди, про Юрася Братчика, которого церковь назвала «лже-Христом».

  Ложь и дурман(2)! Многих они так: побивали  камнями, а потом канонизировали. Этого - навряд ли. Оболгали и забыли грамотные, оболгали богатые, оболгали книжники продажные имя его. И записали о нём только Матвей Стрыковский, да Квангин Алесь, летописец, да Варлаам Оршанский, да Зборовская писцовая книга, да Андроник, Логофил по фамилии, с Буйничей Могилевских.

  Но первые два, книги свои спасая, ради страха иудейского, о Городне будто и не помнят; грабеж Чудотворной из Вильно в Частогов относят; злодеем все его делают, анекдотом шалберским(3) всё показывают, историей плутовской. А остальные если и пишут о бунте и великой городненской резне, то заведомо мало, пару строк, от одной красной строки  до другой: «Христос названый город взял и людей побил, но потом ...» И, ещё слова два сказав, поминают потом, как корова у ратмана(4) на льду ногу сломала и что сено в этом году очень дорогое было. Требуется ли  свиньям непотребным сено?!
 
  Когда собираются причислять кого к лику святых - вспоминают, сотворил ли он при жизни хотя бы два чуда. И «адвокат дьявола»(5) эти чудеса испытывает сомнением, пробует доказать, что были это не чудеса, а какие-то чары и гусли(6), блуд лотровский (7), и доказательств потребует, что дивы (8) эти были.

1 - Крес - крес (игра слов "солнцеворот, Иванов день", а так же кресити - оживлять, воскрешать)

2 - Дурман - мана (игра слов) - манна небесная, манить - прельщать, дурить
 
3 - Шалберским - Мошенническим. (Здесь примечание автора.)

4 - Ратман - советник (Здесь примечание автора.)

5 - Участник обряда канонизации (Здесь примечание автора.)

6 - Гусли - запрещенный монахами инструмент волхвов - былинные гусли-самогуды, которыми те сопровождали свои сказы.

7 - Воровской (Здесь примечание автора.)

8 - Див - славянское слово *divъ (< *deiwos) - Дух (который помогал творить сверхестественное для обычного человека)



Арцименя Дмитрий Константинович
Биография: 

Родился в 1932 г.

Национальность - белорус.

Образование - высшее, закончил Ленинградский сельскохозяйственный институт, Минскую высшую партийную школу.

Являлся председателем Гродненского областного Совета Народных депутатов. Депутат Верховного Совета Республики Беларусь XII созыва.

Председатель Гродненского облисполкома 1991-1993 гг.

Убит выстрелами из пистолета у порога своего дома в Гродно в 1993 г.

 Он - единственный белорусский руководитель столь высокого ранга, который был убит после начала перестройки.

Когда Дубко предрекал, что, став единоличным руководителем области, Арцименя «плохо кончит», он, вероятно, выпалил это сгоряча. Он никогда не считал Дмитрия Константиновича мелким жуликом или мафиози. Но попал Дубко в самую точку.

 До момента своего восхождения на вершину руководитель отвечает за свои слова лишь с учетом неизбежного форс-мажора: он же не Бог, над ним и начальство есть. Над губернатором ли, воеводой ли - над Арцименей начальства не было. Он не зависел уже ни от избирателя, ни от «центра», а только от Бога. К Богу его и приблизили таким страшным способом «отправив на небеса». И когда пуля настигла его во дворе собственного дома, он пытался зацепиться за землю, захватив ком земли слабеющими руками. Не помогло.

Единственный белорусский руководитель столь высокого ранга, который был убит после начала перестройки. После смерти Петра Машерова - наиболее высокопоставленный руководитель Беларуси, погибший до выхода на пенсию или в отставку.


Рецензии
Ида! Интересно, хоть и сложно разобраться в деталях.
Спасибо. Понравилось.

Петров Сергей Петрович   06.07.2015 08:34     Заявить о нарушении
Утро доброе, Сергей Петрович,
как-то так получилось, что современный русский язык - достаточно выхолощенный, стал камнем преткновения внутри славянского этноса

никого в своей правоте не убедишь: русские, писали мне, что как темной зомбированной украинке, мне не понять Величия России, чистоты языка русского, украинцы, что перевод мои на русский не очень красивы, белорусы, что белорусский и русский - это два языка - и это проблема великодержавного шовинизма русских

Андреев в "Розе Мира", книге написанной на русском языке, дает текст в рамках "галимато" - по-русски это значит - галиматья (но не так как теперь принято воспринимать указанное слово, технически сказать бы: не дешифрованное по различным причинам при переброске из одной информационной категории в другую)

сам Андреев нашел этому разумное объяснение: чаще всего информация, которую он получал шла на языках: санскрит, латынь, греческом, еврейском и арабском, а иногда на языках ещё более древних, которые как он уточнял не известны современной филологии;
так вот, по мнению автора "Розы", русская метакультура - одна из самых молодых, когда начал возникать её Сансклит (метакультура народа) - то всё уже было названо другими

но лично у меня другая информация - более близкая к тем, кто утверждает, что в любом из миров язык един - на мой взгляд это зависит от Дара (уровня аппаратуры получателя)

как пример, переведем слово: Сансклит - "внутренний вождь" - и что тут не по-русски?

но Гродно - выбрано мною не случайно - это попытка показать единство образов славянского языка на наглядном современном сценарии действия - которое каждый может сопоставить по уровню "вводная - выход"

с уважением

Ида Рапайкова   06.07.2015 09:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Ида, за столь развёрнутый, обстоятельный ответ.
С уважением и наилучшими пожеланиями.

Петров Сергей Петрович   06.07.2015 10:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.