Моя борьба с вредными привычками-1. 1941-45 г. г

   
                Начало:
    
          На фото:  я, мама, и брат Юрий. 1940 год.

    Маленькое предусловие:  Написать о моей борьбе с вредными  привычками: - курением  и алкоголем,  у меня возникло внезапно.
     Желание  что-то набрать на клавиатуре возникает у меня, чаще всего, когда  я чуток  под хмельком.

    Вот и сейчас, сидя в уютном служебном  домике теннисного корта, (я там  тренером  работаю), и,  выпив рюмку водки,  оставшейся от вчерашнего вечера,   закусив,  взятым  из дома,  бутербродиком,   я   почему – то  стал   терзаться  мыслью:   а зачем я, собственно, выпил?!
   Лично  мне,  от этого глотка  водки,  как говорится,  не в  ж…,  не в голове, а вот  надо же,  не вытерпел!

   Хотя    вчера  в  3 часов ночи,    проснувшись  от  дискомфорта,  (пульс  частил),   давал себе слово - завтра, больше  «ни – ни»!
                ***
   Вообще - то я  очень редко  бываю пьяным.
   Но об этом  позже,   и  начну  я, пожалуй,  сначала о курении.
   В нашей  семье  курила  мама, а  папа   не курил  и  вообще был воспитан  в строгих правилах, без вредных привычек.

   Мама,  в 1935 году,   выйдя за него замуж,   скрывала от отца эту   свою вредную   привычку, но  вскоре  была разоблачена  и получила порицание.

   Отец,  выразив   свое  недовольство,  смирился,  но  взял с нее слово, что при любых обстоятельствах  она сделает все,  чтобы  я,  - ее будущий  сын,  которого они уже ожидали  в декабре того же года,  ни в коем  случае  не  последовал ее  дурному  примеру.

   И такие обстоятельства  возникли   в  декабре 1942 года, когда   на  фронтах  Великой Отечественной Войны   создалась крайне сложная обстановка,  отца  вызвали в военкомат  и отправили в действующую армию, хотя   он,  по состоянию здоровья не подлежал призыву. 

  По дороге на фронт в промерзшей теплушке   у него  открылся туберкулез  и   через 3 месяца  отца  из госпиталя  в безнадежном  состоянии привезли  к нам домой,  а  еще  через три месяца  он  на маминых руках умер.   
 
  Мне шел тогда 7-й  год, мы уже  2 года, как переехали  из города Краснкамск в деревню Черная  и  я  по малолетству  как-то   не ощутил   всей глубины     утраты.
  Я  только позже ососзнал, каково было состояние  мамы, оставшейся одной с  двумя детьми.

  Но жизнь продолжалась.    Шла война.   Пропали  товары первой необходимости:  все приходилось выменивать на вещи, в том  числе и табак –  за спичечный  коробок   трубочного табака маме  в обмен   приходилось отдавать  что-нибудь из одежды!

   Мама не смогла отказаться от курения,  и тогда    в  ход пошел  самосад или, в лучшем  случае, солдатская  махорка.

   Я наблюдал,  как мама со своими  подругами - (воспитателями   детского лагеря  Литфонда, эвакуированного  из блокадного Ленинграда в нашу деревню),   при  свете коптилки, натирая кровавые мозоли  маникюрными ножницами,   пытались измельчать твердые   стебли  выращенного   на  огородах табака - самосада.

  И все это,  что бы свернуть  «цигарку»  и  удовлетворить свою тягу к  курению!
  Наблюдая все это,  в моем  детском сознании  не могло не  отложиться,  что от курения - неприятностей  больше, чем удовольствий.

  И все же, детство есть детство, я  с ребятами,  как-то дурачась,  свернул из сухих опавших листьев закрутку и подымил,  -  получив от дыма   лишь кашель да  слезы.

  А  вечером  дома меня  ждала расплата.  Мама сразу же почувствовала запах дыма,  да я  и не  скрывал  что курил, -  она  очень  разнервничалась,  пару раз шлепнула  меня, чем под руку попалось, и …  разрыдалась.
  Именно это  вызвало в  моей  душе взрыв  негодования к  самому себе и  жалости к любимой  маме.

  На всю жизнь запомнися ее рассказ, -   как легко привыкнуть  к  курению и как сложно от этого отвыкать!

  Она рассказала  мне о своей юности:  как   ее  - молодую учительницу, только что окончившую курсы,  послали в глухие таежные  края  на реке Ангара ликвидировать безграмотность  местных жителей,  именно     там  она привыкала  курить и  теперь  не  может ни как   от  этого   отвыкнуть.

  В доме были сумерки,  мы   вдвоем   обнявшись   и  не зажигая керосиновой   лампы,  сидели  на папиным диване  (папы уже  больше года, как  не было с нами),    и мама, увлекшись  воспоминаниями,  впервые,  как  с равным,    тихо вела со мной  беседу.

  Пригревшись в объятиях мамы, сквозь  дрему, в  моем сознании  проплывали  картины: -  вот  река, петляющая среди крутых берегов заросших тайгой,  на  реке  большая  лодка «Илимка»,  время от времени причаливающая  к берегам.
  Я предсавлял, как какие-то люди в дождевиках с капюшонами выносят на берег  мешки и ящики,  а среди них молодая  девушка в  городском одеянии – это моя  мама.
  Мне виделось, как   все медленно  поднимаются  по   крутой тропе, петляющей среди вековых  елей к  строениям  на  сваях – хижинам  местных  жителей  бурятов - охотников.

   Мама рссказывала, что  внутри  такой   хижины вокруг очага,  закоптившего  стены и потолок, сидят  на полу  люди,   они курят трубку, передавая ее по кругу, и  их сгорбленные  фигуры изредка  высвечиваются   из мрака отблесками  костра.   

  А  задача  мамы - довести до местного населения декрет правительства о «Всеобуче»  и «Ликбезе», - и  о необходимости учить детей  в школах-интернатах.

  Все  слушают  и  молчат, а непрошеной гостье суют в руки  вонючую трубку.  И  только потом начинается разговор:  «мол, учеба нам не нужна,  мы охотники,  мы и без учебы проживем».
 
  И так  на лодке   проходит  все мамино   лето, - ее отпуск.  На  лодке-"Илимке", отгоняя гнус дымом табака, она все лето плавала от селения до селения,  и вниз и вверх по  сибирской реке Ангаре - дочери озера-моря Байкал.

  Слушая   ее рассказ, я  твердо решил – курить не буду!

  Позже, уже после  войны, когда появились в  свободной  продаже папиросы,  мама никогда их не  прятала,  возможно,  демонстрировала  доверие  ко мне ,  и  я ее ни разу не подвел.

  Когда  же  курящие приятели  меня подначивали: – «мол, мать курит, а ты  почему нет?»  Я отговаривался: – «Мне дыма и дома хватает!»

  А  позже, когда  я  уже получал заработную плату,  я сам  подтрунивал над курящими приятелями: -  «А моя получка  больше! Вы ведь часть денег  пустите в дым, а я семье  куплю подарок!»
 
  Сейчас мне идет 83-й год и  я в соей жизни уже  не один раз мысленно благодарил маму, за тот урок  и рад, что сын и внуки, попробовав  курить, но  своевременно отказались от этой вредной привычки.


Рецензии
Уважаемый Евгений!Я тоже не курю,хотя во время войны пробовал это,но мне не понравилось.И от матери получил по заслугам.До сих пор удивляюсь,как люди могут всю жизнь дышать дымом,наживая себе хронические заболевания,в их числе рак лёгких.Виктор П.

Виктор Пущенко   05.03.2018 21:09     Заявить о нарушении
Доктор,вы правы, по этой причине моя мама не смогла бросить курево и от рака легких ушла из жизни в возрасте всего 60 лет! На мое счастье она сумела внушить мне, что начать курить легко, а бросить весьма трудно!
Читаю ваши воспоминания с большим интересом. Всех благ, вам, Евгений Щукин.

Евгений Щукин   11.03.2018 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.