Ягоды чёрной смородины

 Сквозь королей и фараонов,
Вождей, султанов и царей,
Оплакав смерти миллионов,
Идет со скрипочкой еврей.
                И. Губерман




 

 Посвящается доброй памяти моего отца,Меира Блехера ,
 ушедшего в другой мир 4 Июля,2004 года.
 
С детства меня интересовали не сами предметы, а та аура,которая окружает их.
Сама того не понимая, я просто чувствовала её .
 
Меня мало интересовали происходящие  события вокруг меня и со мной.
 Меня интересовали их последствия и  их предыстория.
  Позже я поняла, это всё одно  целое.
Просто  время   растянуто в  своём  измерении и пространстве.


Вот сегодня внучек  собирал с куста созревшие ягоды чёрной смородины.
Они душисто пахли запахом моего детства.
 А вот и трилогия в трёх частях о  мисочке с ягодами,  девятилетнем  мальчике и немного обо мне, в данном времени, хранительнице историй семьи.
 
Вот сегодня внучек  собирал с куста созревшие ягоды чёрной смородины.
Они душисто пахли запахом моего детства.
 А вот и трилогия в трёх частях о  мисочке с ягодами,  девятилетнем  мальчике и немного обо мне, в данном времени ,хранительнице семейных историй семьи.

Назад в прошлое
 
Где -то, в черте  еврейской оседлости, девятилетний  мальчик  во дворе своего дома собирал с куста созревшие ягоды чёрной смородины.
Работал мальчик быстро и мисочка его быстро наполнялась ягодами,которые он приносил бабушке,сидящей рядом на скамеечке.
 Бабушка  перебирала ягоды , наблюдала за работой внука и рассказывала ему разные  семейные истории.
Кто выжил из семьи после погромов, кто как жил, кто счартлво женился,а кто нет...

 Она говорила и говорила,мальчик продолжал собирать ягоды и время от времени приносил  их бабушке .
А бабушка вдруг тяжело вздохнула и  запела  песню на языке идиш.

Залиты слезами улицы в местечке,
Столько слёз, что можно плавать, словно в речке.
Забирают мальчиков - чьё на нас проклятье? -
Берут без сочувствия, берут без понятия.
Мальчиков из школы вырывают силой,
В сапоги, в шинели обряжают силой.
Головой кивают старосты общины,
Нас не защищают мудрые раввины.
Богатей Раковер семь сынков имеет,
Все они здоровы, каждый сын - жиреет.
А у бедной Леи единственного сына
В списки те проклятые занесла община.
Бедняков в солдаты - нечем откупиться,
Бедняков в солдаты - не важные птицы.
Что же получается? Не годны в солдаты
Бугаи здоровые, чьи отцы богаты.

Прижала внука к себе крепко, благословила его и добавила   
 
А ты беги от них беги далеко...
Да храни тебя Б-г.

И он бежал со службы в царской армии,куда мальчишкой был забран из родного гнезда.
Сменил фамилию, обосновался в  польском еврейском местечке  Ошмяны,Виленского повета
Там и женился  на моей прабабушке Лее,которая родила ему пятерых  сыновей и двоих дочерей.
Построил большой дом в центре города, поддерживал ошмянскую синагогу и прожил большую ,красивую жизнь.
Оставив после себя добрую память и запись в книге Памяти города,где написано о Сане Блехере,владельце метало- жестяного завода в городе.
Ещё   он передал моему отцу слова своей бабушки
- А ты беги от них беги далеко...
Да храни тебя Б-г.

 И мой отец  подростком  бежал  сразу в первые дни войны и дальше по жизни всё бегом- через сталинские лагеря, Польшу, добрался до Израиля и до берегов Америки, где и передал мне добрую память о моём прадеде.
 
 Сегодня  внучек  мой  собирал с куста созревшие ягоды чёрной смородины.
Они душисто пахли запахом моего детства.
Я сидела на стуле в моём канадском дворике и любовалась им.
Его старший брат сидел рядом со мной,младший всё пытался уцепится за ветвь канадского клёна разросшегося в моём дворике.

Натан время от времени подходил ко мне  и показывал свою баночку с ягодами.

Сегодня я рассказала внукам  о моём прадеде Сане, о моём деде Нохеме,старшего сына Сани,убитому  в первые дни войны,
о моём отце Меире  и слова,которые оказались пророческими  для него

 А ты беги от них беги далеко...
Да храни тебя Б-г.
 
 Взгляд в будущее .
   
 
Я вижу его сейчас в сию минуту,глядя на девятилетнего мальчика, собирающего ягоды чёрной смородины.
 Я вижу   большой добротный дом, во  дворе которого растут кусты чёрной  и красной смородины.
 Вижу большую, усыпанную плодами, яблоню.
 Вижу своих правнуков во дворе и слышу рассказ моего, уже взрослого,  внука Натана,так похожего на моего прадеда Саню, о истории семьи.
Я знаю так и будет, потому что, я сегодня попросила своих внуков хранить её и помнить слова.

А ты беги от них,  беги далеко...
Да храни Вас  Б-г.


Рецензии
Роза, понравился рассказ! Люблю собирать смородину и плодовую, и дикую. Желаю крепкого здоровья Вам и творческих успехов!

Владимир Шешуков   05.05.2016 07:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.