Моя борьба с вредными привычками-3. 1955-56 г. г
На снимке: Я-рядовой в/ч 62546, г.Спасск Дальний.
,
А вот с момента призыва в армию мое стремление воздержаться от выпивки стало терпеть фиаско. Началось с проводов - весь цех, сбросившись деньгами, устроил мои прроводы в ресторане, а потом, в меру выпившим, посадили меня в вагон и отправили на станцию Зуевка, к месту сбора призывников.
Мама тоже присутствовала на проводах и ей очень было приятно, что взрослые дяди, с которыми я работал, хорошо обо мне отзываются, а я держался вполне достойно.
На станции Зуевка рядом с вокзалом был сборный пункт: – большой без окон барак, туда обычно на дву-ярусные нары размещали этапы заключенных.
А во время призыва, на эти, кишащие клопами и воняющие карболкой нары, набросав свежей соломы, на две долгие недели свозили не большими партиями призывников со всей Кировской области.
Кормили нас два раза - утром и днем, а вечером мы были предоставлены сами себе, – наши старшие команд, а это были младшие офицеры, сопровождающие новобранцев, прятались в отдельной комнатке играли в карты и пили водку.
А мы, от безделья, шатались по вокзальной площади, а перед сном тоже пили водку иначе, из-за полчищ клопов, кишащих в соломе, заснуть невозможно.
Потом нашу разношерстную команду призывников в строгой секретности отправили в город Пермь, где формировался состав из 20 теплушек для отправки в сторону Дальнего Востока.
Меня, как пермяка,утром отпустили до 20-00 попрощаться с родственниками и друзьями. Моя мама жила в Краснокамске, в соседнем городке, вызывать ее телеграммой я не стал,- приехать она могла бы лишь к вечеру, тем более, что мы с ней попрощались пару недель еще в Кирове.
И к родственникам не поехал – «долгие проводы – лишние слезы», а поехал я в Мотовилиху в свой техникум, где нашел своих друзей - братьев Барановых, а вместе с ними заехал в педучилище, где училась моя школьная подруга из нашей деревни Черная - Эмилия Старцева.
В этой компании я прощался с родным городом, его памятными местами, заходя в разные питейные заведения, где я угощал друзей, (у меня еще оставались деньги, выданные на заводе), но мои друзья и подруга пили очень мало и мы были лишь чуть в приподнятом настроении, соответствующем предстоящему расставанию.
Нагулявшись вдоволь по памятным местам Перми, мы к вечеру приехали на вокзал Пермь-2 и ребята поездом уехали в Краснокамск.
А мы с Милей, еще пару часов гуляли в привокзальном сквере, целовались на укромной скамейке и давали обещания снова быть вместе через 3 солдатских года.
А на путях станции Пермь-2, в сторону Дальнего Востока был уже под парами мой состав - из 20 телячьих вагонов с дву-ярусными нарами и печкой -буржуйкой посреди вагона.
В таких условиях нам предстояло неизвестное количество дней следовать к неизвестному пункту назначения и все это держалось в строжайшей «военной» тайне.
Учитывая, что наш воинский эшелон шел не по расписанию, предугадать его остановки было невозможно. Остановки могли быть глубокой ночью, а потом лишь под вечер следующего дня и, как правило, на дальних путях неизвестных нам полустанков.
Все это было чревато большими неудобствами: только на таких остановках в теплушку приносили термос с питанием и заменяли питьевую воду в бачке, с прикованной к нему цепочкой, кружкой.
На такой остановке, (причем, еще неизвестно, сколько будет стоять эшелон), приходилось успевать приводить себя в порядок, попытаться найти станционный буфет и подзаправиться там хлебом, колбасой и водкой.
При очень больших перегонах проблемой было оправиться. Конечно, была в теплушке «параша», но все предпочитали терпеть до остановки. А если уж кому – то становилось невмоготу то, рискуя выпасть,они выставляли свой голый зад в отодвинутую дверь теплушки, и смущали своим видом путевых обходчиков и других случайных свидетелей.
22 дня, (я потом подсчитал), - видишь перед собой одни и те же небритые рожи и обгрызенные стены вагона, со следами подков и копыт на полу и нюхаеш оставшийся запах от прежних его «пассажиров».
При этом, из многочисленных щелей в стенах и крыши, на наши соломенные матрацы залетает то снежная крупа, то холодные капли дождя.
«Телятник» гремит, его мотает из стороны в сторону, освещения нет, читать невозможно, - все валяются на нарах нераздеваясь!
Поверьте мне, чтоб не свихнуться и не заболеть, – мысль одна, срочно выпить, заснуть и ничего этого не видеть!
Правда, ко всем этим мелочам мы относись довольно спокойно, уже знали, что сказано в воинском уставе: - надо «Стойко переносить тяготы и лишения воинской службы»!
Мы ехали служить в армию! Хотели быть защитниками Родины и в мыслях ни у кого не было уклониться от этого почетного права.
Наше поколение не было «маменькиными сынками», нас всех застало лихо войны, кто-то под немцами побывал, кто-то мыкался по чужим углам в эвакуации, а кто-то даже имея карточки, голодал в тылу.
Ох уж эти продуктовые карточки! Их берегли пуще кошелька: деньги своруют, - деньги занять можно, а карточки своруют, – вся семья к концу месяца доходягами станет!
Отвлекся я… . Эта дорога на Дальний Восток мне запомнилась несколькими эпизодами:
Например, я чуть не стал дезертиром!
Состав остановился после какого-то мостика. Слева и справа дремучая тайга, а под насыпью, совсем рядом, слегка тронутая кружевом утреннего ледка, журчит речка.
Соблазн был велик – сбрасываю все до майки, хватаю бритву, полотенце, зубную щетку, остатки порошка и бегом под насыпь к воде, - я первый! Хотя слышу, сзади топают, - тоже последовали моему примеру.
Но тут слышу лязгнули буфера и состав неожиданно тронулся! Пока я карабкался по крутой насыпи, все уже успели вернуться в свои вагоны, я же смог зацепиться лишь за тормозную площадку последней теплушки.
И если-бы не овчинный тулуп железнодорожника, более пяти часов укрывавшего меня от завихрений морозного ветра, - получил бы я, как минимум, воспаление легких.
Конечно, на следующей остановке я принес моему спасителю бутылку и сам с ним выпил.
Запомнилась мне станция «Байкал».
Правда, самих станционных построек и вокзала я не увидел, нас загнали в какой-то тупик.
Так вот, разминая ноги между бесконечными товарными составами, я наткнулся на девочку-подростка с рогожной сумкой заполненной копчеными омулями.
Девочка, очень дешево - (всего за три рубля), продала мне не торгуясь вместе с сумкой десяток крупных омулей.
Уже придя в вагон, выпивая с соседями по нарам, и лакомясь этим байкальским деликатесом, я понял, – девочка, просто меня испугалась. Я давно не видел себя в зеркале, не стригся и не брился, (бритва и зеркальце осталась на берегу безымянной сибирской речушки) и, хотя я был в почти новом приличном лыжном костюме, мой бомжатский облик запросто мог вызвать у этой девочки, черт знает, какие страшные мысли.
Запомнился мне и сам Байкал: – ранним утром перед каким-то тоннелем наш состав остановился. Справа высились горы, а слева в пятидесяти метрах плескались прозрачные воды Байкала.
Конечно, мы все высыпали из теплушек и побежали к воде.
Прозрачная, как слеза, вода, набегающая и сверкающая легкой волной на восходящем солнце, так и манила нас в свои объятия.
Многие пытались искупаться, но, окунувшись, быстро и шумно выскакивали на берег - вода была очень холодна.
Я же решился зайти в воду лишь по колено, попробовал воду на вкус и умылся.
До сих пор стоит перед глазами далекий горизонт, где гладь воды великого русского озера – моря сливались с небом и были далеко видны камушки дна, плавно уходящего в прозрачную глубину.
Паровозный гудок загнал нас в теплушки и минут десять мы сидели в темноте, – состав шел по очередному туннелю.
Станция «Зима» запомнилась мне тем, что мне уже не было денег купить водку! Вот тут-то и пригодился мой, почти новый, спортивный лыжный костюм.
Уезжая в армию, свой обычный «прикид» инженерно-технического работника завода п/я 608, – костюм с галстуком, я еще в Кирове отдал, провожавшей меня, маме. А взамен купил теплый байковый лыжный костюм - серые широкие штаны и свободную куртку, правда, все на пуговицах – в те годы, замки-молнии еще не вошли в моду.
И в этот раз, разминая ноги между составами, я увидел женщину с крючком и масленкой, проверяющую буксы наших теплушек.
«Масленщица» - как «масленщица», обычное дело, но на ней такой же костюм, только черный от мазута!
А у меня деньги закончились! - Предложил поменяться.
Залезли мы с ней в тамбур, отвернувшись и поменялись своими костюмами, я получил вдобавок 50 рублей и оба мы, довольные сделкой, пошли своей дорогой. Лично я - искать водку.
Все когда-либо заканчивается, закончилась и наша дорога. Я проснулся от того что заскрипели тормоза и состав, пару раз дернувшись, встал.
Я отодвинул дверь и спрыгнул на перрон. Было ясное, прохладное утро. Было около 5 часов утра, солнце только что встало и весело освещало, стоящие на путях товарники.
Из нашего состава почему-то никто не выходил и я, набросив на плечи пальто (последняя приличная вещь гардероба), в одиночестве стал прогуливаться вдоль вагонов.
Неожиданно из-под вагона появился человек и я узнал от него , что мы в городе Ворошилове - Уссурийском и дальше нас повезут машинами в поселок Липовцы. И тут же получил от него предложение продать пальто: – через несколько часов его все равно отберут.
Сделка состоялась, - за отличное осеннее пальто из драпа - бобрик было получено две бутылки водки. Кстати, очень пригодившейся, так как везли нас в Липовцы в кузове открытой машин более 4-х часов, при сильном ветре и снежной крупе.
Вот - с момента прибытия в воинскую часть, мое общение с "зеленым змеем" сошло на нет. Пройдя курс "Молодого бойца" я стал весьма дисциплинированным солдатом. А далее в школе механиков города Спасск -Дальний, где я готовился стать авиационным специалистом по обслуживанию истребителей МИГ-15, желания выпить у меня просто не было.
Да и учиться было интересно - мы учились обслуживать первые (посе поршневых) рективные итребители МИГ-15: размонтировать крылья, рули высоты, заменять двигатели, клепать пробоины, заплетать тросики управления. Да мнго чего было интереного!
Служить было не трудно,конечно были тревоги, ночные марш-броски, наряды на кухню, разгружать уголь, наказания старшины (мыть пол) за плохо почищенные сапоги, но все справедливо, всем одинаквово, ни какой "дедовщины" и впомине не было.
Так прошла зима, оставалось сдать экзамены и получить напавлени в действующие части, и еще 2 года отдать службе в авиации, а потом опять на свой завод.
Но тут произошел случай изменивший мои планы. В нашу часть прибыла команда курсанов (ВМАТУ) Пермского Военноморского Авиацонно-технического училища с целью очередного набора курсатов. Сразу возникла мысль - а не записаться ли мне
в их команду? Учиться несколько лет на офицера морской авиации в Перми, и жить рядом с мамой! Пошел писать рапорт кмандиу роты. Но оказалось, что команда ВМАТУ-шников ошиблась номерм части и уже уехела.
А через неделю командиру роты пришла разнорядка напавить желающих в несколько авиационных училищь: летных, штурманских, и технических.
Вызвал меня команир роты и припер к стенке: - "Ты стучал себя в грудь, что мечтаешь стать офицером! Вот выбирай!" Я выбрал Иркутское Авиационное Техническое училище - ИВАТУ.
Продолжение будет.
Свидетельство о публикации №215070102140
Н.П.
Павлова Наталья Ивановна 24.02.2016 20:54 Заявить о нарушении
Соболезную Вам,- натерпелись! Но главное Вы победили!
Видел, как многие женщины опускали руки, переставали бороться за близкого человека, а те быстро сами опускались и уходили из жизни. А супруг Ваш, тоже мужественный человек - сумел же преодолеть влечение к алкоголю!
Успехов вам и долгих лет. С глубоким уважением, Евгений.
Евгений Щукин 25.02.2016 01:48 Заявить о нарушении