Прошлое не жаль гл. 11. 11. 1 11, 2 11. 3

Глава 11. Мадина  Олеся, Семёнов  Коля
 
 С  удивлением  и  восхищением  вспоминает  эту необычную  парочку, нашедших  друг  в  друге то чувство
которое  как  заноза  сидела  в  сердце  маленького  человечка , чувства  к  своей  родной  сестре  Галинке.
Сочетание  наплыва  их  обуревали  его. Это  и  гордость за то, что  такая  красивая  и  она  его  сестра, пожа-
луй  самая  красивая  из  свиты “цветника” воспитателей ;  но  то, что  он  брат  и  такой  несуразный , непри- 
мечательный  на  вид  огорчало, душа  требовала  признания  и  успокоилась  бы  в  её  утешении. Его  отве-
ргали  и  ребята  и  Галя. Она  полная  непонятного  равнодушия  вычёркивала  его  из  своей  драгоценной
жизни, то - ли  притворялась , то - ли  из  какой  либо  корысти  не  желала  признать  в  нём  родство.      
    Николай , Николай  сиди  дома  не гуляй , придёт  дядя  Ермолай  даст  по  заду нагоняй , даст крапивы 
вдругорядь , без  штанов  уйдёшь  опять . Так  кричали  вдогонку  Коленьке  Семёнову  за  то, что  ходил  с 
девочкой  Мадиной  Олесей,  игрался  с  ней , возился. Для  детдома  это  неприемлемо , выглядело  непо-
нятно, шло  в разрез  общей  тональности  временного  содержания .  Казённое  учреждение  - это  времен- 
ное  явление, выполнявшее  определённую  функцию  с  чётко  ограниченной  возможностью; шаг  в  сторо-
ну  от  коей  не  предусматривался. Оно  жило  по  принципу  коллективного  правила , подчинялось  режи- 
му  внутреннего  расписания , остальное  выходившее  за  рамки  устава- распорядка  не  принималось и   
пресекалось. Как  всякое  форменное  заведение  оно  выполняло  определённо  порученные  задачи  пос-
поставленные  партией  и  правительством  и  всё  на этом. Здесь  пахло  семьей  и  семейными  устоями.
Здесь  не  место  сентиментальной  семейной  идиллии , романтике  и  полёту  мысли , всё  должно  выгля-
деть  как  должно  выглядеть , остальное  пресекается  за  ненадобности. Интересно  поставленная  концеп-
ция , не правда  ли  и  МЫ  воочию  наблюдаем  это  и  по  сей  день. Худо  когда  поклажу  тянет  разномас-    
тная  “команда” тянут  во  имя  того , что- бы  вытянуть; не  важно, лишь  бы  ВЫТЯНУТЬ – задача будет  ВЫ- 
ПОЛНЕНА. Но  у  Коленьки  сильно  чувство  семейных  устоев , его  как  и  Ваню тянуло , притягивало  оно 
назад  в  прошлое, в   безмятёжное  сладкое  детство. Оно  и  блазнило  подойти   поиграться  с  Олесей  ма-
ленькой , симпатичной , чем –то  внешне  похожей  на  сестру  девочке. Верно  Коленька  также  возился  и
ухаживал  дома  у  себя, да не  судьба, видно  память  и  чувства  посильнее  тех  гуслей , что  народная  ус-
таль  ходила  волной; мол  не  так–это  эдак, им  плевать  на  оследок, на  миру  и  на  солнце  живут  на  по-
следок; им  дарила  любовь, им  дарила  всё  вновь  и  они  от  того  зажигались  упрямо отраженьем её, мо-
лодыми  ростками  чувствами  РАНЫ ; оторвали  его  и   Мадина  в  него  отыскала  отцовские  храмы    
79
Подобно  брату  и  сестре  у  них  возникло  сложное  чувство .Надо полагать  это  были  зачатки  любви, дет-
ской  любви  замешанной  на обоюдном  восприятии  восхищения  друг дружкой. Ведь  человеческий  опыт
тем  и  прекрасен, что  впервые  открывает  трогательную  полноту, значимость  этих  чувств. И это  прекрас-
но. Маленький  человечек  находится  в  воодушевлённом , возбуждённом  состоянии  приличный  период
времени. Он  благотворно  влияет  на  душевное  равновесие , душа  человеческая  цветёт , раскрывается.
Нравственное  развитие  движется  естественным  путём , не  поддаётся  никаким  колебаниям, приводит к
нужной  ориентации  человеческой  личности . Но  в  механической  картине  схематизации  отношения   
государства  не  было  места  этим  тонким  проявлениям  в  детском  коллективе, отличалось  недоверием
ценизма  к  детской  дружбе-любви  Коленьки  и  Олеськи. Грязь и  незрелый  детский  эгоизм  проявлялось 
в  прямом  преследовании  и  откровенной  травле  задубелых, заматерелых , потерявших  дорогу, чёрствых
от  роду  недалёких  людишек:  малодушных  маленьких  детей,  взрослых  вымуштрованных  педагогов  и
воспитателей. Но  и  были  которые  заступались  за  эту  необычную, удивительную  дружбу, общее мнение
и  молва  праздновали  победу , их  поднимали  на  смех, не  понимали. Первейшей  задачей  стояло накор-
мить, обуть  детей , дать  азы  знаний  и  того  хлопот  государству  под  завязку , большего  системе  не  оси-
лить;  спасибо  и  за  это - отозвалось  в глубине  подсознания. Мама, папа  отошли, государство  дави  вши. 
Так  и  было: от  грубого  до  приличного, от  мелкого  до  большого, от  плохого  до  хорошего  как  все  как
Всё . Оно  и  сейчас  в  продолжении , следует ; строим  валом, будто  лес  рядами  валим , смотримся  на
запад , будто это  паперть; помните  ходили , мы  под  барабаны , песни  на  зените  пели  как  шаманы  и  в
очах  огонь  атак  и  живот  урчит  в  растяг; натощяк  и  жгли  костры, пели  гимны  про  мечты, про картошку
первородку  и  про походы  в  синие  ночи.               
            11.1. Про  них
  Влекомый  острым  любопытством   Ваня   под  предлогом  сходить  в  туалет  прилипал  к  двери, c  несжи-
гаемым  интересом  смотрел  и  слушал  воркотню  сладкой  парочки. В  изумлении  и  недоверии  скрытно
наблюдал как  обращаются  друг с дружкой как  доверчиво, искренне  играются  в  игры  как  самазабвено,
не  замечая  посторонних  говорят, восклицают  и  живут  в  своей  понятной  им  игре. Не испытывая  в том
неловкости, звонко  хохочут  над  каждым  нелепым  словом , движением . Смотрятся  счастливо, прямо,от-         
крыто  купаясь  в  глазах, сошлися  два  сердечка , две  души  да  гуляют , воркуя , точно  голубки. Заинтриго-
ванный  Ваня  подумал , к  Галинке  сердце  также  сладостно  щемит, когда  видит  или  думает. Но то было    
80
как  представлялось  совсем  другое , связанное  с  дымком домашнего  очага. Здесь-же  в  стенах  казенно-
го, стылого  дома  выглядело  искусственно  с  целью  специальной  заморозки  и  отстоя  как  своего  рода
защиты  деток  от  бурь  и  предполагаемых  катаклизмов , шумевших  за  его  стенами. Оно  это  ощущение
рисовало  картинку  государство  подобно  слону  неуклюже  оберегает  своё  дитятко  от  природных  опас-
ных  явлений: солнца, наводнений, падающего  дерева , опасного  дикого  зверя, пряча , заслоняя  собой.
А слоник  всё  одно  убегает  к  интересным , зовущим  явлениям  и  предметам   и  тут  ничего  не  подела- 
ешь, природа  в  слонике  зовёт  к  себе; мама , папа  хорошо , да  небо  требует  своё, тучи  по  небу  плы-
вут, солнце  тёплое  как  мама, тучки  словно  уши  папы  и  деревья  будто  ламы; птицы  яркие  снуют, под-
бегу  к  ним , позову; зов  природы  яркий  блеск, протрублю  им  я  же  здесь. В “Коленьке” и  “Ляле” жило
то- же  чувство; они  радовались  солнцу, радовались  миру  и  теплу, им  не  было  дело  до  замороженных
запретов  больших  дядей  и  тётей. И  этим  выделялись  от  правильных  деток, жили  в  своём  “мирке”  и 
были  счастливы. Их  обзывали, над  ними  насмехались , их  всячески  преследовали; но  они  смотрели  не-
винными  сияющими  глазками ,  мило  улыбались, глядя  умильно  друг  в  друга; никакая  словесная  грязь
не  прилипала , ни  какие  наветы  не  действовали  на  них  и  это  было  удивительно. Казалось , они  были
ли  окружены  спасательной  оболочкой , которая  защищала  от  нападок  и  оберегала  от  скверны . Ваня
чувствовал  нельзя  поддаваться  общему  настрою , кое  поддерживалось  недалёкими  воспитателями ,
нехорошо  смеяться  над  сокровенными  чувствами, поскольку  всякий  человек  подвержен  одинаковыми
чертами  своего  рода. И  ещё  по  ходу  продумал  надо  иметь  своё  мнение , что- бы  дать  для  себя  опре-
ление  непонятного  действия, явления , очевидно  завтра  человек  которому  доверяешь  может  изменить
мнение, или  просто  его  не  иметь; а  решать-то  всё  равно  придётся  самому. Вы  верно  вторите  индиви-
дуализм, в  тихом  болоте –  черти  мол  водятся ; молчит  как  рыба, верно  пакости  готовит. Таково  Ваше,
всеобщее  мнение, это  не  так. Человек  молчит, думает, осмысливает ; два  действа  зараз не  в  состоянии
проделывать. Прежде, что ? сказать  проделывает  паузу (молчание), мозг  прокручивает  схему  его  ответа,
даёт  сигнал  к речевым  органам, говорит  посредством  СВОИХ  речевых  оборотов, а  именно  то  и освоил
в  своём  возрасте. Ваня  понял  это , искренне  недоумевал, что же  взрослые  не  дошли  до  такой  простой
истины. Как  Вы  думаете, уважаемый  читатель  или  Вы  как  все !?
81      
 11.2 По старым  граблям….
    Плохие  мальчики  во  главе  со своим  авторитетом,” шишкой  на  ровном   месте” Старковым   решили   
поизгаляться  над  ними, как  выражались “ сделать  подлянку”, по  ходу  покуражиться , поиздеваться  над
Олесей,  унизить  и  опустить  Коленьку. У  даже  выработали  план  будущего  шабоша. Старик  уверял , Се-
мёнов  не  пацан  если  ходит  с  девчонкой  на  виду  у  всех , водится  с  ней  как  жених  с  невестой . Пере- 
сыпая  матерной  бранью , сквернословя , в  злобе  возбуждался , настраивая  своих  пацанов  на  подвиги.   
Девизом  намерений  звучало: “Покажем  где раки  зимуют  краснопёрым  мальчишам и всяким  Тимурам”.
Много  планов  было  предложено  в  возбуждённом  громогласье  неуёмной  фантазии  испорченного  сос-
ловия. Возможно  волнительные  картинки  пьянили воображение, разгоняя  кровь не  хуже дешёвого  пор-
твейна. Смакуя  картинки  разврата , подстёгивали  друг  дружку  кровавым  исходом  предстоящих  боёв
местного  значения  и  уже  заранее  предвосхищали  усладу  АНАРХИЧЕСКОГО  ХАОСА. В  нелепости  эстка-
за  каждый  схимник  доморощенной  группы  с  характерным  жаргоном   гневил, изрыгая  из  поганого  не-
чищенного ,  пахнущего  зловонием  табака  приёмника   пищи – рта, достойные  животного  мысли – поже-   
лания . Присутствующий  Ваня  поразился  нелепостью  откровенно  выраженных  желаний .  Они  отражали    
толику  того, что  коснулось  каждого  автора  испорченного  рта- приёмника. Как  много  лжи  испорченного
рта , выходит  из  межи  отцовского  руна, как  хорошо  дышать  озоном  слова, ещё  покруче  овладеть  сло- 
ганом  звона, две  версии  хоругвии  в  кресты, ругаем  мы  животное  своё  в  тиски; из  двух  слагаемых  по-
битыми  останутся  МЕЧТЫ. Откровенно - это  и  есть  полёт  предполагаемой  жизни, его  предвосхищение, 
которое  и  губим  в  себе,  и  в  будущей  предполагаемой  действительности. Ваня – то  почему  скромным   
таким  отрешенным “схимником” вёл  себя ; стыдно  ему  становилось  за  неуёмность  говорящего  сопле-
менника , неловкость  и  какое- то  гадливое  чувство  выворачивало  из  нутра , да  делать  нечего , челове-
ческое  рациональное  подсказывало  предпринять  меры  действия, по  просту  остановить  “зверя” в  гово-   
рящем . Тайна  не  упрячется  в  душе, пусть  помаранной , замутнённой , всегда  выйдет  наружу – такова 
природа  человека. Надо  предупредить  воспитателей,  иначе  эти  оголтелые , сытые, здоровенькие  детки 
наворотят  делов, как  бывало  выражался  отец  решил  Ванюша. Подспудно  колеблясь  продумывал  как-
же  предупредить , дать  знать  о  предстоящей  вакханалии , кому  можно  доверить  на  право  передачи
“зарубы” предполагаемой  бучи . Днём  во  время“ тихого  часа ” Коленька  с  Лялей  тайно  находились  в 
-82-
кубовой. Воспитатель  Калерия  Фёдорвна  страшно  недолюбливала  сладку  парочку  и  всячески  глуми-   
лась  словесно  с  ними .  Глика , ровно  жених  и  невеста , ещё  женилка  не  выросла, а  туда – же , защи-
щает  пигалицу – то  и  много  всяких  ехидных  нелицеприятных   словес  в  ихний  адрес  отпускала , тем
самым  проторила   дорожку  к  развёрнутой  травле  всеобщего  спектакля-залома . Как  на  грех  парочка
игралась  в  жениха   да  невесту , понарошку  конечно  у  детей  такое  бывает, все  через  такое  проходят;
а  Калерия  бог  весть  что  возомнила . Сказано  в  дубовом  теле  дубовый  дух  и  мыслит  отраженьем  пут.
Aine,  zvei,  drei , nach  chaus  спать  дэвей, у  неё  и  речь- то  с  немецким  характерным  акцентом ,  не  по-
нять  сразу – то, лай  скорее  чужеродный, собачий ;  особенно  на  фоне  вдохновенного  комендантского   
пронзительного  фальцета ,  когда  слова  выкрики  убегали  вразнобой , догоняя  другие  и  вся  подобная
рулада  обрушивалась  на  неподготовленные оторопевшие  головы  маленьких  . Со  стороны  выглядело   
образчиком  для  действия  бравого  немецкого  капрала , к  тому – же  сопровождалося  гортанными  мате- 
рными  присказками  откровенного  сочетания. В  период  большого , душевного  подъёма  сия  особа  вхо-
дила  в  шаманский  раж  и  тогда  держись  контингент  и  обслуга ;  всем  доставалось  и  злобы  и  мести  и
чести. И  не  нужно  ходить  на  фильмы , протирая   штаны  на  смотрины  и  не  нужно  смотреть : “Мистер
Питкин” ужасаться  в  тревоге  за  мысли; фарс  на  месте, глядите  без  чести, потряситесь  от страха  без  ле-      
сти  и  конечно – же  детки  без  чести  разбегались  в  испуге  и  стрессе. Проще , если  входила  в  гневный      
свой  раж  рот  её  точно  с  плакатов “ бей  гада” изрыгал  стройную  тираду, плавно  текущих, перевёрнутых
русских  матерных  изречений. Так  как  произносилось  с  немецким  акцентом  и  пафосом, то  и  детишки
застывали  в  страхе,  сбиваясь  плотно  в  кучку, на  самом  деле  пугаясь , думали  бог  весь  чего, окупанты
вернулись!? Иные  особенно  девочки  плакали , Калерию – же  воодушевляло  эффект  искусственного
напряжения, подобно  шаману  входила  в  энтальпию  эго - куража;  всем, всем  доставалось  по  очереди
ЯДА  униженного  иноземного  достоинства. Такая  звучала  в  интонации  сила  неприязни , ненависти  ко
всему  русскому, что  можно не  ведя  войну  супротив  немца  наглядно  воочию  понять  всю  степень
отношений, всю  степень  угрозы  нависшей  и  отбитой  русским  медведем  гордых  тевтонцев  с  берегов
Рейна  и  Рея. Эта  непокорённая  гордость  явственно  звучала  в  её  рокочущем   гортанном  рыке.
Это  сравнение  подвергло  Ваню  к  решительным  действиям .Я  у  себя  дома, пришлым  немкам- воспит-
кам  не поддадимся, здесь  не  Германия – Марий – эл, своя  родная, пусть  неприглядная , да  СВОЯ  земля.
-83-
Дух  бунтарства  , неповиновения  исподволь  горячил  маленького  человека . Волна  терпкого,  горячего
нервного  напряжения  ударила  в  голову, зыбью  поползло  по  хребту , ничего  хорошего  это  не  предве-
щало  противнику, казалось  вся  плоть  восстала  и  приготовилась  к  смертельному  отражению .  В  глазах
мальчишки  появились  острые  ледяные  иголки, не  по  возрасту  холодное , отчуждённое  выражение  ос-   
тывшего  стекла  застыло  в  неестесвенно  расширенных  глазницах. Когда  Калерия  Фёдоровна  прошлась
по  всем  и  вся  своей  горловой  артиллерией, перевела  гнев  на   детишек, многие  не выдержали  преси-
нга, подобно  стаду  испуганных  овечек  отбежав , прижались  в  угол  игровой . Ваня – же  стоял  не  шё-
лохнулся, знал, не  ударит, а  громкого  голоса  не  боялся, ведь  у  него  имелся  уже  опыт  человеческого 
безрассудного  гнева  со  стороны  матери  и  предательства  сестёр , когда  те  не  заступились  за  любим -
чика  Ваську, когда  втроём  походя, презрительно  обращалися  с  недомогающим, немощным  братишкой,
когда  втроём, а  затем  вчетвером  изголялися  над  слабостью ; терзая  и  мучая  его  физические  недоста -
тки, доводили  до горьких  рыданий. Он  прошёл  школу  человеческого  предательства, приобрёл  иммуни-
тет , отбросив  ненужный  синдром  колебаний. Сейчас  всё  это  слилось  воедино , организм  и  душа  были
готовы  отразить  натиск  врага. Пожалуй  это  событие  породило  на  свет  ещё  нового  борца  за  справед-
ливость  и  во  имя  чего  время  покажет.  Будь  что  будет , напружинясь,  сжавшись, исподлобья  сверлил
отрешённым , неживым   взором  ледяных  сверкающих  глазниц . Глаза  горе- педагога  встретились  с  хо-
дом  отражения  смерти, от  ужаса, страха  инстинктивно  сузились, забегали  в  панике  испуга, спрятались.
Но  владелец  их  ещё  не  был  повержен  и  рефлексы  ещё  не  ушли,  и  носился  ещё  громовержцем, по
привычке  животной  волной ; непреклонная , дикая,  вжикая  тело  чмокало, споря  с  собой , но  инстинкты 
не  спорили  криками ;  подсказали- опасность- герой ; не боится  мальчишечка  Воланда, не  уйдёт  на  по-
пятную  в  строй, не  орёл , не  мартышка  от  голода, на  букетик  не  смотрит  в  пристрой . Хотя  носитель
напуганных  глазок  и  находился  в  оторопи  нерешительности  и  страха , но  всё  пытался  вывернуьтся  на
волне , но  и  пристальные  глазища  смелого  мальчишки , сталь  спокойного,  презрительного  и  более
сильного, а  значит  и  властного ,  невыносимо  сверлящего  значения  заставляло  прятаться  и  таиться  от
смелой  души. Не  на  того  наскочила , автоматически  просигналил  её  мозг, да поздно,  Ваня  увидел  в 
них ”маслице”  нашкодившего  зверька  и  ЛОЖЬ. И это  выражение  тотчас  было  уловлено , автоматически
отобразилось  в  его  глазах: “Презрение  ничтожества  отчётливо  их  выражало”. Смельчак   властным  по-
бедным  торжеством, не  терпящим  возражения,  холодом  и  презрением  подавлял,  сминая  волю  и   
84
и  решимость  Калерии  фёдоровны  пронзал, искрил  этим  ужасным  выражением  неподвижных  серо-го-
лубых  глаз. Это  так  нестерпимо , тревожно, так  давило  на  всё: сковывало  тело, ныла  голова, почва  ухо-
дила  из под  ног, во  рту  пересохло , непонятное  чувство  гнало  прочь – это  было  непереносимо. Голову-
шка  отказывалась  соображать, подступило  расплывчатое  чувство  растерянности , окружающий  мир  по-
плыл,  земля  закачалась , тело  осело, близился  обморок . Ты что, ты  что!!! лепетали  в  судороге  тонкие
ярко- малиновые  крашенные  губы , по  лицу  бежала  волна  нервного  напряжения , в  зобу  дыхание  спё-
рло, грудь  опустилась  и  замерла , казалось  чья - то   тень  сковала  её  ухожённое ,  дебелое  тело. Кровь
схлынула  с  лица, оно  так  побелело, стоящие  близ  дети  в  испуге  отшатнулись.  Калерия  Фёдоровна  ме-
длено  сползла  на  пол , бочком  осев , не  дышала. Ванька – же  стоял  неподвижно ,  ничего  непонимаю -
щие, окружившие  их  перепуганные  дети , застыли ; в  нём  прочитали  холод , смерть и  погибель . Иные 
слабонервные , красивые  девочки  вскричали  в  избытке  переполнивших  чувств;  иные  в  любопытстве
страха  смотрели  широко,  распахнуто; не  отрываясь  от  острого  как  бритва, безжалостного , бесстрастно
- холодного  выражения, излучения  глаз. Оно  поразило , потрясло  неожиданностью  поворота  действия. 
Ваня  и  сам  поразился  последствиям  напряжения  и  сам  был  ошарашен  обмороком  старшей  воспи-
тательницы; в  последствии  пришло  чувство  стыда  и  какая- то  вина  за содеянное. Ему  и самому  не  ве-
рилось  в  случившемся , в  своём  участии. Схлынув  от  напряжения  мальчик  почувствовал  откат  опусто-   
шения  и  ту-же  набежавшую  вину; тело  трясло, ни  он, ни  душа  не  праздновали  победу. В  последствии
хуже  того, стыд  за последствия  преследовал  его  по  пятам.  В  жизни  жил  мальчик - неказист, не  лез  на 
рожон  не - оказист, честен  был  прям , не  речист;  не  белоручка  и  чист ; и  потому  из  тени , мир  наблю -
дал  из  дали; в этом  его  перспектива , сказано  пел  он  красиво ; ещё  пожелал  рисовать,  мир  через  свет
свой  познать, он  пожелал  сам  узнать; вот  только  дяди и  тёти , бьют  в  его  хилый  животик;  где- же  Вы -
папа, где- же  Вы – мама ; где – же, Вы – сёстры , он  тот- же – СОЛДАТИК .
   Ваня  был  поражён  и  напуган  действием  происшествия . В  последствии  прояснилось  этот  воспитатель
ранее  занимал  большой  пост  в  образовании  Республики .  Её  по  причине  нетерпимости  отношения  к   
детям  , c  учётом  национальности  происхождения  и  перевели  на  ниже  стоящую  должность  по  партий-
ной  линии. Это  являлось  партийной  ссылкой, понижением  в  карьере;  по  слухам- же ,  ранее  работала 
заведующей  специализированного  детдома, где  злобствовала, жестоко  обращаясь  с детьми. Она  в  при-
-85-
дури  всячески  истязала  ребятню,  в  ожесточении  хлестала  куда  попадя:  по  щекам, по  головушкам , по
телу , по  плечам, пояснице, по  тылу  и  щипала  всегда  почему- то ;  до  малинового  цвета  ушницы  и  ко-
стяшками  тыкала  в  зубы  и  с  оттягом  глядела  орлицей ;  ненавидел  её  наш  собрат  и  сестрёнки  пока-
зывали  зад  и язык  на  послед  и  плевали  во  след , ненавидя , желали  ей  бед . Богатый  опыт  по  усми-
рению  народного  добра  имела   Калерия  в  своём  арсенале, вот  её  направили  партия  и  правительство
подтянуть  порядок, режим  в  Люльпанском  детском  доме. Пыталась , немочка  построить  подобие  стал-
инского  ГУЛАГа, не  пришлось, время  его  вышло, время  трубадуров  и  мерзких  дуболомов.  Другое  при-
шло, сломало  краснопёрую  прямолинейность  безрассудного  шествия  театральных  паяцов, сломало  не-
престанным  упрямым  течением, размыло  и  унесло  в  небытие. Они  пришли  непрошено, встали  во  гла-
ве , как  воры  в  законе , одурили  народ  лживой  повадкой  менталитета  русских  идей ; всегда они  были
чужими, шило  в  мешке  не  утаишь, ворами, убийцами, иродами . Простой  люд  боялся, ненавидел  Крем-
лёвских  мудрецов  и  мы  ростки  того  времени  дети  воочию  наблюдали  всю , всю  премудрость  ГНИЛО-
ПАРКА  ложной  поступи  их  времени. Ваня  рождённый  на  стыке  перемены  сталинской  эпохи, особенно
остро  ощущал  молодой , животворящий  дух  неизведанно -  нового  тёплого  течения. Грозное , грязное      
уходило  в  прошлое , исчезало  в  дымке  перебродившей  молвы , освобождая  поле  времени  для 
молодой  поросли . Но  процессы  перемен  шли  тяжёло , валко. Многие  мыслили , продолжали  жить  по
привычке – Вот  приедет  барин, он  нас  и  рассудит, всех  поставит  на  места  свои. Менталитет  был  поко-
леблен  с  уходом  целой  системы  сталинского  правления . С этого  момента  усталый  обрусевший  совет-
ский  народ  и  нации  причастные  вершением  великих  дел  и  бед , утомлённые  значением  совершённо-
го, осмысливали  достигнутые  достижения , с  трудом  переводя  революционное  дыхание, приводили  се-
бя  в  достойное  состояние; где  надо почистили, что  надо  отчистили, да  сами  с  усами  показались - пока-
зались  перед  Вами. Благородное  дело  посеяно  в  семя, бесовское  племя , потеряно  время, рассеян  на-
род , от  моря  до  моря  глотку  рвёт , воюет , страдает , аршином  землю  измеряет.      
         Идти  полегче, уж  не  бьют,
         нога  ступает  твёрже, прямо,
         врагов  смущают  провода,
         идущие  из  ада ….
-86-
Летит  орёл , вдали  от  гор,
струёю  воздуха  свисая,
в  тени  ручья  глядит  луна,
листочки  веером  срывая,
в  ночном  саду  блестят  глаза,
из  бочки  отражаясь,
в  них  отражения  тоска ,
врата  закрыты  рая;
Опять   который  раз  тупик,
за  гребень  гор  уводит,
из  дальней  дали  на  позор,
родных  сестрёнок  водит;
Весною  яблони  цветут ,
в  краю  лесном, заветном,
в  Сибири  мелкие  пельмени  чтут, 
тайгой  не  пахнет  летом,
скрипят  врата, блестят  глаза,
стеною  злоба  метит,
в  загробном  мире как  всегда,
заря  луною  светит .   


11.3. Конец  спасения, не помнится, в  забвении , не спрашивай у  детства  мнения  ….
   Как будто  надорвалась  Калерия  Фёдоровна  в  своём  пунктуальном  усердии  исполнять  порученную 
ей  миссию. Что-то  надломилось  в  ней  самой  внутри , уже  нет  прежней  спеси  от  гордого  тевтонского 
высокомерия. Она  и  сама  почуяла , время  ушло  и  по  инерции  сменила  практику  психологических  атак
на  тактику  мелкой  мести  мщения . На  неё  накатали  массовый  донос  притеснённые  ею  молодые  вос-
-87-
питки в  союзе  служебно-техническим  персоналом. Калерию (ФОГЕЛЬ) Фёдоровну  вскоре сместили с дол-   
жности  старшого  до воспитателя  группы  как  не оправдавшей  надежд  по  сплочению  коллектива. Выяс-
нилось, она  не  имела  педагогического  образования, чиновник  из  Наркообраза посчитал  знание  немец-
кого  верхом  учёности  и  назначил в  соответствии  с  ранней  записью  в  трудовой  и.о. Заведующей  дет-   
дома. На  деле  оказалась  малодушным , трусливым  человеком , непонимающим  сферу  педагогического
воспитания, после  выявленных  коллизий  проникновения  в  систему  образования  поставили  на  нужное
место , не  уволили. Понятно  в  коллективе  утратила  влияние , да  и  сникла  как - то  разом , со  стороны
боле  походя  на  подбитую  птичку - канарейку. К  Ване  контингент  изменил  отношение , в  результате
оказался  ещё  в  большей  изоляции;  сверстники  опасаясь , чурались  того , воспитателя  искоса  погляды-
вая  делали  записи  в  свои  дневники- отчёты. Сам- же, опосля  того  случая  чувствовал  большущий  дис- 
комфорт  и  жжение  внутри  тела , неизведанную  раннее  тревогу, пустоту  и  беспокойство  всё  чаще  и
чаще  посещавшее  его. Его  очень  раздражали  их  недвусмысленные  взгляды, намёки, жесты  и  слова ,
что  ж  тут  непонятного  ; он  заступился  за  них  и  конечно  за  себя, да  и  сам  не  ожидал  такого  конца .
Одно  понял, скопилось  много  энергии , она  и  разрушила  злобное  действие  слабого  интеллекта , чего-
же  тут  непонятного, вот  только  не  надо  так  пристально  смотреть  и  так  упорно  что-то  писать и  что-то    
о  боже кому- то  шептать. Калерию  жалко , в  кусты, её  завели  бог, мечты; а  Ване воздвигли  кресты , эх 
племя  бесовское  тьмы, зачем  подарил  им  цветы, теперь как  юродивому  псы, оближут  удилищ  крючки;
не  понят, не  доят, не  в  масть , рукой  у  виска  прокрутясь ;  Калерию  жалко , в кусты , забросили  детки  с 
тоски; невежи, не  слезут  с  луны, у  них  нету  СЕРДЦА, ДУШИ; эх  зря  сотворились  цветки, ОНИ не  ЖИВЫЕ
РОСТКИ. В  последствии  перевелась  в  сельскую  школу  преподавателем  немецкого  языка. Предел  её
мечтаний,  любимый  и  желанный  Faterland заставил долго  ждать; Германия “захвачена” медведем и  ор- 
лом, глас  потускнел, не  смотрится  бойцом . Лишенные  её  солидарной  поддержки  группа  хулиганчиков
расчленилась , каждый  член  её  задул  в  свою дуду , переключился  на  свою  персону, на  свою “ байду”,
принося  себе хулу, другим  беду, проще  мелкой  пакостью  занимаясь  на ходу. Так Ванечка  волею  случая
и  твёрдости  духа  надо полагать  спас  от  позора  поругания  Коленьку  и  Лялю. Дети  забывают , не  пом -
нят , меняясь,  своих  заступников ;  особенно  кто  счастлив, не  замечает  вокруг  ничего, никого; им солны-
шко  светит  в лицо , оно освещает  им  всё. И  верно, вскоре  их  любовь  перегорела, они  выросли  с  того, 
пошли  в  школу , разошлись  по  своим  интересам.      
88


Рецензии