Дашенька-10. Размолвка с матерью

http://www.proza.ru/2015/07/08/640

Даши дома в этот час не было, сказала, что побежала к подружке, да и исчезла. А у Марии уж каких только мыслей ни завелось в рассерженном уме: да к подружке ли? да не на свидание ли с этим… Кириллом?! да неужто ее Дашутка может так обдуманно от матери таиться?! И уже никакая работа в руки не идет, а, наоборот, из рук всё валится, нитки путаются, как будто сроду иголку в руках не держала. И уже не сидится Марии на месте. На крыльцо вышла, веником два раза махнула - вроде как не без дела вышла. К калитке подошла, поглядела в один край улицы, в другой… да хоть бы Дарья скорее вернулась, хоть встречь ей беги… А, вот! Хлеба на завтра купить не помешает, меньше трети булки лежит в хлебнице, всё равно завтра покупать придётся.

Скинула Мария передник, и за калитку. Зачем, если по правде сказать, она и сама не знала - ну не вмоготу дома одной быть, извелась вся.

Час вечерний был, люди с работы пришли. По летнему времени в доме делать-то особо нечего, а вот во дворах, в огородах забот хватает. Детей тоже до самых потёмок в дом не загонишь, в общем, - шумно, людно. Мария только успевает на приветы отвечать, да ведь теперь за каждым взглядом, за каждым словом, за каждой улыбкой чудится ей любопытство да намёк, как по угольям горячим вдоль улицы идёт. Уже и не рада, что из дому вышла. Сроду ничего такого не испытывала, а ведь бывало, и об ней судачили, да тогда не так было, тогда она умела отряхнуть это с себя, и осыпались пересуды как сухая грязь, не приставали. А вот когда дочки касается - это совсем по-другому.

Тут на счастье попался ей на глаза узенький проулок - вёл он за огороды, по нему ребятня к речке бегала, купаться, бабы бельё полоскать ходили. Но сейчас, вечером, был он тих и безлюден. К магазину, он понятное дело, не вёл, да Марии этот магазин и не шибко-то нужен был, а вот душевное равновесие она окончательно утратила, аж самой такая злобность противна стала - незлобливым человеком Мария была, наоборот, знали её мягкой и спокойной.

Свернула Мария в проулок, чтобы в безлюдьи и тишине успокоить сердце. И надо же было тому случиться, что навстречу ей вышел не кто иной как виновник её раздражения. Кирилл всегда после работы ходил на речку ополоснуться. Оно ведь самое милое дело после жаркого трудового дня окунуться в ласковую речную воду, смыть с себя пыль и пот и будто заново на свет народиться. Вот в ту минуту и встретились они в узком проулке: Кирилл с мокрой головой, с майкой в руках - дом его в первой улице от речки, то есть в двух шагах, можно сказать; и Мария, полная негодования, с одной только мыслью: "А вот он, голубчик!.. Ну, погоди у меня!.."

- Здравствуйте, теть Мария! - разулыбался ей навстречу Кирилл.
- Здравствуй-здравствуй. Подожди-ка, у меня к тебе пара слов есть, - не по-доброму начала Мария и порадовалась, как удачно они встретились - тропинка с обеих сторон кустами закрыта, так что никому их не видно и не слышно, только бы не принесла кого нелегкая!

- Случилось что, теть Мария?
- А то нет! Скажи-ка мне, орёл, правда ли что ты за Дарьей увиваешься, прохода ей не даёшь?
Ушла улыбка с губ Кирилла, в глазах прищур появился. Помедлив, проговорил:

- Ну… получается, что так.
- Тогда послушай, что скажу тебе - впредь и близко чтоб к ней не подходил! Хорошо меня понял?
- Что ж вы так-то?..
- Я тебе сказала! Кобелируй в другом месте, а Дарью за пять верст обходи! Вот и весь тебе мой сказ!

- Погодите тогда. У меня-то не всё, - помолчал, в землю глядя, потом перевёл взгляд на Марию. - Что ж вы сразу на дурное думать?.. Разве можно так про Дашу? Теть Мария, я вам только одно пообещать могу… если я когда-нибудь её обижу, я приду к вам и голову на порог положу, и какая воля ваша будет, то со мной и делайте. Только не будет такого никогда. А Даша… не ругайте её за меня, я очень прошу вас. У неё же и близко ничего в голове нет, на что вы думаете.

- Ох, Кирилл… оставь ты её! Мне твоих никаких обещаний не надо, я тебя по-хорошему, как мать прошу - оставь. Ну зачем она тебе?
- Ни зачем… Радостно мне с ней… Светлый она человечек, душа около неё греется…
- Ох, гляди, парень… я тебя предупредила. Дашку я тебе в обиду не дам! Не хочешь по-хорошему, по-плохому будет.

Повернулась Мария и прочь по узкой дорожке меж заборами пошла. А Кирилл остался стоять, глядя ей вслед.
Когда Мария вернулась, Даша уж была дома.
- А я тебя потеряла, мам! Давай ужинать? Я чего-то проголодалась!
- Давай, - согласилась Мария, и поняла, что не знает, как высказать дочке то, что кипело у неё на душе.

Даша между тем поставила на плитку сковороду с жареной картошкой, а пока она подогревалась, сноровисто накрывала на стол - порезала хлеб, принесла банку с молоком, достала кружки, вилки…

- Устала, мама? - спросила она, раз и другой глянув на мать. - Или голова болит?
- Да у меня от другого голова болит… Даша, я сегодня чего узнала-то…
- Что, мам?
- Говорят, ты с этим… с Кириллом, что ли?

Мария смотрела на дочку, ожидая что та смутится, покраснеет, но Даша улыбнулась открыто, и лицо её просветлело.

- Мама, он тебе обязательно понравится, он такой хороший! Рассуждает обо всём - такой взрослый!
- Да в том-то и дело, Даша! Он и есть взрослый, мужик совсем… Все разговоры его - только голову тебе заморочить!
- Мама, - Даша чуть свела брови, - ты ведь Кирилла не знаешь.
- И знать не хочу. Ты должна перестать с ним встречаться.
Даша растерянно улыбнулась.

- Мама!.. Ты ведь никогда мне друзей не выбирала…
- Потому что не было такого… Кирилла! Даша, пообещай мне, что прекратишь всякие отношения с ним.
- Как я могу это пообещать? Я не понимаю… Как ты можешь так говорить?
- Дарья, я требую…
- Да нет же, мама! Я не могу ничего такого обещать! Кирилл ждёт меня… Разве сама ты поступила бы так, как требуешь сейчас от меня?!
- Ты не пойдешь к нему.
- Но я не могу, мама! Кирилл будет ждать!
- Ничего, подождёт и уйдёт. Так надо, Даша. Ты поймёшь меня потом.

Даша замотала головой, собираясь возразить, но мать перебила:
- Даша, я не хочу это обсуждать. Я просто запрещаю тебе с ним встречаться. Ты понимаешь?
Помолчав, дочь медленно проговорила:
- Это нехорошо… не честно… Так нельзя.
- Всё. Хватит о нём. Садись есть.

Даша осталась дома. Она не старалась демонстрировать матери, как разобижена на неё, не дула губы, не психовала и не ушла в глухую молчанку. Наоборот, она стала тихой и послушной, молча убрала со стола, помыла посуду.

- Что сегодня по телевизору, Даш?
Дочка взяла газету с программой.
- Сериал начинается. Включить?
- А ты не хочешь смотреть?
- Я лучше почитаю.

Котёнок забрался к ней на колени, и Даша тихонько гладила его, пока он не уснул, свернувшись уютным калачиком.

Мария, как обычно, сидела с работой и время от времени посматривала на дочку. Такая размолвка случилась у них впервые. Даша была замечательной дочерью, у Марии просто не было повода ни то что бранить её, даже быть недовольной чем-либо. И теперь Марии было сильно не по себе. Без Дашиной улыбки, без весёлого звоночка-колокольчика в хате стало сумрачно и сиротливо.

"Вот ведь свалился на наши головы! - в сердцах думала Мария. - Ну ты погляди, что творится! Будто я из неё душу вынула! Вот задурил девке голову. Ох, дочуня-дочуня, ничего-то ты ещё не понимаешь. Все тебе хорошие да добрые. И что, должна я молча глядеть, ждать, как ты крылышки свои опалишь?"

И щемило у матери сердце от жалости и чувства непонятной вины, когда смотрела она на поникшие, покорные плечики; видела, как вздрогнули они и застыли, когда за окошком вдруг что-то коротко стукнуло; а листы в своей книжке переворачивать дочка забыла…

http://www.proza.ru/2015/07/08/922


Рецензии
Еще раз скажу, что можно Марию понять,
но она совершила распространенную
ошибку родителей: поставила запрет.
Это верный способ спровоцировать
противоположную реакцию.

И чувство вины не случайно возникло...
Она ведь, действительно, Кирилла толком не знает,
только сплетни о нем.

Подумалось, как сама буду переживать, когда
дочка вырастет... Тревожно...

Рина Филатова   19.11.2016 19:00     Заявить о нарушении
Дай Бог, чтобы девочка ваша такого парня в дом привела, который стал бы вам сыном. Чтобы вы смотрели на них да только радовались.

Раиса Крапп   19.11.2016 20:49   Заявить о нарушении
Спасибо, Раиса!)

Рина Филатова   19.11.2016 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.