История моей жизни-8-Блокада

      Кушать,есть было нечего. Мама , сперла кошку, у своей любимой тёти Лиды.
   
   Зарубила её, и отдала мне,я на буржуйке приготовил суп. Съел, даже кости,
-поджарил их, до состояния сухариков. Мама, кошку есть, не стала.

  Ели всё:студень из столярного клея, горчицу( вымачивали-снимали горечь), ели как кашу,сыромятные кожаные  ремни. Удавалось достать: конину, собачатину, жмых.
 
       Во дворе, у магазинов, можно было ,по крупинкам, набрать ладошку крупы.
  Я, соревновался с воробьями.Крупа просыпалась из мешков,когда их затаскивали в магазин.
   
  Варил, водяной, суп.Позже, стали появляться, пункы питания, типа пирожковых,
 по карточкам, можно было, поесть.
      
    В нашем новом доме, открылась, закрытая столовая.
 
    Я, туда наведывался,мне давали вываренные кости, их жарил, и ел, без остатка-вкусные.
 
 В своей, разрушенной  квартире, ломал, на дрова-подоконники. Нашёл, порошок цикория-съел.
 
 Ленинградцы, помогали друг другу,папин товарищ, пришёл в гости. Из ширинки достал, кусочек хлеба,работал на хлебозаводе,-спёр.
   
   Мамин друг,профессор ЛИИЖТа-В.Н.Листов ,в новый 1942 год, принёс и подарил,  мне шоколадку.
   
  Однажды, по карточкам, отоварили какао порошёк,мама сказала:
    -это тебе.
 Я, вырвал, кулёк у неё из рук и, побежал,хотел сварить. Споткнулся, и  упал , какао- россыпалось. Со мной была истерика.

    Я, до сих пор, не могу понять,как выжили.
 Бомбёжки и обстрелцы, продолжались ежедневно. Самооборона, работала хорошо.
 
 Один раз, обстрел застал нас, на Невском проспекте, у Казанского собора.
  Нас, загнали в подвал.

  Три часа, просидели, в подвале Казанского собора.

 В другой раз, мама разговаривала, с соседкой ,у дома, на улице.

 Соседку, убило осколком снаряда,у мамы на глазах.
     В  марте, 20 числа нас, в приказном порядке, эвакуировали из Ленинграда.

  Больше недели,  мы не выдержали-бы. Сейчас понимаю ,зачем, лишние рты кормить.

  Папа, лежачий-живой труп. Я, слёг.Мама еле двигалась.
   
   Попращались, с тётей Лидой(больше её не видели- умерла в блокадном городе ) ,с соседями по коммунальной квартире. Собрали, дорожный скарб.
   
 Папу уложили на санки, и пешим ходом, по набережной Канала Грибоедова, отправились на Финляндский вокзал.
                Помогала, дворничиха с телегой.


Рецензии
Это ужас, который невозможно себе представить. У меня осталась в живых только только одна хорошая знакомая-блокадница. Раньше было несколько человек из числа друзей и сослуживцев.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   13.05.2016 10:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.