Мойдодыр по-взрослому 18 плюс
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!"
Он ударил в медный таз
И вскричал: "Кара-барас!"
И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки.
В который раз приходиться сообщать о недетскости стихотворений Корнея Ивановича Чуковского. Начиная серьёзную тему исследования на тему иерархологии человеческого общества и физиологии доменантологии, хочется начать с самого понятного для восприятия жанра – юмора.
Без всякой конспирологии, достаточно ясно, писатель раскрывает в «Мойдодыре» проблемы авторитарного руководства в период становления «Великого Сталина» в СССР. В роли «грязнули» писатель достаточно конкретно указывает на «немытую Россию».
Если, кто забыл:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих царей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
(М.Лермонтов).
Способ ведения сюжета в «Мойдодыре» выбран в виде повествования от лица «грязнули», т.е. от лица народа. Хотя, в плане физиологической чистоплотности, «простые смертные» всегда превосходили обитателей хрустальных дворцов с голубокровными обитателями и в силу отсутствия туалетной бумаги, пользовались экологически чистым лопушком, а зимой пучком душистого сена. Про моральную чистоту голубых мундиров и царей, читающий народ осведомлён и прекрасно понимает, что уровень безнравственности у элит всегда был запредельный и многие вопиющие факты аморальнасти до сих пор находятся под грифом совсовсекретно.
Учитывая исторические уроки либерального монархизма, К.Чуковский видит единственный способ отмыть Россию, только в исторической необходимости авторитарного вождя, которого в кризисные времена история выбрасывает на поверхность: «если топну я ногою, позову моих солдат…».
Далее, совсем понятно: «и тебе головомойку, неумытому, дадут». Конечно, ключевое слово здесь – головомойка. Просветление мозгов, через просвещение – вот, об этом писатель и говорит, практически, открытым текстом. И это, пожалуй, главное в гениальном произведении.
Прочувствуйте, разницу с текущим моментом современной истории, когда благотворное созидательное понятие «просветление, просвещение мозгов» мировым империализмом подменено на «засеrание, разложение мозгов». А учитывая многократно, выросшую мощь информационно - засеraтельного оружия, утопление немытых народов всех стран мира не за горами. Не случаен и неказистый вид авторитарного вождя: «Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник…». Именно, «из первородной природной спальни», откуда никто уже давно не выбегал, выбежит он - спаситель народа. «Грязнули» не звали его потому, что, как все дети верят в «тупых, глупых, богатых принцев-красавчиков-качков», которых не бывает «умными» в природе вообще, что и будет доказано в дальнейшем. Поэтому, К.Чуковский ярко подчёркивает «физиологическую ущербность» в хромости и кривоногости умывальников начальника, что в общем, по факту и соответствует образу товарища Сталина в его «единственной» гимнастёрке и сапогах.
Из воспоминаний секретаря И.Сталина Б.Божанова:
«Внешность Сталина достаточно известна. Только ни на одном портрете не видно, что у него лицо изрыто оспой. Лицо невыразительное, рост средний, ходит вперевалку, все время посасывает трубку.
Разные авторы утверждают, что у него одна рука повреждена и он ею плохо владеет. Впрочем, дочь Светлана говорит, что у него плохо двигалась правая рука, а большевик Шумяцкий писал в советской печати, что Сталин не мог согнуть левую руку. По правде сказать, я никогда никакого дефекта такого рода у Сталина не замечал. Во всяком случае, я иногда видел, как он делал правой рукой широкие и размашистые жесты - ее он мог и согнуть и разогнуть. В конце концов, не знаю - никогда Сталин при мне никакой физической работы не делал - может быть и так, что его левая рука была не в порядке. Но я никогда не нашел случая это заметить.
Образ жизни ведет чрезвычайно нездоровый, сидячий. Никогда не занимается спортом, какой-нибудь физической работой. Курит (трубку), пьет (вино; предпочитает кахетинское). Во вторую половину своего царствования каждый вечер проводит за столом, за едой и питьем в компании членов своего Политбюро. Как при таком образе жизни он дожил до 73 лет, удивительно».
Возвращаясь к «Мойдодыру», считаю обязательным, упомянуть загадочные для детей слова: Он ударил в медный таз и вскричал: "Кара-барас!" Предвосхищаю ядовитые «скетчи» про вольную рифмовку при отсутствии у писателя подходящих рифм. Можно, всуе, вспомнить Карабаса – Барабаса. Но, клич «Кара-барас» написан в 1923 году, а «Карабас-Барабас» в 1936 г.
Кара - в тюркских языках «чёрный», а Кара в украинском языке слово, обозначающий наказание судьбы. Барас – в литовском языке обозначает участок, полоса.
Всё просто и понятно КАРА-БАРАС – ЧЁРНАЯ ПОЛОСА. Великий вождь ударил в набат (в медный таз) и воззвал на ликвидацию чёрной полосы с помощью мобилизации всех силовых средств управления государством: щёток, мочалок, мыла и т.д., и т.п.
Само собой, заработала на всю мощь пропагандистская государственная машина: «И сейчас же щётки, щётки затрещали, как трещотки».
Финал маэстро аллегорий Корней Чуковский подводит на высшей ноте народного пафоса: Всегда и везде - Вечная слава Воде!
Кто, когда-либо читал, хотя бы одну строчку, о происхождении ЖИЗНИ на Земле с научной точки зрения тот знает – это ВОДА.
ВСЕГДА И ВЕЗДЕ - ВЕЧНАЯ СЛАВА ЖИЗНИ!
Свидетельство о публикации №215071000843