Малиновый рай Гл. 12 12. 1 12. 2 12. 3 стр. 103

Глава  12. Познание  природного  явления ,  быт  на  природе  для  сравнения …
  Наблюдая  за состоянием  природы  Ваньке  по  нраву  созерцать,  ластить  свою  душу. Часами неподвиж-
но  просиживал  у оконца, наблюдал  за действиями  природных  явлений,  поражался  изменениям, прев- 
ращениям,  её  силе  мудрости  неутомимого  движения.  Здесь - то  и  выяснил  простые  вещие  мудрости,
Что – бы  не  проделывал  человечек  в  этом  мире  природы,  сама  матушка – природа, её  естество  могу-
чее,  главнее,  шире,  необъятнее , величавее  всех  и  вся; ни  в  какие  сравнения  не  входит ,  потому  как
оно  велико  и  это  все - Мы.  Даже  такое  дерзкое  существо  как  человечек,  возомнившее  себя  пупом 
земли  и  средоточием  Мироздания .  Слова - то  какие  знаковые  нашёл, не  ведает  зачем  и  для  чего  он
в  этот  мир  пришёл;  откроет  все  миры  и  двери  знаний, увидит,  ужаснется,  что  искал- нет  ничего  пе-
чальнее  полёта  в  простые  истины ;  а  жизнь  завершена  и  нет  уже  полёта ,  земля – же  дышит  и  жива.
Ты  для  неё  вода, песок , молись  своим  богам ;  вне  нас  живёт во  всем,  в  людях,  с  собой, в  ней  мы 
Растворены . Короткий  твой  разбег , ничтожен  век,  в  одно  касание  пробег,  тщеславием  полна,  душа
Всегда   черна. Процессы  наши  так   просты , ответы  вертятся  все   вокруг  нажитого  добра , кто   ближе 
подобрался “ на гора”;  вернее  кто  кого  столкнул  с  седла,  кто  на  коне  удачи  всех  быстрее  прискакал.
Чем  меньше  состояние , тем  темпераментней  борьба   за  обладание  другим  нажитого  добра. Чем  ни-
же  уровень  умысла, тем  боле  трещат  чубы  при  переделах,  делится  нечем ,  вечный  зов , при  жизни 
не  даёт  призов.  Упряжку  жизни совместно  тащат  как  на  Колгофу  муж, жена. Идут  вперёд , не  ропщют,
ношу  несут  с  поклажей  наравне,  кому  чего  дано  природой.  Как  всякий  практичный  человек  Дмитрий
Иванович  видел  и  строил  порядок  своего  семейства  с точки  выгодного  ведения  уклада  вновь  образо-
ванного  семейства.  Дмитрий  Иванович ,  Анастасия  Николаевна  молодая  женщина  и  старый  ещё  в  си-
ле  мужчина  жили  по  старинке,  вели  хозяйство  так  как  могли,  как  лучше , ловчее , да  сноровистее. Из 
скотины  пробовали  держать  корову, в  лесу  несподручно.  Зверьё,  дикий  лес , пропадёт,  задерёт  дикий
зверь,  волк  или  медведь.  Коза  оказалась  сподручнее.  Малая  живность , неприхотлива  и  прокорма  не   
особо  требует.  Свиней  держать   не  с  руки,  требует  корма  отходов,  нет  выгоды,  разорит  на  корню.
Свинья  в  лесу , что  гусь  в  чистом  поле,  каждый  норовит   принять  дары.  Сало  в  жилу ,  бесит  жида; 
гусь  свинье  во  все  времена  не  товарищ , за  что - же  мучить  животину ,  лучше  держать  рогатую  скоти-   
ну.  Для  козы  всегда  подкормка  и  лоза, во  все  века  и  времена  коза  и древнем  Риме держали  коз для
-90-
молока.  Коза  не употребляет  комбикорм,  овса;  ей  подавай  траву,  морковь  и  всяку  поросль  с  лугов.
Солёну  корку  ржаного  хлебушка,  кусочек  сыра ,  сахарку   всё  схрумкает  козочка  по  кличке  Соня,
Федот  всегда  не  в  счёт.  Козлятки махоньки ,  прыгучи,  брыкаются  и  прыгают  бодючи,  в  сторонку  не 
свернёшь  в  подскоке  рожками  бодают.  Хозяйство  вели  совместно,  жили  прилично,  но  бедно .  Опре-
делённого  достатка  всё - же достигли.  Появились  дети, в  лесу  росли  как  сорная  трава, бродили  всюду,
ходили  вместе  или  сидели,   ждали  у  окна.  Их  предводителем   являлась  сводная  старшая  сестра, что 
урождена  от  учителя  Гаврилова  с  Сотнура. Других  её  старше  сестёр  давно  Анисия  направила , рассор-
тировала  по  ближней   родне  в  кабалу,  эту  оставила  при  себе,  так  легче  пережить  душевную  боль 
разлуки.  Характерец  у  той  поганый, чуть  не  по  ней,  пускала  в  ход  кулаки  и ноги,  избивала  без  зла  и
для  подмоги.  Мать, видя  усмехалась  в  уста, видя  не со  зла , а  для  подмоги, для  добра, потом  спасибо   
скажут.  Смирялась,  потому  что  про  Гаврилова  не  позабыла,  любовь  не отмерла  ещё, ещё  не  заросла   
та  боль и  тело  ныло. Отец  по духу  своего  времени, по  воспитанию  был поклонником  старых  традиций.
В  строгом  выверенном  порядке  вёл  семью  и  хозяйство, ежели  провинился  ребёнок, строго  наказывал.
Не  давил  обиду и другим  не  позволял;  другое дело  часто в отбывке  по  лесным  хлопотам  отсутствовал.
Без  контроля  в  отсутствие  и  куролесила  падчерка,  как  считала  нужным.  Мать  родом  из Петьял  из  се-
мьи  зажиточных  мари,  рода – Васильевых.  По  тому  времени  в  услужении  у  них  пол- деревни  ходило,
большие  наделы  вспахивали  и  вели  богатое  хозяйство;  имели  скотный  двор  в  десятки  коров  и  овец,
курей,  гусей  не  считали.  Мельница  молола  муку  в  округе,  цвело  хозяйство,  другие  беднели ,  им  хоть
бы  что, кончилась “ лафа” , сменилась  власть,  работный  люд  под   корень,  в  Сибирь  на  высылку,  или  в
распыл.  Да  и сегодня  встречаются  черты  прошлого  столетия,  все  эти же  подходы  и  традиции;  другого
не  дано, мы  наблюдаем  в  России  свои  клетья. Кичилась, да  жила  тем  прошлым  добротным временем
и  презирала  настоящее  советское  обветрье  и  даром ,  что  не  грамотна  была,  а  всё  одно  душа  и  сер-
дце  противилось  жило  старым  поветрьем  и  помыслам  которые  ей  привили  праведно  родители. Пи-
тайся  плодами  своих  трудов,  не  воруй , не  убивай , не  насильничай ,  не  проси  милостыню  и  ни  кому 
никогда  не  кланяйся;  гордо  неси  своё  имя, честь  свою  береги,  если  надо  дай  отпор. Новая  власть  на
все  принципы  и  достоинства  грубо  наплевала, отобрала  всё  нажитое, посчитав  его  нечестно  нажитым,
разорило  семью,  пустило  с  молотка  на  погибель ,  не  посмотрело  ни  на  малых  деточек,  наплевало  в
душу,  развеяло  по  ветру  надежды  и  стремления  о  самом  насущном  и  простом, а именно  о  хлебе
91
насущном.  Любила  она  в  своей  дочери  от  любимого  и  свою первую  любовь,  потому  и  прощала  вык-
рутасы , терпела - в  ней  его  необузданный  характер.  А  характерец – то  копия  того  любимого  человека, 
та  же  сумасбродная  свирепость  напоминала  счастливые  сумасбродные  ночки,  денёчки,  со  временем 
рисовалась  милее  да  значительнее. Так- то  милый  наш  Ванюша,  пришло  времечко  послушай,  почитай,
повспоминай , расскажи  всем  про  свой  край. Под  широким  неба  сводом , жить  приходится  с  уродами.
Не  сознается  она , ни  они , ни  сатана;  слабы  духом,  вялы  телом,  целый  день  сидят  в  соседях;  пора-
ботать  не  хотят,  дети  с  голоду  хрипят.  Раскидали,  разбросали, будто  не  было  печали; не хватило всем
добра , кушать  нет , пили  дрова. 
              12.1. Повествование про  интернат.  Свара  Ксении  Егоровны  с  Лидией  Фёдоровной.
  В наказание  в  порядке  воспитания,  заставляла  Лидия Фёдоровна  детишек  пилить  дрова.  Выводила  к
дровянику,  большому,  грубо  сбитому  сараю  с  огромными  щелями,  да  показывала  тыча  указательным
пальцем  на  разбросанные  брёвна:  вот  это , вот  то, то  и  вот  это. Смотрела  внимательно  на  реакцию  и   
добавляла,  вот  это  ещё.  Давала  два  часа  времени  и  пили  их  родимый,  да  не просто  пропили,  а  рас-
коли,  сложи.  Ух,  гадючка  кривонога,  стала  деткам  костью  в  горле;  не  проехать ,  не  пройти,  где- же
Ксения,  спаси.  Завхоз  Ксения  пришла, да  в обнимку  не  спеша,  с  лешим  Жоркой  лиходеем,  воя  песню    
в  два  горла. - Расцвела  калина  в  поле  у  ручья,  парня  молодого  повстречала  я;  парня  молодого  на
свою  беду … Увидала  Егоровна  эту  картину,  как  ребятки  пилили  большую  дровину;  рассердилась  за
помощь  такую,  те  дрова  висели   на   ней,  осерчала  она  вот  нахалка,  занимайся  своей  воспиталкой;
репетиторша  крашена,  драна  свинья ,  шибко  сильно  умна,  клизму  делать  пора. Пошептала  другу  что-
то,  подрядился  будто  он-то ,  все  дрова  в  закат  срубить ,  да  в  сарайку , в  дровяник  заложить.  Жора
сбегал  в  склад дворовый,  подтащил  с десяток  шины;  облил  шины  керосином, затрещали  славно  в  ды-
ме,  загорелись,  заискрились,  копоть  веером  вскружилась;  запах  жёванных  резин,  искры  в небо ,  вот
так  джин. Отошли  детишки  к  дому , слава  богу  повезло.  Лидка  видит  из  окна,  дымом  улица  полна;
выбегает  вся  в  испуге,  что  такое,  не  в  раю ли. Ксюша  видит  лиходей ,  весь  горит  в  жару  идей, закри- 
чале  Лидке  робко ,  твой  ребёнок  застрял  в  пробке;  что  за  пробка,  где,  да  что? Ксюха  лихо  завирает,
по - кубански  вдрызг  шальная,  тычет  пальцем, те  робяты  выполняют  по  подряду,  по  указке,  по  науке,
прогревають  брёвна  гнутье,  чтобы  легча  пропиловка,  бензопилою  сноровко,  пропилилоси  в  бревно.
-92-
Ты  спяши,  бяги  Лидушка,  что  стоишь  да  ждёшь  батрушку ;  парня   с  кичи  прихвати, что  застрял  его
ети.  Сама  смотрит  хитро,  хмылко,  глаз  блестит , а  в  них  соринка.  Побежала  Лидка  дальше,  вся  в  аго-
нии  кудряшек.  Деток  цыкнула  завхоз,  убегай  нето  мороз  защекочет,  заморозит  красны  щечки,  не  до
шуток,  отвечай  потом  за  Вас. Убежали  быстро  детки ,  взрослы  сами  разберутся,  ветры  дуют, застудят;
за  окном  зима  стучится, снег  идёт  давно  пушистый  и  морозец  неказистый .  Что  там  было,  не  понять, 
жмись  по  стенке  вновь  опять,  делать  нечего,  беда,  порождает  скуку  зла.  Нету  тихого  местечка,  негде
скинуть  дрёму  к  печке,  приблудиться  в  уголок, успокоится  чуток. Отдохнуть ,  а  тело  ноет,  волком  воет
здесь  и тут.  По  широкой , по  глубокой  муромской   дороженьке ,  вышли  детки  погуляти , молодцы заез-
жие;  лес  валимый ,  лес  голимый,  на  чужой  на  каравай  шире  рот  не  разевай.  На  гранитовой  долине,
вихри  снежные  кружат,  снег  холмистый,  дым  волнистый ,  известь  дыбится  не  взять.  Зима  в  разгаре,
второй  класс, скоро  Новый  год. Приноровились  дети  к  новому  укладу жизни  в  интернате. Один  всегда 
один,  всегда  играть  картинку,  мол  ничего  не  случилось,  что  всё  подходит,  что  он  такой  как  все,  не 
отличишь,  устал  мальчишка  застывшим  листиком  лежать  в  гербарии  людском.  До  следующего  лета,
до  следующего  обновления  жизни  её  цветения.  Подобно  ему  Ваня  замер в  самом  себе,  в  своей  спа-
сательной  оболочке,  не  впуская  в  мирок  ни  души, потому  что  стыдно  показывать  слабость  пережива-
ний.  В  учреждении  этого  не  принято,  решат- больной,  засмеют,  посчитают  слабым,  начнут  изголяться.
Одна  и  та - же  кручина  висела,  преследовала;  телесные  силы  на  исходе,  может  не выдержать,  сорва-
ться ,  расплакаться  пойти  в  разнос.  Тоска  точила  изнутри  тонкую  оболочку  противостояния  и  впереди
никакой  подпитки. Тоска  да  печаль  по  дому , по  родным ; ощущение  пустоты  брошенного,  покинутого
всеми , никому  не  нужного  существа.  Не  приведи  господь  узнают  про  эти  печали,  засмеют.
Другие  дети  тоже  испытывали  подобные  чувства,  но  наверняка  знали  никого  нет  и  свыклись  с  этим,
смирились.  У  Вани  другое,  при  живых  родителей,  такое  отрешение.  Что - же  это  такое?  Полагаю, что
болезнь  это  следствие  всего  хода  развития супергеноса  славянского  этноса;  не  сидится  на  месте, ог-
ромное  желание  завоёвывать  всё новые  и  новые земли,  открывать  всё  новые  пути, дороги  во  всём
и  везде,  вот  и  образовался разрыв  внутреннего духовного  содержания,  с  этим  не  поспоришь, у  вре-
мени  свои  неподвластные  нам  людям  законы.  Вот  и  получилась  экспериментальная  территория  на
нужды  человечества.  Внешнее  содержание  добра  в  смеси  с  внутренним  отставанием  духовного  со-
держания зла.  С этим  ничего  не  попишешь  и это  очевидно  и  это  тянется  с  дальних, дальних    
93
времён,  с  зарождением  белой  расы  человекоподобных  существ.  Но  так, как  обитали  они  разбро-
санно  по  планете  Земля,  то  понятно  с  изменением  коры,  движения  материков  и  катаклизмами    
Земли  и  они  передвигались,  стараясь  выжить  и этот  процесс  происходил  с  самого  возникновения
человечества .  Понятно  и  другие  расы перемещались ,  но  состояние  биополя  планеты  благоприят-   
ствовало  именно  белым  расам ;  славяне  делясь  на  подвиды  уходили , осваивали  новые  земли, не
было  времени  на  созревание  внутреннего  содержания .  Плодясь,  племена  осваивали  другие  близ-
лежащие  земли  и  не стоял  вопрос  чья  она? Поделись или  потеснись?! И  это  причина  перво  всего,
причина  породившая  неистинное  содержание  внутреннего  состояния  всякой  расы  и нации. Дух  вла-   
стного  владения  преобладал  над  духом  внутреннего  содержания,  оторвался  и  самостоятельно  дик-
тует  нации  и  уже  смешанному  распавшемуся  народу  свои  ритмы  и  стратегию  продолжения   того-
же  движения ,  cо значениями  реформации  внутри  себя. Общество  преобразуется,  залечивая  раны 
духовного  опоздания, необходимость  замены  другой  коммуникабельной,  реформаторской  системой
наступила,  на  дворе  и  стучится  к  нам  в  дверь.
  …Понятия,  логика  не  укладывается  в  маленькой  головушке, не  смиряются  с  решениями ,  поступками
родителей.  Плохо  жить, бедно  жить,  государство-же  берёт  во  внимание как  может  поддерживает, вос-
питывает   нас,  хотя  не  обязано, не  должно;  видимо  ему  не  всё  равно, что  малые  дети  пропадают  на
корню, умирают  в  болезнях, от  побоев,  от  пристального  животного  отношения  к  детям  как к  зверёны-
шам.  Дети  всё  равно  тянутся  к  родителям,  любят  какие  они  есть.  Может  с  памятью  горчинки,  но  ос-
вещают  её  чистыми  помыслами, просеивая  душевный  сор, наделяя  родителей  милыми  чертами   дет-
ских  светлых  грёз.  Ваня  тянулся  как  и  дети  спецшколы  к  радостной,  интересной  безмятёжной  жизни.
Вникал  в  культуру  русского этноса, не  забывал  и  родные  истоки  марийского  эпоса,  с  болью  в  сердце 
в  щемяще- обострённом  волнении  горячо  откликался  на  существующее  презрительное  отношение  об-   
щественого  мнения  по  отношению  к  мари  как  к  нации  более  отсталой, более  приземлённой  к  сырой
земле. Такое  существо  отражающее  общественное  мнение  присутствовало  в  то  время. Мири  негласно,
но  считали  примитивными,  некультурными  и  отсталыми  людьми  с  того  века. Время  рассудило, прек-
ращена  продажа  народного  добра  и  вывоз  национального  богатства,  леса  стоят,  растут , шумят , луга
цветут, болотца  пахнут, всё  остальное,  ненужное,  внесённое,  чужое  как  ветром  унесло, заметьте  много
времени  ушло;  ровно  цикл периода  преобразований  в  семьдесят  пять  лет. Всё одно  вернулось   
94
на  круги  своя. Марийский – же  фольклёр  являл  полярный  руххичам  характер,  уклад  жизни,  традиции,
одежда,  утварь  и  обряды  теплились  в  маленькой  ищущей  душе.  Они  присутствовали,  заставляли  гор-
диться  и трепетать  кровь , душу, всё  Ванино  существо. Русская  культура  внушала  глубокое,  обоснован-
ное  пережитое  мироощущение  по  важности  значения  стояло выше культуры мари  и  других  народнос- 
тей.  Это  отчётливо  видел  и  ощущал  он. Оно  везде  главенствовало,  являло  быть  основным  ведущим,
но  интересно  приметил  оно  было  само  по  себе,  сама  в  себе.  Она  не  растворялась, наоборот  прини -
мала  подходящие  ей  обычаи  и  традиции,  вернее  пополняла  в  свой  обиход  и  далее  самостоятельно 
продвигалась  своей  дорогой. Марийская - же  культура  продвигалась  с оглядкой  на  славяно- русский  эт-
нос .  Учённые  разбирались  в  знаковом  движении  окультуривания  наций  нациями;  кто  кого? и  как? .
И  что  принял , перенял, как  эти  знаковые  классификаторы  проходили  во  временном  пространстве? Ка-   
кой  они  имели  исторический  резонанс?  Как  отразились  они  на  характере  передвижения  эволюцион -
ного  пространства  народности - мари? Это сейчас в современной  интерпретации общественно-историчес-
кого  значения  как  будто  встало  на  свои  вехи.  Прошло  время,  многое  изменилось,  яснее  выявило  кто 
пришёл, от  куда  и  зачем,  как  на  самом  деле  шли, протекали,  горели  невидимые  потоки  процесса  пе-
реплавки  одного  в  другое.  Проявило  время  саму  суть  содержания   течения   эволюционизма,  можно      
теперь  на  основе  знаковых  посылок,  характерных  и  присущих  тому  времени , определить  характерис-
тику  поступи  Эпохи  Времени . Примечательно, что  в  этом  экскурсе  в  прошлое  Вы  нашли  вытекающие
значения  из  знаний  опыта  прошлого  времени,  перехода  его  в  наше  настоящее  время.  На  примере 
личности  Вани  и  пережитых  им  событий  на  пределе  пограничного  жизненного  пространства  проявля- 
ется  ХАРАКТЕРИСТИКА  ПОЛЯ  ВРЕМЕНИ .  Сложно,  не сложнее ,  чем  сходить  попариться  в  баню. В  ней
люди  всегда  высказывают  верные  исходные  мысли- определения  и  также  загодя  предположения  впе-
рёд  идущих  альтернатив. В науке  оно  называется  предвосхищение  желаемых событий, предполагаемые   
надежды  будущих  событий – проще  предсказания. Потому  как  всякое нужное  знаковое  высказывание,
выраженное  точным,  словесно - смысловым  определением   в  настоящем  времени  приобретает
характеристику  смыслового  значения  в  БУДУЩЕМ  ВРЕМЕНИ. Ибо  в  настоящем  уже  преисполнилось
подпиткой  смысла  значений  сполна  и  выросло  до  номинала  своего  значения  и  далее  перерастает  в
разряд  нового  состояния . А  значит  в  другом  времени  оно  будет  иметь  другое  смысловое  значение
не  как  уже ранее  высказанное  мысленное  определение. Так - то  братья, сестры  во  Христе и в блуде
95
не  приходиться  чужими  руками  жар  выгребать;  самим , всё  самим, не  ждите  чуда, сгоняйте  по - тихо-
нечку  своих  верблюдов ;  смотрите  дали  палантин,  пастух  бредёт  и  он  один; сверкают  небеса  озоном,
и  солнышко  глядит  в  поклоне;  небесный  свод  на  небосвод,  Вы  овцы  скушали  лужайку  впрок.  Самим
всё  самим,  до  Бога  далеко,  до  неба  высоко. В  баньке- то  помылись , попарились ,  смыли  шлам,  грязь
телесную  отмыли;  кожа  дышит,  внутренние  органы  прогрелись,  выделили-отторгли  токсины,  щелочи
и  срам. Тело  опять  готово  нормально  функционировать,  существовать  в  материальном  мире. Но что-то
гнетёт,  что – то  заставляет   очиститься,  поправить  в  своей  жизни,  упорядочить,  уравновесить  и  даже 
принять  какое- то  важное  знаковое решение  или  побудить  себя  в  мыслях  принять  это  решение. Эф-
фект  фактора  обновления  души  и  тела  важнейшее  качество  человеческой  расы.  Цивилизация  подош-
ла  к  такому  полярно - пограничному  состоянию , что  одной  баней  и  убранством  внешних  атрибутик 
форм  общества  никак  не  обойдёшься,  не  прокатит . Назрел  нарыв , земля  покрылась  фурункулами, 
один  на  поле  и  не  он.  Не  воин  он  и  времечко  иное,  до  планетарного  мышления  не  дошло … .   
           12. 2. Повествование  про  интернат. Шефство.
   Ходьба  на  лыжах , походы  в  природу,  культурно - массовые  мероприятия  внесли  разнообразие  в 
школьный  размеренный  процесс. К  младшакам  прикрепили  старшаков- шефов.  К  Ванечке  приставили
Плотникова  Ваню – ученика  шестого  класса. Иван  слыл  сильным  мальчиком,  в  среде  пацанов  пользо- 
вался  авторитетом.  По  внешности  его  можно  было  сравнить  с  сембирнаром,  c  таким – же  добродуш-
ным  и  покладистым  характером.   Он  отличался  большим  ростом,  упитанностью,  плотностью,  одежда 
на  нём  всегда  в  обтяжку  и  потому  казалась  мала.  Лицо  с  простоватым  выражением  искренних  серо-
зелённых  глаз  навыкат.  Оно  выражало  прямой  и  открытый  характер  хозяина,  вполне  соответствовало
полному  впечатлению  честного,  наивного  человека.  Иван  оставил  недвусмысленное  впечатление  на   
чуткую  натуру  тёзки. Чувство  неприятия  с  сожалением  коробили  противостояли  в  нём.  Что  не нашли
нормального  старшака, который  надёжно  защитил  бы  жизнь  с  тыла?  Нашли  какого – то  дурачка,  да и 
смотрит  обращается  ко  мне  как  к  заводной  кукле.  Откуда  прибрали  этого  ухода.  Надо  видеть  речь
у  Плотникова  Вани  походила  на  речь  больного  аутизмом, к  тому  же  был  глуховат. Очень  даже  замет-
но  погрешности  в  произношении  и  в  самом выражении  мысли.  Мальчишка  больших  размеров,  глухо-
ват, не  сразу  поймешь  ход  сказанного  и  про  что.  Ванька  иногда  сердился  наплывами  и  ставил  того  в
просак  встречными  вопросами , от  которых  нерасторопный  большой  Ваня  краснел,  белел, терялся
96
после  чего  не  членораздельно  мычал.  В  последствии  надувался  мыльным  пузырём   в  отупелом  пря-
мостоянии  в  одну  точку. Но всё  равно  он  отличался  ровной  благожелательностью, лицо  его светилось
лялсь  в  моменты  усиленного  наставничества,  разглаживалось  ровно  улыбающемуся  слону.  Меньшой 
удивлялся, пристальнее  вглядывался  в  кажущееся  благодушие,  стараясь  понять - откуда  это  у  него  и 
что  за  этим  скрывается. Не  верилось  ему  в  святую  благодетель; верно, что – ни будь  да скрывается  за
показной  добротой.  Наблюдая,  пришёл  к выводу,  что  нуждался  тот  в  обоюдном  процессе  общения  с
братиком,  на  которого  Ванька  внешне  походил;  всё  остальное  большого  Ваню  не  трогало.  Это  обсто-
ятельство  сильно  задевало  мальца. Что  я  кукла  какая- то  механическая?  Ек, захотелось  большому, глу-
пому  недорослю  живую  игрушку,  дай  ему  и  всё  тут . Ваня  не  желал  быть  куклой  в  руках  большого,
глупого  человека;  этакого  бессловесного  Буратино.  Но  тот  на  самом  деле  пытался  защитить  Ванюшу,
краснея  в  неуклюжих  попытках  заступа.  Понятно  тянули  его  воспоминания  о  братике  таком - же  свет-
ловолосом,  с  лучистыми  голубыми  очень  чистой  воды  глазами; с  нежной, прозрачной  от  мамы  кожей
и  милыми  конопушками  по лицу.  Живой  образ  Вани  напоминал  ему  светлые  дни,  безмятёжного  дет-
ства.  Плотник  не  желал  увидеть  в  меньшом  свой  характер  и  достоинства,  упорно  наделяя  не сущест-
вующими  чертами  от  своего  братика.  Вот  это  обстоятельство  и  коробило,  доставало  по  большому  са-
молюбие  Ванюши.  Играться  в  куклы  не  эго  стиле, слаще  свобода  да  ветер  вольный, в слугах противно
скорбило,  бесило.  Нарисована  картинка,  вот  Мальвина,  вот  Мария;  вот  младенец  на  руках, эта  учит , 
та  пестует ;  обе  писаны  во  грех.  Тупой - то  тупой , но  упорный  в  своём  невежестве.  Много  неудобств
испытал  в  занудном  шевстве  свободолюбивый  мальчуган.  Деваться  некуда,  слушал  и  слушался  Плот-
ника,  по судьбе  всегда  встречаются  подобные  повторы.  Дома  Зойка,  здесь Плотник, полна  земля  удо-
дами! Вот  и  наше  время  иной  вскочит  на  трибуну  и  толдычет  несуразицу, не  оттащишь,  до  того  нра-
виться  учёному  дураку  роль  вещего  оракула.  Вынужден, принужден  слушаться, сполнять  прихоти  стар- 
шака, потому  как  за кажущейся  сладкой  плёнкой  поросенка  Ваня  отчётливо  увидал  животный  интерес
к  сладкой  жизни. Временами  старшого  посещали  прихоти  сходные  с  дедовщиной. Вволю  нажравшись,
дармовой, народной  хавки, в  агонии  тупикового  периода  ничегонеделания; разжиревший,  раскормлен-
ный  свин  всегда  хочет  повизжать, попрыгать  на  удобренной  кем- то  зелённой  полянке.  Это не контро-
лируемая  зона  государственной  машины,  эта  та  знаковая  цепь  с  прошлого  Времени,  составляющая   
особый,  славный  менталитет  сборного  совместного  духовного  потенциала.  97
Плотник  принуждал  петь  песни ,  читать  детские  стишки,  рассказывать  анекдоты,  плясать, ходить  стро-
евым  шагом;  по- особому  кривляться, примером  как  клоуны.  Причём  Ванька  не  сразу  понял  для  чего
надо.  Мальчику  восемь  годочков ,  другому  тринадцать.  Может  это  в   виде  наказания  приставили  де-   
била  к  нему,  поиздеваться,  чтобы  больнее  было.  Поспрашивал  знакомого  пацана  Калинина  Вову,  у 
того  Плотник  шефом  был  до  Ваньки.  А,  дебил  какой - то, у  него  не  все  дома,  с  детства  мается  голо-    
вою.  Играется  в  шишака, а  его  никто  не  уважает  в  классе,  считают  за  дурака.  Повезло  тебе  Ванюша,
в  драке  псих,  хошь  кого  заломит,  здоровущий.  Занудный,  всё  приставал  сказку  рассказать, сплясать;
сам - то  не  может,  потому  тупой  безповоротно.  Достал  меня, раз  его  укусил  как-то, не  удержался, сам
от  себя  не  ожидал, до  того  разъярил  своим  тупизмом.  Дебил  в  натуре,  здеся  в  термяге  дебилов  мо-
ре  в  тележкой .  Какая  тележка? При  чём  море? Не  понять  Вовин  разговор,  но  одно  сходилось,  прис-
тавили  его  с  умыслом  разговорить,  значит  развить  за  чужой  нервостой  доморощенного  идиота. Вот   
регенты  и  объединили  парами  полярные  персоны  контингента.  Ваня  не поленился,  проанализировал
закреплённые  пары  детей  из  класса;  пришёл  к  выводу  дело  у  воспитателей  поставлено  в  расчете   
один  дополняет  другого.  В  результате  оба  учатся  друг  у  друга, исправляются  по  ходу  общения,  в  це-
лом  двигают  воспитательный  процесс  в  сторону  статус - кво . Коллектив  в  первую  голову,  личность  во
вторую.  Всех  подравнять  к  общему  усреднённому  номиналу,  удалось  как - то  подслушать  отрывочные
фразы  из  приоткрытой  двери  кабинета  учебно - воспитательной  работы  Веры.  Ох,  уж  Вера,  Верочка,
вот  откуда  идёт  вкрадчивый,  мягкий  лояльно  притягательный  опыт  материнского  кредо.  Все  средства
хороши,  они  должны  идти  как  будто  от  души;  воспитанник  не  должен  понимать  какие  чувства  к  не-
му  питает  педагог - воспитатель.  Настоящее  оно  или  как  выражалась Верочка, суррогатное.  Вы  должны
и  обязаны  быть  артистами  в  своём  деле.  Жизнь  это  игра,  мы  в  ней  артисты.  Так  играй  так  доподли-
нно  во благо  воспитания  и  процесса, чтоб  блистало  и  вдохновляло.  Интересная  концепция,  концепция
модели  социалистического  отношения,  что  такое  хорошо,  что  такое  плохо.  Сглаживание,  уравнение,
подведение  индивидов  к  общему  номиналу. Все  думают  как  все, каждый  думает  как  все. Такого в  ре-
альности  не  бывает  и  это тупик, потому  как  общественная  природа  не  приемлет,  не  опирается  на  ка-
тегории.  Ведь  кроме  общественно-социальных  отношений  существует  суммарная  семблиотика  педаго-   
гической  парадигмы. А  Верочкина  натур – методика  замкнута  внутри  себя, нет  движения. Нет  роста
98
перспективы.  Пахнет  в  синониме  душком  прошлой  парфюмы  Красная  Москва. Вы никогда  не  вдыхали
этот    терпкий  запах  мочённого  красного  кирпича  с  примесью  вечерней,  городской  гарью.  В нём  есть,
есть , не  скроешь  запахи  паров : ели,  дуба  и  едва , едва  осязаемый   запашок  берёзовых  побегов. Ох,
этот  душок , он  крепко  вошёл  в  память  биологически - стойких  осязаний  больного , тщедушного  тела.
Очень  важным  богатством  освоения  жизненного  пространства,  разнообразие  её  является  и  эта  сум-
марная  составляющая  в  эмоционально -  физиологическом  развитии  индивида. Понятно  одно  свойство
перетекает  в  следующее  этими  течениями. Они  стекаются,  сливаются,  смешиваясь  вызревают  в  состо-       
яние  признаков  существующих  качеств; проявляя  свои  свойства - создают  индивидуализацию  личности.
И  с  этим  ничего не  поделаешь,  природа,  сама  природа  корректирует  и  создаёт.  Мы, люди  лишь  поп-
равляем,  направляем  и  только ,  но  внутрь  в  силу  материально- субъективных  процессов  не  в  силах   
проникать  в  само  содержание  Природы.  Ибо  мы  в  ней.  Весь  спектр  флюид  и  тонких  запахов  впиты-
вает  подрастающее  поколение.  Девочки  эмоционально  впитывают  все  оттенки ,  ароматы,  навеваемые 
и  преобразованные  в  милые,  обожаемые  образа.  Хотят,  стремятся  походить  на  обожаемый , зовущий
объект.  Мальчишек  это  пока  не  трогает ,  они  не  хотят  походить  на  привлекательный  объект.  Он  их 
тревожит,  побуждает  к  проявлению  освоения  новых  форм  жизни.  Мальчишеское ,  это  мужское  нача-
ло;  умиление  стремления  обожания,  быть  похожим  на  доминирующий  объект,  не  приемлем    физио-
логическим  особенностям  мужчин.  Если  таковое  есть,  характерно  в  мальчишке;  то  как  мужик  во  пло-
ти  страдающий   отклонениями  может   привести,  в  зависимости  от  обстоятельств, к  привлекающим  его
привлекательным  отклонениям.  Внутреннее  его  духовное  отклонение  от  физиологического назначения
уже  имело  опыт  в  программе  мозга. Не  забывайте  мы  люди  прошли  весь  спектр,  все  стадии  челове-
ческих  взаимоотношений.  Память  имеет  свойства  быть  памятью,  помнит  прошлый  опыт  полигамного 
характера  и  он  не  исчез,  разве  только  пополнился  характеристикой  новых  форм.  Может быть с мора-
льно - духовного  понятия  человеку  не  приемлемо, но  природе- то  это  побоку , всё  равно.  Оно  было,
есть  и  будет,  пока  есть разумное,  смыслящее  существо  на  этой  планете.  На  этой  ноте  вернемся  к по- 
вествованию  пребывания  мальчика  Вани  в  обитель, в  интернат.  Вера  Николаевна  заняла значительное
место  в  любопытной  головушке  мальчика. Ему  шёл  девятый  год, особых  способностей  не  проявилось, 
не  проявились  и  наклонности  и  увлечения.  Находясь  в  вакууме,  оправлялся ;  в  свободное  от  слежки
время  усиленно  наблюдая, анализируя  сопоставлял  человеческий  клифт  отношений,  не забывал            
99
общаться  с  природой  и  её  величием, не уставал  изумляться  красотой,  новизной  способностям  к  пере- 
менам.  Не  уставал  изумлятся  её  мощи,  способности  изменяться.  Природные  изменения  всегда  сопро-
вождалось  жизнеутверждающим,  грандиозным  видом  и  внешней  атрибутикой, не  зависели  ни  отчего. 
И  именно  оно  приводило  Ваню  в  восхищение,  настраивало  на  мажорный  лад, исподволь   накатывало 
на  другую  более  качественную  волну  отражения  своего  собственного  я.  Так  природа  залечивала,  вос-
полняя  своим  величием  явлений  не  достающее  флюиды  запахов  ощущений  в  притирке  с  обществом.
И даже  более  того  мальчик  преисполнялся  достоинством  её  доверия  и  необычайно  был  горд  этими
способностями  связи  с  ней. Он  гордился  этим  и  это  являлось  его  тайной . Посудите, ведь  не  каждому
дана  способность  проникать  внутрь  содержания  явлений,  вещей  и  природы  вещей,  не каждому  дано.
Кто  способен  просмотреть  их  внутренние  изменения  и  во  имя  чего,  тот  поистине - пророк. Но, у  Веры
Николаевны   была  скверная  привычка.  В порыве  откровения  на  волне  вдохновения  питала  слабость  к
красиво   сложенным  телам  молодых  людей .  И  это  было  так. Наедине  беседуя  с  молодежью  на  пси- 
холого -  педагогические  темы,  ощупывающим  взором  неотрывно  смотрела  сквозь  материю  одежды
внутрь;  загораясь  ходила , кружила  кругами  коршуна.  Молодой  собеседник ,  вызванный  ею  высказав,
что  хотел ,  стоял  в  нетерпении  и  ожидал  ответы  на  интересную  тему.  Максимализм  в  подростковом
возрасте   неотъемлемая  черта  для  горячих  голов .  Полагая,  что  сказано  предостаточно,  нетерпеливо
выжидал,  полагая  что  вопрос  решится  сейчас  и  здесь,  до  того  внимательно  вглядывалась,  терпеливо
выслушивала,  глазами  вникала  в  суть живой  темы.  Ан  нет, Вера  Николаевна  во  все  имела  интерес  не
к  повествовательной  части  беседы, а  к  внешнему  облику  ароматного  молодого  тела;  запаху  мужского
достоинства,  к   атрибутам  физических  данных.  Она  была  из  категории  тех  женщин,  которые  просто
болели  вечной  болезнью  вечной  любви ; которая  будоражит ,  толкает  их  на  восхитительные,  абсурд-
ные  поступки.  Старшаки  знали  её  слабость , расценивали  и  рассуждали  по  своим  понятиям ,  кто- то 
возможно  уже  бывал  в  пиковых  с  ней  отношениях,  да  помалкивал,  т.  к .  знал  в  ярости  она  смерчь.
Да  и  скоро  на  выпуск;  характеристика  там  и  прочее,  кому  хочется  слыть  ротозеем. Многое  прошло
мимо  недогадливых  горячих  голов:  время  прямых  героев,  простых  блистательных,  потому  популяр-
ных  красавиц  существовало  только  на  экранах;  в  жизни,  в  быту  любовь  и  другое  не  имело  места
быть,  не  встречало  отклика  по- глубокому  в  простых  людях.
100
А  они  бытовали  в  простом  выборе  любви.  Вся эта  тонкая  материя  понималась  за  излишество, балов-
ство,  ненужное  в  твёрдой  поступи  коммунизма, далее  в  становлении  социализма.  Как  прекрасно  об-
манываться  и  взволновано  обманывать , обманутых  во  всём.  Вот  оно  восхитительное  чувство  власти 
над  обманутыми  людьми  чуяла  фибрами,  вздыхала,  упиваясь  парами  завравшегося  времени. Загора-
ясь  в  беседах  до  пограничного  состояния  эстказа,  не  находя  выхода  своим  обуревавшим  чувствам,
в  порыве  нахлынувшей  страсти  Вера  не  замечала  вокруг  ничего,  переигрывала. Вот  и  в  этот  раз, рас-
пекая  Сашу  Антонова  в  интерпретации  феерии  вариаций  негодования ,  в  восхитительно  волнитель- 
ном  порыве  подскочила  так  близко  к  воспитаннику. Коль  речь  зашла  об  всеоблемлищей  проблеме,
между  ними  двумя  и  Вера  Николаевна  должна  по  своей  ипостаси  разобраться  во  всех  нитях  и  тон-
костях  возникшего  щекотливого  вопроса. Чтобы  вникнуть  в  суть  остановимся  на  Сашиной  кандидату-
ре .  Ему  минуло  семнадцать  лет,  учится  в  десятом  классе,  великолепного  атлетического  сложения.
Увлекается  турником,  легко  крутит  солнце  и  проделывает  выкрутасы  от  которых  у  женской  половины
кружатся  головы  и  щемит  в  сердце.  Он  не  то  что  бы  красив, но  похож  на пограничника и  того  доста-
точно  на  кружение  головы  и  сердца  слабой  половины. К  тому  занимался  ещё  и  штангой , представте 
поднимал  в  рывке  сто  восемнадцать  кило.  Ванька  частенько  заглядывал  в  актовый  зал , где  стояла
ла  штанга,  пытался  поднять  гриф, тщетно  не  удавалось. Его  вес  составлял  с  замками  двадцать  четыре
кило,  ровно  сколько  весил  Ванька.  Дальше  груди  она  не  поднималась.  А  приметила  ладного  парня 
Вера  как  раз  в  работе  со  штангой ; смотрела  не  отрываясь  исподволь  на  ладного,  мощного  парня, со
стороны - то  видны  не  скроются  желания,  любому  понятно ,  что  за  ним  таится .  С  тех  пор  потянуло к
“Сандро”. По  необходимости  своей  воспитательной  работы  интересовалась всеми  вопросами  полового
развития.  Информацию  о  движении  половой  невыдержанности  черпала  из  первоисточников;  от  пост-
радавших  уже  девочек  и  от  другого  контингента,  которого  в  каждом  классе  достаточно.  И  не  только
о  случаях  насилия,  но  и  случаи  другого  характера:  кто? где? как?  с  кем  ? Вся,  вся информация  такого
рода  стекалась  к  ней  и  ни  к  кому  другому. Таким  образом  она  была  во  всеоружии  и  надо  признать
должным , не всем  делилась  с  директором, во  имя  светлого, чистого  имени  своей  кровной  школы.
Знала  кто  занимается  онанизмом  и  мастурбацией ,  кто  кого  щупает  и   другое  по  ночам,  весь  вопрос
в  том,  что  она  не  могла  выносить  это  на  обсуждение  педсовета, зная  половина  в  этом  не  петрит, бо-
ялась  и  молвы  и  ненужного  резонанса  и  попросту  опасаясь  за  своё рабочее  место.               
101
Тянуло  Веру  Николаевну  к  ничейным  пацанам,  по  сути  уже  мужчинам.  Знала  старшие  мальчики  пус-
кали  пар  сексуальной  невыдержанности  путём  механики  рук  и   наиболее  активные  в  плане  невыдер- 
жанности  затаскивали  своих  одноклассниц  к  себе  в  спальню, в  порыве  любопытства  общупывали  виз- 
жащую  девочку.  Эта  проблема  будорожит  Веру  Николаевну,  ведь  она  отвечает  за  морально- психоло-
гическое  состояние  и   целостность  личности  подрастающего  коллектива.  Влекомая   заботой  о  вечной
любви,  где  много  объектов  носителей  невыдержанной  активности  возбуждало  молодую  тридцатилет-
нюю  женщину, подвигало  к  действиям. Вот  и  сейчас  подходя  к  молодому, пышащему  здоровьем  юно- 
ше  почувствовала  необычайный  прилив  крови,  впала  в  волнительный  транс  от  дурмана  исходящего   
от  него.  Руки  сами  потянулись  к  густой  прохладе  тёмных,  зачёсанных  по  моде назад  буйной  шевелю-    
ре  волос.  Она  вроде невзначай, шуткой  поерошила,  от  чего  парнишка  смутился, покраснел.  Покажи –
ка,  как  вы  девочек  прощупываете,  ну  не  тушуйся,  дверь  закрыта, никто  не  увидит. Кружа  вокруг  юно-
ши  полу-шуткой , полу- всерьёз  вынуждала  того  то  обнять  себя  то  погладить  свои  чувствительные  гру-
ди.  От чего  парень  в  горячке  забываясь, терял  самообладание  жестко  как  штангу  неумело  тискал, жал
её  тело. Ну,  кто  же  так  делает, это  надо  вот  так  и  беря  его  руки  в  горячке  настойчивости  водила  са-
ма  по  интимным  местам.  При  этом  заглядывала  в  тёмные,  расширенные  его  глаза  восклицала  в  па -
фосе  треволнения - так  надеюсь  лучше,  чем  щупать  девочек.  Ты  приходи  ко  мне,  я  научу  тебя  этому.
Я научу  тебя  ласково,  нежно  гладить  нас, женщин. Надеюсь, всё  останется  между  нами. Надо заметить,
это  проделывала  Вера  Николаевна  неумело  и  суетливо,  будто  чего- то  страшилась;  было  ясно  опыта
обольщения  она  конечно- же  не  имеет .  Это  понимал  Саша  Антонов,  потому  он  терялся,  чувствуя  не-
ловкость.  Вера  - же  Николаевна  наивно  думала,  что  ему  это  нравится.  Нет,  далеко  не  так, “ Сандро”
волновали  её  женские  прелести:  острая ,  точённая  грудь,  выступающие  соски,  тонкая  талия  и  мягкий
шелковистый  садик.  Ни  у  одной  девочки  не ощущал  такой  нежной ,  прохладной  кожи,  таких  упругих,
тугих  ягодиц.  Они  сводили  его  с  ума, упрямо  вновь  и  вновь  глаза  непроизвольно  жадно  ощупывали
её  осиную  талию  и  крутую  горку  восхитительных  бугорков. Как  они  непроизвольно  вздрагивали  от 
соприкосновения  его  грубых , привыкших  к  железу  рук. И  ещё  он  приметил  и  поразился, беря  в  руки
её  выпирающие  груди  Верочка  в  трансе  забытья  откидывалась  почему- то  назад;  а  когда случайно ка-
сался  налитых  шляпок  сосков  растопыривала  послушно  точённые  ножки  в  стороны,  поднимала  руки,
закатя  глаза , не  даша  приоткрывала  свои чувственные  губки  и  вся  висела  словно  спелая  груша 
102
откинутая  при  на  нём.  Саше  хотелось  опрокинуть  её  назад ,  но  никак  не  решался,  потому  наступала
неуверенность  с  своих  действиях,  потому  что  не  знал  что ему  дальше  делать , как  поступать ? Насилу
вырвавшись  от  любвеобильных  экспериментов , Антонов  взъерошено- обескуражённым , не  в  себе
выбегает  вон  из  её  кабинета.  Вера  Николаевна  кричит  вслед  улепётывающему  юноше -  в  случае  чего
заходи,  мы  ещё  продолжим  тему  нашей  беседы  и  вообще  всегда  обращайся, я  рада  видеть  в  твоём   
лице  заинтересованное  начало,  всегда  рада  видеть  у  себя .  Несколько  теней  вечно  шатающихся  вос-
питанников  мелькает  у  колонн  вестибюля  фойе  общежития ,  украдчиво  переглядываются  поодаль  в 
темноте  дежурный  персонал  и  воспитателя.  Они  знали  про  этот  педагогический  метод  зав. Педагоги-
ческо- воспитательной  работы  Веры  Николаевны  Чеххххххёвой.  Что  тут  скажешь - дарённому  коню  в 
зубы  не  заглядывают.
              12. 3. Не  шатко не валко пробежали  зимние  месяцы … .
  Не  шатко ,  не  валко  пробежали  зимние  месяца ,  черёд  весне.  Потекли  ручьи,  прилетели  грачи.  Ни-
чего  существенного  не  происходило; ни  пожаров , ни  краж, ни  несчастных  случаев,  жизнь  текла  своим
чередом .  Потасовки ,  пожары,  мальчишеские  разборки  и  случай  с  Лидией  Фёдоровной  в  дровянике 
начального  корпуса   были  позади  и  пережиты.  Начальство  не  придало  значению ,  скорее  не  захотело
выносить  сор  из  избы – им  виднее  и  другие  помалкивали.  Где  запрет,  официального  разрешения  на    
правду  нет.  Всяко  болтают,  мало  ли  что  бывает,  кто  видал,  кто  свечку  держал,  да  и  мерзко  всё  это.
В  случае  размолвки  Людмилы  Фёдоровны  и  Ксении  Егоровны  не  было  резонанса  обследования , выя-
снения .  Начальство  закрыло  на  это  глаза  и  всё  на  том , баста. Директор ,  умудрённый   жизнью  и  хо-
зяйским  опытом  развёл  их  по  разным углам.  Лидию перевёл  воспитателем  в  другой  класс, под  видом 
притока  свежей  крови,  снял  с  должности  с  зав. Учебно- воспитательной  работы  младших  классов.  На 
что  та  неохотно,  куда  деваться – согласилась. Слава – то  всегда  шагает  впереди.  Может  и  права  была
Ксения  Егоровна ,  утверждая  застала  в  дровянике  энту  мочёну  стерьву  со  своим  сожителем  Жоркой,
работником  хоз .  блока  интерната.  Не  стал  разбираться ,  придавать  сомнительному  утверждению  дол-
жное  внимание.  Ему  виднее  высоченному ,  опытному  директору  Алексею  Ивановичу  Иванову.
103


Рецензии