Поколение

-Развяжи меня...

-Виноват, не могу.

-Тогда добей.

Военврач промолчал и сделал шаг в сторону. Он не мог сделать ничего. Ни выбросить смертельно больного, ни вылечить, ни даже развязать. Поэтому хотел занять себя другим полезным делом. Помочь механику-водителю возвращать на место слетевшую гусеницу. Хотя помощь там не требовалась, да и не умел он "обувать" технику. Лейтенант подумал и нашел себе еще одно занятие. Осмотреться. Чтобы избежать сюрпризов.

Пациент через открытый задний люк мог видеть только дорогу, по которой они приехали. Не видел даже неба. И единственный человек собирался уйти из его поля зрения. Недалеко. Но, возможно, навсегда.  Оба понимали: этот разговор, вероятно, последний. Скитаясь по развалинам областного центра, раненый партизан встретил бешеную собаку. С того дня прошло больше двух недель, и у него появились симптомы. Прививку делать было поздно. Да и вакцины не было. Какая там вакцина - даже обезболивающего не было. Пришлось по-старинке связать обреченного...

-В правом кармане, - услышал врач, - На досуге почитай...


Забавно, что я вновь оказался в этих краях при таких обстоятельствах. Много лет назад, когда всё было иначе, мы проезжали здесь на поезде...
Да. Тогда всё было иначе.

-Никогда на таком поезде не катался, - сказал я ей. С этой фразы и началось наше знакомство. Нет, не совсем так. Мы уже были знакомы. С этой фразы началось нечто большее.

-Это даже не поезд, а скоростная электричка, - ответила она, и мы некоторое время болтали ни о чем. Об устройстве железных дорог, государственных границах и образовании кучевых облаков.

Мы ехали домой. Мы. Три десятка школьников и трое взрослых. Скоростная электричка несла нас мимо руин империи, а на дворе было самое начало нового тысячелетия.

Через четверть часа я вдохновенно рассказывал Евгении, как устроена атомная бомба. Никогда бы не подумал, что этой милой десятикласнице-хорошистке будет интересно.

В салоне поезда было четыре ряда кресел - по два с каждой стороны от прохода. Я сидел у окна. Было очень уютно, поскольку меня не видел никто. И я никого не видел. Кроме Жени.

На занятия она всегда приходила довольно скромно и опрятно одетой, а тут... Короткие черные шорты и какая-то выцветшая футболка. Я поймал себя на мысли, что стесняюсь смотреть на ее ноги. Она слишком хороша, чтобы сидеть рядом со мной. Вздернутый нос, тонкие брови, огромные серые глаза. Я на всякий случай ущипнул себя за ухо, чтобы не сделать какую-нибудь глупость. Например, предложить ей выйти покурить.

И вот, как раз когда мой рассказ об оружии массового поражения подошел к концу, к Жене обернулась ее подруга, сидевшая впереди. И нечеловечески изогнувшись, сказала что-то на ухо. Женя улыбнулась мне чуть смущенно. Затем, откинувшись на спинку кресла, она назвала меня по имени-отчеству и прошептала три слова, которые я никогда не забуду:

-Пойдемте в тамбур.

-Идите, я догоню, - тон у меня был, как у неопытного заговорщика. Зачем я им? Может, огня у них нет? Так попросили бы просто зажигалку...

Размышляя на ходу и мечтая в глубине души подвергнуться развратным действиям со стороны Жени, я непринужденно побрел по вагону. Все же странно, думал я, зажигалку можно у одноклассников попросить. Ладно, допустим, что почему-то нельзя. В таком случае, понятно, что из учителей я - достойнейшая кандидатура. Пожалуй, даже единственная. К завучу по воспитательной работе я бы и сам не подошел с такой просьбой, а географ... Чем он хуже, впрочем? Он точно не выдаст курильщиков. Я едва не хлопнул себя по лбу, догадавшись. У него огня просили бы с успехом скорее юноши. Вся школа знает, что девушки его не интересуют. А вот меня очаровать не сложно.

Бред. Просто ко мне проще подойти с любой просьбой, поскольку я не учитель. Я всего лишь студент, который ведет у них дополнительные занятия...

Две красавицы с нетерпением ждали меня в тамбуре. Однако, когда я достал сигареты, как-то замялись. Выяснилось, что дело ко мне куда "серьезнее". В поезде продавали пиво. Вкусное и дешевое, названное в честь того самого полуострова, который мы только что покинули. Но детям его, естественно, никто не продавал.

-Мы родителям хотим привезти...

Я кивнул и закурил. Женина подруга тут же сбежала в вагон, поскольку не любила табачный дым. Похвально. Редкое явление в наше время. Сама Евгения, возможно, хотела последовать за ней, но что-то ее остановило. Быть может, ей жалко было выбрасывать уже зажженную сигарету. Так или иначе, вредные привычки завели нас с Женей еще дальше. В последний вагон, в самый дальний тамбур.

Там ходило меньше народу. Точнее, не заглянул ни один человек пока мы там были. Если бы кто-нибудь зашел, то скорее всего, не обратил бы на нас внимания. Ну, обнимается молодежь - и что?

Я уверен, никто бы и не заметил. Женя стояла лицом к окну. Сзади не было видно, что ее шорты расстегнуты. Левая рука у меня была свободна, и время от времени я позволял себе затянуться. Делать это приходилось осторожно - поезд качало. Но в целом, выглядело непринужденно. Женя про сигарету забыла сразу. Ей было не до того. Через несколько минут она смешно закусила пухлую нижнюю губу, вздрогнула и издала тихий короткий звук. То ли стон, то ли вздох.
Звук мне понравился. Правдоподобный такой, негромкий.

-Никому, слышишь, даже лучшим друзьям! - сказал я чуть погодя.

Вечером мы прибыли в огромный город, где должны были пересесть на следующий поезд. Без пересадок никак не получалось - конец лета, толпы отдыхающих... И тут нам "повезло" еще больше: что-то случилось на железной дороге. Нужно было где-то ночевать, а вокзал в нашем случае для этого мало подходил. Совместные усилия педагогов увенчались невероятным успехом: нашлась убогая гостиница на окраине города.

От потертых ковров и ненавязчивого запаха пыли у меня возникла легкая ностальгия. Казалось, что здесь никто не останавливался с советских времен. Впрочем, на одном из крючков в ванной висел свежий с виду использованный презерватив. Здесь прошли люди - заключил я. Причем нехорошие люди. Хорошие не развешивают такое в ванной.

Я обратился к той тете, что размещала нас в гостинице. Тетя самолично принесла огромный веник и торжественно удалила следы нехороших людей. Я поблагодарил ее и невольно поразился: ведь не только здание это словно из другой эпохи, но и люди. Манера говорить, прическа, одежда - всё из прошлого века. Всё из моего детства.

Детство у меня было светлое и безоблачное. Кто знает, может оно у всех такое. Если, конечно, нет войны...

Там были самые вкусные девчонки и самое красивое мороженое. Или наоборот?

Я помню так много мелочей. Автоматы с газированной водой и старый термос с чаем. Проектор для слайдов. Мороженое...

Евгения уже не помнит. Она родилась в самом-самом конце той эпохи. Ее поколение видит все иначе, хотя между нами лишь пять лет разницы в возрасте. Ее сверстники уверены, что мобильные телефоны, игровые приставки и компьютеры существовали всегда. Но самое главное отличие, самая уникальная черта нашего поколения - мы выросли свободными. Ибо когда мы заканчивали школу, старая идеология давно умерла, а новая еще не родилась...

Мы с Женей плюнули на всё и на всех и заперли дверь моего номера. Он был одноместный, так что с соседом проблем быть не могло.
За окном был незнакомый город, который понравился мне сразу.

-Мы встретимся еще, когда вернемся домой? - за сухостью, напускным безразличием и небрежностью ее вопроса явно проступала надежда.

-Там... Другая планета... - сказал я, считая свой ответ отрицательным.

Тем не менее, через неделю я позвонил ей. И спустя всего час она стояла на пороге моей квартиры. Не было слов. Не было даже мыслей. Только старый механический будильник с хрустом откусывал от времени секунду за секундой. Потом начался учебный год, и мы встретились после уроков в первую неделю сентября. Школа располагалась в старом здании с причудливой планировкой. Были там классы с двумя выходами - это позволяло придти и уйти незаметно. И сбежать в случае чего...


Собачки и лошадки были крохотные. Размером с мышь. Но с большими ушами. Потом они взорвались и из дыма полезли змеи. Черные, зеленые и - самые страшные - змеи-цепи из нержавеющей стали. Головы их представляли собой половинку звена, разрезанную посередине. Этими двумя острыми обрубками они и жалили.


Это был сон. Обычный сон. Значит он не в коме.  Не под наркозом.

-Сколько еще? Сколько осталось? Добили бы уже...

-Очнулся! Вставай, герой. Пора жить! - ухмыльнулся мужчина, сидевший на узкой кровати напротив.

-Где... Мы где? Я... Это...

-Санитарный поезд ЗУ1918НР. Едем на запад. А ты жить будешь. Не даром я тебя вез. Бешенство теперь лечат, чтоб ты знал. Правда, процентов пятнадцать выживает только, - он улыбнулся с безразличием, как умеют военные медики.
Пациент не сразу узнал этого мужчину. Голова перевязана, лицо небрито.

-Лейтенант? А с тобой-то что?

-Не доехали малость.

И врач рассказал, как он сдал своего пациента в госпиталь, а затем они прибились к колонне отступающих войск. Едва тронулись, как послышался незнакомый грохот. Над колонной пронесся беспилотник. Военврач даже не понял: как сидел по-походному, так и остался головой наружу. Он по-детски засмотрелся на эту неживую птицу, но не заметил, что от нее отделяются маленькие темные предметы.

Беспилотник оказался штурмовым. В их легкий бронированный тягач, приспособленный для перевозки раненых, попал ПТАБ-2,5. Та самая бомба времен Великой Отечественной, которая жгла немецкие танки. Боеприпасы эти были настолько старыми, что вешать их на пилотируемые самолеты не решались. Но есть на карте одна огромная страна, где и такому раритету нашли применение. Хоть полвека на складах бомбы лежали, хоть век - используют! Опасно и неэффективно вешать на бомбардировщики? Применят на БПЛА, не беда.

-Теперь ты рассказывай... - врач замолчал, сел поудобнее, - в истории твоей конца нет, - и заметив удивление во взгляде собеседника, развел руками: - Потерялся, наверно. А может, ты не дописал.

Партизан посмотрел в окно и заговорил быстро, укладывая слова в такт стуку колес.

-Мы расстались очень тепло. Без скандалов и слез. Я уволился, уехал, а она нашла себе кого-то другого. Больше я ее не видел. Номер телефона потерян. Мосты сожжены.

Лейтенант молча достал из нагрудного кармана фотографию. Женя Константинова почти не изменилась. Но на лице у нее была улыбка. Раньше она никогда ее улыбалась на фотографиях, отчего-то считая, что ей это не идет.

Бывают в жизни совпадения.

Пациент мельком взглянул в глаза лейтенанту и снова уставился в окно. Небо было наполовину оккупировано тяжелыми кучевыми облаками. Партизан подумал вдруг, что лейтенант похож на Виктора Павлова - однокурсника и лучшего друга, который погиб на войне.

Хотелось поделиться какой-то важной мыслью, но от усталости в голове все смешалось.

-Правильно мы поступали или нет - это были мы. Это был наш выбор. Выбор свободных людей.

Он и сам не знал, что имеет в виду. Свои прошлые похождения или то, что воевал теперь против той страны, где родился и вырос. Хотя той страны давно не было. Но он действительно принадлежал к поколению отчаянно свободных людей.

Он никогда не служил в армии, но уже второй раз воевал. В первый раз - в качестве гражданского специалиста в своей армии. Сейчас стал наемником в чужой.

Тогда, едва окончив институт, он сделал опасный выбор. И в этот раз тоже.

Ему казалось, что мосты сожжены. Неправда.

Казалось, что поезд ушел. Нет, он ждет: состав номер ЗУ1939НР готов принять раненых с их поезда.

Казалось, что можно не сожалеть ни о чем, что нужно лишь делать выводы. И это, увы, оказалось не совсем верно. Он жалел теперь тех, кого уже не вернешь. Витю Павлова. Офицеров, своих ровесников, с которыми подружился в той первой переделке. Из них почти никто не дожил до начала этой войны. Поколение свободных людей уже в который раз отправили в мясорубку.
Он вдруг отчетливо понял, что всё, решительно всё, что имело смысл, осталось где-то там. Позади.

Но он махнул на эту мысль рукой и не стал донимать лейтенанта своей философией. Вместо этого сказал только три слова:

-Спасибо, что довез.


Рецензии
Ваш рассказ произвёл сильное впечатление.
Спасибо!

Евгений Цион   22.06.2017 14:44     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв!
Сегодня случайно тоже его открыл и перечитал. Совпадение.
Он и должен производить впечатление. Привлекать внимание.
Впечатление у Вас, надеюсь, положительное?

С уважением,

Наум Шубаев   23.06.2017 19:58   Заявить о нарушении
Да, впечатление положительное!
Мне понравилось, как вы лепите образы, как строите рассказ. Немножко напомнило Хемингуэя.
Кроме того, стиль вашего письма напомнил мне стиль письма моего старого друга из Израиля (тому минуло уже более 40 лет).
Вы интересно мыслящий человек, и произведения у вас интересные!
Спасибо.

Евгений Цион   23.06.2017 21:31   Заявить о нарушении