Воспоминания о Варшавском Восстании - Часть 86

Елена Щабинская (Моджеевская) подп. псевдоним Дзидка, батальон "Милош" рота "Реда" взвод "Клос".

Во взводе "Клос" (продолженее, начало см. здесь - http://www.proza.ru/2015/03/28/1315 )

Я нравлюсь курсанту "Лешеку". "Лешеков" в нашем взводе два, оба блондины, один в очках, другой, который повыше, без очков. Именно этот "Лешек" без очков часто ищет моего общества и заметно ревнует, когда я разговариваю с другими ребятами и смеюсь над их шутками. Он взрослый, ему 21 год, мне - 17.

14 и 15 августа немцы предпринимают сильное наступление со стороны BGK (Bank gospodarstwa krajowego - Банк народного хозяйства) на позиции отряда "Сокол" и на здания по ул. Новый Мир (с номера 12-ый по 6-ой). Наступление нами отбито. Наша "сборная команда" выслана на замену отряда, занимавшего здание на углу Брацкой и Новогродской. Пожар верхних этажей здания затрудняет им наблюдение за предпольем. Парни несли службу всю ночь, среди них "Гром" и "Тедди".

В ночь с 17 на 18 VIII наша «сборная команда» под командованием подпоручика "Потоцкого" занимает дом № 12 на ул. Новый Мир. Цель акции - ликвидация очага фольксдойч, проживающих в этом доме, расположенном в непосредственной близости от BGK, и сообщающих немцам о всех наших передвижениях. Нами захвачено около 10 человек, которые, после тщательного осмотра всех помещений здания,  отведены в жандармерию.

18 VIII немцы предпринимают сильное наступление от зданий BGK и Национального Музея, поджигают здание дома № 12 по ул. Новый Мир. Это вынуждает нас отступить с этой, достаточно выгодной позиции. Вместе с нами отступают и ещё остававшиеся в доме жители. Отступают и немцы – соответственно, здание остается бесхозным. Третий взвод "Kилофа" усиливает посты в школе по ул. Новый Мир, 6. Немцы хотят нас отсюда выбить и овладеть территорией вплоть до ул. Княжеской, но им это не удается, мы отбиваем их атаку с небольшими потерями для нас. В это же время другой взвод "Mундка" берет штурмом здание Института Глухонемых и Незрячих и расположенные рядом с ним дома.

К отряду присоединяется девушка, немногим старше нас – боец, псевдоним «Кая»; она пришла с Чернякува за продовольствием, но вернуться обратно уже невозможно. Она остается в нашем взводе.

В субботу 19 VIII зажигательными пулями немцы поджигают школу на ул. Новый Мир и расположенные рядом с нею здания. Мы локализуем очаг возгорания и не оставляем позиции. После обеда патруль, в составе подпоручика "Потоцкого", "Витязя", "Свита" и "Teдди", проводит ложную атаку на здание Национального Музея со стороны школы. Они подползают под стену изгороди Музея, проникают на расположенную там деревянную караульную вышку и закидывают флигель гранатами. Слышат крики, зовущие на помощь. После выполнения задания без потерь отступают в направлении школы. В это время остальные наши солдаты занимают возвышенность (откос) у больницы Святого Лазаря от улицы Княжей и частично от улицы Смольной.

В воскресенье 20 августа наш взвод высылает патрули для наблюдения за вражескими позициями в Музее и больнице. Идет подготовка к атаке, главная задача которой – овладеть зданием  больницы, доминирующей над Княжеской улицей. В понедельник около восьми часов "сборная команда", поддерживаемая огнем ручного пулемета, атакует здание больницы. Крыло со стороны ул. Новый Мир занимает  III взвод "Kилофа", а крыло по ул. Смольной и фасад по Княжеской - наш первый взвод. Мы получили немного вооружения, обмундирования и продовольствия (сухари), а так же достаточно много перевязочных средств. В этой атаке отличился подхорунжий «Свит», который выдвинулся практически к самым немецким позициям и уточнил расположение их огневых точек, что предопределило благоприятный для нас результат. Уже после атаки, где-то в полдень, во время обустройства наших позиций в больнице, "Свит" был смертельно ранен. Похоронили его этим же днем во дворе Института под каштанами. В похоронах участвовала вся рота вместе с её командиром, капитаном «Рейдом». Могилу сплошь усыпали цветами.

Проводится разведка территории между больницей и Музеем, всё ещё остающимся в немецких руках, т. к. планируется атака на Национальный Музей со стороны Смольной улицы, на которой расположены угольные склады. Цель разведки – уточнение позиций и огневых точек в здании и перед ним.

22 VIII поздним вечером, во время обхода постов,  погибает  подпоручик "Потоцкий" - его смертельно ранили двое неизвестных мужчин. Похоронили подпоручика на ул. Вспольней.

Мы возвращаемся на Княжескую 7, укрепляем баррикады поперек улицы, строим укрепления в воротах, на II этаже устанавливаем ручной пулемет, с позиции которого  можно обстреливать и больницу, и Музей, копаем ровик, связывающий между собой Княжескую, 7 и Княжескую, 1.

В ночь с 27 на 28 VIII немцы предпримут попытку подойти к нашим позициям на возвышенности у больницы, в направлении на дом № 7 по ул. Княжеской, между зданием больницы и складом топлива. Атаку мы отбиваем гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Склады горят.

29 VIII немцы атакуют больницу со стороны Музея. Мы отбиваем их, понеся большие потери: погибает боец "Войтек" и две девушки связные, несколько человек ранено, среди них связная "Бася", которая несла капитану "Рейду" записку о ситуации на нашем участке.

На протяжении нескольких следующих дней, в ожидании очередного немецкого штурма, парни укрепляют наши позиции.

30 VIII я и "Аська" получаем поручение принести из политехнического Университета амуницию и гранаты. Мы должны пробраться через находящуюся под обстрелом  Маршалковскую. На обратном пути я первой перебегаю через улицу. "Аська" бежит за мной. Меткий выстрел из башни костела Спасителя попадает ей в ногу. "Aська" падает вместе с гранатами... Не взорвались! Из простреленной артерии струится кровь. Относим "Aську" в ближайшую больницу на Maршалковской, где её сразу же кладут на операционный стол. Спасена, но должен остаться в больнице. Я теряю очередную подругу, с которой начинала Всстание. Она уже не вернется в наш взвод (1).

Примечание автора-составителя:

При работе над этим разделом «Воспоминаний" (части 3, 84-86), помимо прочего, были использованы мемуары связных и солдат взвода "Клос": Станислава Бяловуса, псевдоним «Яйко», Юлиуша Петржиковского, псевдоним «Тедди», Дональда Штрейера, псевдоним «Гром», и Вацлавы Сутовской, псевдоним  «Аська». Во внимание приняты и заметки из повстанческого календаря капрала Лонгина Степневского, псевдоним «Емёл» (ныне уже покойного).


Рецензии
Здравствуйте, Константин!
Ждала другую публикацию )).
понимаю - похолодало...
Эта фраза -" Он взрослый, ему 21 год, мне - 17",
наповал...
А сколько взрослости и твёрдости в записях.
Большая работа.
Целый памятник стойкости даёт ваш перевод.
Остальное отдадим историкам.
Спасибо.
Удачи.
С добром,

Дина Иванова 2   15.07.2015 10:21     Заявить о нарушении
Вам, Дина, большое спасибо, что не забываете за этот цикл переводов.
По кулинарным эссе, как и обещал - к выходным. А это, просто как-то наводил порядок на страничке и обратил внимание, что один из циклов воспоминаний, относящийся к одному лицу, почему-то не закончен. Вот и решил немножко "подшлифовать" "Воспоминания", чтобы цикл (части 3, 84-86) был переведен полностью. Сейчас думаю над тем, стоит ли включать в этот "сборник" воспомимнания, которые в своё время не были опубликованы в этой книге (воспоминания из других источников). Думаю, их можно разместить и в этом "сборнике", т. к. они, как мне кажется, очень хорошо дополняют то, что уже есть. А есть воспоминания бойцов Армии Крайовой. Пусть очень молодых, но именно бойцов, у каждого из которых было официальное удостоверение АК. У меня же есть ещё детские воспоминания и воспоминания с "той" стороны (сапера Вермахта, по национальности бельгийца, принимавшего участие в боях августа-сентября 1944 г.). Надеюсь, для российского читателя и то, и другое может оказаться не только новым, но и важным.

Константин Кучер   15.07.2015 12:34   Заявить о нарушении