Реакция на давление превосходства

Хотя все люди пока что обладают выраженной индивидуальностью, имеется множество подходов к классификации их характеров, которая в свою очередь самым тесным образом коррелирует с пониманием особенностей их прошлого и будущего. Я имел некоторый опыт дружеского общения с цыганками и всегда поражался их умению ориентироваться в человеческих характерах. Я бы многое отдал, чтобы узнать, как, в каких словах передаётся это знание от родителей к потомкам. Трудно представить себе, чтобы знание такого качества накапливалось при жизни человека, а не в процессе передачи от поколения к поколению. Одним из таких подходов к класификации является оценка отношения человека к тем, кто сильнее и способнее его как в плане умения более рационально оценивать жизненные коллизии, так и в плане более высокого качества унаследованных и благоприобретённых физических качеств, знаний и умений.

Оперетточный сюжет, когда примадонна театра делает всё, чтобы нагадить более красивой и более талантливой сопернице, встречается повсеместно, хотя и не в такой вульгарно выраженной форме. Этот сюжет можно наблюдать в широком диапазоне социальных взаимодействий от членов семьи до членов правительства, от сотрудников фирм до  руководителей государств. Здесь речь идёт даже не столько о различных формах противостояния, когда сильный выглядит потенциальной угрозой, сколько о сугубо виртуальном качестве - ощущении того, что кто-то сильнее, выше, полнокровнее, самодостаточнее, независимее, наглее тебя, и ты сдаёшь этому кому-то по целому ряду важных позиций. При этом существует два принципиально различных вида ощущения давления превосходства и, соответственно, два вида реакций на это давление. Оно может быть связано с конкретной, очевидной для человека позицией, но может восприниматься и на уровне бессознательно-чувственном.

Так, например, нетрудно понять, что кто-то физически намного сильнее тебя, кто-то, как это и не хочется видеть, изящнее и красивее, кто-то владеет иностранным языком лучше, кто-то не мучается комплексом неполноценности в стремлении добиться желаемого и т.д. Но очень часто встречаются такие ситуации, когда явное превосходство представлено в виде сочетания многих на первый взгляд невыразительных особенностей человека, каждая из которых не имеет видимых, выпирающих преимуществ. Даже при очевидном превосходстве реакция человека или коллектива людей может быть совершенно непредсказуемой, а что касается превосходства, которое нельзя отнести к какому-то конкретному качеству, но которое совершенно явно ощущается на уровне подсознания, то здесь не только множество вариантов, но, что особенно примечательно, шаги, предпринимаемые жертвой давления чьего-то превосходства, как правило, экстраординарны, на первый взгляд совершенно необъяснимы, непонятны даже предпринимающему такие шаги, не говоря уже о людях, наблюдающих их со стороны.

В понимании природы описанных случаев применение методов "всеспособной" математической статистики абсолютно бессмысленно. Обобщать подобные случаи крайне сложно, если не сказать - невозможно. Но люди, не лишённые жадности к приобретению бенефитов от вдумчивого миросозерцания, всегда с пользой для себя задумываются над необычными событиями, происходящими с окружающими их людьми. У меня были знакомые молодые супруги. И муж, и жена были заметно полнее нормы и, судя по всему от этой переполноты страдали. В среде моих друзей их называли "колобоками", причём они об этом прозвище знали. Они обычно ходили по улицам, взявшись за руки и смешно переваливаясь с бока на бок, с задницы на задницу. И вдруг в один прекрасный день мы узнаём, что муж подал на развод и сошёлся с девушкой, которую никто из нас, накоротке знакомых с "колобоками", никогда не видел. Когда мы впервые увидели пару молодоженов, то назвали их "полуколобоками", поскольку новая супруга нашего знакомого была на пол головы выше его и заметно худее нормы.

Когда я спросил у своей знакомой, которая была в доверительных отношениях с женской половиной "колобоков", как та перенесла неожиданный развод, то моя знакомая поведала мне, что разведённая супруга вовсе не рыдает с горя, а разговаривает исключительно с помощью площадного мата. До этого моя знакомая никогда от неё ни одного нецензурного слова не слышала, хотя они дружили в течение многих лет. Спустя недели две после развода "колобоков" я узнаю удивительную новость: брошенная половина "колобоков" сошлась с моим товарищем. Его особенностью была крайняя худоба. Заинтригованный таким ходом событий, я спросил у товарища, когда он познакомился со своей супругой, на что он ответил, что это событие произошло около двух недель тому назад. Я пытался узнать подробности их знакомства, но он внезапно перестал отвечать на мои вопросы. Я привёл описание этой истории, поскольку некоторые корреляции тут сами собой напрашиваются. И хотя я точно знаю, что не менее четырёх-пяти лет этот супружеский союз сохранялся, что у них в семье родились мальчик и девочка, но сам факт скоропалительного супружества несомненно был сугубо эмоциональной реакцией одного из "колобоков" на поведение другого "колобока".
   
С позиций здравого смысла явное физическое превосходство должно было бы во всех случаях подавлять желание сопротивляться, но в истории войн известны многочисленные случаи, когда именно явное превосходство стимулировало не покорность судьбе, а наоборот - яростную агрессию и смелость. У спортсменов новые рекорды побуждают добиваться новых рекордов... Иными словами, одних превосходство подавляет, у других стимулирует поиски и нахождение доселе неосознаваемых внутренних резервов, а третьи остаются совершенно равнодушными к явно осознаваемому ими преводсходству над собой. Давление превосходства одних унижает, других оставляет равнодушными, третьих побуждает к завоеванию новых высот в любой из областей человеческой активности.

Таким образом, людей по их реакции на давление превосходства можно разделить на унижаемых, побуждаемых и равнодушных. И тем, кто умеет хорошо разбираться в людях, вот это деление на унижаемых, побуждаемых и равнодушных является мощным подспорьем в оценке характера человека и в итоге позволяет в некоторой степени оценить будущее человека и понятьего прошлое. Когда цыганка берётся предсказать будущее, то она в мягкой, неявной форме оказывает давление превосходства на человека. В чьих-то глазах загорается вера, в чьих-то заметны следы сомнения, кто-то явно не верит в гадание. Человек, наученный видеть, всё это видит.

У каждого человека свои мозги, свои органы восприятия, своё сознание, своя история роста и развития, что никак не влезает в рамки всеобщего равенства и социалистической одинаковости. Соответственно, восприятие превосходства у каждого исключительно специфическое. Для одних ревность - это нежелательность потери привычного и удобного настоящего, в то время как для других - подозрение в том, что соперник или соперница обладает заманивающим однобоким и поэтому нечестным превосходством. Кому-то нравится наличие необъятного размера задницы, кому-то высокий рост, а кому-то наивность во взгляде. Поэтому даже физическое превосходство сформулировать невозможно, как из-за того, что на каждого производит впечатление сугубо специфическое качество человеческого обличья, но в большей степени из-за того, что, взятая и рассмотренная вне цельного облика та или иная деталь обличья, как правило, приобретает совершенно иной смысл.

Но в значительно большей степени варьирует восприятие и понимание превосходства, когда речь идёт о восприятии превосходства на уровне бессознательном. Вспоминается мне такой случай. Один из моих товарищей, с которым мы работали в одном институте, весьма неглупый мужик, долгое время занимался одной проблемой и в итоге написал статью в научный журнал. Он очень гордился проделанной работой и статьёй, написанной по его мнению в безукоризненном стиле. Он мне давал читать эту статью перед отправкой в журнал, я сделал пару замечаний по стилистике изложения, с которыми он согласился, но при этом заметил, что всё это не так важно, как то, что эта его работа представляет собой новое слово в органической химии. Через некоторое время пришла статья из редакции. Без сопроводительного письма, без правок. Под статьёй красным карандашом было начертано большими буквами: "Ну и что?!".

У моего товарища началась депрессия. Для него это "Ну и что?!" было непереносимой формой унижения. Он много раз в день заходил в мою комнату и говорил мне одно и тоже: "Понимаешь, он изображает из себя умного. Он не мог найти у меня ни одной ошибки, но ему нужно было показать, что он - умнее меня". Кончилось всё тем, что мы навсегда поссорились после того, как я ему сказал, что рецензент действительно неординарный человек, если двумя словами сумел свести его с ума. Другой бы плюнул на мнение этого рецензента и послал бы статью в другой журнал. Но это "Ну и что?!" подействовало на  самолюбие моего товарища невероятным образом. Насколько я знаю, он так и не пытался опубликовать эту статью.
   
Жизнь проявляется в градиентах, в разности потенциалов. Равенство, отсутствие разности потенциалов - это смерть, это - тишина и покойнички с косами. Таким образом, все виды давления превосходства побуждают жизнь к проявлению активности. Но, к сожалению, активность эта больше локального характера и мало влияет на тотальные закономерности развития цивилизации. Унижаемые под давлением превосходства всеми силами стараются забыть об унижении, оно вытесняется ими в подкорку. Лишь ничтожно малый процент унижаемых учится на унижении. Побуждаемые легко забывают о мотивах побуждения и склонны присваивать на свой счёт факт побуждения, объясняя его своим умом и находчивостью. Ну, а о равнодушных и говорить не стоит. Они ничего не запоминают, поскольку факт давления превосходства ими не осознаётся. В этом и состоит причина того, что давление превосходства, столь значительное в жизни личности, омертвляется в истории, размазывается в виде манной каши во времени. Российскому историку академику В.О. Ключевскому принадлежит высказывание: "Мы гораздо больше научаемся истории, наблюдая настоящее, чем поняли настоящее, изучая историю. Следовало бы наоборот... История – не учительница, а назидательница, наставница жизни; она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков."


Рецензии