Малиновый рай Гл. 13. 3

не обидит,  не  бросит.  В  случае  чего  обращайся  к  нему,  никого  не слушай,  к  нему,  я  договорилась  с
ним.  Как  смогла , что  сказала  полуграмотная  марийская  женщина  этому большому , сильному ,  мужест-
венному  человеку как  убедила  на  обещание  опеки  покровительства  над  своим  сыном  не  ведомо  ни-
кому;  но  приметил  сияли  их  глаза  при  встречах ,  искали  причины  встретиться,  поговорить  вновь  обо 
всём и  сразу  вновь  и  вновь  и  не  скрывали  того. Очевидно  сближало  их  что- то  другое  не  один  инте-
рес  про  Ванины  особенности.  Общение  происходило  искренне  и  свободно  на  родном  марийском .
Надо  полагать  мама  разговаривая  с  директором   вспоминала  свою  первую  и  последнюю  любовь,  по-
тому  не  отходила, стремясь  подобно  магниту  к  напоминанию  яркого света.  Расставаясь  с  ним  она  це-
ловала  его  руки,  чувства  расширяли,  наполняли  её. -  Со  словами  дай  бог  Вам  здоровья, дай  бог счас-
тья  сбивчиво, с  трепетом  в  голосе , путая  в  волнении  слова  горячо  говорила  и  говорила ;  слёзы  кати-
лись  с  покрасневших  глаз.  Не  стесняясь  из  кармана  плюшевого  пальто  достала  большой  клетчатый 
платок, вытерла  их , неприлично  сморкаясь . Ванька  не  понимал  её  действий ,  со стороны  они  не  под-
давались  никаким  оправданиям ; нутром  чуял  это  касается  и  его,  надо  терпеть  чудачество  мамы,  за-
живёт,  всё  сгладится ,  станет  на  места. Главное  мама  и  отец  не  забыли  его,  помнят,  любят  его,  а  это
главное.  И  не  так  уже  страшно,  неизвестно,  отлегло ,  дышится  свободнее,  не  то  чёрт  те  что  понаве-
шали  всякого , мама  по  ходу  наладила  мосты  к  хулиганам,  прищемила  язык  клеветникам  и  прочей 
нечисти,  напугала  по- своему  борзых ,  пресекла  происки , нападки  хмылких  хамов – негодяев. Уезжая,
оставила  немного  денег,  носки , варежки  воспитателю  уговором  передать  по  требованию  сыну.  Обе-
щала  забрать  на  каникулы  домой  и  уехала,  как  небывало . 
  13. 3. Владимир  Иванович  и  Игорь  Николаевич.
  Воспитателями  в  третьи  классы “ а” , “б” наконец- то  назначены  двое  демобилизованных  из  СА  двад-
цати  двух  летних  парня. Обоих  пригласил , завербовал  к  себе  Алексей  Иванович  в  порядке  экспери-   
мента , с  целью  прорядить  коллектив  наладить  дисциплинку.  В класс”а” назначен  Владимир  Иванович;
в  класс”б” Игорь  Николаевич.  История  трудового  соглашения  представляла  интерес  по  причине, там  в
тех  частях  служил  выпускник  интерната  Антонов  Александр -  гордость , любимец  заведения.  Погран-
часть  являлась  гвардейской  и  там  вырос  от  рядового  до  старшины.  Парни - же , что  пришли  в  интер-
нат  воспитателями  уважали  его  и  из  его  рассказов  о  нём  наслышаны  про  все достойные  дела  и
124 
им  захотелось  после  дембиля  поработать  в  нём.  Антонов  списался  с  директором ,  тот  решил  поло-
жительно. Немного о  погранчасти. Служба  Александра  проходила  в  самой  южной  точке  России- Кушке.
Служить  тяжело,  боевая  обстановка, тревоги , марш – броски;  вот  где  пригодились  физические  данные
её  питомца. С  лёгкостью  преодолевая  трудности, не унывая,  слыл  примером  во  всём  и  в  росте  често-
любия  добился , дослужил  до старшины;  в  части  был  уважаем , пользовался  непререкаемым  авторите-
том  и  у  солдат  и  у  командования  части. Алексей  Иванович  всё  сманивал его  поработать  у  них, воспи-
тателем ,  но  Александр  стремился  стать  офицером  и  его  оставляли  на  сверхсрочную  с  поддержкой 
рекомендации  в  училище.  В  признании  патриотических  чувств  скомиссарил  двоих  парней  на  работу 
в  интернат .  Владимир  Иванович  отлично  рисовал ,  писал  портреты  вождей  и  другое,  слыл  заядлым   
рыбаком,  понимал  в  столярке,  человек  с  такими  способностями  очень  нужен  заведению. Игорь  Нико-
лаевич  слыл  гармонистом ,  пианистом  и  скрипачём – тоже  понимал  в  столярке  и  тоже  был  заядлым
рыбаком.  Немного  о нравах  в  частях  и  соединениях  СА , бытовавших  в  ней  до шестьдесят  девятого го- 
да.  Дедовщины  как  таковой  не  было,  происходила  передача  опыта  успешной  службы  в  традициях 
ушедшего  победного  военного  лихолетья .  Ещё  продолжительное  время  передавались  они  из  поколе-
ния  в  поколение  как  заслуженная  ценность  простых  рядовых  солдат как  некая  индульгенция неписан-
ных  законом;  но  одобренная  эктримом  прошлого  времени ,  от этого  не  денешься ,  всякое  движение 
имеет  последствие  и  нужно  количество  времени  чтобы  оно  потеряло  свой  первоначальный  смысл.
Грубость  во  имя  конечного – внутренней  дисциплины,  ибо  все процессы  к  победе  движутся  изнутри, а
для  этого  необходимы  правила, они  отбираются  природой  опыта  службы  и только  затем узаконивают-
ся  в  уставах правил  норм. Это  неизбежно  и  оно  складываются  из всех  компонентов  особенностей  тра-
диций  агломерата  армии.  Многие  столетья  уделом  защиты  являлось  мужским  делом , понятно  и  пра-
вила  в  традициях  патриархата  с  примесью  архаизма,  без  этого  не  удержать  массу  молодых  людей  в
подчинении  уставу.  Устав  уставом, но  у  живых  есть  история , т. е.  опыт  общения  меж  ними  и  она  до-   
рога  воспоминаниями  пройденного, сроднённого  и  близкого  времени.  Оно  как  живое  существо, с ним
жалко, порою  трудно  расставаться . Вот  истоки  дедовщины  и  особенности “ дембелизма”.  Таким  обра-
зом  дедовщины  не  было ,  была  передача  опыта  от  старых  молодым, необходимая  для  настроя  идео-
логического  содержания  СА. Солдаты, сержанты  и  офицеры  находились  в  сродных  близких  отношени-
125
ях  условий,  выделяться  и  кичится  чем  либо  смысла  не  имело;  время  ставило  акцент  на  морально-
физическое  совершенство  усреднённого  потенциала  мобильности.  В  армии  того  времени  невозможно
отторгать  Уставы  и  правила  Внутреннего  распорядка, карающие  органы  и  трибуналы  работали  как  на-
до  и  не  стоял  вопрос  фактора  отторжения : или  подчиняйся , или  изолируют,  другого  не дано. Описы-
ваяя  армейские  ситуации  и  Устав  и  неписанные  правила , принципы  понятий  бытовали  воедино,  сос- 
тавляя  одно целое ,  механизм  работал  отлажено ; каждый  как  все,  или  один за  всех - все  за  одного.
Это  и  принцип  прописан  в  основном  кодексе  СА,  предполагающем  вместе  под  руководством  коман- 
дования  добиться  выполнить  поставленную  партией  и  правительством  основную  задачу - охрану  гра-
ниц  и  территории  СССР. В  то  начальное  время  раскачки , в  отходе  нравственно- морального  паритета 
поствоенного  напряжения  задачи  стояли  те- же  и  находили  отклик  в  сердцах,  душах  молодого  поко-
ления. Были  живы  живые  примеры  личностей ;  просто  люди  в  меру  субъективности  и  невежества  не-
допонимали  процессов  продвижения  страны,  не  вникали  в  сферы  перемен  передвижений .  Часто ,
заблуждаясь  в  пылу,  теряли  связь  с  пуповиной  общества;  оттого  от  себя  как  от  имени  народа  выра-
жали  неосознанные  выпады , противопоставляя  себя ,  своё  я  супротив  государства.  Не  вникали,  народ 
это  мы;  мы  это  народ. Он  существует  в  государстве  самим – же  народом  установленным,  поставлен-
ным  для  управления  ими- же,  от  имени  народа . И то, что  поживает  в  законных  территориальных  вла-
дениях,  использует  и  распоряжается  по  своему  усмотрению он  понимал  по  своему ; мы  это  народ , а
власть  и  их  структуры  не народ  и  всё  на  этом . Дальше  того  понятия  не  продвинулось .  Т.Е. народ  в
обыденном  понятии  противопоставлял  себя  своей- же  власти. Понятно , что  поручили  управлять, распо-
ряжаться  и  контролировать  за  продвижением  движений  хозяйствования  власти  и  её  аппарату,  но  что
поделаешь  этому  нет  ни  начала  ни  конца;  так  устроены  правила  общего  существования  природой  и
они  касаются  всех .  Заметил  Ваня  у  муравьёв  и  двухногих;  всех,  всех , без  исключения  кто  живёт  под
ярким  солнечным  светом. Это  однозначно  и  споров  не  требует !!! Раз  человеком  уродился,  роптать не
очень- то  годится, ты  сам  на  клан  отдал  капкан; и  право  своё  вето  в  план,  тебе  нет  времени  рядится;
ты  строишь  для  других  светлицу  и  сеешь  рожь  и  молишь  дождь,  детей  рожаешь  и  поёшь ;  страна,
ты  так  живёшь,  но  управляет  тобой  вождь, ты  сам  ему  отдал  столицу, нет  времени  живи  в  светлице.   
  Возвращаясь к  Антонову , выходцу  из толщ  народной  глубинки , к  простому , скромному  парню  из  Ма-
рий – эл , из  села  Новый-Торъял  время  отчётливо накладывает  характер  стремлений  поколений   
126
эпохи.  В  нём  Ваня  увидал  характерные  черты  того  времени ,  его  времени;  оно  и  наивное  и  полно
горячего  патриотизма  и  честно  по  своему,  не  смотря  болезни  нрава  и  морали  c  прошлого  и  гордос-
тью  за  успехи  страны , пусть  советской ;  но  такой  по-русски  просторной  ,  что  дух  захватывает . Может
это то, что необходимо  великой,  пребразующей  нации  и  её  земле. Без  этого  объединённое российское
государство  не  государство, а сборище  племён  в  печали  участи  расчленения.  Тесная  связь  сложивших-
ся  народных  отношений, обогащенные, пополненные  традициями  других  народов , дали огромный  тол-
чок  обновлению  огромной  территории  совместного  правления . Многое, очень  многое  прошло,  преоб-
разовалось  в  кулуарах  ГЕНЕРАТОРА  ВРЕМЕНИ . Антонов  Александр, Ваня  ощущали  фибрами  души,  жи-
ли  в  тёплых  потоках  того  светлого,  романтического  времени  обновления  и  этим  сказано всё.  Не  ощу-
щать , не  осознавать, может  от  того не  понять  Нас  Вам;  может  оттого  ходим  Мы  замороженные  в  от-
мороженном  ПРОСТРАНСТВЕ  нового  времени , что  не  помним  свои  истоки, кушать  подано  извольте.
Многое  роднило  являлось  общим  и  в  характере  и  в  отношении  к  жизни. Антонов  тоже  являлся  свое-
образным  мерилом,  стандартом  к  чему  стремился  быть  похожим  наш  Ваня.  Подкупал  своей  честнос- 
тью  и  ещё  добросовестным  отношением  к  любому  делу.  Видел,  в  армию  шёл  как  на  праздник, стре-
мясь  в  волнении  готовился  к ней. Восемнадцатилетний  Саша  крутил  солнце на  турнике, поднимал при-
личный  вес  штанги,  ходил  на  руках,  прыгал  с  места  сальто,  мог  постоять  за  себя  и  за  других. Так- же
как  и  Ваня  прошёл  через  гарнила  всех  препятствий .  Что  их  роднило?  Саша  по  рождению  крупный , 
здоровый  мальчик , но  сирота, предоставлен  сам  себе. У  Вани- же  при  живых  родителях  не  было  под-
тверждения  кто  он  официально  сирота  или  кто? Это-то  обстоятельство  и  выбивало  твёрдую  почву  из 
под  ног  определения  самости, он  вроде как  завис  в этой  паутине неопределённости  пространства  вре-
мени.  Антонов  напротив  имел  несложную жизненную  платформу, у  него  не было  повода  кручинится  о
своём  месте  и  о будущем.  Он  твёрдо  знал; не  распыляться, не углубляться , делать  как  требуют ,  идти
неуклонно  к  своей  цели.  За  спиной  стояла  определенность  и  потом  он  твёрдо  знал будущее  ему  оп-
ределено, на  большее  не  замахивался . Детство,  заботы,  интернатская  жизнь, армия,  училище  и  далее
всё  определено. Но  любопытное  примечание, возвращаться  обратно  в  стены  альмо-матер  не пожелал.
Писал  ответные  письма  благодарности , но  возвратиться  не  пожелал.  Понятно  устал  испытывать  чувст-
во  сироты  отрешения,  вырос  во  времени , возмужал, разом  перешагнул  через  пройденный  травостой
болезненных  детских ощущений.  Мужество  и  слабость не идут рядом. Вот за  это и уважал его Ваня
127
и  по  хорошему  симпатизируя ,  завидовал.  Сам - же  завис  в  потоке  резины  временного  пространства,
токовал  в  томлении   души  невежества  родителей  и  равнодушия  умолкнувшей  родины.  Силы  на  исхо-
де, завис  в  паутине  времени - повис. Неопределённость  категория  кручины  и  это  не  его  причина. Вла-
димир  Иванович  приняв  класс  познакомился  с  детьми,  с  ходу  взял  инициативу  в  руки.  Дети  с  ходу 
полюбили, прикипели  к  нему. Он не мудрствуя взял  под  опеку  и  покровительство  весь  состав  детишек
вверенного  класса.  День  и   ночь  без  раздражения  и  устали  возился,  занимался,  развивая  их  способ-
ности.  Девочки  висли  у  него  на  руках,  мальчики  старались  быть  похожими   на  него.  Копировали  его
привычки,  походку,  пытались  выражаться,  говорить  как  он.  Было  очевидно , находятся  под  обоянием 
мужского  шарма  и  под влиянием  мужества, факт. Ваня  был  немножко  другого склада  характера. Мало-
поддающийся  обоянию  и  влиянию; если  внешне  импонировала,  ластила  абвиора  Владимира Иванови-
ча, то место  в  душе  уже  было  занято. Не смотря  на  причину  разлуки, мальчик  дорожил  отцом  больше 
кого  либо. Отец  в  представлении  малого  виделся  растущим, могучим  дубом, одиноко  стоящим в  поле;
защищающим  и  природу  и  животных  укрывшихся  под  кроной  и в  толще  его.  Всё  основательно,  могу- 
че,  крепко,  покоится ,  твердо  стоит  на  месте;  питается  узловатыми  корневищами  матушкой – землёй,
которую  взамен  охраняет ,  защищает.  Только  печаль  одна  шумит  в дальних  ветрах  того  видения ,  не
в  силах  поддержать  новую  поросль,  далече  поросла,  далече  и  силы  на  исходе.  Понимает  Ванька  ро-
дителей  не  выбирают.  Эх, жаль и  времечко  течёт  безостановочно  шагает.  Каким -то  неизвестным  чуть-
ём  понял  Владимир  Иванович  душевный  калапс   светленького,  прямодушного,  но  способного  мальца;
приметил  в  нём  тихую  русскую  грустинку, тягу  к  природе, к  вещам  вечной  и  высокой  красоты.  Поняв,   
увидел  себя  в  нём ,  в  его  стремлениях,  в  созерцании,  в  трепетном ,  вдумчивом  отношении  ко  всему
живому , в  способности  вглядываться  в  себя, в  свою  душу  и  в  совесть  человеческую,  а  это  он-то  знал
многого  стоит.  Человечек  с  такой  постановкой  никогда  не  сподличает.  Поняв,  признал  его  ровную,
спокойную,  светлую,  чистую  душу.  Чище  стал  после  армейского  уставного  клише , никогда  в  его  при- 
сутствии  не  сквернословил  молодой  воспитатель,  будто  боялся  нанести  рану  и  помарать  душу. Кредо
Владимира  Ивановича  -  дети  наши  цветы , а  мы  садовники ; то – того  как  поливать  цветы , ухаживать
за  ними, зависит  зацветёт  он  или  засохнет.  Примечательно, от своих  слов  не  отступал.  Примечательно   
сколько  терпения ,  поражаюсь  удивления  к  росткам  нового , уже  им  пройденного  горького,  познава-
128
вательного  прошлого  опыта  надо  иметь  и  сохранить  в  себе,  чтобы  с  трепетом  уважением  относится.   
Поразительно,  Владимир  Иванович  уважал, доверял  маленьким   детям,  давал  им  задания  и  поруче -
ния  всегда  проверяя  исполнение. Очень  огорчался , что  не так  в  сожалении  выражая  неприязнь. Отво- 
рачивался  от  провинившегося ,  делая  вид , что  не  замечает  того  тот  страдал , не  находил  себе  места.
Действие  продолжалось  до тех  пор  пока  тот  не  осознает,  не  попросит  прощения , или  не  пойдёт  на 
компромисс.  Крайне полезная,  нужная  метода. Детишки  добивались  расположения  обожаемого  воспи-
тателя,  напрягая  способности  и  внутренние  силы, от  этого  становились  чище, человечнее. Семена  доб-
родетели  и  целомудрия,  милосердия  и  чистоты  души  неустанно  взрыхлённые, политые  да  ухожённые 
непременно дают  плоды  свои. Что-то объединяло, сближало их  в  характере отражения  времени; обоюд-
ный  процесс  малиновым  покрывалом  веял  над  ними. Сходство в принципах  отношения  к  жизни  объе-
диняет,  связывает  людей  такого  рода, повышенным  отношением  к  самим  себе  и  к  людям , к  прошло-   
му , к  будущему.  Жили  они , надеялись,  не  для  себя ,  для  дела  которое  стремились  поставив  цель  ос-
воить,  по  максиму  изучив  его  принести  людям  ощутимую  помощь , дать  им  добро , которое  перепол-
няло, теснило  их  неспокойные  души, билось  в  горячих  сердцах. Эти  благородные  цели  преследовали,
гнали  их  на  непроторённые  дороги  непризнанных  открытий  и  великих  идей.  Для  них  это серебрян-
ая  песня  в  унисоне  звуковой  гаммы  волнительно- тревожного  времени  переходного  периода. Все  они 
любили  самозабвенно  прошлую  жизнь,  не  прокисали  на  задворках  в  забвении  тиши;  двигали  его как 
можно  живее,  скорее,  пытались  разнообразить  соцветье  радужным,  искрометным  действием.  Ваня   
жил, соприкасался  с  ним  и  только, а  этого  мало. Как  мог  тянулся, стремился  дышать  свежим  воздухом
нового  времени .  Увы, трения  обстоятельств,  путы  семейных  и  общественных  отношений   в  соцветье
традиций  архаического  прошлого  опыта  и  другого  без  чего  невозможно,  которое  вошло  в  кровь  и  в
жилы, с  которым  не  просто  расстаться ; потому- что  оно  спасало  ею  пользовались,  его  передавали  как 
ценности  из  поколения  в  поколение. Это  простые  истины, достойные  человеческого  облика:  не  убить,   
не  украсть, не  предать , любить  мать  свою  и  отца своего, любить  братьев  и  сестёр  своих, растить де-
тей  своих,  не  бросать  на произвол  судьбы  подобно  зверям  алчущим,  быть  добродетельным ,  чтить
старших  и  своё  достоинство, своей  семьи,  родных , достоинство  и  честь  рода  племени  человеческо-
го, а если  в  том  смысл,  отдать  для  будущей  жизни на  алтарь  благоденствия  и  воздастся  тебе  памя-
129
тью  спасённых  тобою  людей,  тем  что  живут  и  множат  добро,  после  тебя  и  в  этом  высший  смысл
и  предназначение  человека  милосердного ,  достойного  добродетели.  К  этому  ли  идёшь , с  чистыми
ли  намерениями.  Жизнь  непростая  штука,  не  всегда  в  душе  звенит  хрустальный  колокольчик  или  то-
лько  когда  тебе  это  нужно?  Не противно  ли  будет  за  действия  свои, не  будешь ли  кружить  раненным
зверем  вокруг  завес  таинства, в  которое  сам  себя  загнал?  Или- же  преисполнившись  целомудрия  и 
достоинства  кинешь  на  алтарь  благоденствия  человеческих  жизней  свою  тщедушную  жизнь , подобно
мифическим  сказаниям  будешь  лицезреть,  всматриваясь  в  таинство  прошлого.  Не  жди  почести  люд-
ской  и  славы  людской,  так  уж  устроен  мир,  что  за  днём  сегодняшним  грядущий  идёт  и  не  успокоит- 
ся  пока  не  утолит  жажду  и  пищу  живота  своего.  Так  устроено  природой ,  она  и  мать  и  отец  всему
живому  движущемуся  и  движение  есть  начало, а  слово  скажет ТОТ  КТО  ДОСТОИН.
  Увидев  в Ванюше  достойного  приемника  Владимир  Иванович  индивидуально  занялся  его  равитием.
Пришло  это  решение  после  того   как  обнаружилось  способности  к  рисованию.  Как-то забежал  в  ком-
нату  отдыха  ненароком  от  скуки  просто  так  взял  цветные  карандаши  и  давай  рисовать  без  всякой
цели ,  чтобы  убить  время  и  себя  занять,  читать- то  начал  позже.  Нарисовал  лошадку- похоже, а  Фили-
пов  с  подковыркой  -  Слабак  мол,  зверюшек  и  дурак  может   накорябать – Ваня  ему , хочешь  слона  на-
рисую -  Ну,  слона  в  жизнь  не  нарисуешь , он - же  большой , его  никто  не  сможет  нарисовать -  Ну, вот
смотри,  и  Ванька  по  памяти  набросал  слона . Тот  с  ходу  получился  настоящим , Ваня  и  сам  удивился, 
что  тот  получился,  до  того  он  не  получался.  А  Филиппок  ему - слабо челдобрека  нарисовать -  Хорошо 
говорит  Ванюша , человека  так  челдобрека  - Давай  Ленина  нарисую - Шутишь , вскрикнул  от  такой  наг-
лости  Филипов , известный  лодырь, невера  и  слабак -Слон,  слоном,  а  Ленина  может  нарисовать только
Владимир  Иванович. Он и Ленина  и  Сталина  и  Карла  Маркса  может  нарисовать  настоящими  красками
на  большом,  большом  портрете  - Ты  даже  не  видел  какие  они  на  самом  деле -  А вот  смотри  Фома -
невера,  вот  и  Ванька  будто  кто  прошил  его  насквозь  из  нутрии  горячим  прутом, судорожно  зачиркал   
рукой  по  воздуху; а затем  также по  бумаге  и  о  чудо  в  хаосе  судорожных  движений  рука  вывела  наб-
росок  в  три четверти  барельефа   самого  вождя. И он  так  походил  на живого  Ленина, что  ребята , окру-
жившие их  в  изумлении  хлопали  глазами, восторженно  загалдели  будто  свершилось  не  весть  что. Ма-
лые  обожают  подарки  и  чудеса,  вот  Ваня и  постарался  их  порадовать. Зато  какой  славный  резонанс 
отозвался  в  его  ищущем  сердце, надо - же путь  к  славе очень  короток, он  в  центре  внимания, его
130
популярность  растёт. Вождь  пролетариата  получился  таким  каким  носили  комсомольцы  на  груди. Лы-
сым  таким, в  зачёсе  редких  курчавых  волосиков  назад, с  бородой  клином  и  размахом  тёмных  кусте-
ющих  нависших  бровей , с  выдающимся  волевым  подбородком,  топорщащимися  седоватыми  усами ,
глазами  зорко и  цепко  смотрящими  вперёд  в прищуре, ну  прямо  живой  Ленин. Только  приметил  Ваня
смахивал  на  отца. Оказывается  с боку- то  отец  похож  на  вождя, вот  дела.  Память  дала  сбой, отобрази-
ла  действительное  за  желаемое, бывает. Лошадь,  слона  и  других  животных  он  научился  рисовать  ещё
Люльпанах, эка  сложность; если  у  человека  способность  они  никуда  не  денутся, всегда  будут  при  нём
природным  даром,  ежели  нет  кол  на  голове  чеши, не  будет . Филлипок - проныра,  побежал  с  листоч-
ком  портрета  Ленина  хвастать  всем, что это  Ваня  нарисовал  такого  законного  Ленина, в запале  вранья
показывая  всем - Никто  не  смог, а  Ванька  смог! Ванька  сильно  смутился  благородному  хвастовству про
него, никак  не  ожидал  такого  оборота. Просто  захотел  доказать, что  может  нарисовать  не  только  бол-
тать  языком  как  другие  и  только, а  тут  его  выставляют  каким – то  чучелом  на  всеобщее  обозрение.
Вовсе  не  готов  к  такому  пристальному  вниманию.  Ваня  зашипел  на  того  хмыря,  отобрал  рисуночек  и
ушёл  побыстрее  подальше  от  стыда  да  срама , случившего  казуса. – Ну  нарисовал,  нарисовал , что  тут 
такого,  чего  из  того  делать  посмешище.  Начнут  тыкать  вслед  пальцем,  кричать  идиотским  вскриком :
А  этот  пацан  в  конопушках  нарисовал  Ленина  и  вообще  с  головой  не  дружен,  повёрнут ;  он  и  не  та-
кое  может  и  начнут  вешать  всяких  собак,  лить  грязи  полные  ушата.  Ужас  чего  я натворил, эк  куда по-
вело,  надо  бы  вовремя  остановиться ,  эх  натура , вторая  дурра!!! Так  было  ране  хорошо,  никто  не  об-
ращал  внимания  на  недостатки,  привыкли  уже,  никто  уже  не  шпынял,  не  хихикал,  не  ехидничал,  не
высказывал  подлостей,  обвыкли  уже,  теперь  же  что  будет.  Чёрт  меня  дёрнул  взяться  за  карандаш.
Как  словом ,  так  и  делом  и  началось  и  поехало.  Первым  делом  выбрали  в  редколлегию  ответствен-
ным  редактором  классной  стенной  газеты.  Вторым  делом  подскочил  Владимир  Иванович, взял  к  себе
в  помощники - помастерье. Третьим  делом  начал  привлекать к  выполнению  разного  рода художествен-
ных  услуг:  нарисовать  поздравительную  открытку, написать  лозунг  к  мероприятию,  оформить  что- ни-
будь.  Четвёртым  делом  буквально  силой  заставил  посещать  художественно- графический  кружок,  ор-
ганизатором ,  руководителем  которого  являлся  всё  тот – же  Владимир  Иванович.  Что  за  люди  кручи-
нился  Ванюшка  не  дадут  спокойно  пожить  как  хотелось,  желалось.  А  желал  и тянулся  к  книге, к  ил-
131
люстрации,  к  прочитанным  размышлениям ,  к  рассуждению  всё о том –же  как  занятно  устроен  мир  и
его  природа,  как  одно  перекликается  с  другим, незримо  находит  отражение  в  другом  или - же  повто-
ряется  в  нём . Вот  эти  скрытые  связи  будоражили  волновали  мальчонку , не  тянуло  заниматься  тратой
времени  на  потребу  существующих  нужд  за  других  людей. Тяготился  этими  обязанностями  путами, не
лежала  душа  исполнять  их  нужды  да  потребности.  -Почему  должен  за  них  выполнять  их работу.  Им 
нужно  петь  себе  диферамбы,  восхвалять, критиковать, освещать, информировать,  полимезировать, де-
литься  мнениями  и  другое, пусть  себе  и  занимаются  этим;  я – то  при чём?  Меня  спросили ,  хочу- ли
заниматься  их  представительством,  думал  в  досаде раздражения  Ванюша.  Ишь  оболгали,  навешали
всяких  собак, придумали   несуществующие  пакости  и  жить,  дышать  правильно  не  смею.  Достали,  не
жирно –ли будет.  Пиши  за  них  всю  их  мерзость  и  ещё  представляй  другую  по – русской  вере  щёку. 
Ну,  не  дурак-  ли  этот  ПЛОТНИК  из  Вифлиема . Надо  будет  как-то  прочитать  Библию  и  Нового  и  Ста-
рого  Завета, разобраться  в  чём  суть  и  где  собака  зарыта. Надо своё  мнение  сформировать, найти  при-
чины , ответить  на  вопросы;  откуда ? Зачем ? Почему ? создалась так  называемая  Вера  и  почему  пере -
росла  в  религию. И  докопаться , докопаться  до  ответа  на  самый  главный  вопрос.  Для  чего- же  всё-та-
ки  она  возникла,  что  преследует  в  сути  своего  явления, что  несёт  в  себе  для  людей , человечества.   
Муравьи  и  другое  как понимал,  Ваня  существовали  и  существуют  без  этого  людского ”качала” и  обхо-
дятся  в  естестве  среды  обитания  уже  существующего  дотоле  мира. А  человечек -то  возродился  и  соз-
дал  то того  не писанную  Веру  в  качестве  общей  совести.  Подозрительно  это- смахивает  на  ВСЕОБЩИЕ 
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ  ПРАВИЛА – ПОСТУЛАТЫ. Обман  в  обмане,  так  не должно  быть;  потому  может  в
миру  перевёрнуто  с  ног  на  голову, что  пропитано  неистинной .  Истина  на  то  истина, что  отображает
суть  начала, не предположения ,  потому  всяка  религия – это  суть  предположения  и  только это  но  не   
подтверждение  совести  Веры. Кушают  друг  дружку, это  понятно, жизнь  так  построена  всё  живое  дол- 
жно  размножаться, двигаться, для  чего  надо  потреблять  биологическую ,  животную  пищу.  Никуда  не
денешься , при  чём  боженька,  тем  паче  канонизат  в  образе  религии.  Абсурд  какой - то, там - тарара-
рам .  ХИТРОМУДРО  запущенный  кем – то  канонизатор.  Людям  хочется  жить  весело, беззаботно , без-
бедно,  в  своё  удовольствие.  Всегда  будут  ощущать  внутреннюю  пустоту, всегда  будут  восполнять  дос-
тойными  представлениями  внутренних  образов  отображений  своего  прошлого , настоящего,  будущего
132
опыта,  пытаться  материализовать  свои  представления  вожделенных  образов  и  находить  им  суть внут-
ренних  оправданий  и  никогда  мозг  не  согласится -  придумал  САМ . Нет  это  ему  в  абсурд, он  сущест-
вует,  он  функционирует , он  живой, значит  живое  и  его  отображение.  Отображение  отображаемого ,
живое  сочетание  слагаемого , а  далее  всеобщий  разум  в  бастион  и  люди  в  коконе  у  мифологии  в 
поклон, несут  хоругвии,  звонят  колокола  и  хоры  слышатся  далёкие  за  душу  раздирающие  да, да.  Что    
написано,  не  рублено  топором , у  той  же  мифологии  бумагой  индульгенции  передаётся  дух  из  даль- 
них  снов,  ведь  радость  человеческая  это  новь - всё  испытать  и  всё  познать ,  родиться  вновь  и  вновь
восстать, как  это  здорово, не  может  быть ;  там  всё  описано, ты  помолись. Итак  индульгенция  мифов,
и  неважно, что  вещают  старые  книги;  значит  это  имеет  место  быть. Предки  видали  благодеяния  и чу- 
деса, мы  их  потомки  и  хуже  от  того  увиденного  нам  не стало, напротив  удобно и  по  полочкам. Край -         
не  убедительно  утомительным  аргументом  являло  духовное  утешение  и  Вера  в  исцеление  души . Да, 
вот  беда, Ванька  не  в силах  согласиться  с  людьми  уверовавшими  в  чудо, в  добро, в зло с позиции  упо-
вания,  созерцания  на  алтаре  случая  или  счастливого,  благополучного  исхода,  завершения  не  от духа 
и  воли  уповающего,  а  от  веры  счастливого,  благополучного  исхода,  завершения  как оно  есть , всё  к
лучшему. Чаще  примечал  чаще  от  такого  бездействия  становилось  ещё  хуже и  уповающему  и  окружа-
ющим  людям,  порождало  чувство  оторванной  от  тела  души,  становилось  неуютно ,  тоскливо  жить  на 
земле. Земным  земное, а  свет  для  веры  исполнения  своих светлых  надежд , другого не дано, двух  жиз-
ней  не  бывает  в  миру, факт. Прочитал  библию  и к  пятому  классу  освоил  её  идейную  подоплёку  обре-
менений. Внимательно  разложил  по  фактам  событий , расчленил,  сопоставил  аргументы  к  фактам; нес-
ложно  проследил  историю  их  возникновения , роста  в  ипостась  мифологии,  скучно  и  пусто  стало  Ва -
не.  Не  этого  ожидал  ждущий  чего – то, какого – то  чуда  наш  герой,  не  этого.  Как  убого  и  это  люди 
наделённые  разумом  позволяют  себе  поиграть  в   жизнь, внутри  себя  строя  иллюзорные  мосты  благо-   
лепия  достатка,  немудренно  что  сплошь  и  рядом  бытует  Вера  в  загробную  жизнь.  А,  жить- то  когда?
Она  существует  только  здесь  на  Земле  от  ощущения  разумной,  радостной  полноты  толкает  на  дос -
тойные  человеческие  радости  проживания  в  этом  разнообразном  многоцветье   привлекательности 
желанного  земного  мира. И  куда  не  кинь ,  всё  тот-же  клин. Полнота  ощущения,  что  существуешь,  жи- 
веешь,  мыслишь  зависит  принимаешь  ли  участие в  преобразовании  жизненного  пространства, в качес-
133
ве  потребителя  или  потребления,  в  разумных  пределах  без  ущерба  природному  благоденствию.  До
возникновения  религиозных  отношений  мир  природы  уже  существовал,  преобразовывался  как  и  сей-
час.  Выходит  мы  в  природе,  в  мире  от  природы, а  она  в  нас. Отсюда  религия  внутри  нас,  она  необ-
ходима  для  внутренней  уверенности  в  завтрашний  невидимый  и зыбкий  эквивалент   будущего  вре-
мени.  Люди  верующие  в   высшее  начало,  свято  наивно  уверовавшие  в  потусторонние  силы  продол-
жения  своей  мало  самому  понятной  жизни  рисуют ,  фантазируют,  стремятся  отобразить  то  будущее
время ,  отпущенное  ему  ПРИРОДОЙ.  Жизнь  в  мире  Солнца, света  и  тепла  тянется  для  них  столько,
сколько  отпущено  природой  пребывания  на  Земле  материально  движущейся  живым  биологическим
механизмом  и  от  тепла  Солнца ,  прогревающим  этот  механизм.  Красиво , благородно  ничего  не  пред-
принимая  посвящать  себя  ожиданию  дальнейшего  пребывания  в  нирване,  преисполнившись   мессии
религиозно - былиной  мегаверы.  Как  это  сладко  и  отрадно,  как  значимо и  удобно не  напрягая  мозги
в  ломке  внутренней  материально -  интеллектуальной  работы,  чувствовать  себя  особой  особого  прос -
ветлённого  Я .  Что - то  подсказывало  нелогичность  значимости  построения  такого  мира , пока  не  мог
дать  точные  определения  ложности  давних  человеческих  заблуждений,  выразить  в  словах  мысли  им
продуманные  давно, с  самого  рождения.  Но  Ваня  дал  себе  зарок  выучиться, набраться  знаний ,  найти
нужные  слова, точно  отражающие  понятия  к  которым  пришёл  самостоятельно. Пусть  окружающим  не-
понятно,  но  так  устроен  он  и  его  мышление и  оно  не  даёт  покоя.  Вновь  и  вновь  возвращается  к  не-
решенному,  к  нелогичному,  к  абсурдному, к  нелепому,  к  негармоничному,  к  нереальному,  к  несущес-
твенному .  Природа  в  нас, мы  часть  её;  частица  тёплого  дыхания.  Может   в  этом  и  заключается  чело-
веческое  предназначение  беречь,  пестовать  свою  мать  природу - а? Скорее  всего да, логично,  стройно, 
вытекает  из  цепи  соображений.  Да, очень  просто,  может  это  и  есть  высший  смысл. Ходим  вокруг,  да
около,  ищем  счастья,  а  оно  не  зарыто,  оно  на  виду;  но  мы  люди  всё  ходим, играем  в  войну. Так  ду-
малось  Ванюшке,  живя  за пазухой  у “ вьюшки “.  Жизнь  продолжается ,  парнишка  рос;  земные  радости 
и  горести  пронёс,  сквозь  годы  раздвоения  в  откос.  Страна  менялася , парнишка  рос , смотрел  назад , 
вперёд  в  восход ; а  утром  на  зарю , так  каждый  день, за  разом  раз,  пел  песню  дню. Владимир  Ивано- 
вич  справно  сполнял  возложенную  на  него  директором   миссию, исправно  дополняя , склеивая  ослаб- 
ленный  женщинами  построение  режима  спецучреждения.  Твёрдо  и  мягко  держался  своей  цели  при-
134
вивая  подопечным  трудовые  навыки  и  умения  в  сочетании   доморощенной  смеси  традиций  педаго - 
гики  и  военного  Устава . Записал  Ваню  без  согласия  в  художественный  кружок,  принудил  посещать ,   
участвовать  во  всех  порученных  директором  мероприятиях  по  обеспечению  красочного  оформления
важных  событий . Мальчик  сопротивлялся , но  тщетно;  разве  справишься  с  продуманным   взрослым 
умом . Не лежала  душа  к  прекрасному  неестественному  отображению  природы,  красочности  субъек -
тивного  её  отражения,  не  лежала !!! Видел , замечал  есть  откровенные ,  честные,  чистые  живописные 
работы.  И  они  поражали  воображение,  впечатляли  памятью  синтеза  прошлого  и  будущего.  Понимал,
по  ходу  пересматривая  мысли  убеждений,  всё  же  это  попытка  повторить  природу,  причём  в  просто-
вато- условной  форме.  Хотя ,  внешне  выглядело  эффектно  и  чем  ярче, неожиданнее  положена  краска, 
то тем  больше  возбуждался ,  восхищался  мозг.  Сравнивая  естественное  состояние  природы  с  натур -
ным  отображением  человеческих  рук  пришёл  к  выводу - это  попытка  понять  суть предназначения  свя-
зи  с  природой. Посредством  красок,  мозг  восхищённый  величием , силой  и  мощью  первозданной  кра-
соты  вторил , пытаясь  слиться  воедино  с  ней  и  в  этом  весь секрет  отображения  портрета  МОННЫ 
ЛИЗЫ. Леонардо  пытался  донести  посредством  красок  суть предназначения  человека  в  мире природы.
И  ещё  понял  Ваня  живопись  сильнее  по  силе  убеждения , чем  слово, потому  что  это  пойманный  миг
истины  природы, а  не  какие-то  байки  нужного  формата  воспалённого  мозга, кои  писаки  и другой  люд 
пользуют  по  усмотрению. Теории , постулаты  и  писания  это  всё  же  путь  познания  истины, вехи  дороги
к  познанию, что  тоже  неплохо,  это  тоже  нужно  человечку.  Но  картины ,  картины  поражали,  удивляли 
и  вдохновляли  ищущий  мозг  трепетного  мальчика.  Скептис  раннего  возраста  наложил  недоверие  к 
имущим   сильным  мира  сего, они  тоже  как  и  он  в  наивном  творении  восхищались  красотой  и  вели -   
чием  природы,  но  со  своей  колокольни,  ничего  общего , роднящего  не  было.  Он  обожал  её  как  сын,
они  как  животные,  без  смысла. Вот  вам  и  Юрьев  день, что  отцы  вспотели,  одевай  шинели  и  стреляй
в  зарю. И  всё  одно  даже  при  этом  глядел  на  алые  закаты,  на  сиреневые  в  дымке  пробуждения  кар-
тины  земного  восхода, не  уставал  поражаться , восхищаться  ими.  В  представлении  сравнения  картин
природы  с  полотнами  художников  было  не  в  пользу  последних.  Природа  настоящая  величественная,
написанные  картины  тусклыми , мёртвыми.  Стремление  к  красивому,  гармоничному,  как  понимал  яв-
лялось  частью  способности  природы,  которое  научило  прочувствовать  всех  земных , живых  существ .
135
В  природе  всё  красиво, гармонично,  взаимосвязано. Человеку- же  обладающему  памятью  прошлых 
отображённых  повторов  несложно  посредством  совокупного  многофункционального  перехода  одной
ругуляции  в  другую  отобразить  подобие  картин  природы,  которая  его - же и  создала. Это, уважаемый,
любопытный  читатель  ничего  Вам  не  напоминает.  Грядёт  будущая  компьютиризация ,  научная  интег -
рация,  вот  он  как  бытовой  аппарат,  а  человек  всё  такой - же  по  сути, субъективный  объект  ПРИРОДЫ
его  создавшей.  Ходил  Ваня  в  натяге  в  кружок, да  как  не  ходить.  Владимир  Иванович  освобождал  на    
час  от  домашней  подготовки.  Кому  хотелось  сидеть  в  духоте  парится  в  классе полтора  часа, а  тут  ха-
лява  нарисовалась.  Все  детки   яркие  конфетки  пытались  ходить  участвовать  в  различных  кружках,
лишь  бы  не  томиться  в  подготовушке.  Владимир  Иванович  не  церемонился ,  усаживал  студийцев  к
этюдникам,  ставил  композиционную  постановку ,  наблюдал  как  шло  дело.  По  ходу  исполнения  под -
ходил,  подсказывал,  если  надо  подправлял.  Показывал  как  надо  начинать,  что  брать  во  внимание,
что  можно  и  опустить; не брать  во  внимание. Давал  практические  советы  по  технике  исполнения. Вла-
дел  техникой  акварели  почти  в  совершенстве. Из под  его руки  работы  выходили  сочные,  живописные,
как  приметил  Ваня  обобщённые.  А  у  него  не  получалось  с  обобщением,  вылазили  частности  в  мел -
ких   деталях   самой  постановки.  Допустим  сколько  листьев  в  ветке,  сколько  волокон  в  листе,  сколько
граней  в  сосуде, в  кувшине,  как  подчёркнута  драпировка  волнами  вниз,  горизонтально  или  чуть,  чуть
наискосок  и  много,  много  деталей  частного  характера  от  которых  начинало  шуметь  в  голове.  После
сеанса  в  художественном  кружке,  в  процессе  продолжительной  борьбы  внутри  себя;  своего  мнения   
окружающей  действительности  с  предполагаемыми  нормами  внешнего  стандарта  отображения  вещи
у  мальца  давило  висок,  мутнело  в  голове.  Близок  в  наличие  обморок.  На  подготовительных  занятиях
полуспал,  в  дрёме сумблимара  проблесками  не  до конца  вникал  в  читаное, явно  на  абстрактные дей- 
ствия  не  хватало  мощности.  Делая  вид , мол  читает  учебник,  штудирует  учебный  материал  открывал
парту  и  читал  украдкой  художественную  литературу.  Таким  путём  легально  мог  читать  книгу. Воспита-
тель  думая, что  парнишка  увлечён,  готовит  устные  уроки  не  тревожил. Читает,  что же  хорошо,  мол  на
пользу. Знал  бы  что  читает  Путешествие  Крузенштерна  так  отобрала  бы  как  у  других  случалось,  в  на-
казание  назначили  бы  дежурным   после  занятий  мыть  полы  в  классе, готовить  помещение  к  завтраш-
ним  занятиям. Что  хорошего,  дожить  бы  до  ужина , да  в  постель.  К  вечеру  Ванька  представлял  оглох-
шую , сонную  рыбу,  вяло  шевелящую  плавниками  и  хвостом.  Неимоверная  усталость  стягивала   
136
зыбкая  паутина  сна.  Рядом  находились  разные  дети  с  разным  психическим  потенциалом  алгоритма.
Одни  не  могли  угомониться  до  часа  ночи, другие  засыпали  мгновенно,  третьи  маялись  потихоньку 
впадая  в  забытьё. Эти  две  категории  страдали  недосыпом.  Их  организм  не  отдохнул , не  восстановил-
ся  и  вопрос  качества  учёбы  не  стоял.  Целый  день  в  шуме, в  беготне, в  потасовках,  в  бестолковой 
болтовне  в   шипу  бессмысленных  движениях,  как  принято  сейчас - бакланстве  очень  утомляло  слабый
организм  мальца,  да  и других тоже.  Куда  денешься  в  стае  расхристанных  воробьёв ,  подобно  стае  за-
водно  крутили  головками  туда- сюда,  без  останова, в  унисон  вихляя,  вибрируя  телами  в  точности  ма- 
рионетки,  делая  вид  что  с  этой  стаи  и  им  надо  дать  семечек.  Ох, как  уставал,  нет  боле ,  изнемогал 
от  подлежащего  положения  наигранности,  да  деваться  некуда – гони  картину.  Росло  неудовлетворе - 
ние  собственным  поведением,  копилась  злость  раздвоения , ведь  мальчик  представлял  себя  другим.
В  нём  росло  раздражение  волны  которой  толкали  на  необдуманные,  неожиданно - сумбурные  прояв-
ления  действий.  Огонь  разрушения  в  момент  сжигал  с  трудом  построенные  мосты  созидания,  в такие
моменты  готов  был  совершить  такое, от  чего  содрогнутся  лживые  людишки  и  застынет кровь  в жилах.
Понимал,  поддавшись  сумбуру  воли  течения  ничего  не  добьётся  и  испортит  одним  росчерком  всю 
свою  жизнь.  Это  его  охолаживало, ведь  так  много  впереди  заманчивого, нового,  неизведанного ,  дол-
жна- же  наступить  полоса  везения . В  книгах  черпал  новые  познания,  по- новому  пытался  мыслить,  в
пример  героев  прочитанных  действий. Но  реальность   являло  другой  стороной , в  ней  надо  преодоле-
вать  всё  самому, самому  принимать  решения  и  действовать.  Не  всегда  получалось  в  унисон  и  верно,
бывали заблуждения  и  тупики.   Владимир  Иванович  тактично  подправлял  его  недоверие  к  людям,  к
обществу,  к  действительности  на  дворе. Говорил; “ Что  имеем , то  и  пожнём” .  Видимо  задался  цели 
раскрыть  природные  способности  мальца,  рассмотрел  в  нём  недюженные  способности.  Приметил ,
под  настроение  тот  выдавал  такие  вещи,  что  впору  дивиться. В  беседах  на  тему  таланта  всегда выра-
жал  одну  мысль: “БОГ  ДАЛ , БОГ  ВЗЯЛ- НАДО  ТРУДИТЬСЯ ,  ВОЗДАСЯ  СТАРИЦЕЙ” .  Это  несколько  теши-
ло  Ванино  тщеславие,  ведь  в  глазах  мальчишек  и  девчонок  он  был  поднят  на  небывалую  до  сель
высоту.  Мафия  злобных ,  завистливых  и  кичливых  негодяев,  как  и  прежде  мечтали  видеть  его  обол-
ганным , но  ничего  не  могли  поделать,  боялись  мужского  напора  нового  покровителя. Владмир  Ива-
нович  приблизив  к  себе  подобные  таланты  зорко  следил  за  ростом  их  способностей  и  если,  что  не
137
церемонился,  принимал  крутые  молодёжные  меры ,  мог  выдать  и  ремня.  Пытались  скомпроментиро-
вать  его  в  глазах  воспитателя,  но  Владимир  Иванович  ставил  божий  дар  выше  и  важнее , отвечал  по
совести  на  пасквили  и наветы,  что  это  Вы  уважаемый  так  мелко  упали,  писаете  как  кутёнок,  пора  бы
возмужать. Вслед  поручал  трудное  задание  от  которого  у наветчика  опускались  руки, шла  испарина по
телу.  Через  руки, ноги, работу  всего  тела  приучал  воспитатель  к  сдержанному, мужскому  достоинству.
Методика  его  выражала  старое  русское  правило,  дурная  голова  рукам  покоя  не  даёт . Вот  и  пропус-
кал  пар  пустых  пасквильных  наветов  в русле правильного  физиологического  процесса. Потрудиться, по-
работает,  притомиться ,  устанет, уйдёт  чад  жаждущей  гордыни,  зависти  по – другому  глядишь  замыс-
лит. Оригинальный  подход, замечу, безотказный.  Быстро  улетучивается  желание  паскудничать, зловред- 
ничать, стучать  на  других.  Ваня думая  про  то ,  анализируя  пришёл  к  выводу  Галинка, которая  ему  сес-
тра  болела  этой – же  болезнью.  Не  потому  ли  пострадал  братик  Васёк ,  которого  прибила  маменька
в  пылу  поиска  всё  той- же  правды- истины . Выходит  она  для  них  важнее  близкого , дорогого,  что  так
яростно  движет  недра  невежественной  души.  Но  они  считают , что  на  истинном  пути.  В  дальнейшем
мама  созналась  Ванечке  в  пылу  откровения , выпимши, что  Васёк  пакостный  был,  сознался -  своровал   
те  проклятые  деньги,  да  не  все,  а  несколько  бумажек.  Кто- же  обворовал  много , Зоя  отрицала. - Ну,
брала  немножко  от  сдачи, всё  не  брала , ей  можно  верить; а  Галя ,  почему  когда  увидела  Ваню в  дет-
доме  истерично  заорала, вся  выходила  из  себя. С нею установили  случился  приступ  истеричного обмо -
рока.  Странно  всё  это.  Почему  не  признала  в  Ване  своего  брата. Вспомнилось  в  тот  роковой  вечер, 
мама  грозно  крадучись  подошла  к  ней  и  с  надрывом  страшным,  тихим  голосом  попросила  по  хоро- 
шему  всё, всё  рассказать , что  знает , не  то  хуже  будет.  Жалко  стало  сестрёнку , хотелось  сознаться, не
она  это, а  Васёк  и  ещё  он  виноватый  в воровстве,  да  не  решился , уж  больно  мамка  выглядела  гроз-   
но , страшно. Он- то  знал  тяжесть  её  руки,  в  ярости  беспощадна,  но  предположить , что  дойдёт  до  та-
кого!?! До  избиения  ради  каких- то  денег,  не  мог. Галя-то  зарыдав  вся  затряслась  и  всё , всё рассказа- 
ла  про  Васька. Как ненавидел  в эту минуту  её  Ваня, клял  и  бога  и  случай лишь- бы  закрыла свой поган-
ный  язычок,  догадалась, ничего  не наговаривала  про  Васька , но  тщетно, подобно  ябеде  плёл  её  язык
всё  про  всё,  лишь- бы  отвести  от  себя  беду. Вот  гадина подвела  под  монастырь,  теперь  по  жизни  хо-
дит  со  своей  правдой,  а Васька - то нет.  Всё одно  к  одному,  воспоминания  роем  и  в  одиночку  всплы-
138
вают  в  памяти.  Вот  Зоя  гонит  со стола , отнимает  тарелку  с  ложкой , бьёт  по голове,  затем  с   размаху
вхлёст  по щеке.  От  чего  Ванька  всхлипывает,  убегает из – за  стола,  Галя  смотрит  ехидно , не  заступает-
ся,  гладит  своего  ужика  под  мышкой , усмехается , Васёк  ещё  живой  хихикает, отбирает  у  Ваньки  хлеб
тарелкой  кидает  в  него. Рая  делает  вид , что  не  при  чём,  мама  входит  странно  улыбаясь  в  себя  и  в
происходящее  вытирает  глаза  передником  и  этим- же  передником  его  слёзы, садит  молча  за  стол,
наливает  похлёбку,  нарезает  хлеб,  приструнивает  Зойку ,  Васька, гладит  хорошенькую,  примерную  Га-
линку,  всю  ушедшую  в  себя,  лишь- бы не  трогали ни  её , ни  ужика.  Сломана ,  похожая  происходит  си-
туация  и  с  ним,  надо  выдержать  не  замёрзнуть  в  нервной  передряге  событий.  Таким  видимо  и  был 
Павлик  Морозов,  предав  своего  отца.  Галинка  не  любила  своего  отца,  не  считала  его  родным . Обли-
чьем  кучерява  да  носата  с  пипкой  в  конце.  Где-то , что - то  вспоминает  видел  похожее  в  чертах  Петь- 
яловской  родни,  до  чёртиков  знакомые  черты.  Да  кто  расскажет  нет  того  на  земельке.  Галинка  жива
поди  ещё  не  копается  в  своём  прошлом,  зачем  ей ;  а  так  привычней ,  спокойней ,  на  пару  со  своей   
правдой , да  ужиком  на  душе.  Скоро  уж  помирать, чего  разгребать,  c  ней  прожила , значит  права. Ну,    
а  потом -  Суп  с  котом  как  говаривала  в  своё  время  старшая  Зоя.  Мысли  возвращаются   к  событиям
ушедшего,  память  пытается  заглушить  ушедшую  душевную  боль,  но  вскольз , опять  и  опять  проигры- 
вает  сценарий  горестных  событий.  Вот  Надькины  страдания , вот  её  надрывный  плач  и  не человечес- 
кий  визг- верещание  ударенного  грубой  рукой  вышедшей  из  себя  матери.  За  что  такое,  почему  такая
ярость,  ведь  это  маленький  младенец ,  в  чём  она  виновата.  Как  стыдно, как  дико,  как  абсурдно; ведь
это  маленький  комочек  живого  продолжения  её  же  тела. -Эх, мама, мама, что  мне  делать после  этого
как  дальше  жить  с  этим . Печальное  прошлое, горестные  размышления .  Вся  Россия  точно  посходила
с  ума .  Похоже  люди  живут  по  правилу :  говорят  одно,  делают  другое,  своя  рубашка  ближе  к  телу,
лишь  бы  мне,  никому  другому,  для  меня,  мне , моё, я . А  другому  каково  от  действий  и  бездействий, 
предательства ;  видят  же  и  Владимир  Иванович  и  Иван  Алексеевич ,  Матрёна  Юрьевна,  Вера  Никола-   
евна , Вера  Петровна,  Ксения  Егоровна и  хорошие  пацаны , девочки  во  мне  человеческие  качества, це-
нят,  не  зря  проживаю  в  ярком,  лихом  мире.  Кому – то  не  хочется ,  кому – то  мешаю  в  их  жизни,  так
они  сами  не знают  для  чего  рождены,  для  чего  проживают  и  имеют  ли  права  на  действия. Долго  ли,
близко  ли , велико  ли, далёко  ли  протекала  судьба  мальчика,  пополняясь  содержанием  значений  зна-
менательных  событий.
139


Рецензии