Тора. Внутренний взгляд

Для чего дана Тора?

Как известно Тора была дарована народу Израиля на горе Синай. Моше (Моисей) получил ее. А народ? Народ Израиля 40 лет брёл под предводительством Моше, в нужде и исканиях в пустыне, прежде чем обрести землю - место (отношения) где Тора, ее законы смогли найти свое воплощение. Так, впоследствии, почти три тысячелетия назад, был построен Первый Храм.

Тора - от слова "свет" - "ор" (иврит) и от слова "ораа" - инструкция, указание и от слова "марэ" - видение, зеркало и от слова "реия" - зрение, доказательство[1]. Это показывает что Тора не просто некий завет, но метод, средство. Есть Тора устная, есть письменная. Устная Тора сопровождает письменную, ведь для того, чтобы прочесть (воспринять) Тору письменную, должна быть соответствующая подготовка.

Передать Тору может тот, кто получил ее. Как Моше, поднявшись над горой Синай – от слова «сина» ненависть. Первородная ненависть[2] присутствует в каждом человеке, но чтобы обнаружить ее и исправить нужна большая подготовка. Такую подготовку производит Моше с народом Израиля в пустыне. В пустыне водятся змеи и скорпионы. Снайская пустыня – олицетворение отношений, открываемых человеком, с которыми ему предстоит работать - выполнить исправление.


Человек в поиске Торы

Что же приводит человека к тому, чтобы принять законы (бремя) Торы, как это сделал народ Израиля по пути, в пустыне (а может быть и прежде того)? Как это происходит в жизни?
Определяющим, в жизни человека, является его окружение. Он принимает на себя те или иные условия, даже когда они ему не очень-то нравятся изначально, если окружение придает им важность. Таким проводником – необходимости выполнения законов Торы – стал для народа Моше, представитель высоких побуждений. Но прежде чем в человеке – во внутренних его желаниях устанавливается это особенное свойство, увлекающее за собой, проходит этап поиска.

В современном мире существует множество учений, их направлений, подчас и не связывающих свою деятельность с Торой непосредственно, напрямую. Однако некоторые приближают установление законов Торы в виде, может быть не принятом ранее, но соответствующим настоящему периоду. Мудрецы каббалы связывают выход из духовного изгнания (скрытия Творца) с раскрытием силы книги Зоар[3]. Бааль Сулам – комментатор книги Зоар – пошел еще дальше, он указывает что: Тора и душа (получающая наполнение от Творца) – это одно[4].


На глазах у всего Израиля

Человек всегда находится в некоем окружении, в которое включены его мысли и чувства и всё влияющее на него. Наибольшее воздействие оказывает на него общество, с принадлежностью к которому он себя соотносит. Насколько открыто сердце человека избранному обществу, настолько может установиться в нем качество связи с Торой. Выходит, что для восприятия законов Торы, необходимо чтобы общество поставляло некую важность[5].

Выполнение законов Торы не является для человека предпочитаемым изначально, на всем периоде исправления. Но результат выполнения законов Торы являет собой всё желательное: совершенство, ощущение истинной жизни, свободу[6]. И эту двойственность требуется укоренить, чтобы подготовить восприятие к восполнению Торы свободным выбором человека[7]!

Возможно ли, чтобы всегда Тора сопровождала человека и во всем мире чтобы была близка желаниям людей[8]? Не находится это в руках человека, не определено ни средой, в которой он растет, ни окружением, которое выбирает своей участью[9]. Но дано человеку право своим исправлением воздействовать на общество, в котором он находится[10].


___________________________


[1] Бааль Сулам. Письмо 11
[2] Хотя все заповеди, указанные в Торе или дополненные праотцами, говорят будто бы о физических действиях или словах, но предназначены только для исправления сердца, ведь Творец требует все сердца и понимает все скрытые чаяния.
Ибн Эзра, "Есод Мора", стр. 8
[3] Известно, что изучение Зоара обладает могучей силой, и знай, что благодаря изучению Зоара приходит желание, и святой язык Зоара пробуждает к духовной работе.
Раби Нахман из Бреслава. Сихот аРан. Беседа 108.
[4] Бааль Сулам. Письмо 17
[5] Нельзя утверждать, что простонародье ничего не достигает, выполняя заповеди из страха перед наказанием или в ожидании награды. Разумеется, такой подход далек от совершенства, но он полезен для них, ибо благодаря этому люди приобретают навык жизни по Торе. [Рано или поздно] и они придут к истине и станут служить Творцу только из любви. Именно это имели в виду мудрецы, говоря: «Пусть человек при любых обстоятельствах занимается Торой, даже ради корыстных целей, ибо, творя добро из корыстных целей, он придет к возвышенным» [Псахим, 50б].
РАМБАМ. Сборник трудов. Пер. с иврита р. Н.З. Рапопорт и П. Гиль, «Шамир» Иерусалим 2004
[6] Выполнение же заповедей освещает его скрытым светом, и выполнив все, на него возложенное, человек восполнит себя и осветится светом жизни.
РАМХАЛЬ. Даат твунот. п.40.
[7] Первое правило, известное нам о намерении Создателя, в том, что из своего желания наслаждать хотел предложить всем существующим принять Его добро. Но для того, чтобы было это добро совершенным, нужно получить его по праву, а не как милость, чтобы не мучил их стыд как вкушающих чужой хлеб.
И чтобы ели заслуженный хлеб, создал Он мир таким, чтобы было им что исправлять, хотя Ему это и не нужно, но благодаря этому исправлению – удостоятся.
Рамхаль, "Клалей Питхей Хохма вэ-Даат" (Клаль 1)
[8] Творец желает исправления всего мира. Поэтому сказали мудрецы, каждое слово, выходящее из уст Творца, разделяется на 70 языков, что говорит о готовности, которая существует в Торе для исправления всех народов.
Рав Авраам-Ицхак Кук. Меорот Ария к Хануке, 88.
[9] Все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Творца, и завершив долгий путь развития, достичь того, о чем писали мудрецы: "И наполнилась земля знанием о Творце, как воды моря покрывают сушу".
"И не будет больше человек учить ближнего своего постижению Творца, так как все будут знать Меня от мала, до велика".
И сказано: "И не скроется больше твой Учитель, и глаза твои увидят Учителя твоего". И стекутся к Нему все народы.
Бааль Сулам. "Суть науки Каббала".
[10] Суть человека устроена c беспредельной мудростью. Ведь Творец создал множество великих созданий, одно выше другого, и каждое из них выполняет свою функцию, ничто не создано напрасно, и все основано на одном фундаменте - что хочет Творец от человека, чтобы исправил он все недостатки создания и возвышал себя ступень за ступенью, пока не сольется с Его святостью.
И в этом все возможности удаления от Творца и их следствия, и все возможности приближения и их следствия, и все это вещи глубокие и великие, и всему предстоит претерпеть великие превращения, достигнув в конце всеобщего совершенства.
РАМХАЛЬ. Даат Твунот.124.


Рецензии
Умно написано!!!!

Григорий Аванесов   05.09.2020 16:10     Заявить о нарушении
Благодарю, Григорий!

Олег Сафронов   06.09.2020 11:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.