Исламский символ веры

Важнейшее из основ исламского вероучения является исповедание веры - "шахада" (дословно «свидетельство»). Это мусульманский символ веры, который по-арабски звучит следующим образом: «Ашхаду алля илях а илля Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» — «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Аллаха ».

В шахаде заключены два основополагающих исламских догмата, без которого невозможно существование монотеической религии — единобожие (ат-таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва). Аллах Един и Единственен. Священный Коран гласит: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Скажи: «Он — Аллах — Един, Аллах Вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»» ("Аль-Ихлас",112:1–4).

Толкование шахады: "Ашхаду" – я свидетельствую, будучи абсолютно убежденным, без тени сомнения и без принуждения, "алля иляха" – что нет ничего достойного поклонения, "илля Ллаху" – кроме Аллаха, у которого нет ни временных, ни пространственных ограничений, не нуждающегося  ни в ком и ни в чем, не похожего ни на кого и ни на что, которому нет подобных, Всемогущего Всезнающего Всевидящего, Всеслышащего Творца и Управителя всего сущего.  По воле которого происходит все, против воли которого не происходит ничего, который по Своей милости отправил пророков к человечеству для наставления людей на путь истины и который является Властелином Судного дня, когда решается судьба каждого в вечной жизни.

Вторая часть шахады: "Ва ашхаду" – и я еще раз свидетельствую, будучи абсолютно  убежденным, без тени сомнения и без принуждения, "анна  Мухаммадан" – поистине, Мухаммад, отцом которого является Абдуллах, а матерью – Аминат, из племени Курайш, из рода Хашима, рожденный в Мекке и похороненный в Медине, "расулю Ллах" – Посланник Аллаха, посланный Им к людям, чтобы научить их истинной религии.

Одновременно вторая часть шахады – «ва  ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах» – включает в себя признание языком и подтверждение сердцем истинности всего, что довел до людей Пророк Мухаммад  от Всевышнего Аллаха. В частности истинность всего, что имеет отношение к шести столпам веры, пяти столпам Ислама, а также истинность содержимого Корана и хадисов. Следовательно, вера не считается действительной без убежденности во второй части шахады.

Самый страшный грех для мусульманина — многобожие (ширк) или придание Аллаху соучастников; именно по этой причине ислам конфликтует с христианством, в котором, как известно после Никейского Собора официально принят догмат троичности Божества, непонятный, в том числе большинству христиан. Пророк Мухаммад, согласно исламскому вероучению, есть совершеннейший человек и одновременно является - Печать Пророков, последний и высший среди пророков и посланников Господа.

Шахаду произносят, просыпаясь утром и укладываясь спать вечером, при рождении ребенка и на смертном ложе, ее многократно повторяют во время молитвы, она входит в азан - призыв на молитву. Шахада возникла как молитвенный и различительный возглас, которым первые мусульмане отличались от язычников-многобожников и других иноверцев. Во время битв шахада служила боевым кличем, что послужило появлению понятия "шахид" ( "мученик").
 
С шахадой на устах шли в сражение ("шахид"- "мученик" в значении "отдавший жизнь за веру").  Шахада может также означать мученическую смерть за веру. Помимо прочего,  с  термином «шахид» (мн. ч. «шахада»), будь то шахид национальный или религиозный, в восточных религиях, сопряжено понятие святости. 

Троекратное произнесение шахады в присутствии духовного лица составляет ритуал обращения в ислам (акт публичного исповедания веры).

По замечанию востоковеда М. А. Родионова (род. 1946), «шахаду надо говорить от самого сердца, искренне. Она считается недействительной, если произнесена от имени другого лица или в качестве грамматического примера».

В тоже время шиитская шахада несколько отличается от суннитской -  добавлением слов о Праведном халифе и первом шиитском имаме Али ибн Абу Талибе «ва `Алийюн Валийю л-Лах», что означает «и Али — друг Аллаха». В общем виде шиитская шахада имеет вид: «Свидетельствую, что нет Божества кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха и Али — друг Аллаха».

Пророк Мухаммад сказал: «Кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник, что Иса — раб Аллаха и Его посланник, а также слово Его, обращённое к Марьам, и дух от Него, и что Рай — истина, и Огонь — истина, того Аллах введёт в рай в соответствии с делами его". 

Шахадой называют свидетельское показание, даваемое в удостоверение какого-либо факта. Для того, чтобы она была действительной, она должна быть прямой и не передаваться с чужих слов (исключение составляют поручение или завещание). Свидетельство должно быть дано двумя полноправными мужчинами или четырьмя женщинами. Свидетельство раба приравнивается к свидетельству женщины, а свидетельство немусульман, в зависимости от правовой школы (мазхаба), может приниматься наравне со свидетельством мусульман, либо не приниматься вообще. Шахада является одним из важнейших способов установления истины в странах с шариатской судебной системой.




Автор: Али АЛБАНВИ





ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК


1) РОДИОНОВ, МИХАИЛ АНАТОЛЬЕВИЧ (род. 1946) — советский и российский историк-востоковед. В 1970 г. закончил кафедру истории стран Ближнего Востока восточного факультета ЛГУ, в 1974 г. – аспирантуру Института этнографии АН СССР. Учителя в науке: В.А. Пигулевская, Р. Сарджент (Robert B. Serjeant). В 1976 г. в Институте этнографии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Марониты Ливана»; в 1991 г. в Институте Востоковедения АН СССР докторскую диссертацию на тему «Традиционная культура западного Хадрамаута (по письменным и полевым источникам». С 1971 г. и по настоящее время аспирант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник ИЭ АН СССР – МАЭ РАН; В 1992—1994 гг. — и. о. заведующего отделом этнографии стран Востока, в 1994—2000 гг. — и. о. заведующего отделом Южной и Юго-Западной Азии, с 2000 г. — по настоящее время — заведующий отделом Южной и Юго-Западной Азии МАЭ. Совместительство: с 1994 г. по настоящее время профессор кафедры истории стран Ближнего Востока Восточного факультета СПбГУ. Сфера научных интересов: История и этнография народов Ближнего и Среднего Востока; этнорелигиоведение; исламоведение; этноконфессиональная идентичность и культурная память у арабов.





ЛИТЕРАТУРА


1) Албанви А. Феномен мученичества [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2015/06/11/1101, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.08.2018). — Яз. рус.

2) Величко Л.Н. Личность и общность в историческом пространстве средневековых цивилизаций Запада и Востока, Учебное пособие. — Ставрополь, 2010. – 272 с.

3)  Королев К., Лактионов А. Ислам классический: энциклопедия. Издательство: «Мидгард», 2005. — 416 с.

4) Родионов М.А. Ислам классический. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2001. С. 9. («Мир Востока», IX). [Электронный ресурс] Загл. с тит. экрана. Электрон. версия печ. публикации.  — http://abhidharma.ru/A/Iclam/Content/0003.pdf Систем. требования: Adobe Reader. URL: (дата обращения: 21.08.2018).

5) Основы религии и жизнеописания пророка Мухаммада в вопросах веры и ответах. Составлена Каноническим отделом ДУМД, подготовлена к изданию Отделом исламского просвещения ДУМД. Махачкала. — 2006. — 317 с.

6) Шахада [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.08.2018). — Яз. рус.

7) Шахада [Электронный ресурс] Режим доступа: http://hadith.al-islam.com, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.08.2018). — Яз. рус.


Рецензии
Прочтите мои произведения "Бог один" и "Истина".

Валентина Алиева   16.01.2019 10:39     Заявить о нарушении
прочитал, спасибо. мне понравилось.

Али Албанви   16.01.2019 13:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.