Фантом надежды, или Почему Минск-2 обречен?

 Немного истории.

 Переворот 2014 года, побудил стремительный рост сепаратистских настроений среди жителей семи юго-восточных областей, как естественную реакцию на майданный шабаш, под лозунгом «боротьби зі злочинною, олігархічною владою». В результате, две восточные области заявили о непризнании государственного переворота и своей экономической и политической самостоятельности. Так, 7-го и 28-го апреля появились две непризнанные республики со столицами в Донецке и Луганске соответственно (далеко не в административных границах этих областей). Утратив Крым и понимая, что процесс распада запущен, что вслед за Крымом уходит весь Юго-Восток, пользуясь полной поддержкой западных «развитых демократий» и националистических группировок внутри страны («Правий сектор», «СС («Спільна Справа»), «Трізуб» и др.), формируя из них добровольческие карательные батальоны и имея очень сильное лобби в Верховной Раде, новоявленная клика революционеров начала т.н. АТО – разработанную американским стратегическим исследовательским центром «RAND Corporation» военную операцию – а по сути, гражданскую войну, ожесточенно бомбя и обстреливая непокорных и попутно вешая на них «всех собак». В результате, некогда экономически процветающий регион превратился в арену боевых действий с тысячами убитых, миллионами беженцев, с колоссальными разрушениями промышленности и инфраструктуры. И результаты эти, увы, не окончательны.
 Можно ли было всего этого избежать?
 Сегодня многие аналитики сходятся во мнении, что не будь «Революции достоинства», распад страны был бы предотвращен. Но в том-то и дело, что Майдан в той или иной форме был предопределен. Он не мог не произойти. Рано или поздно накопившиеся за двадцать три года "независимости" противоречия, в абсолютно рыхлом, неоднородном обществе, с диаметрально противоположными экономическими и даже в какой-то степени геополитическими устремлениями регионов, вылились бы в беспорядки и погромы, а агрессия – в жесточайшую резню. Когда общество разделено в самом себе на «свідомих» и «быдло» на «патріотів» и «ватников», на «хохлов», «жидов» и «москалей», которых «на ножі» и «на гиляку», когда наиболее радикальная его часть заболевает национализмом, государство находится в колоссальной зоне риска. Под удар ставятся целостность, суверенитет, духовные ориентиры, сама территория превращается в площадку геополитической борьбы. Украина всегда была многонациональным краем, но декларируя абсолютное равенство культур, языков, религий, со временем, она, тем не менее, стала выделять среди равных, более равного, позволив одному региону навязывать свою волю всем остальным, признав за ним право решать, что отвечает национальным интересам, а что нет, и наделив правом убивать несогласных во имя высоких, патриотических целей: «Одна Мова, одна Нація, один Бог, одна Держава». Ни одно правительство, ни один президент ничего не сделали для удовлетворения экономических, социальных, культурных потребностей наиболее многочисленных этнических ветвей общества. Украинцы, русские, татары, евреи не чувствовали себя защищенными, не ощущали себя частью единого целого. В итоге, второй год грохочет гражданская война, ежедневно забирая жизни и калеча судьбы. Компромисс до сих пор не найден. Вместо него – имитация поиска решений. Наглядный пример – Минский Меморандум от 19-го сентября 2014 года. В полном объеме он никогда не выполнялся, ограничившись громкими заявлениями, взаимными обвинениями и обменами пленных. А режим прекращения огня вообще не соблюдался.
 «Минск-2» – формат на порядок серьезнее и суровее. Участие одних сторон чего стоит. «Нормандская четверка» – первые лица государств России, Германии, Франции, Украины. Министры иностранных дел, послы, представители OSCE, главы республик ДНР и ЛНР, Контактная группа, Рабочая группа, многочисленные подгруппы. Бессонная ночь, 16 часов переговоров, 13 пунктов соглашения. Не каждый день такое увидишь. А что на выходе? Заверения, что решения найдены?  Высказывания убежденности, что соглашение будет работать? Одобрение мирового сообщества? Режим прекращения огня? Отвод тяжелой техники? Обмен пленными? Но уже неделю спустя Пункт 2 Комплекса мер, который предусматривает "отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности шириной минимум 50 км. друг от друга для артиллерийских систем калибром 100 мм. и более, зоны безопасности шириной 70 км. для РСЗО и шириной 140 км. для РСЗО «Торнадо-С», «Смерч» и тактических ракетных систем «Точка У»", командование АТО стало нарушать. Старый, проверенный способ  «развода сторон» при миротворческих операциях, когда противники чисто технически уже не могут «дострелить» друг до друга, при контроле совместной миссии с участием OSCE, не работал практически ни одного дня – артиллерия ВСУ постоянно «достреливала» до Горловки, Донецка, Енакиево (находящегося, кстати, после ликвидации дебальцевского котла в глубоком тылу). В Народных Республиках пытались соблюдать режим тишины, в Киеве его использовали как передышку для ротации железа и личного состава, даже не особо скрывая этого, после чего слегка отреставрированная техника и свежее пополнение, вернулись на старые позиции у линии фронта. Снизилась интенсивность обстрелов городов республик, уменьшилось число жертв, иссяк поток беженцев, что объявили большим достижением переговорного процесса. Но в остальном ничего не изменилось.
 За годы независимости Украина деградировала настолько, что de-facto воспринимается  мировыми игроками не как субъект международной политики, а как объект, где нормы международного права не обязательны для выполнения или обязательны избирательно. Если бы Киев не воспринимался мировым сообществом, как независимое государство с соответствующими правами, то миротворческая операция OSCE была бы вполне возможна и даже эффективна. Достаточно было добиться физического снятия замков с орудий. Но de jure, Украина суверенна и независима, имеющая право делать на своей территории все, что угодно: бороться с терроризмом, уничтожая города с их жителями, объявлять экономическую блокаду целым регионам, принимать законы ограничивающие свободу слова и передвижения. Поэтому имплементация* минских соглашений никогда не будет достигнута.


 Кто саботирует «Минск-2»?

 16-го июля 2015 года на заседании Верховной Рады был поставлен на голосование зарегистрированный еще вначале месяца законопроект о президентских поправках «О предоставлении отдельным районам Донецкой и Луганской областей специального статуса», которые согласно Пункту 11 Комплекса мер по выполнению минских соглашений, должны быть внесены в Конституцию Украины. Пункт 11 Комплекса мер гласит: «Провести конституционную реформу в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принять постоянное законодательство об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей… до конца 2015-го года».
 Сначала в тексте Конституции вообще не было никакого упоминания о Донбассе, они были только в пункте №8 в переходных положениях самого законопроекта о внесении изменений в основной закон. Не нужно быть выдающимся юристом или законотворцем, чтобы понять, что такая подмена Киев абсолютно ни к чему не обязывала, поэтому реакция Москвы, Берлина, Парижа, Донецка и Луганска была предсказуемой. Весьма кстати раздался и окрик из-за океана и приезд В.Нуланд, настаивавшей, чтобы Закон об особом статусе Донбасса был внесен в «тело Конституции». Уж не знаю, как культурные особенности воспитания формируют характер и отношение к окружающим, но только господин президент опять нашел лазейку и вновь пошел на хитрость. Он включил упоминание о Донбассе в Конституцию, но на этот раз только в ее переходные положения. Сначала Донбасс со своими требованиями был включен в переходные положения законопроекта, теперь его включили в переходные положения Конституции. Как говорится, почувствуйте разницу. Это то же самое, как если бы перед приближением холодной зимы, вы прикупив б/ушное пальтишко, вдруг обнаружили дома прорехи в карманах и расходящиеся швы на рукавах, но придя к продавцу за возмещением ущерба, получили взамен симпатичную курточку, с новыми пуговицами и дырявой подкладкой. По сути, никаких изменений не предусмотрено, переходные положения Конституции будут действовать три года, а потом утратят силу вообще. На то они и переходные положения. Но президент-миротворец уже подытожил результаты тяжелой законотворческой работы, уже отрапортовал в Брюссель и Вашингтон: «Закон об особом статусе принят, и особенности местного самоуправления приняты, там четко выписаны позиции, и Украина выполнила свои обязательства».
 Пункт 11 Комплекса мер по выполнению минских соглашений, недвусмысленно постулирует, что все поправки в Конституцию Украины должны быть согласованы с главами ДНР и ЛНР. Иное прочтение немыслимо и если поправки не согласованы, значит они не соответствуют минским договоренностям и не могут быть приняты. Однако законопроект не только никто не думал согласовывать с «главарями террористов», но он даже не был направлен для ознакомления в Контактную группу. Не были приняты во внимание и направленные в мае этого года предложения ДНР и ЛНР об особом статусе Донбасса, которые должны быть закреплены в Основном законе.
 Разумеется, подобного рода жонглирования, ни при каких обстоятельствах не могут устроить Народные Республики, о чем было сказано представителями Контактной группы ДНР Д.Пушилиным** и ЛНР В.Дейнего***.
 «Минск-2» требует от Киева изменения конституционного строя государства. Без этого невозможно двигаться дальше и вести переговоры по сути проблемы, но все политические инициативы России и ДЛНР по данному вопросу просто игнорируются, реформы конституции подменяются их имитацией.
 2-го июля 2015 года армия Донецкой Народной Республики оставила свои позиции в рыбацком поселке Широкино, находящегося между Мариуполем и Новоазовском. Стоит заметить, что поселок, в котором не осталось к тому времени ни одного целого дома, на 80% уже был под контролем ДНР (на господствующих высотах и 20-ти% территории, до сих пор сидит батальон «Айдар») и этот жест доброй воли должен был подвигнуть ВСУ на такое же великодушие. Увы, Украина жест не оценила – обстрелы новых позиций ВСН только усилились.
 19-21-го июля 2015 года Народные Республики в одностороннем порядке отвели от линии соприкосновения на 3 км. вглубь своей территории всю тяжелую технику и артиллерию калибром менее 100-а мм. По сообщению заместителя командующего Корпусом Министерства обороны ДНР Э.Басурина, за три дня было отведено 82 танка и 222 БТР и БМП, 26 артиллерийских групп. Заместитель начальника штаба Корпуса Народной милиции ЛНР, полковник И.Ященко, доложил, что в ЛНР за это время также было отведено более сотни единиц тяжелой техники.
 Все эти односторонние инициативы ДЛНР по формату выборов, демилитаризации Широкино, расширению полномочий OSCE и теперь отвод калибра меньше 100-а мм., встречают в Киеве не доверие и понимание, а все новые подтверждения слабости и безысходности положения «террористов». Им де некуда деваться, вот они и вертятся, как ужи на раскаленной сковородке. С другой стороны, эти шаги ставят Киев, как участника минских переговоров, в неудобное положение. На инициативы надо как-то реагировать, дабы не прослыть в глазах «західних друзів» ненадежной стороной переговоров. А то вдруг кредиты не дадут. И отказаться от положений «Минска-2» первыми тоже нельзя, поскольку такая казуистика**** выглядела бы как открытый саботаж и торпедирование всего, под чем президент поставил свою подпись. Вот он запоздало и реагирует подписанием указа от 22-го июля сего года, о создании 30-ти километровой буферной зоны и отводе тяжелой техники, хотя согласно Пункту 2 Комплекса мер по выполнению минских соглашений, это нужно было сделать еще 15-го февраля. Вообще, согласившись на создание постоянных действующих комиссий в Минске, украинская сторона по меткому выражению журналиста Алексея Санина, превратила этот формат «в сонную лощину, где не действуют законы логики и окружающего мира». Казалось бы, есть договоренности, есть подписанные документы, в которых черным по белому, четко расписано кто, что, где, когда, засучи рукава и выполняй. «Но это только на нашей планете и в нашем времени. А там, где живет Порошенко и иже с ним, в принципе не существует никаких предложений из Москвы или Минска. А какие-то там договоренности – просто странная нелепость, которую надо как-то пережить» (А.Санин). И по отводу тяжелой техники армий ДЛНР, вслед за OSCE, для Киева приемлемо высказаться также: «Мы видим отвод, но не можем его подтвердить», после чего тебя не оставляет легкое, сладковатое ощущение шизофрении и погружения в иные миры.
 Украина намеренно саботирует выполнение минских соглашений. В первую очередь это касается экономической блокады. Т.е. на смену социальному геноциду, при котором людей лишили заработанных зарплат и пенсий, теперь пришло удушение голодом. В Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект с красивым названием "О внесении изменений в Закон о правовом режиме граждан на временно оккупированных территориях". Простым языком - это законопроект об узаконивании экономической блокады Донецка и Луганска. Лично у меня не остается сомнений, что парламентское большинство проголосует за этот правовой беспредел, так же, как оно проголосовало за необязательность выполнения Конвенции по правам человека в отношении мирных жителей Донбасса, лишив их базовых, основополагающих гражданских и человеческих прав. Им-де эти права не к их сепаратистскому лицу. Пусть прекратят поддерживать "террористов", впустят ВСУ в свои города, тогда мы и решим, достойны ли "колорады" человеческого к себе отношения. Вдумайтесь - это происходит в государстве, иссыхающем от желания вступить в ЕС, где данная Конвенция признается высшей правовой ценностью. Так что же такое Украина? Европейское Сомали?


 Черно-белые перспективы

 То, что сделали сейчас с собой ДЛНР – это крайний физический предел допустимых уступок. С военной точки зрения большее невозможно. Осталось разве что автоматы сдать. Если Республики хотят существовать на карте, им больше некуда отступать ни на фронте, ни за столом переговоров.
 В попытке реанимировать Минские договоренности, уже задействованы все возможные рычаги давления и посредничества. На бумаге все выглядит разумно, логично, пристойно, на практике обстрелы не прекращаются ни на день, гибнут люди, города превращаются в руины. Украина на выполнение пунктов соглашения не пойдет, сознавая, что иначе у нее крайне мало шансов сохраниться в прежних границах. Любой политик, заседающий сегодня в ВР, понимает, что пойди он хоть на малейшие уступки Донбассу, его карьера тут же закончится и клеймо "зрадника" будет на его челе до конца дней. Слишком сильны центробежные силы среди "свидомого" общества, слишком сильна ненависть к "вате". Киеву нужна война и только унитарное государство.
 Человек привержен привычкам. Он способен привыкнуть ко многим неудобствам и бедам, даже смириться с ними. Год назад народ (именно народ) Донбасса стали приучать к ежедневной опасности, к обстрелам, голоду и разрухе. Сегодня он живет в иной системе координат и ценностей, он привык к войне, стал героем ежедневных сводок. Теперь ему надлежит привыкнуть к мысли, что война не закончится завтра, что за свою свободу придется заплатить еще больше. ДНР и ЛНР натерпевшись от Украины прелестей "боротьби з сепаратизмом", в ее состав уже не вернутся, и процесс примирения не будет успешным, пока в Киеве сидят мрази, считающие Донбасс рассадником терроризма, а его жителей - генетически неполноценными, пока не понесут наказание те, кто отдавал приказы бомбить и обстреливать города.
 Сегодня "Минск-2", как и когда-то "Минск-1", превращается в фантом. При нынешней власти, никакого особого статуса Донбасса, никаких местных выборов, никакого изменения Конституции не будет, а значит бессмысленно созывать "Минск-3", 4, 5, изобретать новые форматы, вносить бесконечные поправки. В близкой перспективе у Донецка и Луганска, ничего кроме войны и смерти нет. Уверен, шахтерский край выстоит, но это будет потом. А пока, по аналогии с секонд-хэндом, непризнанным республикам будут снова и снова подсовывать бракованное рванье, уверяя, будто оно самое то, что им нужно.
 Не пора ли сменить продавца?
 Или сам магазин?

(21-25.VII.15.)

Примечания:
*       Имплементация - физическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты.
**     Пушилин - Пушилин Денис Владимирович (род.в 1981 г.), государственный деятель Донецкой Народной Республики (с 15-го мая по 18-е июля 2014 года), депутат Народного Совета ДНР. Постоянный полномочный представитель Донецкой Народной Республики на переговорах трехсторонней контактной группы в Минске (с 9-го ноября 2014 года).
***   Дейнего - Дейнего Владислав Николаевич (род.в 1964 г.), организатор Референдума от 11-го мая 2014 года в г.Алчевск, государственный деятель Луганской Народной Республики, заместитель председателя Народного Совета Луганской Народной республики (с 2015 года), депутат Народного совета ЛНР. Постоянный полномочный представитель Луганской Народной Республики на переговорах трехсторонней контактной группы в Минске (с 9-го ноября 2014 года).
**** Казуистика - изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей, крючкотворство.
 


Рецензии
Хорошая статья Алекс !
Я тоже стою на этих же позициях и убеждён - пока упыри будут находиться
во власти в Киеве, в Украине ничего хорошего произойти не может.
Самое страшное, что растёт поколение людей вскормленное этими лозунгами.

С уважением

Валерий Олейник   12.08.2017 15:53     Заявить о нарушении
Добрый день, Валерий. Рад совпадению наших позиций. Мое ощущение, что вектор движения Украины в сторону Гейропы и ее пребывания в "состоянии войны" с Россией сохранится, к сожалению, достаточно долго, так что в формате агрессивной русофобии будет воспитано не одно поколение украинцев. Очевидно, Россия потеряла большую часть Украины, как своего ближайшего союзника и братского народа, а "кусочек" настоящей Украины в виде ДНР и ЛНР, конечно, не может служить утешением. Нужно кардинально менять внешнюю политику по отношению к националистическому киевскому режиму. Хватит ли на это сил и политической воли - вопрос.
С уважением,

Алекс Джет   12.08.2017 17:19   Заявить о нарушении
Вы правы Алекс, противостояние подогревается западом, но в основном Америкой, война компроматов не даёт результатов - активное вещание правды - вот чего
боятся в Киеве.

Валерий Олейник   12.08.2017 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.