Батыр поневоле. Глава 13. Великий и ужасный Бабур

Теперь наш путь лежал прямиком в Агру – столицу империи Моголов, резиденцию кровопийцы и угнетателя, которого мы должны будем, по всей видимости, ликвидировать. То есть не мы, а Хасан. Как ловко и быстро он проворачивает подобные дела, я успел убедиться. Но я решил все же на него не полагаться и довериться решил пословице: поспешишь - людей насмешишь, поэтому подговорил Чибара провернуть контр операцию.

Вечером мы установили походную юрту с краю, и начали совет в Филях.
«Не гоже доблестному кайсару плестись за ишаками, пока страдают те, кто нуждается в его защите», - торжественно провозгласил я. Караджан и Фазыл смотрели на меня с обожанием. «Посему не будем ждать ни минутой боле, и вылетим в Агру прямо сейчас, - продолжил я. - Надерём хитрому шайтану зад!» Глаза Фазыла заблестели в предвкушении новых подвигов, достойных прославления. Глаза Караджана заблестели в предвкушении новой потасовки…
Мы распаковали залежавшийся без дела ковер, расстелили его на полу юрты, и погрузили на него барахло… Я проговорил заветные слова, и наша юрта тихо, по сантиметру,  поползла прочь от становища, пока не скрылась в ночной тьме… Если кто-то и увидел, то, ручаюсь, не поверил глазам…
Когда костры остались вдали, мы свернули юрту, и поднялись в небеса.
До Агры оставалось идти пару дней, а долететь мы должны были засветло….Чибар за все время наших странствий неплохо научился ориентироваться по звёздам, недаром он всё время вился возле проводников и доставал их расспросами… Теперь он уверенно вёл наш небольшой отряд. Я перелез к ребятам на ковер, и вскоре Чибар остался единственным, кто бодрствовал…

-Петух пропел в рожок! Пора вставать, дружок!!! - проревел он с утра прямо мне на ухо.
-Чибар, я когда-нибудь пущу тебя на колбасу, - пообещал я, продирая глаза. Фазыл и Караджан, потягивались и зевали.
-Если бы я тебя не будил, ты бы дрых как сурок весь день, - раздраженно ответил конь, - Агра прямо по курсу! И если ты не заметил, кому-то тоже очень хочется спать!
-Ладно, - миролюбиво согласился я, - потерпи ещё, сейчас снизимся в окрестностях и ты вздремнёшь в каком-нибудь сарае…

Полуразваленный сарай возле рисового поля Чибара вполне устроил. Я остался сторожить его сон и отмахивать мошкару, а Караджана и Фазыла послал купить каких-нибудь ослов, тащить багаж. Постараемся войти в город, не вызывая подозрений, смешаемся с толпой и разузнаем, что к чему…
Уже шёл четвертый час ожидания, я дико устал махать пальмовыми листьями, отгоняя насекомых от потной тушки Чибара, как вдруг раздался трубный рёв.…
Конь сразу проснулся и мы выскочили из хибары. Караджан и Фазыл с улыбками до ушей ехали к нам на…слоне… Караджан сидел возле самых ушей, а мой махрам расположился в резном паланкине. За слоном трусила парочка ослов… Хотя в них надобность, по-моему, уже отпала.
- На базаре распродажа слонов? – оторопело произнёс я…
- Нам сказали, что слон лучше всего подойдёт для сахиба, - весь сиял Фазыл.
- На нём и пахать можно, - добавил рассудительно Караджан, - лес валить, бревна таскать.
-Бесценные качества, - протянул офонаревший Чибар, - особенно сейчас…

План с незаметным входом в город накрылся медным тазом. Однако Фазыл разузнал, что дворец шаха всегда открыт для ученых, певцов и музыкантов со всех краев света…
-Так что поедешь на слоне ты, Фазыл, - констатировал я, - как знаменитый певец, лауреат премии  Золотой Чангавуз… А мы впереди на осликах, будем устилать твой путь лепестками…
Фазыл запричитал, заартачился, но ему пришлось согласиться…

Слона мы окрестили Брахмапутрой. Он оказался покладистым и удивительно прожорливым… Кормов, которых он съедал, хватило бы на два каравана верблюдов! Наша процессия продвигалась крайне медленно из-за того что этот сын Брахмы тормозил возле каждого куста или дерева и пробовал его на зуб.
Когда мы добрались до города, был уже полдень, палило нестерпимо… паланкины на Чибаре и ослах не предусматривались, и я с Караджаном обливались потом… Конь, однако, не унывал, и с нетерпением ожидал встречи с Агрой, о которой много слышал.
- Здесь есть прекрасные образчики индийской архитектуры, - в нетерпении бил он копытом, пока Брахмапутра обгладывал очередную пальму. – Великолепные дома из тёсаного камня, украшенные резьбой. Стены в цветных изразцах, сверху позолоченные купола!
-Да-да, - скептически отозвался я. – Тебя нельзя пускать в Эрмитаж и Петергоф… ты лопнешь от восторга…
Окраины Агры, в которые мы вступили вскоре, не отличались богатым убранством улиц. Мы миновали квартал медников и торговцев трубочными чубуками. Мастера работали возле лавок, и как всегда вызвали мой живой интерес.
А наш слон, вопреки моим ожиданиям, никакого фурора не произвел. Подумаешь себе,слон гуляет…
Дальнейшие улицы напоминали одну большую стройку – сотни каменщиков и рабочих, одетых только в ланготы - подобия самодельных трусов…
Среди всей этой суеты нам едва удалось найти постоялый двор, достаточно просторный, чтобы вместить и нас, и Брахмапутру. Улыбчивый хозяин Ман-Синг в светлом халате, шароварах и оранжевом тюрбане, с бородой, окрашенной в синий цвет (за что получил у меня прозвище "Синяя борода") охотно поведал нам, что к нынешнему императору довольно просто попасть на приём, если вам есть чем удивить или позабавить Его величество. Достаточно передать секретарю в канцелярию записку, описать в красках свои таланты и регалии, и ждать приглашения ко двору. «Прямо конкурс самодеятельности, - подумалось мне, - компакт-диск с записью песни случайно не надо приложить?» К счастью, Фазыл был силён не только в песенном, но и в эпистолярном жанре. По-моему, он черечур цветисто расписал нашу компанию, потому что мы даже не успели как следует разместиться, а на постоялый двор уже вломился гонец от скучающего владыки, слёзно умоляя поспешить в гости к Солнцеликому мировластителю как можно скорее.
- Со слонами пускают? – деловито осведомился я.
- Сколько планируется слонов? – так же деловито уточнил гонец.
- Один, - опешил я. Никого-то тут слоном не удивишь…
Не откладывая дела в долгий ящик, мы оседлали Брахмапутру все втроём, и потопали вслед за Чибаром и скакуном гонца.

Чем ближе мы подбирались к дворцовому кварталу, тем дома становились красивее. Здесь жила знать, и было на что полюбоваться. Сам дворец окружал, судя по всему недавно разбитый, сад. Молодые саженцы росли возле прудов и беседок, аккуратные лужайки радовали шикарными кустами роз, алеандром и жасмином.
По садовой дорожке бежало навстречу нам само нетерпеливое Императорское Величество. И казался этот злодей, на мой взгляд, вполне обаятельным и добродушным дядькой, напоминавшим внешне Кайкубата.
-Ффууух, - запыхался он, добежав до нас, - где? Где же он?
-Позвольте представить, - ловко слез я со слона, подставившего мне колено, и с пиететом помог слезть Фазылу. – Вот! Бриллиантовый голос степи Чилбир Чой. Король Чангавуза. Песенник в десятом поколении - Фазыл Мирзоевич Батумбек.
Покрасневший Фазыл неловко поклонился. Но лицо императора явно вытянулось от разочарования. Он подошел ко мне и шепнул на ухо:
-Признаться, таких певцов у меня во дворце навалом, я спрашивал про говорящего коня…
-Конь тоже с нами, не извольте беспокоиться, - прошептал я в ответ. Шах Бабур тут же оттаял, разулыбался, милостиво поклонился в ответ Фазылу, и пригласил нас следовать за ним.
«На месте сада раньше был пустырь, - показывал он нам дворцовое окружение как радушный хозяин, - тут я построил баню, здесь колодец со ступеньками – три этажа вниз. В среднем - помещение для быка, он ходит по кругу и вращает водяное колесо». «Насос в одну бычью силу», - подумал я.  «Рядом другой колодец, его дно выше середины первого, бык поднимает в него воду, там её поднимает колесо, и она льётся по насыпи прямо в верхний сад».
- Ловко придумано! – вежливо похвалил я задумку.
- Это заслуга учёных мужей, которых я пригласил, - ответил польщенный Бабур.
 
 Сам дворец, по местным меркам, тоже был роскошным, в целых два этажа, с крышей, увенчанной  пятью большими куполами, сверкавшими золотом. Стены украшены всякими финтифлюшками, до которых так охоч Байчибар. У входа скульптура слона с двумя погонщиками.
- Сейчас в комнатах душно, - вошел в ворота шах, - но я устроил открытую беседку в большом куполе,  прошу сюда. Уважаемая лошадь, проходите!
Чибар, намеревавшийся остаться в саду и полакомиться, пока никто не видит, тем, что выросло на клумбах,  удивился, но послушно пошёл со всеми.
- Он знает, что я умею говорить? – недоумённо прошептал он мне.
-  Фазыл проболтался, - сообщил я, - но именно из-за тебя нас всех и позвали, так что не разочаруй Императора!

И Чибар не разочаровал. Он так возгордился возможностью произвести впечатление, что заливался соловьём, пока мы пили вино и закусывали фруктами, возлегая на диванах в беседке. Если Бабур чего и не знал о Хиндустанских обычаях и архитектурных творениях, то Байчибар восполнил пробел в его образовании, показав, что он не просто говорящий конь, которого впору показывать в цирке, а существо с высшим интеллектом.
- Милый человек, - наклонился ко мне Бабур, - как бы мне его теперь заткнуть… Сил никаких больше нет…
- Попробуем этим блюдом с персиками, - предложил я, и попросил Чибара отдохнуть и отведать сочных плодов.
Пока конь чавкал, у нас с Императором затеялся разговор, ради которого мы, собственно говоря, к нему и пришли…
- Из каких краёв вы прибыли к нам сюда, с какой целью? - вежливо поинтересовался он у меня.
Я замялся, раздумывая, как бы так ненавязчиво ему сообщить, что мы прибыли для того, чтобы его свергнуть…
- Мы родом из Конгратских степей, проделали немалый путь до Хиндустана, - начал я осторожно, - мир посмотреть хотели, себя показать… Шли одной дорогой с воинами и поэтами, купцами и духами, пока не привели нас слухи к вашему двору…
- Какие слухи? – отставил кубок с вином Бабур.
- Слухи о том, что вы нахально захватили Хиндустанские земли, и стонут теперь под пятой порабощённые народы! – рубанул я напрямую.
Чибар поперхнулся персиком.
- Ахххаааа-хаааа-хаааа-ааааааааа, - громовой хохот потряс Бабура. Он смеялся и не мог остановиться, держался за живот и стонал, что сейчас лопнет. – Не зря, не зря я вас к себе позвал, - утёр он, наконец, слёзы с глаз, - давно я так не смеялся...Иэээ...так вы не шутите? - дошло до него, наконец, и лучезарная улыбка медленно расстаяло. Лицо его приняло серьезное и немного страшное выражение.
- Я догадываюсь, кто эти слухи распускает! -мрачно произнес он и так стиснул в кулаке кубок с вином, что смял его. Алые капли просочились сквозь пальцы и оросили дорогой ковер. В наступившей тишине Чибар громко сглотнул и быстро затораторил: Да что вы, что вы, кого вы слушаете, ваше величество, какого-то, по правде сказать, недалекого ума малого. С этими словами он что есть силы пихнул меня под ребра.
-Нет, я догадываюсь кто распускает эти мерзкие слухи среди преданных мне горожан, - прервал его бас Бабура, - напрасно я внял голосу совести и пожалел жену Ибрахима. А ведь она чуть не свела меня в могилу – подговорила повара подать мне незрелого инжира. Но на второй раз ей не будет прощения, - он нахмурился, - я прикажу привязать её к четырём лошадям и разорвать на куски.
-Не надо! – испуганно поспешил я опровергнуть его слова, - это не она!
- А кто?! – пристально и грозно взглянул на меня Бабур, окончательно растеряв и добродушие, и радушие.
Чибар, Фазыл и Караджан забросили еду и, застыв, наблюдали напряженно за нашей беседой. По лицу Караджана ходили желваки, и я знал, что стоит мне моргнуть и мощный хук справа отправит шаха в нокдаун или прямиком к праотцам…
- Спокойствие, только спокойствие, - миролюбиво поднял я вверх руки. (Заложить или не заложить Улумбека, - билась в голове мысль). – Вы его наверняка не знаете. Это один император.
- Улумбек!!! – взревел Бабур. – В ваших краях нет другого императора!!!
Чибар посмотрел на меня как на идиота, постучав копытом по лбу. Беседа как-то не задалась. По идее это я должен был лихо расколоть негодяя, довести его до слёз раскаяния и заставить паковать чемоданы без лишнего кровопролития. Ну… обделили меня небеса красноречием….
Бабур, однако, рассекретив нас, странным образом успокоился. Плеснув себе ещё вина в кубок,он откинулся на диван:
- Это и не удивительно, - задумчиво произнёс он, - Улумбек сам давно мечтает заполучить такой жирный кус как Хиндустан. Плетет, небось, всякие небылицы…
-Он ничего не говорил, - вступился я за мудрейшего, - я это увидел в волшебном золотом кубке Джамшута.
-Кого?!....Хххааа-ххха-ааааа-ааааа, - опять согнулся от хохота Бабур, - нет, ей богу, Улумбек почти у цели, я сейчас вот-вот помру со смеху!!! У Джамшута, чтоб вам знать, любезный, был только один всем известный предмет роскоши – золотая ночная ваза! Тут он снова захохотал, и вино забулькало в его необъятном пузе.
- Я тебя предупреждал! - ввернул зануда Чибар.
- Что ещё расскажете? - отсмеялся шах.- Какой отличный сегодня, право слово, день!
-Мы не сильно-то ему и поверили, - оправдываясь, сказал я, - люди в Кабуле, Лахоре, Дели довольны… Все хвалят императора…
-Ещё бы им меня не хвалить! – взвился Бабур. - Я делаю всё, чтобы завоевать их симпатию. Я снизил налоги, я устроил справедливые суды, заложил сады и отремонтировал караван-сараи, базары и колодцы на караванных путях. Я терпим к разным религиям, я покровительствую науке и искусству. По всей империи я возвожу школы, строю новые дороги, делаю роскошную столицу - город, которого ещё не видывал свет. Все сокровища Агры я роздал сподвижникам и нуждающимся. Такого здесь никто лет триста не делал! Жители сами перегрызут горло любому, кто захочет меня свергнуть...
И вы хоть знаете, кто здесь правил до меня?! – снова распалился Бабур. - Раньше в Дели сидел султан Ибрахим, жестокий и нетерпимый. У него не было сторонников даже в окружении. Да будет вам известно, именно это окружение и решило позвать меня, чтобы свергнуть султана.
Бабур усмехнулся, вспоминая былые времена: «Знали бы они о моей давней мечте. Я сделал всё, чтобы выиграть сражение с армией Ибрахима… Хотя его силы превосходили мои десятикратно! Эй, несите ещё вина, - крикнул вдруг Бабур слугам, - мои новые друзья хотят ещё выпить!» Мы в оцепенении слушали его как завороженные. «Ибрахим надеялся смять меня конницей, - продолжал падишах, - но я применил старый тюркский приём: связал повозки кожаными ремнями, и из-за них мои воины давали залпы по лошадям. К тому же, у меня была артиллерия. Мой верный Уста Али смастерил пушки, которые метали каменные ядра. Мы разгромили войска Ибрахима, путь на Агру и Дели был открыт… Князь Рана Санграм и его свора, зазвавшие меня, спохватились, но было поздно…, - Бабур заразительно захохотал, - их я тоже разгромил. Это был мой звёздный час…. Я – прямой потомок Тамерлана - достиг главной цели в жизни – захватил территорию центрального Хиндустана, заложил фундамент империи. Я повелеваю мудро и не жестоко, меня превозносят, передо мной преклоняются. А вы смеете верить каким-то жалким слухам», - произнёс он с горечью в голосе, и повесил голову. По-моему, он собрался заснуть.         
- Валим, - Костя, - валим! – лихорадочно зашептал Чибар.
- Погоди!  - возмущенно возразил я.
Бабур вскинул голову, взгляд его был взглядом абсолютно трезвого человека.
- Я рад, что наши сомнения разрешились таким образом, - искренне сказал я, и засим мы раскланялись.

Смятённый, удручённый возвращался я с друзьями на постоялый двор. Казалось бы, всё решилось наилучшим образом. Встревать в ссору между двумя императорами было бы себе дороже. Но в итоге, я опять оказался на перепутье…


Рецензии
По-моему негоже и контроперация вместе пишутся. Но вот знаешь о чём я задумываюсь. Языковой барьер у тебя сразу никак не стоял. Оно и понятно, сказка там, вся фигня. Они должны понимать друг друга и всё такое. Но, ты упоминаешь язык моголов. А это значит, что на какие-то языки ГГ реагировал. Что по идее не логично. Он вообще должен ни в зуб ногой ни в каких местных языках. Понимает и всё. Баста. Либо заранее написать, что он с какой-то учёной степенью по этим языкам. Что твоему герою опять же не подходит. Либо, что ему кто-то рассказал про этих моголов.
Так же с Чибаром. Юлий в мульте говорил, что он жил при библиотеке, понятно откуда у него знания. Твой не говорит ничего, но знает подозрительно много. Например он в разговоре упоминает броневичок, не в этой главе, ранее. То есть он не только знаком с русской историей, он ещё и с русским стёбом про Владимира Ильича. При этом в данной главе ГГ говорит, что не стоит ему идти в Эрмитаж. Воля твоя, можешь оставить как есть. Но я бы историю Чибара хоть парой фраз обозначила.

Елена Суханова-Громова   28.12.2015 14:15     Заявить о нарушении
В очередной раз поблагодарю за внимательное чтение!!! :))) Ошибки исправлю. Про языковой барьер меня тоже кольнуло. Но я думала как: в книгу он попал одну, с одним языком, который понимает. А путешествовать отправился и в другие. Туда, где уже ничего не понятно. Но ты права, надо этот момент проговорить...
Над историей Чибара надо подумать! Спасибо!

Мария Блажнова   28.12.2015 14:47   Заявить о нарушении