Воззвание в защиту семейно-родовой культуры

ЗАЩИТИМ  СЕМЕЙНО-РОДОВУЮ  КУЛЬТУРУ -  ОСНОВУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  БЫТИЯ  И  МЕХАНИЗМ  НАКОПЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ  И  ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  ДУХОВНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ПОКОЛЕНИЙ !

    Обращаемся ко всем неравнодушным гражданам и общественным объединениям, родителям, педагогам, общественным деятелям и патриотам поддержать Обращение Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры Петровской Академии наук и искусств в Министерство труда и социальной защиты РФ и Общественную Палату РФ по включению проблематики «Семейно-родовая культура» в Концепцию государственной семейной политики до 2025 года и План  мероприятий по выполнению первого этапа Концепции на 2015 – 2018 годы.
     Семейно-родовая культура человеческого сообщества сегодня подвергается величайшему негативному воздействию. Разрушение института семьи у нас перед глазами. Многочисленные разводы и аборты, суррогатное материнство, безвольные и безответственные родители, беспризорные дети, потерянные мужья и оскорблённые жёны, детские дома для детей при живых родителях и интернаты для престарелых родителей при живых детях, нищета, пьянство, разгильдяйство и безответственность в отдельных семьях – вот что мы видим вокруг.
    Причины этого состояния общества лежат на поверхности. Первая Мировая война, революционные события, гражданская война, Великая Отечественная война, систематические кризисы, богоборчество, голод, вынужденные и невынужденные  переселения, смена идеологий в 20-ые годы и 90-ые годы привели к разрыву между поколениями.  В результате, более чем за 100 лет механизмы накопления, сохранения и передачи духовного и социального опыта в семьях были нарушены. Существует опасность вырождения и деградации населения страны. Сегодня явственно проявляется необходимость восстановления связей между поколениями, восстановление контактов взаимоуважения и доверия.
     Это достаточно просто сделать, если изучать историю России с позиции формирования и развития в обществе семейно-родовой культуры. Исторического, публицистического и литературного  материала для этого вполне достаточно. Сама  история России и судьбы её героев дают прекрасные примеры благодатной здоровой семейной жизни, воспитания детей, почитания предков.





    Ещё великий Пушкин отмечал у нашего народа любовь к предкам и отчему краю. «… Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Без них наш тесный мир – пустыня, Душа – алтарь без Божества», - писал он.
      Семья была источником сочувствия, сопереживания и сострадания для новых поколений, она учила любить и близких и дальних, любить отчий дом и Отечество, любить Бога. Она воспитывала и готовила общество к самоотверженному служению, к  жертвенности, когда это было необходимо на поле боя.
   Конечно, современному обществу потребуется сделать определённые усилия по сбору материала и изучению семейно-родовой культуры, по  внедрению больших образовательных и воспитательных программ в семье и обществе, которые помогли бы восстановить его интеллектуальное, духовное и нравственное здоровье.
    Просим помочь всех, кому не безразлична судьба русской народной семейно-родовой культуры, судьба накопленного в течение тысячелетий духовного и социального опыта, который собран в традициях семейно-родового уклада, в вероисповедании, в традиционной соборности и общинности общественной жизни! Нельзя допустить их последовательного уничижения, а то и безвозвратной потери!

Историческая справка

     Впервые о семейно-родовой культуре можно прочитать в сборнике «Домо-строй», который собрал протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. В последующем известны многочисленные труды русских философов и писателей, в которых ценности семейно-родовой культуры представлены ярко и значительно: Ломоносова, Хомякова, Киреевского, Аксакова, Достоевского, Толстого  и многих других. Автором большого труда «Россия и Европа»  был Николай Яковлевич Данилевский, который подчеркивал силу русского воспитания, когда духовность и нравственность позволяли одерживать победы в самых сложных обстоятельствах.  Он же подчеркивал преемственность поколений, когда писал  в 1883 году: «...нравственным духом, самоотверженностью обладали русские в степени несравненно большей, нежели их противники, кто бы ими не предводительствовал - Карл, Фридрих или Наполеон, обладали в такой степени, что эта сила перевешивала все преимущества, бывшие на стороне наших неприятелей….».
    В начале XX века проблемами преемственности поколения стал заниматься камергер и Действительный статский советник  Леонид Михайлович Савёлов, который создал Общество потомков участников Отечественной войны 1812 года, намереваясь изучать механизм преемственности поколений в семье на примерах героев Отечественной войны 1812 года.  Однако,  Первая Мировая война и последующая революция не позволили ему завершить исследования. Они были завершены уже в  начале XXI века в Историко-просветительском Центре семейно-родовой культуры, созданном в 2004 году.
   В течение 10 лет  Историко-просветительский Центр семейно-родовой культуры накапливал исторический материал, проводил исследования, выступал на заседаниях секций на Международных Рождественских Образовательных Чтениях,






разрабатывал методические пособия и проводил их апробацию в учебных заведениях в системе Дополнительного образования. В результате материалы были подготовлены, но вот широкое внедрение темы «Семейно-родовая культура» в программы образования в учебных заведениях задержалось.


Почему это важно

    Согласно Концепции государственной семейной политики, одобренной Прави-тельством РФ 25 августа 2014 года, к приоритетам государственной семейной политики России относятся «утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для … повышения авторитета родителей в семье и обществе». Однако, одних слов в данном случае крайне мало. Проект плана мероприятий по реализации ее первого этапа, подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ, общественное обсуждение которого идет сейчас на правительственном портале и планируется в Общественной Палате РФ, не учитывает упоминаемые функции семьи, сводя их к единственной функции – экономическому возобновлению трудовых ресурсов. Многочисленные социальные и духовные функции института семьи в проекте Плана индифферентно определены как «семейная нагрузка».

     Такой подход к проблемам семьи и общества явно недостаточен. В Плане не учитываются поэтапные экономические, правовые и образовательные потребности семьи, настоятельная необходимость обеспечения условий для заключения официального  брака молодыми людьми,  здорового вынашивания и рождения ребёнка, воспитания его в первые месяцы и годы жизни, несмотря на их фундаментальное значение для его будущего раз-вития.
     Современные учёные и богословы рассматривают сегодня семью как послед-нюю крепость в защите духовности и нравственности общества. Материнство и отцовство принимает сегодня особое значение. Все члены семьи, каждый человек общества  нуждаются в знаниях истории семьи и истории развития семейно-родовой культуры. По этим причинам, ущербное представление о семье, как только источнике трудовых ресурсов должно быть исправлено и дополнено широким представлением о функциях семьи.
     Общество должно быть обеспечено программами, методиками и информационными материалами по каждому из этапов развития семьи и воспитания ребёнка.
    Эти этапы-периоды так же должны обеспечиваться мерами экономического и правового характера. Но, прежде всего, родителям нужны методические программы и рекомендации по воспитанию и развитию детей, разработанные специалистами: социологами, медиками, педагогами и другими.






Что уже сделано

        Определённым заделом для разработки программ образования по проблематике «Семейно-родовая культура» являются рекомендации, изложенные в методическом пособии, разработанном в Историко-просветительском центре семейно-родовой культуры ещё в 2004 - 2008 годах «Семейно-родовая культура. Истоки научного подхода. Программы образования. Концепции развития» (М.О.: Изд. ООО «Лаватера», 2008, - 120с. с Рис. и Приложениями). Оно было с успехом опробовано в ряде учебных заведений. В 2009 году Минобразнауки РФ письмом №03-ПГ-МОН-71-18 от 09.09.2009г. дал положительное заключение по этому пособию, однако в том же письме рекомендовал внедрять данную тему в учебные заведения самостоятельно.
    Но сегодня обстоятельства нашего общественного развития значительно изменились. Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным поставлена задача воспитания в семье и школе патриотических и социально ответственных граждан. И,  на наш взгляд, сделать это можно только повышением образования по теме «Семейно-родовая культура»,  как сегодняшних родителей, так и будущих родителей – учащихся средних учебных заведений.
    24 декабря Указом Президента В.В. Путина были утверждены «Основы госу-дарственной культурной политики», в которых подчёркивается,  что она основывается на признании огромного воспитательного и просветительского потенциала культуры и необходимости его максимального использования в процессе формирования личности. (См.  раздел «Введение»). И этот замечательный посыл нужно сегодня использовать в Концепции государственной семейной политики.
    Направленные в начале февраля соответствующими письмами в Минсоцтруд РФ и Общественную Палату РФ от Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры  и  Петровской Академии наук и искусств материалы, основываются на Указе Президента от 24 декабря 2014 года и включают Предложения:

1)  по совершенствованию Концепции государственной семейной политики, включив в неё все функции семьи от образования семьи (брака, зачатия,  вы-нашивания, рождения, поэтапного развития личности) до формирования образованного человека, способного к трудовой деятельности и гражданскому стоянию за семейные ценности, демократические институты и права, великую многотысячелетнюю культуру нашего Отечества, что соответствует "Основам государственной культурной политики Российской Федерации", утверждённым Указом Президента В.В.Путина 24 декабря 2014 года;

2) по разработке Планов мероприятий по реализации всех функций семьи, в которых, наряду с экономическими и правовыми механизмами, использовать обязательно образовательные и просветительские механизмы на всех этапах развития семьи и исполнения функций семьи;






3) по разработке многочисленных методических пособий для родителей: мате-рей и отцов, которые востребованы сегодня на каждом этапе исполнения функций семьи (в качестве первоосновы предлагаем использовать методические разработки по теме "Семейно-родовая культура" для учащихся средних учебных заведений, получившее положительную оценку от Минобразнауки РФ в 2009 году);

4) по использованию методических наработок Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры за 10 лет. Предлагаем ввести в образовательные программы средних учебных заведений тему "Семейно-родовая культура". В имеющемся изданном в 2008 году методическом пособии представлено 5 программ дополнительного образования по этой теме для уча-щихся с 4 по 11 классы средних учебных заведений (от 12 до 15 занятий в каждой программе).

 Данные предложения поддержаны сегодня рядом общественных организаций высокого уровня и многочисленными гражданами.   

    Центр готов представить соответствующие материалы, провести консультации для специалистов различного уровня и квалификации, участвовать в работе по составлению соответствующего нового Плана и в необходимом совершенствовании Концепции.

    Когда мы восстановим традиционную семейно-родовую культуру, мы спасём семью и спасём Россию. И начинать нужно с образования населения.

    Просим всех помочь нам (и таким образом помочь себе!) в сохранении и защите семейно-родовой культуры и семейных ценностей путём включения духовно-нравственных функций семьи в вышеупомянутые Концепцию и План мероприятий, а также к просьбе ввести изучение тематики «Семейно-родовая культура»  в образовательных учреждениях.

ЕСЛИ МЫ  НЕ СДЕЛАЕМ ЭТОГО СЕЙЧАС — НАМ НЕ ПРОСТЯТ ЭТОГО ПОТОМКИ!


Рецензии