ВUME ГЛ 1 прод
каждом верующем сидит уже “ еврей “. Начинён на Веру , намалюет – бело ; на-
чинён в отмеску – красным зацветёт . Нам надо свою Веру , вернуться в свою
сферу ; от туда через боль , через своё страдание , прийти к той старой , но сво-
ей , такой маняще близкой и родной , чтоб в ней своё достоинство веков и Со-
весть нации вкусить . Вот наш путь как ни верти , придётся по нему пройти ; всё связанно , завязано . Всем хорошо и Ване весело; ему хорошо, всем весело .
Предпосылки единой , целой , общей идеи -мечты у нас, заселяющих Россию есть,
есть опыт чревоугодных помыслов , его видно проницательным умом , не скро -
ется , так надо двигаться дальше , шире смотреть с высоты , что Мы окошечки
на запад и восток спустили ; Нам надо в Вере воедино двигаться на стремень ;
глядишь и вынесет в проток , здесь же Россия не восток , один у Нас на всех
исток. Крышу мира Шамбала , охраняет Далай – лама , наша крыша лежит выше
сверху вся страна , мезан – сцена, мовзолей , с горькой радости налей , стон кру-
гом , пыль столбом , поезд дыбится в догон , сон ; вагон качает на ходу , ах вот
откуда Ване , по нраву плыть в кибитке , передалось от матери , гуляет на фор -
ватере , знакомого , влекомого, попутного огня ; смотрит мама далеко, дышит ма-
ма широко , вяжет шали на продажу , искоса глядя на пряжу ; да из неё вышел
бы хороший бы министр бы , хошь кого заговорит , хошь кого удочерит; льются
песни , звук известен , баю – баюшки – баю, если б не было иного , Ваня гнул бы
всем подковы и на счастье их дарил ; но он знает , но он видел , мама молит пощадите , жизнь прожить , не поле перейти ; он давно , давно её простил . В гла-
зах её и нежного восхода , отражена частица всего солнца ; любит маму , любит папу , прикипел к сестре и брату ; хорошо – ли , плохо – ли , но, родные , дорогие,
свет в окне затмили ; Ах , простите Вы сестрёнки , братца , грязные пелёнки ; ма-
ма водится со всеми , чисто в доме , пахнет хлебом ; жизнь сердешная кусает , кто не выдержал сгорает – сон ; С мамой пошли лесом , идут , знакомые места ;
миновали , лес, подлесок ,тропинку, по которой Ванечка , проживая здесь, раньше
бегал в жесть; какая боль подкатывает к сердцу, какая жалость наступает вновь;
здесь он провёл четыре года , вдали от Родины своей ; здесь он страдал , здесь
бедовал , грустны воспоминаний полный вал ; печален лес , молчат опушки , вот
здесь он думал про Надюшку ; а , память , горькая зарница , мелькает сполохом ,
не спится, он помнить будет сотню лет, лизать ту горечь на послед. Ну, что Ва-
нюшенька , стоишь, лицо бело и всё молчишь ; ты маму , золотце прости , вот
тульский пряник , пошли , пошли , всё пройдёт как я крепись , не плачь , не сыпь мне соль на рану. Пойдём к Варвар Петровна , короший был воспитатель,
она за тобой присматривал, не давал обида , я обещал благодарить за тебя ,
23
за Галю , чтоб присмотрел за вами. Конечно, помнил и помнит добрую , милую
Варвару Петровну , как не помнить . Озлобился бы иначе на весь мир , одичал бы вдали от Родины . Душу вложила в них терпеливая, неустанная сердешница,
наполняя их сердца надеждой и теплом своей души. Она всегда была открыта
навстречу их горестям в невысказанной детской тоске. За место матери была.
Увидев Ваню вскрикнула, вскинув руки прижала к себе . Сколько сил вложила
в Ванино здоровье , сколько душевных сил потратила , что бы привести пошат-
нувшую психику в нормальное русло . Дни и ночи билась за его жизнь, за его проживание на этой прекрасной земле. Обходилась с ним не как воспитататель
как близкий человек ; от добра - добра не ищут. Увидел Варвару Петровну и с
новой силой нахлынули прежние чувства , большая , детская любовь к близ -
кому , родному человеку . Много понял, переоценил в себе в эти мгновенья Ва-
нюша и как будто повзрослел . Спасибо , им простым и искренним, всё для дру-
гого , не для себя . Сколько их, таких большого , душевного полёта , скромных по
жизни , постоянно ровного душевного тепла , приветливых и надёжных людей .
- И как они бедно, убого живут , примечал он . Варвара Петровна , обожаемая , благотворимая смущалась перед гостями за бедность и недостаток своего скромного быта . Видел , извинялась собой добросердешняя , чуткая , простая женщина за государство , за себя , за систему , за то что не смогла взлететь как
хотелось . Смущаясь , прятала лучистые , милые глаза . Помнит Ваня , всегда ку-
пался в бездонной их доброте и милосердии, тянулся к ним душой и телом ,
бывало тянул и ручки. Спешила, прижимала к себе, любила словно сына четырёх- летнего болезненного мальца , опекала как родного. Несравненная благодарность
гнездилась в его сердце , искала отдачу заботы , полоскала светлые чувства в выходе посеянной доброты. Добро, порождает добро. Благодарность жгла из нут-
ра , требовала сееминутного выхода.
Жила Варвара Петровна в избе , на отшибе , с краю. В глаза выпирала скуд-
ность подворья и дома. Дом осел, хотя выглядел крепким, но был каким-то не-
ухожённым , зарос в лопухах и пырее , во дворе скудно ни чего нет , притулён-
ная изгородь, заросший, неухожённый огород. По двору кудахтало несколько кур
и один общипанный , пёстрый петушок . Ранее она содержала поросёночка , но не осилила . По её жалобам её сожрали свои – же коллеги . Женщины вроде неё
беззащитны , не могут сопротивляться , не смеют наносить ответный удар, такие
живут смирено , не до библии . Их ударят , они вторую щёку подставят , при этом последнюю рубаху отдадут страждущему . Издавна, выезжают на таких благовоспитанных женщинах. Ваня, пока сидели в горнице осмотрелся, тихонько
оправившись от смущения вышел во двор . Посмотрел на скудное подворье ,
24
на скудный скарб, жалко стало добрую женщину . Ноги потянули к пряслу осевшему в репейник . Взяв, со двора проржавевший топор принялся разбирать
просевший забор . Повозившись изрядно , где подбил , где переколотил отвалив-
шиеся доски , притоптал покосившиеся столбцы , где надёжно подпёр , а где и
новые заколотил . Как словом так и делом поправил ограду ; ранее заброшен-
ный , неухожённый двор выглядел через часик прилично . Ровные тени от забора
ограды и прясла радовали глаз и уже не так тоскливо выглядела жизнь . Двор
подмёл тщательно , да окропил водичкой , то – то – же, не то что ране . Проделав
самое трудоёмкое принялся уже неспеша править покосившийся полисад. Отбил
цельно три пролёта , уронил на землю , подправил косину , затем таким- же ма-
каром цельно прибил к столбцам , знатно получилось, красиво со стороны и даже малина ране поникшая засверкала зеленью листьев и красных ягодок .
Варвара Петровна и мама вышли подышать на крыльцо , заодно посмотреть ,
кто это стучит , да шумит по двору . Думали Ванька по малолетству забавляется
ан нет делом занимается ; да с удовольствием , как будто у себя тут хозяин .
Обои заплакали , глядя на примерного паренька, к примеру винцо красное вда -
рило в голову . Варвара спустилась к нему. “ Тебе , может помочь , Ванюша “. Да
нет, заканчиваю ; смотрю порушено , решил подправить “. Покачала головой Вар-
вара Петровна , молчком отошла и здесь ни при делах , везде прижали , жизнь
течёт своим чередом , молодая поросль выходит на дорогу . История известная ,
на войну ушёл молодой муж, там и погиб. Одни только фотографии со стены ,
да пару газетных вырезок напоминали о нём . Вот он на комбайне с широкой
задорной улыбкой , с чубом набекрень . Совсем ещё парнишечка , некрупный ,
живой , а вот он в шинели , две медали сбоку :” За отвагу “ и вторая за взятие
Вислы . Глаза широкие , светятся , улыбается бесшабашной улыбкой , показывая
ровные, крупные зубы в ряд . Должно быть это невыносимая пытка жить вот так с прошлой счастливой жизнью , откуда берутся силы , откуда теплится Вера
откуда тлеет любовь в её глазах. Помнит Ваня , приходила к ним всегда свети-
лась, радовалась, жила их радостями и горестями ; жалела, успокаивала , гладила ,
любила и целовала своих беззащитных , милых ей детишек . Детишки , любили ,
обожали её , она – же подобно клушке защищала их от горечи и беды , дарила
радость и любовь. Ваньку – же любила по – особенному , прижимала его , гладила
по головке и так долго , долго миловала , словно мать родная . Может напоми-
нал чем – то молодого парня и прошлое , с которым не могла расстаться , а мо-
жет доверчивостью , чистотой , прямотой характера напоминал кого – то и то и то одинаково дорого. Как же иначе , ведь то часть её и Ванечка тоже отложен
в память прошлого, значит очень дорогого. Любила она детей, их у неё не было.
25
Вела она строгий образ жизни, свято любила своего мужа , берегла свою любовь , свою прошлую память , не могла променять это святое на другое , на
безверье , на лёгкую жизнь , на предательство . Глубоко и сильно полюбила
своего суженого и дальше любила его уже неживого, но воскресшего в светлой
памяти . Где такое встретишь , велика , неизмеримо глубока духовная сила веру -
щей в свою истинную веру предназначения простой мариечки ; ни с чем не сравнимо , неизмеримо самоотречение , добровольное самопожертвование во имя
жизни на земле , во благо не окрепших сирот , брошенных на произвол судьбы
людьми , родными и близкими . Чувствуете , какой гнетущий смысл кроется в
промозгло откровенном контексте прогнившей эпохи времени . Нет времени
описывать сентеции негодования , хлопотно это занятие . Сложеницын усердно
описывал это направление , но похоже не насторожили ушлый люд к верной
интерпретации. Отражение , боль это прекрасно ; но само по себе оно отражает
лишь безвыходность приглушенного отчаяния и этим пользуются высшие эшелоны
на этом играют власти и лепят , плетут паутину из гномов . У них своя правда ,
основа их блеклая ярость метала , что им до Вас ; им слава , им доблесть заве-
щена Вами, они управляют как быдлом рогами; в каком направлении их повер-
нут, в таком управлении Вас прикуют ; Вы сами, с усами и сами рядами , идёте
бредёте за ними стадами ; ах , жестко , ах , ложно , но всё ж таки можно ; по нра-
ву, в забаву Вам хлеба в награду, картинку в усладу, смеетесь по праву; другого
от мысли , корежит в домыслии ; но Вы , вместе , рядом , от этого стадом ревёте ,
мычите и ждёте полёта заветного важного, удара в отлёте ; ведь Вас приучили ,
ведь Вас отучили , ведь каждому будет по пайке в налёте ; традиции сильны ,
их мудрость старины ; с глубокого зарода курятся смоки рода , с той стародав-
ней Ярославской головни ; с религией в обнимку , Ярилой на отшибку , гуляет ,
разрастается Черниговский престол ; Олег глядит вдогонку , не благолепен звон ,
тот , но что поделаешь , созвон поднял отца , престол; красиво, зело лепно, в душе
звучит ответно и главное звучат в церквах колокола и люд народ престольный
кучкуется у штольни, и в яму для забавы кидает кич-дерьмо и дале этой штольни
куётся ярость вольно ; не ты его , так он тебя зажмёт , так лучше для провара
ответного удара , расширить Русь , всем будет хорошо ; а по дорожке славной ,
земельки необъятной , дарами божьими народ встречной дарить ; эгида божья
главное , во имя сына , бога и святаго духа народ встречной , чужой : порабощать ,
учить как жить, по ходу тоже главное, свои церква заглавные в острогах , в по-
селениях мостить; политик вкус, без нрава ус, Азию, бесславно, Омск, центр России
дальний Красноярск и с Севера, Востока, своей земли не много и дальше, боль-
ше ; пушками , картечью , штыком , мечом и местью порабощать , уничтожать, где можно, есть земли на чужом материке не счесть!!! Вернёмся к повествованию
26
Не борются , уезжая из родной России , а кликушествуют, тем самым производя брожение , да отторжение частиц культуры прошлого. Ибо какая значительная
позиция культурного прошлого не была бы важной и дорогой , всякое написа-
ние из –за бугра , вдали , в стороне от своей, родной земли , считается , рассмат-
ривается в раздор , на сторону той страны , которая тебя приняла .Этого не по-
нять , не быть мудрецом , не быть патриотом . Не государство , власть - организм
который народ выдвинул взамен своего – же упорядоченного управления разье-
диняете, кидая на чашу весов реальности ВРЕМЕНИ, не может быть всё справед-
ливо в чистом виде, откуда у Вас это взялось. Вы оторвались от реальности, оно
Вас и выкинуло, а не кажущееся Вам , Ваша в чистом виде справедливость . Нас-
тоящий патриот и болельщик своей ОТЧИЗНЫ молча , мужественно переносит
тяготы , превратности жизни, примером как герой романа Ваня . Не стонет , не ноет , не богохульствует , но ищет на всё ответы , хочет понять ,откуда причины,
где истоки их , можно ли их подправить и главное как самому быть, относиться ,
приучены вещать. Всё правильно , всё верно , так надо ; но есть реальное время
мы в нём живём, потому оно выбирает тех, кто в нём ; выпавших , оторвавшихся
по- боку, другого не дано.К примеру Сахаров являл российскую боль,олицетворяя
болезни и симптомы , так как являлся одним из создателей ядерной бомбы , соз-
нательно шёл на ошибку, знал , его поймут , простят, другого пути у Нас нет. Нас как государство , как народ в вынужденном союзе сломят , повергнут , поставят на колени, третьего в мире природы Земли нет , так обустроена природа орга- нического взаимодействия вcех живых существ. Неразумный, животный мир питается друг другом , разумный животный мир существует за счёт исполь-
зования, консолидации и уничтожения друг друга , сообществ , государств, в конечном народов . Так было, так будет - это ОСНОВНОЙ ПОРЯДОК
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ , ДРУГОГО НЕ ДАНО и это так- же бесспорно , как то , что мы часть природы , часть Системы , часть
ВСЕЛЕНОЙ .
Сознательно шёл как патриот , как учёный на конечный результат во имя
процветания Родины, государства в котором проживал, во благо народа,которому
доверил свою жизнь и помыслы . Благодаря , его и таким же патриотам , молча делающим , создающим во имя существования этого- же народа , бескорыстно , без
помысла ханжества продуманных действий ,Мы существуем достойно в непрос-
том разностороннем мире Природы , мы можем творить, созидать , вносить лепту
в культурные ценности человечества , мы можем органически преобразовывать
наше жизнеустройство сообразно правилам жизнеустройства живой Вселенной .
27
Благодаря ему и подобным энтузиастам фанатикам смогли какое – то время
быть на плаву , строить свой нереальный коммунизм . Все мы замешаны в раз-
ных значениях концентрата , несовместимых индегриентов провара социализма.
В России исстари принято просить прощение у всего соборного люда , или на
сходе поселения, деревни. Народ отходчив , но и в гневе как вышедшая с бере-
гов речка, всё снесёт по пути. Представители народа , представленные и выбран-
ные им - же, с предложениями управлять , решать , декларировать , судить , да ря-
дить будут выполнять эти обязанности по ходу принимая нужные только им ; но отнюдь не порученные им этим , своим народом нужды и интересы, по ходу
как бы выполняя поручения , на деле - же свои интересы и нужды ; там чёрт не
разберётся, права - то все отданы им . Отсюда могут вполне легитимно от их же
голоса , но уже с учётом своих поправок выполнять на законом основании свои
нужды . Право на индульгенцию , обутую в накормленную совесть , уже куплен-
ную народными деньгами вершить , решать , сажать , преследовать , распростра -
нять, контролировать, травить, откровенно или с тени, жечь, убивать , уничтожать,
растлевать , разлагать , вещать , наставлять и учить . Всё так ловко продуманно , законно и умно , как – бы от имени народа . Не разберёшься, не подкопаешься ,
не осилишь , вся силища у Василиса ; истерзает , закогтует , замучает по-всякому
им опыта не занимать. Вона только этим и занимались, только этим и совершен-
ствовались , смотрите прямо : НКВД ,ЧК , РК КРПБ, КГБ ,тянется , тянется ниточка
алгоритма тренда динамики , откуда ? оттуда ! замучаешься пыль вытирать . Мы,
поисковики , гуру , пророки , не успеваем пыль с вещей суждения убрать , чтобы
ту истину по – старому узнать . Нам в гнилопарк нет бирочки прохода , на лбу
лежит клеймо другого , иного – чужого . Ек , тяжела , невесела , судьба писателя,
поэта , социанальный СМИ как- бы, не весело в тени; так дело обстоит сегодня,
c Вами , была программа Кстати , посмотрим , что же будет дальше , поживём ,
увидим. Ловко , находчиво , без тени хитросплетенья , уловок и забвения и если
это выглядит не так , ты сам в глазах своих дурак и если это выглядит не так,
мы сможем сообщить Вам эту новость. Ловко , находчиво , умно , игра по схеме
домино; кто больше дал, тот больше взял; вот и стоит Отечество , народ , грустит
стучит российский патриот; Америка ушла давно в поход , бойскауты , хелуим ,
индейцы , цветные скальпы , негры , рабы , вассалы , феодалы ; всё промелькнуло ,
всё прошло за двести лет , у нас в кино и в жизни продразвёрстка. Однако проще, грабили в законе, ромашкой заполонён , культура наш хамелеон ; долбит
упорный дятел в тон ; нашёл личину , полетел к себе , к птенцам , в гнездо , в
дупло; пришёл привычный лесоруб, деревья сшиб , и был таков ; фашисткий асс
СС, Гестапо, ломали и зорили домик тёти Капы, что на пути стоит ; так что - же
28
мы, Мы движимы заботой , поставить домик в стороне ? Нет , нет , не… Мы ,тан-
ком этим – же сминаем , всё по дороге , что живое ; не смог уйти , сам виноват ,
кровавый след кап , кап , кап , кап; Ничто не ближе им в роду , корпоративный
дух в чаду , особый взгляд , особый почерк , особое , расчётное , оно- же и отчёт-
ное число. Зачёт , расчёт , отчёт , свой проверяет счёт ; свой своему , не выклюет
глаза, свой своего всегда замажет ; но как- же плата жизни и труда , что женщи-
на – мариечка в ней сожжена , что общество , в смущении отводит свои глазки ,
что государство подобно мифическому гарпию Василису клокочет , кровью упо-
ясь , в забвении старушечка стоит , шестнадцать рубликов , на них глядит ; Все
силы сердца отданы стране , земле , детям , людям . Где благодарность , где соли-
дарность ; болтаем много , трибуне в радость; большие , ратные дела , значением
республика полна ; вся колхозня мытарит бедность , страна порушена , не жжёт
огня . Всем трудно , массами , рабочий и крестьянин из подворотен смотрит на
меня и так везде и у станка товарищ, морковный чай, сто грамм сырца . Внут-
ри своей страны , внутри своей земли , Мы , всё изгои , хелуим по – русски и
тёти Капы и дяди Лёши, слепые музыканты в поколении , в забвении сидят как
на параше , не ведая дурман российских мудрецов , …
Сколотив, набрав, забор с улицы , Ваня принялся колоть груду прошлогод-
него пропила бревен. Выкинул из сарайки , наваленные корявые , в сучках брёв-
нышки , женщине видно они не под силу. Ванька имел небольшой опыт работы
с такими чурбаками , там где вяз топор , вставлял в место клина железную по-
лосу , вгонял её по- нихочу, куда чурбаку - трещал, раскалывался пополам . Брёв-
нышков оказалось немного с пол - куба , разделал их пополам , этим доморощен-
ным клином , загоняя до конца колтуном , у отца подсмотрел , как тот колол
трудные распилы , здесь пригодилось . Надо – же какой маленький , а крепкий , мы- то женщины слабые, ничего не можем.“ Седьмой класс пойдёт , самый силь-
ный семья “- высказала гордо мама. Кучка образовалась внушительная , втроём
быстрентко сложили колотьё в сарайку. Ванька не поленился , подмёл всё щепу
по двору . Вид совсем другой . До того неухоженный , неприглядный двор с по-
косившимся забором и скарбом брошенным там и сям являл неприглядную картину , в итоге глаза радуются , не зря зашли на огонёк по старой памяти . Как ни отказывался Ваня, не смущалось его мама, благодарная Варвара Петров-
на вытащила красную наливку, вывалила картошку в мундире, с огорода надёр-
гала зелени, огурца , помидор , вытащила припасённое сало. Как в войну , заметил
мальчик . Из печи вынула пирог с творогом , принесла квашёной капусты . Сели
праздновать встречу. Пропустив несколько стопочек , расслабились , нахлынули
воспоминания. Женщины по очереди ,в порыве откровения рассказали свою жиз-
29
ненную историю. Много интересного услышал, познал про прежнее из уст жен-
щин . Казалось , сам народ говорит от их имени . Варвара Петровна рассказала
про довоенную свою канитель, при том глаза светились. Она ласково смотрела
на фотографии своего погибшего мужа , который не пришёл с войны . Читала его письма, плакала , беспрестанно качая головой . Жизнь прошла , кому мы нуж-
ны, дали вот пенсию , не могу без работы , для меня детдом , ребятишки как родные , этим и живу. Помощи ни от кого нет, вот живу для людей , помру , по-
хоронят , забудут. Эх, жизнь, ты Ванечка не слушай нас баб , спасибо , что загля-
нули, не забыли , вот буду помнить Вас и тебя мальчик мой . Как живёшь – то,
в интернате , терпи , вырастешь большим, приезжай не забывай , мне очень хочет-
ся узнать про тебя , ведь ты мне как сын родной . Совестно стало от этих слов
Ване , решил про себя приезжать сюда к Варваре Петровне , да куда там . В бу-
дущем нет тропочки назад , да и не по дороге путь его лежал , всё мимо , да около; жалеем , когда вспоминаем , из памяти уходят милые черты и милый лик
и милые глаза и образ видится в тумане , за далью даль , не близок свет , по прошлому горит рассвет . Хорошо, тепло стало на душе Ванюши, а мать- то по-
вело на слякоть . Изрядно порушенное невзгодами её равновесие дало осаду , валом потекли слёзы вместе с воспоминаниями, в прибранной избе. Как понял ,
Ванюша, для неё это был некий отчёт , акт оправдания. Несправедливые , нере -
шённые комом стоящие вопросы всегда найдут из человеческого содеянного ужаса зла выход , всегда проявятся как ни скрывай их внутри себя . Покаяться
всегда присутствует в человеке , пока он не потерян для себя . Не покается , не
не оправдается и нет в нём человеческого духа , стало быть выгнал его , поса-
див взамен злобного , страшного , коварного , вероломного зверя , которого и
величают церковные схимники - сатана . Но это не так , это серьёзнее ; тот в ил-
люзиях , картинках набожного склада ума красиво , надумано питает , смущает человека и его психику дозой требуемого дурмана страха . Но , Ванька догады -
вался, шёл к тому; жизнь внутри тебя и происходящее в тебе, снаружи отражён-
ная тобой гораздо сложней, неосязаемее этих сладко умиротворяющих, культово
исторических теорий . Понимал , не следует глубоко копаться в себе , в других
людях; но, что поделаешь так он был устроен, все внутренние , скрытые про- цессы помимо желаний и воли откладывались , выстраивались в стойко ло- гический порядковый лабаз , путём многократного неутомимого подтвержд-
ения опытного отбора исследования . По этому пути мальчик шёл давно , с трёх лет, с тех лет когда его бросили , кинули родные , близкие люди . С тех пор
занимается поисками причин побуждающих людей так поступать. Заметим , он
имел в виду действующую действительность , а не превознесённую внутри себя
30
своего мироощущения чуда божественного свойства, потому , что знал , постиг с
с тех трёх лет начало познания жизни и познания живого на земле, хотя слож-
но , но как интересно. Познать всё , что можно и нельзя , вот для чего пришёл
разумный человек в этот мир. Мир же может , он в этом убедился обойтись без
него, у него очевидные факты маленького , но всё же опыта и это никуда не уберёшь. Так – то, в боженьку веруй , да сам не плошай , учил его отец , с того
века мудрец . Заложил в нём основы своего , в каждом человеке разумное виде-
ние поведения , верия - неверия, базирующейся на житейской философии: на чести,
совести, труде, достоинстве и поведения в судьбе . Он говорил , - болтун болтает,
умный книжечки строчит ; дураки мычат до зорьки , глупые торчат ; а , пастух
Егорка по деревне в зорьку в свиристель играет , бурёнушек сзывает , да кнутом
щелкает ; погоняет по лугам , по низинам , по долам , глядь полным - полна лужайка вымя полно балалайка; вся деревня на поклон , бежит встретить свой
угон ; а , Егорка , так Егорка , полна сумма со дворов , нет в деревне дураков , ..
Поплакалась , очистила совесть перед праведной , простой женщиной , заменив-
шей её на четыре года бесчестья . Вино давило голову , раскаяние вышло нару- жу. При расставании мама божилась в поклоне, слёзно просила прощения, лезла
целовать ручки благородной Варвары Петровны, беспрестанно лепеча , слёзно умоляя простить её бестолковую, безграмотную, бедную женщину, которая будет
каждый день молится за здоровье и благоденствие благой , светлый , добропоря-
дочной женщины. Со стороны сцена выглядела спорной , бог рассудит , Ванька
вмиг покрылся потом стыда , начал кривить губы , отвернулся в сторону , его коробило от постыдного лицедейства матери . Стыд за раскаяние проявленные
таким образом унизили его чувство и любовь к нянечке Варваре Петровне , вы-
холостили , затушевали благородные чувства бурно игравшие в нём. Ваня видел
юродивые внешние действия матери , словно из спектакля , но слёзы -то и раска-
яние были настоящими . Маму трясло нервным трансом, это случалось в момен-
ты потрясения , переживания , это началось с тех злосчастных событий после по-
гибели Васька и Надюшки . Ваня сжалился над ней , не выдержал тоже расспла-
кался как ни крепился-расплакался, вот дела. Это были слёзы примирения, про-
щения им матери .Только бы не забыла , помнила бы , считала бы это раска-
яние шагом к милосердию, к нему, к близким , к родным , к детям как жалко
то прошлое, счастливое время, когда нежно, чисто, самоотречённо с любовью
вглядывалась в него, искала в нём свои повторы и надежды в будущем .
Святое детство, святое прошлое, все выросли из той- же горести, ушло в прошед-
шее , ушло на поросль ; глазами слёзы затмили дни . Тяжело переживать , тяжело
тосковать , с ним грубо обошлись , щеночком малым бросили в дрова : на траве
31
дрова, на дровах трава . Он горько страдал, что так с ним грубо поступили ,
будто- бы с чужим , не родным. И жалел мать и любил и тосковал и отторгал
показное кликушество слабости, беспомощности . В предверии будущей жизни
общество мстило ей за безграмотность и невежество через самое тонкое место,
через детей , за ханжество , за кликушество , за простоту народного цинизма. Де-
ти расплачивались за слабости своей шкурой и честью. Откуда ей , простой ма-
риечке было понять такие тонкости , благонравные свойства человеческой нату-
ры . Примитивно, в грубо – упрощённой форме она и всё её семейство выпало из сферы функционального взаимодействия назначения государства. Да и госу -
дарство- то не шибко глубоко вникало, по мере возможного пыталось привести
законы в действие . Жалкое материальное состояние предусмотренное на содер-
жание подрастающего поколения , предлагаемую поддержку семьи оно деклари-
ровало в высших эшелонах власти, мизерно выдавливая из себя словно из прош-
логоднего тюбика абсурдно продуманные нормы помощи прикрывало от имени
выборного народа возможности. Над этим смеялись в кулуарах власти и конеч-
но в простом люде. Какая глупость , какой абсурд , какая чушь , какая неувязка ,
как люди , народ , этого очевидного обмана , хитрой лжи не увидели. Да, видели
конечно , видели , опасались , побаивались, нутром догадываясь близится расплата
зло смеялись “в тихушку”, мстя в отмеску в людных местах меткими словами
за вверенную им верхушке индульгенцию управлять их- же состоянием. Ванька
наблюдал как смурмыжничал народный организм со своей властью , ну ровно
кот у радеющего хозяина. Поймает мышку , позабавится , помучает , покусает до
выкладки, на мол хозяин дань плати за то, что службу на тебя сполняю; не зап -
латишь , уйду , погрязнет твоя вотчина в бедности и дерьме . Не будет жито , муки , корыто без надобности рассохнется и двор погрязнет в тишине и полчи-
ща уже не мышей, а крыс хозяевами будут шастать при луне. Всякого повидал
всякого познал наш Ваня и инакомыслие и убогость и нищету к примеру рас-
скажем о тёте Капе , о дяде Лёне . Нет не о том слепом дяде Лёне, что играл на
баяне в местном клубе за право проживать в жёстком мире ; а о том, что жил в
своей покосившейся избушке с тётей Капой и семейством по соседству с мага-
зином кооперации ” Райпотребсоюз “.
32
Свидетельство о публикации №215072701671