ВUME ГЛ 1 прод

погубишь  Веру  в  первозданной  суете . Бог – богом , да  будь  мудрей , помни  в 
каждом  верующем  сидит  уже “ еврей “. Начинён  на  Веру , намалюет – бело ; на- 
чинён  в  отмеску – красным  зацветёт . Нам  надо  свою Веру , вернуться  в  свою
сферу ; от  туда  через  боль , через  своё  страдание , прийти  к  той  старой , но сво-
ей , такой  маняще  близкой  и  родной , чтоб  в  ней  своё  достоинство  веков  и  Со-
весть нации  вкусить . Вот  наш  путь  как  ни  верти , придётся  по  нему  пройти ; всё  связанно ,  завязано . Всем  хорошо  и  Ване  весело;  ему  хорошо, всем  весело .   
Предпосылки  единой , целой , общей  идеи -мечты  у нас, заселяющих Россию  есть,
есть  опыт  чревоугодных  помыслов , его  видно  проницательным  умом , не  скро -
ется , так  надо  двигаться  дальше , шире  смотреть  с  высоты , что  Мы  окошечки 
на  запад  и  восток  спустили ; Нам  надо  в  Вере  воедино двигаться  на  стремень ; 
глядишь  и  вынесет  в  проток , здесь же Россия  не  восток , один  у  Нас  на  всех
исток. Крышу  мира  Шамбала , охраняет  Далай – лама , наша  крыша  лежит  выше
сверху  вся  страна , мезан – сцена,  мовзолей , с  горькой  радости  налей , стон  кру-
гом , пыль  столбом , поезд  дыбится  в  догон , сон ; вагон  качает  на  ходу , ах  вот
откуда  Ване , по  нраву  плыть  в  кибитке , передалось  от  матери , гуляет  на  фор -   
ватере , знакомого , влекомого, попутного  огня ; смотрит  мама  далеко, дышит  ма-
ма  широко , вяжет  шали  на  продажу , искоса  глядя  на  пряжу ; да  из  неё  вышел
бы  хороший  бы  министр бы , хошь  кого  заговорит , хошь  кого  удочерит; льются   
песни , звук  известен , баю – баюшки – баю, если б  не  было  иного , Ваня  гнул бы 
всем  подковы  и  на счастье  их  дарил ; но  он  знает , но  он  видел , мама  молит  пощадите , жизнь  прожить , не поле  перейти ; он  давно , давно  её  простил . В гла- 
зах  её  и  нежного  восхода , отражена  частица  всего  солнца ; любит  маму , любит  папу , прикипел  к  сестре  и  брату ; хорошо – ли , плохо – ли , но, родные , дорогие,
свет  в  окне  затмили ; Ах , простите  Вы  сестрёнки , братца , грязные  пелёнки ; ма-
ма  водится  со  всеми , чисто  в доме , пахнет  хлебом ; жизнь  сердешная  кусает , кто  не выдержал  сгорает – сон ; С  мамой  пошли  лесом , идут , знакомые  места ;    
миновали , лес, подлесок ,тропинку, по  которой  Ванечка , проживая  здесь,  раньше 
бегал  в жесть; какая  боль  подкатывает  к  сердцу, какая  жалость  наступает  вновь;
здесь  он  провёл  четыре  года , вдали  от  Родины  своей ; здесь он  страдал , здесь
бедовал , грустны  воспоминаний  полный  вал ;  печален  лес , молчат  опушки , вот
здесь  он  думал  про  Надюшку ; а , память , горькая  зарница , мелькает  сполохом ,
не  спится, он  помнить  будет  сотню  лет, лизать  ту  горечь  на послед. Ну, что  Ва-
нюшенька , стоишь, лицо  бело  и  всё  молчишь ; ты  маму , золотце  прости , вот    
тульский  пряник , пошли , пошли , всё  пройдёт  как  я  крепись , не  плачь , не  сыпь  мне  соль  на  рану. Пойдём  к  Варвар  Петровна , короший  был  воспитатель,
она  за  тобой  присматривал, не  давал  обида , я  обещал  благодарить  за  тебя ,
23
за  Галю , чтоб  присмотрел  за  вами. Конечно, помнил  и  помнит  добрую , милую
Варвару  Петровну , как  не  помнить . Озлобился  бы  иначе  на  весь  мир , одичал бы  вдали  от  Родины . Душу  вложила  в  них терпеливая, неустанная  сердешница,
наполняя  их  сердца  надеждой  и  теплом  своей  души. Она  всегда  была  открыта
навстречу  их  горестям  в  невысказанной  детской  тоске. За  место  матери  была.   
Увидев  Ваню  вскрикнула, вскинув  руки  прижала  к  себе . Сколько  сил  вложила
в  Ванино  здоровье , сколько  душевных  сил  потратила , что бы  привести  пошат-
нувшую  психику  в  нормальное  русло . Дни  и  ночи  билась  за  его  жизнь, за  его проживание  на  этой  прекрасной  земле. Обходилась  с  ним  не  как  воспитататель 
как  близкий  человек ; от  добра - добра  не  ищут. Увидел  Варвару Петровну  и  с
новой  силой  нахлынули  прежние  чувства , большая , детская  любовь  к  близ -
кому , родному  человеку . Много  понял, переоценил  в  себе  в  эти  мгновенья  Ва-
нюша  и  как  будто  повзрослел . Спасибо , им  простым  и  искренним, всё для  дру-
гого , не  для  себя . Сколько  их, таких большого , душевного  полёта , скромных  по
жизни , постоянно  ровного  душевного  тепла , приветливых  и  надёжных  людей .
- И  как  они  бедно, убого  живут , примечал  он . Варвара  Петровна , обожаемая , благотворимая  смущалась  перед  гостями  за  бедность  и  недостаток  своего  скромного  быта . Видел , извинялась  собой  добросердешняя , чуткая ,  простая  женщина  за  государство , за  себя , за  систему , за  то  что  не  смогла  взлететь  как   
хотелось . Смущаясь ,  прятала  лучистые , милые  глаза .  Помнит  Ваня , всегда  ку-
пался  в  бездонной  их  доброте  и  милосердии,  тянулся  к  ним  душой  и  телом , 
бывало тянул и ручки. Спешила, прижимала  к  себе, любила  словно сына четырёх-  летнего  болезненного  мальца , опекала  как  родного. Несравненная  благодарность
гнездилась  в  его  сердце , искала  отдачу  заботы , полоскала  светлые  чувства  в  выходе  посеянной  доброты. Добро, порождает  добро. Благодарность жгла  из нут-      
ра , требовала  сееминутного  выхода.
   Жила  Варвара  Петровна  в  избе ,  на  отшибе , с  краю. В  глаза  выпирала  скуд-
ность  подворья  и  дома. Дом  осел, хотя  выглядел  крепким, но  был  каким-то  не-
ухожённым , зарос  в  лопухах и  пырее , во  дворе  скудно ни  чего  нет , притулён-
ная  изгородь, заросший, неухожённый  огород. По двору  кудахтало  несколько кур
и  один  общипанный , пёстрый  петушок . Ранее  она  содержала  поросёночка , но не  осилила . По её жалобам  её  сожрали  свои – же  коллеги . Женщины  вроде  неё 
беззащитны , не  могут  сопротивляться , не  смеют  наносить  ответный  удар, такие
живут  смирено , не  до  библии . Их  ударят , они  вторую  щёку  подставят , при  этом  последнюю  рубаху  отдадут  страждущему . Издавна, выезжают  на  таких  благовоспитанных  женщинах. Ваня, пока  сидели  в  горнице осмотрелся,  тихонько 
оправившись  от  смущения вышел  во  двор . Посмотрел  на  скудное  подворье ,
24
на  скудный  скарб, жалко  стало  добрую  женщину . Ноги  потянули  к  пряслу  осевшему  в  репейник . Взяв, со двора  проржавевший  топор  принялся  разбирать 
просевший  забор . Повозившись  изрядно , где  подбил , где  переколотил  отвалив-
шиеся  доски , притоптал покосившиеся  столбцы , где  надёжно  подпёр , а  где  и
новые  заколотил . Как  словом  так  и  делом  поправил  ограду ; ранее  заброшен- 
ный , неухожённый  двор выглядел через  часик  прилично . Ровные  тени  от  забора
ограды  и  прясла  радовали  глаз  и  уже  не  так  тоскливо  выглядела  жизнь . Двор
подмёл  тщательно , да  окропил  водичкой , то – то – же, не то что ране . Проделав   
самое  трудоёмкое  принялся  уже  неспеша  править  покосившийся  полисад. Отбил
цельно  три  пролёта , уронил  на  землю , подправил  косину , затем  таким- же ма-
каром  цельно прибил  к  столбцам , знатно  получилось, красиво  со  стороны  и  даже  малина  ране  поникшая  засверкала  зеленью  листьев  и  красных  ягодок .
Варвара  Петровна  и  мама  вышли  подышать  на крыльцо , заодно  посмотреть ,
кто  это  стучит , да шумит  по  двору . Думали  Ванька  по  малолетству  забавляется
ан  нет  делом  занимается ; да  с  удовольствием , как  будто  у  себя  тут  хозяин .
Обои  заплакали , глядя  на  примерного  паренька,  к  примеру  винцо  красное  вда -
рило  в  голову . Варвара  спустилась  к нему. “ Тебе , может  помочь , Ванюша “. Да
нет, заканчиваю ; смотрю  порушено , решил  подправить “. Покачала  головой  Вар- 
вара  Петровна , молчком  отошла  и  здесь  ни  при  делах , везде  прижали , жизнь 
течёт  своим  чередом , молодая  поросль  выходит  на  дорогу . История  известная ,
на  войну  ушёл  молодой  муж, там  и  погиб. Одни  только  фотографии  со  стены ,
да  пару  газетных  вырезок  напоминали  о  нём . Вот  он  на  комбайне  с  широкой
задорной  улыбкой , с  чубом  набекрень . Совсем  ещё  парнишечка , некрупный ,
живой , а  вот  он  в  шинели , две  медали  сбоку :” За  отвагу “ и  вторая  за  взятие   
Вислы . Глаза  широкие , светятся , улыбается  бесшабашной  улыбкой , показывая
ровные, крупные  зубы  в  ряд . Должно  быть  это  невыносимая  пытка  жить  вот  так  с  прошлой  счастливой  жизнью , откуда  берутся  силы , откуда  теплится  Вера
откуда  тлеет  любовь  в  её  глазах. Помнит  Ваня , приходила  к  ним  всегда  свети-
лась, радовалась, жила  их  радостями  и  горестями ; жалела, успокаивала , гладила ,
любила  и  целовала  своих  беззащитных , милых  ей  детишек . Детишки , любили ,
обожали  её , она – же подобно  клушке  защищала  их  от  горечи  и  беды , дарила 
радость  и  любовь. Ваньку – же любила  по – особенному , прижимала его , гладила
по  головке  и  так  долго , долго  миловала , словно  мать  родная . Может  напоми- 
нал  чем – то молодого  парня  и  прошлое , с  которым  не  могла  расстаться , а  мо-
жет  доверчивостью , чистотой , прямотой  характера  напоминал  кого – то и  то  и  то  одинаково дорого. Как  же  иначе , ведь  то  часть  её  и  Ванечка  тоже  отложен
в  память  прошлого, значит  очень  дорогого. Любила  она  детей, их у неё не было.
25
Вела  она  строгий  образ  жизни, свято  любила  своего  мужа , берегла  свою  любовь , свою  прошлую  память , не  могла  променять  это  святое  на  другое , на
безверье , на  лёгкую  жизнь , на  предательство . Глубоко  и  сильно  полюбила 
своего  суженого  и  дальше  любила  его  уже  неживого, но воскресшего  в  светлой
памяти . Где  такое  встретишь , велика , неизмеримо глубока  духовная  сила  веру -
щей  в  свою  истинную  веру  предназначения  простой  мариечки ; ни  с  чем  не  сравнимо , неизмеримо  самоотречение , добровольное  самопожертвование  во имя   
жизни  на  земле , во  благо  не  окрепших  сирот , брошенных  на произвол судьбы
людьми , родными  и  близкими . Чувствуете , какой  гнетущий  смысл  кроется  в
промозгло  откровенном  контексте  прогнившей  эпохи  времени . Нет  времени 
описывать  сентеции  негодования ,  хлопотно  это  занятие . Сложеницын  усердно
описывал  это  направление , но  похоже  не  насторожили  ушлый  люд  к  верной 
интерпретации. Отражение , боль  это  прекрасно ; но само  по себе оно  отражает
лишь безвыходность  приглушенного отчаяния и этим пользуются высшие  эшелоны
на  этом  играют  власти  и  лепят , плетут  паутину  из  гномов . У них своя  правда ,
основа  их  блеклая  ярость  метала , что  им  до  Вас ; им  слава , им  доблесть  заве-
щена  Вами, они  управляют  как  быдлом  рогами; в  каком  направлении  их  повер-
нут, в  таком  управлении  Вас  прикуют ; Вы  сами, с  усами  и  сами  рядами , идёте
бредёте  за  ними  стадами ; ах , жестко , ах , ложно , но  всё ж таки  можно ; по нра-   
ву, в  забаву  Вам  хлеба  в  награду, картинку  в  усладу, смеетесь  по праву; другого
от  мысли , корежит  в  домыслии ; но Вы , вместе , рядом , от  этого  стадом  ревёте ,
мычите  и  ждёте  полёта  заветного  важного, удара  в  отлёте ; ведь Вас  приучили ,
ведь  Вас  отучили , ведь  каждому  будет  по  пайке  в  налёте ; традиции  сильны ,
их  мудрость старины ; с глубокого  зарода  курятся  смоки  рода  , с  той  стародав-
ней  Ярославской  головни ; с  религией  в обнимку , Ярилой  на  отшибку , гуляет , 
разрастается  Черниговский  престол ; Олег глядит  вдогонку , не  благолепен  звон ,
тот , но что  поделаешь , созвон  поднял отца , престол; красиво, зело  лепно, в  душе
звучит  ответно и  главное  звучат  в  церквах  колокола  и  люд  народ  престольный
кучкуется  у штольни, и  в яму для  забавы  кидает  кич-дерьмо и дале этой  штольни   
куётся  ярость  вольно ; не  ты  его , так  он  тебя зажмёт , так  лучше  для  провара
ответного  удара , расширить Русь , всем  будет  хорошо ;  а  по  дорожке  славной ,
земельки  необъятной , дарами  божьими  народ  встречной  дарить ; эгида  божья
главное , во имя сына , бога  и  святаго духа народ  встречной , чужой : порабощать ,
учить  как  жить, по  ходу  тоже  главное, свои  церква  заглавные  в  острогах , в  по-
селениях мостить; политик  вкус, без нрава ус, Азию, бесславно, Омск, центр России
дальний  Красноярск  и  с  Севера, Востока, своей  земли  не  много  и  дальше, боль-
ше ; пушками , картечью , штыком , мечом  и  местью  порабощать , уничтожать, где можно, есть  земли  на  чужом  материке  не счесть!!! Вернёмся к повествованию   
26
Не  борются , уезжая  из  родной России , а  кликушествуют, тем  самым  производя  брожение , да  отторжение  частиц  культуры  прошлого. Ибо  какая  значительная
позиция  культурного  прошлого  не  была  бы  важной  и  дорогой , всякое  написа-
ние  из –за  бугра , вдали , в  стороне  от  своей, родной  земли , считается , рассмат-
ривается  в  раздор , на  сторону  той  страны , которая  тебя  приняла .Этого  не  по-
нять , не  быть  мудрецом , не  быть  патриотом . Не  государство , власть - организм
который  народ  выдвинул   взамен  своего – же  упорядоченного  управления  разье-
диняете, кидая  на  чашу  весов  реальности  ВРЕМЕНИ, не  может быть всё справед-
ливо  в  чистом  виде, откуда  у  Вас  это взялось. Вы  оторвались от  реальности, оно
Вас  и  выкинуло, а не кажущееся  Вам , Ваша в  чистом  виде  справедливость . Нас-
тоящий  патриот  и  болельщик  своей  ОТЧИЗНЫ молча , мужественно  переносит
тяготы , превратности  жизни, примером  как  герой  романа  Ваня . Не стонет , не  ноет , не богохульствует , но  ищет  на  всё  ответы , хочет  понять ,откуда  причины,
где  истоки  их , можно ли  их подправить и  главное  как  самому быть, относиться ,   

приучены  вещать.  Всё  правильно , всё  верно , так  надо ; но есть реальное  время
мы  в  нём  живём, потому  оно  выбирает тех, кто  в  нём ; выпавших , оторвавшихся
по- боку, другого  не дано.К  примеру Сахаров  являл  российскую боль,олицетворяя 
болезни  и  симптомы , так как  являлся  одним  из  создателей  ядерной  бомбы , соз-
нательно  шёл на  ошибку, знал , его поймут , простят, другого  пути  у  Нас нет. Нас   как  государство , как  народ  в  вынужденном  союзе  сломят , повергнут , поставят  на  колени, третьего  в  мире  природы  Земли  нет , так  обустроена  природа  орга- нического  взаимодействия  вcех  живых  существ. Неразумный, животный мир   питается  друг  другом , разумный  животный  мир  существует  за счёт  исполь-
зования, консолидации  и  уничтожения  друг друга , сообществ , государств, в  конечном  народов . Так  было, так  будет - это ОСНОВНОЙ  ПОРЯДОК
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА  НАШЕЙ  ПЛАНЕТЫ , ДРУГОГО  НЕ  ДАНО  и  это так- же  бесспорно , как  то , что  мы  часть  природы , часть  Системы , часть   
ВСЕЛЕНОЙ .
Сознательно шёл  как  патриот , как  учёный  на  конечный  результат  во  имя 
процветания  Родины, государства  в  котором  проживал, во благо  народа,которому
доверил свою  жизнь  и  помыслы . Благодаря , его  и  таким  же патриотам , молча  делающим , создающим во имя существования этого- же  народа , бескорыстно , без
помысла  ханжества  продуманных  действий ,Мы  существуем  достойно  в  непрос-   
том  разностороннем  мире  Природы , мы  можем  творить, созидать , вносить лепту 
в  культурные  ценности  человечества , мы  можем  органически  преобразовывать
наше  жизнеустройство сообразно  правилам  жизнеустройства  живой  Вселенной .
27
Благодаря  ему  и  подобным  энтузиастам  фанатикам  смогли  какое – то  время
быть  на  плаву , строить  свой  нереальный  коммунизм . Все  мы  замешаны  в  раз-
ных  значениях  концентрата , несовместимых  индегриентов  провара  социализма.
В России  исстари  принято  просить  прощение  у  всего  соборного  люда , или  на
сходе  поселения, деревни. Народ  отходчив , но  и  в  гневе  как  вышедшая  с  бере-
гов  речка, всё снесёт  по  пути. Представители  народа , представленные  и  выбран-
ные  им - же, с  предложениями  управлять , решать , декларировать , судить , да  ря-
дить будут  выполнять  эти  обязанности  по  ходу  принимая  нужные  только  им ; но отнюдь  не порученные  им  этим , своим  народом  нужды  и  интересы, по  ходу
как бы  выполняя  поручения , на  деле - же  свои  интересы  и  нужды ; там  чёрт  не
разберётся, права - то  все отданы  им . Отсюда  могут  вполне  легитимно от  их  же
голоса , но уже  с  учётом  своих  поправок  выполнять  на  законом  основании  свои
нужды . Право  на  индульгенцию , обутую  в  накормленную  совесть , уже  куплен-
ную  народными  деньгами  вершить , решать , сажать , преследовать , распростра - 
нять, контролировать, травить, откровенно или  с тени, жечь, убивать , уничтожать, 
растлевать , разлагать , вещать , наставлять  и  учить . Всё  так  ловко  продуманно ,   законно  и  умно , как – бы  от  имени  народа . Не  разберёшься,  не  подкопаешься ,
не  осилишь , вся  силища  у  Василиса ; истерзает , закогтует , замучает  по-всякому 
им  опыта  не  занимать. Вона  только  этим и занимались, только этим  и  совершен- 
ствовались , смотрите  прямо : НКВД ,ЧК , РК КРПБ, КГБ ,тянется , тянется ниточка
алгоритма  тренда  динамики , откуда ? оттуда ! замучаешься  пыль  вытирать . Мы,
поисковики , гуру , пророки , не  успеваем  пыль  с вещей  суждения  убрать , чтобы
ту  истину по – старому  узнать . Нам  в  гнилопарк  нет  бирочки  прохода , на  лбу 
лежит  клеймо  другого , иного – чужого . Ек , тяжела , невесела , судьба  писателя,
поэта , социанальный  СМИ  как- бы, не  весело  в  тени; так  дело  обстоит  сегодня,
c  Вами , была  программа  Кстати , посмотрим , что  же  будет  дальше , поживём ,
увидим. Ловко , находчиво , без  тени  хитросплетенья , уловок  и  забвения  и  если   
это  выглядит  не  так , ты  сам  в  глазах  своих  дурак  и если  это  выглядит  не  так, 
мы  сможем  сообщить  Вам  эту  новость. Ловко , находчиво , умно , игра  по  схеме
домино; кто  больше  дал, тот  больше  взял; вот  и  стоит Отечество , народ , грустит
стучит  российский  патриот; Америка  ушла  давно  в  поход , бойскауты , хелуим ,
индейцы , цветные  скальпы , негры , рабы , вассалы , феодалы ; всё  промелькнуло , 
всё  прошло  за  двести  лет , у  нас  в  кино  и  в  жизни  продразвёрстка. Однако  проще, грабили  в  законе, ромашкой  заполонён , культура  наш  хамелеон ; долбит   
упорный  дятел  в  тон ; нашёл  личину , полетел  к  себе , к  птенцам , в  гнездо , в 
дупло; пришёл  привычный  лесоруб, деревья  сшиб , и  был таков ; фашисткий  асс 
СС, Гестапо, ломали  и  зорили  домик  тёти  Капы, что  на  пути  стоит ; так что - же   
28
мы, Мы  движимы  заботой , поставить  домик  в  стороне ? Нет , нет , не… Мы ,тан-
ком  этим – же  сминаем , всё по дороге , что  живое ; не  смог  уйти , сам  виноват ,
кровавый  след кап , кап , кап , кап; Ничто  не  ближе  им  в  роду ,  корпоративный   
дух  в  чаду , особый  взгляд , особый  почерк , особое , расчётное , оно- же и  отчёт-
ное  число. Зачёт , расчёт , отчёт , свой  проверяет  счёт ; свой  своему , не  выклюет 
глаза, свой  своего  всегда  замажет ; но  как- же  плата  жизни  и труда , что  женщи-   
на – мариечка  в  ней  сожжена , что  общество , в  смущении  отводит  свои  глазки ,
что  государство  подобно  мифическому  гарпию  Василису  клокочет , кровью  упо-
ясь , в  забвении  старушечка  стоит ,  шестнадцать  рубликов , на  них  глядит ; Все
силы сердца  отданы  стране , земле , детям , людям . Где  благодарность , где  соли-
дарность ;  болтаем  много , трибуне  в  радость; большие , ратные  дела , значением
республика  полна ;  вся  колхозня  мытарит  бедность , страна  порушена , не  жжёт   
огня . Всем  трудно , массами , рабочий  и  крестьянин  из  подворотен  смотрит  на
меня  и  так  везде  и  у станка  товарищ, морковный  чай, сто  грамм  сырца . Внут-
ри  своей  страны , внутри  своей  земли , Мы , всё  изгои ,  хелуим  по – русски  и 
тёти  Капы  и  дяди  Лёши, слепые  музыканты  в  поколении , в  забвении  сидят  как
на  параше , не ведая  дурман  российских  мудрецов , …
Сколотив, набрав, забор  с  улицы , Ваня  принялся  колоть  груду  прошлогод-
него  пропила  бревен. Выкинул  из  сарайки , наваленные  корявые , в  сучках  брёв- 
нышки ,  женщине  видно  они  не  под силу. Ванька  имел  небольшой  опыт  работы   
с  такими  чурбаками , там  где  вяз  топор , вставлял  в  место  клина  железную  по-
лосу , вгонял  её  по- нихочу, куда  чурбаку - трещал, раскалывался   пополам . Брёв-
нышков  оказалось  немного с  пол - куба , разделал  их  пополам , этим  доморощен- 
ным  клином , загоняя  до  конца  колтуном , у  отца  подсмотрел ,  как  тот  колол
трудные  распилы , здесь  пригодилось . Надо – же  какой  маленький , а  крепкий , мы- то  женщины слабые, ничего  не  можем.“ Седьмой  класс  пойдёт , самый  силь-
ный  семья “- высказала  гордо  мама. Кучка  образовалась  внушительная , втроём   
быстрентко  сложили  колотьё  в  сарайку. Ванька  не  поленился , подмёл  всё  щепу
по двору . Вид  совсем  другой . До того  неухоженный , неприглядный  двор  с  по-
косившимся  забором  и  скарбом  брошенным  там  и  сям  являл  неприглядную  картину , в  итоге глаза  радуются , не  зря  зашли  на  огонёк  по  старой  памяти . Как  ни  отказывался  Ваня, не  смущалось  его  мама, благодарная  Варвара  Петров-
на  вытащила  красную  наливку, вывалила  картошку  в  мундире, с  огорода  надёр-
гала зелени, огурца , помидор , вытащила  припасённое  сало. Как  в  войну , заметил
мальчик . Из печи  вынула  пирог  с  творогом , принесла  квашёной  капусты . Сели
праздновать  встречу. Пропустив  несколько  стопочек , расслабились , нахлынули
воспоминания. Женщины  по очереди ,в порыве  откровения  рассказали  свою  жиз-
29
ненную  историю. Много  интересного  услышал, познал  про  прежнее  из  уст жен-
щин . Казалось , сам  народ  говорит  от  их  имени . Варвара  Петровна  рассказала
про  довоенную  свою  канитель, при  том  глаза  светились. Она  ласково  смотрела
на  фотографии  своего  погибшего  мужа , который  не  пришёл  с  войны . Читала его  письма, плакала , беспрестанно качая  головой . Жизнь  прошла , кому  мы  нуж-
ны, дали  вот  пенсию , не  могу  без  работы , для  меня  детдом , ребятишки  как  родные , этим  и  живу. Помощи  ни  от  кого  нет, вот  живу для  людей , помру , по-
хоронят , забудут. Эх, жизнь, ты  Ванечка  не  слушай  нас  баб , спасибо , что  загля-
нули, не  забыли , вот  буду  помнить  Вас  и  тебя  мальчик  мой . Как  живёшь – то,
в  интернате , терпи , вырастешь большим, приезжай  не забывай , мне  очень  хочет-
ся  узнать  про  тебя , ведь  ты  мне  как  сын  родной . Совестно  стало  от  этих слов
Ване , решил  про  себя  приезжать  сюда  к  Варваре  Петровне , да  куда  там . В бу-
дущем  нет тропочки  назад , да  и  не  по  дороге  путь  его  лежал , всё  мимо , да около; жалеем , когда  вспоминаем , из  памяти  уходят  милые  черты  и  милый лик
и  милые  глаза  и  образ  видится  в  тумане , за далью  даль , не  близок  свет , по прошлому  горит  рассвет . Хорошо, тепло  стало  на  душе  Ванюши, а  мать- то по-   
вело  на  слякоть . Изрядно  порушенное  невзгодами  её  равновесие  дало  осаду , валом  потекли  слёзы  вместе  с  воспоминаниями, в прибранной  избе. Как  понял ,
Ванюша, для  неё  это  был  некий  отчёт , акт  оправдания. Несправедливые , нере -
шённые  комом  стоящие  вопросы  всегда  найдут  из  человеческого  содеянного     ужаса  зла  выход , всегда  проявятся  как  ни  скрывай  их  внутри  себя . Покаяться
всегда  присутствует  в  человеке , пока  он  не  потерян  для  себя . Не  покается , не
не  оправдается  и  нет  в  нём человеческого  духа , стало  быть  выгнал  его , поса-
див  взамен  злобного , страшного , коварного , вероломного  зверя , которого  и
величают  церковные  схимники - сатана . Но это  не  так , это серьёзнее ; тот  в  ил-   
люзиях , картинках  набожного  склада  ума  красиво , надумано  питает , смущает  человека  и  его  психику дозой  требуемого  дурмана  страха . Но , Ванька  догады -
вался, шёл к тому; жизнь  внутри  тебя  и  происходящее  в  тебе,  снаружи  отражён-
ная  тобой  гораздо  сложней, неосязаемее  этих  сладко  умиротворяющих, культово
исторических  теорий .  Понимал , не  следует  глубоко  копаться  в  себе , в  других   
людях; но, что  поделаешь так  он  был  устроен, все внутренние , скрытые  про- цессы помимо  желаний  и  воли  откладывались , выстраивались  в  стойко ло- гический  порядковый  лабаз , путём  многократного неутомимого  подтвержд-
ения  опытного  отбора  исследования . По  этому  пути  мальчик  шёл  давно , с трёх  лет, с  тех лет  когда  его бросили , кинули  родные , близкие  люди . С тех пор
занимается  поисками  причин  побуждающих  людей  так  поступать. Заметим , он
имел  в  виду  действующую  действительность , а  не  превознесённую  внутри  себя
30
своего  мироощущения  чуда  божественного  свойства, потому , что знал , постиг с
с  тех трёх  лет  начало  познания  жизни  и  познания  живого  на  земле, хотя  слож-
но , но  как  интересно. Познать  всё , что  можно  и  нельзя , вот  для  чего  пришёл
разумный  человек  в  этот  мир. Мир  же  может , он  в этом  убедился  обойтись  без
него, у  него  очевидные  факты  маленького , но  всё  же  опыта  и  это  никуда  не  уберёшь. Так – то, в  боженьку  веруй , да  сам  не плошай , учил  его  отец , с  того
века  мудрец . Заложил  в  нём  основы  своего , в  каждом  человеке  разумное  виде-
ние поведения , верия - неверия, базирующейся  на житейской  философии: на чести,
совести, труде, достоинстве  и  поведения в  судьбе . Он  говорил , - болтун  болтает,
умный  книжечки  строчит ; дураки  мычат  до  зорьки , глупые  торчат ; а , пастух 
Егорка  по деревне  в  зорьку  в  свиристель  играет , бурёнушек  сзывает , да  кнутом
щелкает ; погоняет  по  лугам , по низинам , по  долам , глядь  полным - полна  лужайка  вымя  полно  балалайка; вся  деревня  на  поклон , бежит  встретить  свой
угон ; а , Егорка , так  Егорка , полна  сумма  со  дворов , нет  в  деревне  дураков , ..
Поплакалась , очистила  совесть  перед  праведной , простой  женщиной , заменив-
шей  её  на  четыре  года  бесчестья . Вино давило  голову , раскаяние  вышло  нару- жу. При  расставании  мама  божилась  в  поклоне, слёзно  просила  прощения, лезла 
целовать  ручки  благородной  Варвары  Петровны, беспрестанно  лепеча , слёзно умоляя  простить  её  бестолковую, безграмотную, бедную  женщину, которая  будет
каждый  день  молится  за здоровье  и  благоденствие  благой , светлый , добропоря-
дочной  женщины. Со  стороны  сцена  выглядела  спорной , бог  рассудит , Ванька
вмиг  покрылся  потом  стыда , начал  кривить  губы , отвернулся  в  сторону , его  коробило  от  постыдного  лицедейства  матери . Стыд  за  раскаяние  проявленные
таким  образом  унизили  его чувство  и  любовь  к  нянечке  Варваре  Петровне , вы- 
холостили , затушевали  благородные  чувства  бурно  игравшие  в  нём. Ваня  видел
юродивые  внешние  действия матери , словно  из  спектакля , но  слёзы -то и  раска- 
яние  были  настоящими . Маму трясло  нервным  трансом, это  случалось  в  момен-
ты  потрясения , переживания , это началось  с  тех  злосчастных  событий  после по-   
гибели  Васька  и  Надюшки . Ваня  сжалился  над ней , не  выдержал  тоже  расспла-
кался как  ни крепился-расплакался, вот  дела. Это  были  слёзы  примирения, про-
щения  им  матери .Только  бы  не забыла , помнила бы , считала бы  это раска-
яние шагом  к милосердию, к  нему, к близким , к родным , к  детям как  жалко
то прошлое, счастливое  время, когда  нежно, чисто, самоотречённо  с  любовью 
вглядывалась  в  него, искала  в  нём свои  повторы и  надежды  в  будущем .
Святое  детство, святое  прошлое, все  выросли  из  той- же горести, ушло в прошед-
шее , ушло  на  поросль ;  глазами  слёзы  затмили  дни . Тяжело переживать , тяжело
тосковать , с ним  грубо  обошлись , щеночком  малым  бросили  в  дрова : на  траве   
31
дрова, на  дровах  трава . Он  горько  страдал,  что  так  с  ним  грубо  поступили ,
будто- бы  с  чужим , не  родным. И  жалел  мать  и  любил  и  тосковал  и  отторгал
показное  кликушество  слабости, беспомощности . В предверии  будущей  жизни
общество  мстило ей  за  безграмотность и  невежество через  самое  тонкое  место,
через  детей , за  ханжество , за  кликушество , за  простоту  народного  цинизма. Де-
ти  расплачивались  за  слабости  своей  шкурой  и  честью. Откуда  ей , простой  ма-
риечке  было  понять  такие  тонкости , благонравные  свойства  человеческой  нату-
ры . Примитивно, в  грубо – упрощённой  форме  она  и  всё  её  семейство  выпало  из  сферы  функционального  взаимодействия  назначения  государства.  Да  и  госу - 
дарство- то  не  шибко  глубоко  вникало, по  мере  возможного  пыталось  привести
законы  в  действие . Жалкое  материальное  состояние  предусмотренное  на  содер-
жание  подрастающего  поколения , предлагаемую  поддержку  семьи  оно  деклари-
ровало  в  высших эшелонах  власти, мизерно  выдавливая из себя  словно из  прош-
логоднего  тюбика  абсурдно  продуманные  нормы  помощи  прикрывало  от  имени
выборного  народа  возможности. Над  этим  смеялись  в  кулуарах  власти  и  конеч-
но  в  простом  люде. Какая  глупость , какой  абсурд , какая  чушь ,  какая неувязка , 
как  люди , народ , этого  очевидного  обмана , хитрой  лжи  не  увидели. Да, видели
конечно , видели , опасались , побаивались, нутром  догадываясь  близится  расплата
зло  смеялись  “в  тихушку”,  мстя  в  отмеску  в  людных  местах  меткими  словами
за  вверенную  им  верхушке  индульгенцию  управлять  их- же  состоянием. Ванька 
наблюдал  как  смурмыжничал  народный  организм  со  своей  властью , ну ровно
кот  у  радеющего  хозяина. Поймает  мышку , позабавится , помучает , покусает  до
выкладки, на  мол  хозяин  дань  плати  за  то, что  службу  на  тебя сполняю; не зап -
латишь , уйду , погрязнет  твоя  вотчина  в  бедности  и  дерьме . Не  будет  жито , муки , корыто  без  надобности  рассохнется  и  двор  погрязнет  в  тишине  и  полчи-   
ща  уже  не  мышей, а  крыс  хозяевами  будут  шастать  при  луне. Всякого  повидал   
всякого  познал  наш  Ваня  и  инакомыслие  и убогость  и  нищету  к  примеру  рас- 
скажем  о  тёте Капе , о дяде  Лёне . Нет  не о том  слепом  дяде  Лёне, что  играл  на
баяне  в  местном клубе  за  право  проживать  в  жёстком  мире ; а  о  том, что  жил в
своей  покосившейся  избушке  с  тётей  Капой  и  семейством  по  соседству с  мага-
зином  кооперации ” Райпотребсоюз “.
32


Рецензии