О национальной русской кухне

Неделю назад я покупал специи в индийском магазине. Непроизвольно обменялся улыбкой с индусом под два метра ростом с огромным откляченным задом. Его жена была немного меньше его ростом, но с огромным пузом. Супругам было лет по 50-55. Они покупали какие-то специфические индийские блюда с неизвестными мне названиями. Я был не рад, что улыбнулся дядьке-индусу. Ему было видно скучно в этой жизни. Супруги иммобилизовали меня между двумя своими грандиозными организмами и начали насиловать идиотскими вопросами. Я не мог вырваться из этого окружения. Узнав, что я - русский и выяснив, что я люблю готовить обеды, они стали требовать, чтобы я им рассказал об особенностях русской кухни.

Дело в то, что я давным давно очень хотел понять, в чём же заключаются эти патриотические особенности. Не мог же я сказать, что в России принято готовить чихамбили, супхарчо, азу по татарски и т.п. Или сообщить, что русская кухня - это бефстроганов. Строганов придумал это блюдо в одном из ресторанов Парижа и в Россию бефстроганов попал из Франции. Сказать, что русская кухня - это селёдка с картошкой, оладьи, блины, жаренная картошка и т.п. я тоже не мог, поскольку всё это готовится по всему миру. Называется только по-разному. Вспоминается, что лет сорок тому назад я читал в газете о судебном процессе в Японии. Одна фирма запатентовала пироги. Другая фирма продавала нечто подобное, которое подпадало под действие патента. И адвокат этой фирмы заявил, что пироги гововятся в России с давних времён. На что адвокат ответчика парировал истца. Он сказал, что в России изготовляют не пироги, а "пиросики". Не мог же я сказать индусам, что основой российской кухни являются пиросики.

Я знал, что историк Н. И. Костомаров описывал русскую кухню в «Очерке домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях». Обычной едой простого народа было толокно, приготовлявшееся из овсяного зерна методом частичной варки с последующим размолом. Из теста на ржаной или пшеничной муке готовили пироги с мясной, рыбной, творожной, ягодной начинкой. В начинку добавляли кашу, лапшу, яйца, грибы. Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, калья, уха, ботвинья и окрошка. Ну не мог я никак сколотить квинэссенцию из всего, что бог посылал русскому народу на просторах родины чудесной.

Словом, я очень хотел, чтобы индусская жена перестала давить своим пузом мою грудь. Я быстро пошарил в уме и сказал, что в России принято есть солёную капусту. "А как это так?" хором спросили меня супруги. Я подробно объяснил им, как нужно солить капусту. Индус полез в задний карман, достал айфон и попросил меня ещё раз повторить. Судя по всему, рецепт им понравился. "А что ещё?" спросили меня супруги. Ну я по намеченной колее объяснил им, что русские люди обожают суп с капустой и надиктовал на айфон рецепт приготовления борща. Супруги были очень рады, потрепали меня по плечу и потребовали продолжить ликбез. Но у меня уже не было сил рассказывать про русскую кухню, о которой я не имел никакого понятия, поскольку её в реальности просто не существует в том виде, в каком она видится патриотам. Я сказал, что опаздываю на совещание. Вырвался из индусских объятий, заплатил и пошёл к выходу. На выходе я услышал, как индус спросил кассиршу: "Капуста у вас есть?" 


Рецензии
Ну, может быть и есть национальная русская кухня - но не одна, а несколько русских кухонь.
Как-то меня заинтересовала история немцев поволжья. Разбираясь с ней, набрел на такой эпизод: во время восстания Пугачева Державин, тот самый, который "нас приметил и в гроб сходя благословил" побывал в деревне близ Саратова, где жили немецкие колонисты. В своем письме Екатерине II Державин писал примерно следующее: Немцы живут очень богато и многие даже зимой, когда не пост, могут сдабривать кашу бараньим салом.
Понятно, что барин мог лопать разносолы, а пища крестьянина состояла преимущественно из хлеба и каш без жира и на воде. Кухня была сословной, и поваренные книги писались вовсе не для тех, кого обычно купно именуют "народом", а для "элиты". Гурьевскую кашу ели вовсе не жители славного Гурьева, они о той и слыхом не слыхали, а крестьянин, коли ему удавалось разжиться рыбкой, не осветлял уху осетровой икрой и книгу мадам Молоховец в руках сроду не держал.
Но легенды - они и есть легенды. Наверное, в любой стране мира кухня так же эклектична, как и у нас - с оттенками в виде предпочтений и нюансов, а вовсе не коренных отличий от кухни соседей. Да, у украинцев есть свои предпочтения - он чуть больше едят сала и борщей с буряком, но попроси кого-то назвать коренное отличие их кухни от нашей, и ничего не выйдет. Все мы одним мирром...
В общем, прочел с удовольствием. Пойти съесть, что ли, чего-нибудь?

Алексей Степанов 5   03.08.2015 21:57     Заявить о нарушении
Я это всё скопировал со своего живого журнала (http://systemity.livejournal.com/3029846.html), где эта публикация следовала после заметки о проекте, готовящемся в Госдума о введении в рестораны принудительного ассортимента блюд русской кухни. Поскольку на прозе.ру не принято цитировать текущую информацию из интернета, получилось немного непонятно, к чему я всё это клонил

Леонид Андреев 2   03.08.2015 20:08   Заявить о нарушении