Крещение и Украина-Русь

             Сегодня вторник, 28 июля - День Крещения Руси. В нынешнем году особенное, ведь это и День тысячелетия смерти князя Владимира - Человека, который Русь крестил. 28 июля православные христиане отмечают День крещения Руси и день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, с июня 2010 года ставший государственной памятной датой.

                Историки стараются изучать многие материалы, которые хоть косвенно относятся к этому событию, например, записки иностранных историков, а также легенды, былины и сказания. Дело в том, что текст летописца Нестора, рассказывающий о Крещении Руси и о Св. кн. Владимире, был написан примерно через 100 лет после знаменитой даты Крещения Руси. Отсюда и гипотезы, и предположения, вызывающие разногласия. Этому событию посвящены труды больших историков М.С. Соловьева, В.Н. Татищева, Б.Н. Сергеевского, К.И. Зайцева и других.

         Согласно историко-географическим сведениям славянские племена раскинулись на огромных просторах по берегам больших рек, что содействовало народному и государственному единству.  Можно предположить, что предки современных русских, украинцев и белорусов не ссорились за землю, которой было так много и по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг на друга. Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство. Некоторые из путешественников хвалили обхождение восточных славян с пленными, которым оставляли жизнь, и отмечали, что у славян пленные не работали целый век, как у других народов, но, после известного срока, их освобождали. Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но никогда не были агрессивны по отношению к соседям, или жестоки к ним. И эта черта проходит через всю дальнейшую историю Российского государства.

                Святой равноапостольный великий князь Владимир Красное Солнышко (ок. 960-1015) был сыном Киевского князя Святослава, который являлся внуком Рюрика и внуком святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Нужно отметить, что  первые пять князей до Владимира - князья Рюрик, Олег, Игорь, Ольга и Святослав - были неоспоримыми историческими личностями, но по своему  поведению значительно отличались от князя Владимира и его потомков. Эти князья стремились к походам, к завоеванию соседей и  более сурово относились к подданным.  Возможно, более вдумчивый и государственный взгляд стал формироваться у Владимира еще и потому, что он был сыном наложницы князя Святослава - ключницы  правящей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. И хотя мать воспитывала сына  молодого князя при дворе, стараясь подчеркнуть его княжеское происхождение, он, с годами осознавая что рожден женщиной из гораздо более низкого сословия, научился размышлять о многом, особенно, по части государственных дел.

          Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, - землю Древлянскую, а младший, Владимир, - Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси. Жизнь князя Владимира делится на два периода - до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.

             Оживленная торговля привлекала "гостей" из Царьграда, с которыми порой велись религиозные беседы, заставлявшие князя глубже задуматься над духовными вопросами. В 983 году князь Владимир Святославич совершил удачный поход на ятвягов. В 987 году он захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп.

             Из последующих событий надо полагать, что кн. Владимир размышлял о вере, о сути и разнице религиозных учений своего времени, о коренном вопросе: какой Бог истинный и какая вера правильная. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

               В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией.

            По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.
Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь - святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко.

        Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками.Но церковное почитание святого князя Владимира началось на Руси значительно раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.

                +     +    +

В День крещения Руси лидеры России и Украины в своих речах по-разному истолковали роль князя Владимира. Владимир Путин говорил об истоках уникальной российской цивилизации, Петр Порошенко — о европейском выборе монарха.

          Накануне президент Путин посетил отреставрированный Князь-Владимирский храм при Московском епархиальном доме, восстановление которого было приурочено к празднованию. «Его [князя Владимира] выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны-цивилизации… Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада, и Востока… Эти духовные истоки и сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии», — заявил Владимир Путин на торжественном приеме в Кремле по случаю тысячелетия смерти князя Владимира. В завершение своего выступления Путин поздравил гостей с Днем крещения Руси.

          Президент Украины Порошенко во вторник принял участие в божественной литургии во Владимирском соборе.  «Владимир более тысячи лет назад сделал не только религиозный, а цивилизационный, действительно европейский выбор… Болгария и Грузия, Греция и Кипр, Румыния и Сербия имеют независимую автокефальную церковь. Чем Украина отличается? Почему мы должны быть исключением из правила?» — написал на своей странице в Facebook Петр Порошенко, поздравив пользователей «с Днем крещения Украины-Руси!».*

         Торжественные мероприятия в России регламентированы особым распоряжением правительства от сентября 2014 года, его исполнение курирует специальная президентская рабочая группа.** В нее входят церковные и государственные деятели, в том числе министр культуры Владимир Мединский, президент РЖД Владимир Якунин, протоиерей Всеволод Чаплин, мэр Москвы Сергей Собянин и другие.  Мероприятия включают в себя, помимо прочего, праздничные концерты, крестные ходы, восстановительные работы религиозных объектов. 

            На Украине торжества скромнее: во вторник после литургии состоялся крестный ход c cемью чудотворными иконами от Владимирского собора к памятнику святому Владимиру.  Порошенко примет участие в торжественном заседании Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций «Закон и благодать Земли Украинской». На вечер запланирована праздничная программа на Михайловской площади, где в ходе мультимедийного действа будут исполнены хоровые произведения украинских авторов.


                Елена Грислис. 28.07.2015



_____________________________


* В украинской исторической науке термин Русь-Украина или Украина-Русь используется наравне с традиционной для российской историографии Киевской Русью.

** Из 85 мероприятий в 66 РПЦ является единственным или одним из исполнителей. В начале июля стоимость торжеств выросла на более чем 111 млн руб., достигнув 769,3 млн руб. Из них 274,5 млн руб. выделяют федеральный и региональные бюджеты, а внебюджетные источники должны принести 494,8 млн рублей.


               


Рецензии
"... текст летописца Нестора, рассказывающий о Крещении Руси... , был написан примерно через 100 лет после знаменитой даты Крещения Руси."
Почти через 200, поскольку самая ранняя датировка написания ПВЛ - ок.1170 г.

"Можно предположить, что предки современных русских, украинцев и белорусов не ссорились за землю, которой было так много и по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг на друга."
Это дилетантское суждение, видимо, призванное убедить читателя в том, что вражды между тремя народами в прошлом не было. Наши предки обрели свою родину примерно в 7-8 вв. Они не были автохтонами (возможно, кроме районов среднего Днепра и Припяти). По данным исторической науки, ильменские словене пришли с запада, с южного побережья славянского Поморья и, следовательно родственны полякам. Поляне, видимо, еще более близкие родственники поляков, и отпочковались от западнославянского племени полян. Северяне - потомки антов, ассимилировашие сарматское племя сявиров (в переводе - "черных"). Кривичи, видимо, родственники балтов (Криве-Кривайтис - легендарный балтский колдун), вятичи и радимичи пришли с Верхнего Днестра. На этой пестрой этнической основе и формировалась древнерусская народность. Друг с другом они не ссорились, тем, кому не хватало земли, мигрировали в восточном направлении, где они ассимировали волжских угрофиннов и вытеснили местных балтов (с балтами были военные столкновения вплоть до 13 в.).

"Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство... Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но никогда не были агрессивны по отношению к соседям, или жестоки к ним."
Благие и общие рассуждения. Надо подходить к вопросу объективно. Если вы имеете в виду под "славянами" восточных славян, так и надо писать, а то получается, что кроме наших предков других славян не существовало. Что за чужеземцы посещали Русь? До нас дошли лишь сообщения арабских географов и западно-европейцев, Русь не посещавших, о народе "рус", в которых ничего подобного нет. На племенных территориях восточных славян, как и у других племен на стадии распада общинно-родовых отношений, существовал обычай гостеприимства в отношении чужаков. Славяне, как и другие варвары в эпоху Великого переселения, проявляли и зверскую жестокость, и военную и просто человеческую хитрость. И, разумеется, посягали на чужие земли в перио экспансии 6-8 вв. А поздняя история ильменских словен и вятичей - это непрерывные захваты чужих земель на востоке и северо-востоке европейской части современной России. В то же время византиец Прокопий, рассказывая о склавинах и антах - общих предках славян, - находит в себе силы отметить незлобивость и открытый нрав наших далеких предков.

"князья Рюрик, Олег, Игорь, Ольга и Святослав - были неоспоримыми историческими личностями"
Рюрик не историческая, а легендарная фигура, вроде Меровея, легендарного основателя франкской династии Меровингов.

"Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, - землю Древлянскую, а младший, Владимир, - Новгород."
Святослав ничего не делил, т.к. не собирался помирать. Он поручил старшему сыну управлять политическим центром державы - Киевом, среднему поручалось управлять Древлянской землей, а младшему, 10-летнему Владимиру - Новгородом. Братья были регентами в отсутствие отца.

Алексей Аксельрод   23.07.2017 01:18     Заявить о нарушении
Характерно отсутствие реакции "Страниц истории" - крыть нечем.

Алексей Аксельрод   28.09.2017 18:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.