Рецензия на «Крещение и Украина-Русь» (Страницы Русской Истории)

"... текст летописца Нестора, рассказывающий о Крещении Руси... , был написан примерно через 100 лет после знаменитой даты Крещения Руси."
Почти через 200, поскольку самая ранняя датировка написания ПВЛ - ок.1170 г.

"Можно предположить, что предки современных русских, украинцев и белорусов не ссорились за землю, которой было так много и по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг на друга."
Это дилетантское суждение, видимо, призванное убедить читателя в том, что вражды между тремя народами в прошлом не было. Наши предки обрели свою родину примерно в 7-8 вв. Они не были автохтонами (возможно, кроме районов среднего Днепра и Припяти). По данным исторической науки, ильменские словене пришли с запада, с южного побережья славянского Поморья и, следовательно родственны полякам. Поляне, видимо, еще более близкие родственники поляков, и отпочковались от западнославянского племени полян. Северяне - потомки антов, ассимилировашие сарматское племя сявиров (в переводе - "черных"). Кривичи, видимо, родственники балтов (Криве-Кривайтис - легендарный балтский колдун), вятичи и радимичи пришли с Верхнего Днестра. На этой пестрой этнической основе и формировалась древнерусская народность. Друг с другом они не ссорились, тем, кому не хватало земли, мигрировали в восточном направлении, где они ассимировали волжских угрофиннов и вытеснили местных балтов (с балтами были военные столкновения вплоть до 13 в.).

"Чужеземцы, посещавшие Русь, отмечали нравственность славян, их доброту, отсутствие лукавства, гостеприимство... Славяне стойко воевали, защищая свою территорию, способны были на большие жертвы, но никогда не были агрессивны по отношению к соседям, или жестоки к ним."
Благие и общие рассуждения. Надо подходить к вопросу объективно. Если вы имеете в виду под "славянами" восточных славян, так и надо писать, а то получается, что кроме наших предков других славян не существовало. Что за чужеземцы посещали Русь? До нас дошли лишь сообщения арабских географов и западно-европейцев, Русь не посещавших, о народе "рус", в которых ничего подобного нет. На племенных территориях восточных славян, как и у других племен на стадии распада общинно-родовых отношений, существовал обычай гостеприимства в отношении чужаков. Славяне, как и другие варвары в эпоху Великого переселения, проявляли и зверскую жестокость, и военную и просто человеческую хитрость. И, разумеется, посягали на чужие земли в перио экспансии 6-8 вв. А поздняя история ильменских словен и вятичей - это непрерывные захваты чужих земель на востоке и северо-востоке европейской части современной России. В то же время византиец Прокопий, рассказывая о склавинах и антах - общих предках славян, - находит в себе силы отметить незлобивость и открытый нрав наших далеких предков.

"князья Рюрик, Олег, Игорь, Ольга и Святослав - были неоспоримыми историческими личностями"
Рюрик не историческая, а легендарная фигура, вроде Меровея, легендарного основателя франкской династии Меровингов.

"Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, - землю Древлянскую, а младший, Владимир, - Новгород."
Святослав ничего не делил, т.к. не собирался помирать. Он поручил старшему сыну управлять политическим центром державы - Киевом, среднему поручалось управлять Древлянской землей, а младшему, 10-летнему Владимиру - Новгородом. Братья были регентами в отсутствие отца.

Алексей Аксельрод   23.07.2017 01:18     Заявить о нарушении
Характерно отсутствие реакции "Страниц истории" - крыть нечем.

Алексей Аксельрод   28.09.2017 18:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Страницы Русской Истории
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.07.2017